Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все для Коллекционеров

  Все выпуски  

Все для Коллекционеров


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые коллекционеры!

На Портале Коллекционеров UUU.RU (http://www.uuu.ru) началось
новое голосование на тему “Что, по вашему мнению, должно быть
запрещено законом для коллекционирования?” Варианты ответов:
- запретов быть не должно
- археологические находки
- награды и предметы истории Третьего рейха
- награды СССР и России
- огнестрельное оружие
- холодное оружие
- всех коллекционеров надо сажать! :)
Приглашаем вас принять участие в голосовании: http://www.uuu.ru

Мы также рады вам сообщить, что в продажу поступил новый номер
журнала “Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования”,
#2 (июль - август) 2002 года. Темы номера вы можете посмотреть на
сайте журнала: http://www.antik.ru, а купить журнал с доставкой
на дом вы можете в интернет-магазине Портала Коллекционеров UUU.RU:
http://www.uuu.ru/shop/?do=browse&catID=502

В качестве полезной информации предлагаем вашему вниманию статью
из журнала “Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования”.
Надеемся, что этот материал вас заинтересует.

___________________________________________________

Майский SOTHEBY’S: новые горизонты

22 и 23 мая в Лондоне состоялись очередные “Русские торги” аукционного
дома Sotheby's.

Впервые аукцион оказался поделенным на две части не только во времени
(торги в 2 сессии не раз имели место и ранее), но и территориально.
И если живопись “шла с молотка” в привычном для нашей публики зале
на Бонд-стрит, то продажа декоративно-прикладного искусства была
перенесена по новому адресу, в недавно открытое отделение аукционного
дома в помещении выставочного комплекса в районе Olympia.
Сразу следует оговориться, что предпринятое новшество оказалось весьма
к месту. Ранее, на “смешанных” торгах, прикладное искусство при
значительно более скромных (на фоне живописи) ценах сильно увеличивало
объем каталога и продолжительность аукционных сессий. Как следствие,
покупательская активность к окончанию торгов снижалась, публика
начинала уходить из зала. Сейчас же на “прикладные” торги приходит
именно та часть покупателей (в основном дилеры), которой они более
интересны.
В отличие от “головного” представительского зала, торги в Олимпии
проходят в более “производственной” обстановке, образуя аналог, если
так уместно выразиться, фордовского конвейера. А продажи живописи на
Бонд-стрит, как и ранее, обставлены более торжественно и гламурно.
За счет такого разделения, на наш взгляд, Sotheby's удалось
сконцентрировать внимание крупных дилеров и конечных покупателей
именно на более дорогой, “живописной” части аукциона. Хотя, к чести
организаторов, необходимо добавить, что и торги по прикладному
искусству изрядно пополнили копилку аукционного дома. Но обо всем –
по порядку.
Российские арт-дилеры направлялись на торги со смешанным чувством.
С одной стороны, каталог обещал немало интересных приобретений.
С другой - всем памятна ситуация полугодичной давности, когда россиянам,
привыкшим быть в числе основных претендентов на главные лоты, удалось
в итоге купить только несколько вещей, в основном, не самых значительных.
Все остальное было с боем и со значительным повышением цен раскуплено
другими участниками в зале и по многочисленным телефонным линиям.
Особенно преуспели западные коллеги, в том числе и наши бывшие
соотечественники. Забегая вперед, скажем, что подобная ситуация
повторилась и на этот раз. Кроме того, опять совпали по времени
“Русские торги” Sotheby's и “Антикварный салон” в Санкт-Петербурге.
И если раньше разница в несколько дней все же позволяла, несмотря на
неудобство, посетить оба мероприятия, то сейчас она заставила большинство
серьезных дилеров предпочесть Лондон.
С самого начала ознакомления предаукционная выставка живописи (с нее
начинались торги) производила яркое впечатление. Несмотря на отсутствие
в этот раз столь популярных у покупателей работ Зинаиды Серебряковой,
“русский отдел” собрал яркую, красивую и качественную коллекцию, хотя,
может быть, и несколько неровную. Ядро аукциона составили несколько
частных собраний, из разных источников поступивших в Sotheby’s для
продажи.
Среди них наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают четыре работы
русских мастеров (две - Айвазовского и две - Репина), выставленные на
торги потомками чешского коллекционера Эмиля Залюса. Интересно, что эти
произведения в 1952 году были национализированы, находились в собрании
чехословацкой государственной галереи в г. Злин и лишь в 2001 году по
реституции вернулись к потомкам законного владельца. Этот факт очень
важен с точки зрения прогнозов на развитие рынка.
Известно, что на постсоциалистическом пространстве в музейных собраниях
находится немало работ русских авторов, ранее принадлежавших частным
владельцам. И если их возвращение прежним собственникам обретет характер
тенденции, то это может стать еще одним источником поступления работ
наших художников на западный рынок. В любом случае, прецедент создан:
все четыре работы нашли новых владельцев, в основном - со значительным
превышением цены.
Яркими красками радовали глаз эскизы костюмов из собрания Ф. Шаляпина,
выполненные Б. Кустодиевым в 1919 году для театральной постановки
“Вражья сила”. Девятнадцать мастерских, по-кустодиевски динамичных,
выполненных с теплотой и юмором работ были буквально “сметены”
покупателями по ценам, характерным скорее для живописи, чем для графики.
И, конечно, трудно было пройти мимо подборки картин, рисунков,
иллюстраций и книг из наследия Ю.Анненкова. Колоритные портреты
революционеров Л.Троцкого, Л.Каменева, К.Радека, других общественных
деятелей, литераторов, эскизы плакатов, книжных иллюстраций, картины
1930-х годов, театральные эскизы - все это открывает перед нами яркий
и самобытный мир одного из самых знаменитых художников русской
эмиграции.
Из отдельных работ следует отметить два внушительных полотна
И. Айвазовского “Вид с холмов на Феодосию” и “Корабль в гавани Неаполя”,
“Мужской портрет”, выполненный К. Брюлловым, “Сидящую обнаженную”
П. Кончаловского, “Натюрморт с цветами и бокалом” Н. Гончаровой,
театральную графику Л. Бакста, А. Бенуа, А. Тышлера.
С самого начала торги пошли достаточно бурно. Участники в зале и по
телефонам активно оспаривали друг у друга право собственности на
подавляющее большинство лотов. Одним из достижений аукциона стал
ощутимый, а иногда и просто превышающий все ожидания рост цен на
многие из лотов при достаточно объективно рассчитанных эстимейтах.
Причем помимо авторов “с именем”, повышенным спросом пользовались
и работы неизвестных художников. Так, маленький, хотя и ранний
“Вид на Кремль с Москвы-реки” начала XIX века был продан за 27 000
долларов при оценке 8700-12 200 долларов. А настоящей сенсацией стала
покупка работы XIX века “Святые Кирилл и Мефодий. Обращение славян в
христианство”: она “улетела” за 144 600 долларов при оценке 20 900-
26 200 долларов. Как пошутил в этот момент один из находившихся в зале
русских дилеров, “пора пересмотреть цены на вещи этого автора”.
Конечно, юмор - юмором, однако никогда еще наши “анонимные” работы не
стоили таких денег.
Это может означать, как минимум, две вещи. Во-первых, покупатели готовы
платить за красивую работу вне зависимости от того, подписана она
“громким” именем или нет. Здесь сказывается преимущество цивилизованного
подхода к организации рынка и аукционных торгов, в частности: красивый
и дорогой каталог, престижный зал, элитарная атмосфера... Во-вторых,
эта черта характерна только для зарубежного рынка нашего искусства,
поскольку в России такие высокие цены на работы неизвестных авторов
еще долго не станут реальностью. Косвенным подтверждением этого стали
более скромные, чем обычно, успехи на торгах, достигнутые российскими
дилерами, - в отличие от иностранцев или бывших соотечественников,
проживающих ныне за рубежом.
Однако бурный рост цен оказался характерен и для большинства работ с
установленным авторством. В конце статьи мы приводим сравнительную
таблицу соотношения предварительной оценки (эстимейта) и достигнутой
стоимости, из которой отчетливо видно, насколько выросли цены на
многие наиболее яркие работы. Результаты довольно быстро стали
ощущаться и на внутреннем рынке. Стагнация в секторе крупных и дорогих
работ, наступившая после мартовского антикварного Салона в Москве
благодаря очевидно завышенным ценам на некоторых стендах, постепенно
сходит на нет. Снова пошли продажи, причем рост цен, хотя бы на
“раскрученные” имена, уже де-факто признан рынком.
Общим итогом торгов по “живописной” части коллекции стала реализация
151 лота из 194 заявленных в каталоге на общую сумму 2 869 399 фунтов
стерлингов (почти $4 200 000). К этому добавляется 274 лота
“декоративных” торгов (из 329 выставленных) на общую сумму 1 226 369
фунтов стерлингов ($1 790 500). Итого объем продаж составил около
6 миллионов долларов. Эти цифры включают комиссию, взимаемую с покупателей.
Кстати, после недавнего “антимонопольного” скандала по поводу негласного
соглашения о размере комиссионных, подписанном Sotheby's с основным
конкурентом, Christie-s, первый поднял свою ставку и берет теперь с
покупателя 19,5% от цены каждого купленного лота в пределах 70 000 фунтов
($100 000) и 10% от цены в части, превышающей эту сумму.
На “декоративных” торгах, как и днем ранее, участники активно “сметали”
не только выдающиеся произведения, в том числе и знаменитых русских
ювелирных фирм, но и вполне заурядные изделия конца XIX - начала ХХ века.
Так же, как и накануне, многие вещи “улетали” с многократным превышением
цены (см. таблицу). В зале, где присутствовали в основном дилеры из
России и Европы, царила атмосфера азарта.
В частных беседах участники торгов удивлялись такому повышению
покупательского интереса, в том числе и в секторе прикладного искусства.
Впрочем, россияне снова выиграли значительно меньше лотов, чем было
запланировано: основная часть коллекции разошлась между зарубежными
дилерами и “телефонными” участниками. И, как сказал один из живущих ныне
на Западе коллег, “настала пора пересмотреть стоимость вещей в своей
галерее и установить на них “завтрашние” цены». Такая позиция может с
первого взгляда показаться русскому покупателю странной, однако,
принимая во внимание постоянное увеличение в течение ряда лет не только
стоимости отдельных предметов, но и общего объема продаж, в корне она
правильна. Вещи все равно продадутся дороже, не завтра - так послезавтра.
А на западном рынке фактор времени не столь актуален, как на российском.
В целом результат аукциона можно признать внушительным. Прошедшие торги
и характерный для них рост цен дадут новый виток развитию продаж
русского искусства как за рубежом, так и в России. Неслучайно “русский
отдел” сейчас внутри Sotheby's считается, несмотря на не самые
значительные обороты, одним из наиболее стабильно и прибыльно
работающих. И можно только с грустью констатировать, что оборот всего
нашего антикварного рынка значительно меньше, и на данный момент цены,
которые готовы платить за старое искусство покупатели внутри страны,
просто неконкурентоспособны по сравнению с постоянно растущим спросом
за рубежом.

Алексей ЗАЙЦЕВ


НЕКОТОРЫЕ ЛОТЫ АУКЦИОНОВ РУССКОГО ИСКУССТВА SOTHEBY'S
Лондон, 22-23 мая 2002 г.

Эстимейты и цены приведены в долларах США без учета комиссионного
вознаграждения, взимаемого с покупателя, и НДС на это вознгаграждение.

Описание лота
Эстимейт                    Цена

1. Пурыгин Л. Автопортрет с кистью.
5850-8750                   19000

2. Тарелка из военного сервиза. Россия, ИФЗ.
10200-13150                 27750

3. Брюллов К.П. Портрет мужчины.
14600-21900                 55500

4. Ожерелье из 38 миниатюрных пасхальных яичек.
2630-3210                   43800

5. Айвазовский И.К. Корабль в гавани Неаполя.
87600-116800                248200

6. Верещагин В.В. После битвы. Этюд из серии “1812”.
7300-10200                  36500

7. Запонки. С.-Петербург, фирма К. Фаберже.
14600-17500                 61300

8. Репин И.Е. Сидящая обнаженная с собачкой.
87600-116800                306600

9. Кустодиев Б.М. Эскиз костюма Даши, купеческой жены.
8750-11700                  19000

10. Гончарова Н.С. Натюрморт с цветами и бокалом для вина.
73000-102200                87600

11. Кончаловский П.П. Сидящая обнаженная.
146000-219000               277400

12. Василек в вазочке. Фирма К. Фаберже.
10200-14600                 52600

13. Анненков Ю.П. Портрет революционера Карла Радека.
5850-8750                   24800

___________________________________________________


Купить журнал “Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования”
#2 (июль - август) 2002 года, а также предыдущий номер, вы можете в
интернет-магазине Портала Коллекционеров UUU.RU:
http://www.uuu.ru/shop/?do=browse&catID=502

На сайте http://www.antik.ru вы можете ознакомиться с темами свежего
номера журнала, получить информацию о распространении журнала, скачать
прайс-лист на размещение рекламы, а также пообщаться на форуме
“Антиквариат”.

С уважением,
Станислав Гудилин.
Портал Коллекционеров UUU.RU (http://www.uuu.ru)

Добро пожаловать на Портал Коллекционеров UUU.RU!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное