Джйотиш[Ведическая Астрология],медитация, Аюрведа и здоровье Ом-Намах-Шивайа | Маха-Шива-ратри; в 2012 году - 20 февраля.
Рассылка "Ведические знания и традиции: Джйотиш [Ведическая Астрология], Йога, медитация, Аюрведа/Панчкарма и здоровье"
Ведический праздник Шива-Ратри (ШиваРатри) -- "Ночь Шивы"
'Ратри' на Санскрите означает "ночь"; Шива-Ратри - это ночь Шивы.
Маха-ШиваРатри - один из самых значимых Ведических праздников,
и по традиции всю ночь проводится церемония в честь Шивы --
Йагйа (Ягъя/Ягья) Шиве.
Также по традиции всю ночь соблюдается пост
(с захода Солнца до восхода Солнца следующего дня).
Поются мантры Шиве, проводятся пуджи, а утром совершается омовение.
Это день, когда в Чистом сознании больше всего оживлена связь с относительной стороной существования
(что символизируется браком Шивы и Парвати).
Этот праздник - это очень хорошее время чтобы оживить связь относительного с Абсолютом.
Импульс этого дня может улучшить обе сферы жизни: и духовное развитие, и материальную жизнь,
особенно в отношении тех устремлений в жизни, которые направлены на важные свершения и которые трудно достичь.
Шива - это такой аспект Природного Закона, который преодолевает сопротивление эволюции и развитию
и разрушает невежество на пути к чистому знанию.
В этот день импульс Созидательного Разума, который дает духовное развитие и просветление
и который помогает в осуществлении устремлений, наиболее проявлен и оживлён в Природе.
Эта "Ночь Шивы" особенно эффективна для исполнения даже тех желаний, которые трудно достичь.
ШиваРатри-Врата
Шива-Ратри - один из наиболее благоприятных Ведических праздников.
Пураны раскрывают значимость этого праздника.
1. Однажды, когда всё во всех мирах было поглощено Шивой, в той темноте ничего не присутствовало,
Парвати почитала Господа Шиву с большой преданностью.
Парамэшвара (Шива), удовлетворенный Её молитвой, решил наградить Её.
Она попросила о пользе для всех созданий: о том, что в будущем, кто бы ни почитал Господа
в день Шива-Ратри с преданностью, те должны быть награждены Мокшей --
окончательным освобождением, просветлением.
2. Когда Брахма и Вишну спорили между собой: "кто самый великий", Шива появился перед ними как столб огня.
Они не смогли найти начало и конец этого столба.
Тогда Брахма и Махавишну раскаялись за свою ошибку и просили Шиву простить их
и стали почитать Шива-Лингам, который является одной из форм пламени.
В ночь праздника Шива-Ратри перед ними появился Шива и благословил их.
Поэтому преданные Шиве обращаются к нему в течение всей ночи Шива-Ратри,
совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие святые действиям.
Чатурдаши [четырнадцатый лунный день]
Кришна-Пакши [убывающей Луны]
каждого лунного месяца называется 'Шива-Ратри'.
Этот день в месяце Магха,
который длится с середины февраля до середины марта,
называется 'Маха-Шива-Ратри'.
Последователями Шивы он считается наиболее важной вратой.
Существует много событий, говорящих о величии этого дня.
1. Человек в джунглях очень устал. Когда наступил вечер, тигр начал преследовать его.
Убегая от тигра, человек взобрался на дерево. Это было дерево Билва.
Тигр сидел под деревом, ожидая когда человек спустится.
А человек сидел на ветке дерева и старался не заснуть.
И чтобы отогнать сон и что-то делать, он щипал листья дерева и бросал их вниз;
внизу под деревом находился Шива-Лингам. Так прошла целая ночь.
Шива был доволен Упавасой [постом] и Пуджей, которые человек и тигр совершили, даже не зная этого.
Он стал очень благосклонен: Шива дал человеку и тигру Мокшу -- просветление.
2. В храме Шивы в день Маха-ШиваРатри лампа, находящаяся на алтаре, стала гореть очень тускло.
В это время мышь, которая пришла найти свою добычу, коснулась лампы.
Благодаря этому лампа разожглась, и алтарь хорошо осветился.
Довольный этим Шива сделал мышь Махабали известным королём асуров.
Есть много подобных событий, рассказанных в Пуранах.
Если мы совершаем врату с чистой преданностью и любовью,
то без сомнения мы получим благосклонность Всемогущего Шивы.
2) Маса-Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в
Чатурдаши [четырнадцатый титхи]
Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого лунного месяца.
3) Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых
тринадцати титхи [лунных дней] лунного месяца Магха.
4) Маха-Шива-Ратри, который соблюдается в
Чатурдаши [четырнадцатый титхи]Кришна-Пакши [убывающей Луны] лунного месяца Магха.
В ночь перед этим Чатурдаши (то есть с 13-го на 14-й титхи) Шива почитается в течение всей ночи.
Существуют разные мнения о дате (титхи -- лунном дне),
в ночь (ратри) которого празднуют Маха-ШиваРатри.
Общепринятно, что Маха-ШиваРатри празднуется каждый год
ночью 13-го титхи и днём 14-го титхи Кришна-пакши (убывающей Луны)
лунного месяца Магха (по календарю Шаливахана) / лунного месяца Пхалгуны (по календарю Викрама),
то есть в течении ночи Трайодаши (28-го титхи) и дня Чатурдаши (29-го титхи).
Эта ночь - это последняя ночь лунного месяца перед
Новолунием (Амавашйа-титхи).
Празднование ШиваРатри в разных странах
Шива-Ратри в Непале
Непал - это земля Шивы, здесь вы можете ощутить его присутствие повсюду.
В священных текстах утверждается, что Гималаи - обитель Шивы, или Махадэвы - как он также называется.
Шива -- Разрушитель зла -- является наиболее прославляемым и почитаемым из всех.
В Непале есть тысячи памятников, которые прославляют его имя;
обычно это Шива-Лингам, который символизирует его.
Шива-Лингам считается символом сотворения мира, началом всего.
Шива-Ратри - ночь Шивы, когда Он явился.
'Шива-Ратри' буквально означает "ночь, посвященная Шиве".
Это благоприятное празднество приходится на четырнадцатый лунный день
убывающей Луны в месяце Пхалгуни (февраль - март).
В храм Пашупати-Натх в Катманду, который считается один из самых священных мест где прославляют Шиву,
приезжает больше чем 100 000 человек во время праздника Шива-Ратри.
Эти преданные прибывают их далека чтобы выразить свое уважение
и почитание Махадэве в его священный день.
Храм Пашупати-Натх расположен в восточной части долины Катманду на берегу святой реки Багмати.
Пашупати-Натх, который буквально означает "повелитель животных", - одно из многих воплощений Шивы.
Он является Дэватой, защищающей Королевство Непал, поэтому Шива-Ратри - это один из главных празднеств Непала.
Паломники как со всего Непала, так и из Индии прибывают в Пашупати-Натх
чтобы почитать Дэвату в Его день рождения и считается, что это очищает от всех совершенных грехов.
Только непальцам и индийцам позволяют войти внутри храма,
а туристам разрешено только наблюдать празднество с реки Багмати.
Шива-Ратри - это великий праздник, которого ждут все.
Паломники, йоги и святые люди с всей юго-восточной Азии прибывают в Катманду за неделю перед празднеством.
В этот святой день они соблюдают пост в течении всего солнечного дня (от восхода до восхода Солнца).
На рассвете они совершают омовение или купание в реке и идут к храму.
Пураны -- одни из священных текстов -- говорят, что если вы почитаете Шиву в этот день, все ваши грехи будут прощены.
На Шива-Ратри храм Пашупати-Натх заполнен поклонниками.
Преданные не делятся бедных или богатых, к ним относятся в равной степени; Шива обращаются с нами всеми одинаково.
Даже Король Непала и королевская семья воздает должное Пашупати-Натх в этот день
наряду с тысячами людей, которые собираются чтобы праздновать Маха-Шива-Ратри.
Таким образом это празднество показывает преданность Непала Ведической традиции.
Шива-Ратри в Ориссе
Каждой Ведической Дэвате посвящен отдельный день и этот день считается священным и наиболее благоприятным для почитания.
Шива-Ратри -- ночь Шивы - это праздник в честь Шивы.
В Шива-Пуране Шива говорит своей супруге Парвати, что никакое празднество кроме Шива-Ратри,
соблюдаемое его последователями, не даёт Ему так много удовлетворения.
Поэтому это праздник соблюдается людьми с всей святостью в 14-й день убывающей Луны месяца Пхалгуна (февраль - март).
Во времена риши [мудрецов] Орисса была место поклонения Шиве.
Шиваизм был государственной религией в течение более чем четырех столетий
и в результате повсюду были построены бесчисленные храмы, посвященные Шиве.
Самый ранние храмов существуют с 6-го столетия нашей эры.
С тех пор Шиваизм является великой духовной силой людей Ориссы.
В большинстве деревень, сел и городов есть храм Шивы.
Поэтому в Ориссе праздник Шива-Ратри проводится с большой духовной преданностью.
Шива-Ратри в Кашмире
Одно из наиболее выдающихся из Ведических празднеств в Кашмире - Шива-Ратри.
Для кашмирских пандитов Шива-Ратри - это самый важный духовный праздник.
Его празднование осталось неизменным с древних времен.
В Кашмире в этот день совершается церемония Ватака-Пуджи и почитаются Шива и Шакти.
Исторический эпизод связан с Шива-Ратри:
Говорится, что Джабар Кхан, губернатор Кашмира, запретил людям совершать Ватака-Пуджу
в этот день зимнего месяца Пхалгуна и вместо этого приказал, чтобы они праздновали это в июле.
Люди повиновались приказу, но к всеобщему удивлению в тот день пошел снег в июле.
Господь Шива, всемогущий и вездесущий, находящийся вне всей пустоты, является источником всего.
У него есть пять обязанностей: эволюция, поддержание, вовлечение, сохранение и трансформирование.
Также, как семя развивается в дерево и через должное время становится опять семенем,
точно также вселенская Шакти - энергия --
должна возвратиться абсолютному трансцендентному покою (к состоянию Парма-Шивы).
Поэтому важность Шива-Ратри может трактована как празднование союза Шивы и Шакти,
который символизируется браком Шивы и Парвати.
В 9-м столетия кашмирский святой поэт Утпалдева описывая Шива-Ратри написал:
"Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звёзды,
приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая ее собственное сияние."
Кашмирские пандиты обычно празднуют Шива-Ратри в течение 23 дней.
Сначала шесть дней посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводятся в молитвах.
Один день дарят подарки; затем два дня почитают Бхаиравов. Один день предназначен для почитания Шивы.
На следующий день самый старший человек в семье делает подарки всем членам семьи. Затем снова - день почитания Шивы.
На следующий день раздаётся прасад из орехов и рисовых пирогов.
Праздник часто продолжется до Аштами [8-го лунного дня].
Последний день, кроме того, отмечает конец зимы; люди надевают новую и лучшую одежду, семьи собираются вместе.