Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Немного интересного о жизни в Чехии и прочее.


Информация предоставлена из студенческих дневников, которая размещена на сайте www.blogzone.oeaep.ru, и не переделана!!!

Культура Чехии

Архитектура
В прежней Чехословакии коммунистический режим не жалел денег на сохранение "национального культурного наследия". Был реставрирован Пражский град, а также дворцы - свидетели исторически сложившейся церемонии коронационного шествия богемских королей. И все же по-настоящему новое лицо страна приобрела лишь после недавнего радикального переворота в политической сфере. Не только столица, но и маленькие городки и деревни на какое-то время спрятали фасады своих старинных зданий под строительными лесами, чтобы вскоре вновь предстать во всем своем былом великолепии. Сегодня в Чехии не редкость иностранные предприниматели, финансирующие реставрацию старинных построек, чей возраст достигает нескольких веков, чтобы затем открыть в них филиалы своих фирм.
В стране насчитывается 2500 старинных замков и городков. Чехи по праву гордятся культурными богатствами своей родины. И то, что готический храм св. Микулаша с двумя романскими башнями в Хебе или гостиница для паломников в стиле барокко в Пшибраме возведены по проектам немецких или итальянских архитекторов, не играет, в сущности, никакой роли. Этим мастерам было совершенно чуждо мышление в узких рамках национальных критериев. Многие из них приехали в Богемию не только ради выполнения заказов, но и обрели здесь свою вторую родину.
Среди таких мастеров был и Кристоф Динзенхофер, которого отец из родного верхнебаварского городка Айблинга послал на учебу в Прагу. Динзценхофер вместе со своим сыном Килианом Игнацем (1690-1751) возвели в Богемии более 120 церквей, монастырей и дворцов в стиле барокко.
В этом ряду можно назвать и Петра Парлержа (1330-1399), которого император Карл IV в возрасте 23 лет вызвал из баварского городка Гмюнде. Парлерж вместе со своими сыновьями возвел в Богемии немало кафедральных соборов - образчиков позднеготи-ческого стиля, распространенного в ту эпоху в Европе.
Выходцами из Италии были архитекторы Карло Лураго (собор св. Игнатия в Клатовы), и Доменико Орси (иезуитский коллегиум в Кутной Горе).
Политика и архитектура в Богемии были очень тесно связаны друг с другом. Еще при императоре Карле IV, когда столица страны впервые стала резиденцией императора Священной Римской империи германской нации, в Праге появилась готика. Многочисленные конфискации во время Тридцатилетней войны создали предпосылки для настоящего "строительного бума" архитектуры барокко, необходимые средства для которого выделяло католическое дворянство. Именно тогда во Вранове и Валтице были построены два красивейших замка Чехии.
Нечто подобное произошло и на рубеже XIX - XX вв. Молодая чешская буржуазия проявляла огромный интерес к строительству в центре старинных городов роскошных зданий. В создании таких исторических памятников архитектуры, как здания Национального театра и Национального музея в Праге, нашло свое выражение возрождение национального самосознания чешского народа.
Литература и кино
Сказанное об архитектуре в равной мере относится и к литературе. Она также была очень тесно связана с процессом политического развития. Первые памятники чешской литературы относятся к XIV - XVI вв. - эпохе расцвета гуситского движения. Здесь прежде всего следует назвать имя самочинного проповедника Петра Хельчицкого и его труд "Сеть истинной веры".
В эпоху Контрреформации наступил длительный спад, и лишь где-то в середине XIX в. началось "Чешское Возрождение". Созданные в те годы "Малостранские повести" Яна Неруды (1834 - 1891) и лирико-романтическая поэма "Май" Карела Гинека Махи (1810 - 1836) до сих пор остаются в числе наиболее значительных произведений чешской литературы. Изменения политической обстановки не раз вынуждали чешских писателей эмигрировать из страны.
Активное участие в бурных политических событиях начала XX в. принимала группа писателей анархистского толка, и среди них - Ярослав Гашек (1883 - 1923), чьи "Приключения бравого солдата Швейка" приобрели всемирную известность и бесспорно являются самым знаменитым произведением чешской литературы. Бессмысленность войны, абсурдность современного мира стали в послевоенные годы по окончании первой мировой войны центральными темами чешских - а также немецких - писателей. В качестве примера достаточно назвать роман Карела Чапека "Война с саламандрами" (1936).
После 1948 г. чешским писателям пришлось жить и работать в обстановке многообразных конфликтов с собственной совестью. Чешская интеллигенция, еще в период между двумя мировыми войнами сделавшая свой выбор в пользу левого крыла политического спектра, приветствовала приход коммунистов к власти. Однако вскоре вслед за этим начались преследования политических инакомыслящих, с чем интеллигенция никогда не могла примириться.
Наиболее заметные фигуры в чешской литературе этого периода (впоследствии эмигрировавшие из страны) Милан Кундера (р. 1929) и Павел Кохоут (р. 1928), лирический поэт, лауреат Нобелевской премии Ярослав Зейферт (1901 - 1986), а также Богумил Грабаль (р. 1914), чьи произведения проникали в Чехословакию по большей части окольными путями.
Широкая общественность на Западе впервые познакомилась с Миланом Кундерой благодаря его книге "Невыносимая легкость бытия" (1984), написанной им в изгнании, в Париже. Примерно такая же судьба ожидала и киносценариста Милоша Формана, эмигрировавшего в 1968 г. в США. Его ранние, созданные на родине фильмы "Черный Петер" и "Огненный шар" считаются в Чехии в числе лучших его работ. Огромный интерес у публики вызвали такие фильмы, как "Полет над гнездом кукушки" и особенно "Амадеус", созданный после возвращения Формана в Прагу. По мнению Формана, пребывание в эмиграции негативно влияет на личность, снижая ее творческий потенциал. Однако по его собственным фильмам этого никак не скажешь.
Форман отнюдь не единственный чешский режиссер, вписавший свое имя в мировую историю киноискусства. В конце концов, недаром же именно в Праге находится единственная на всем Среднем Востоке Европы академия киноискусства. Еще в 30-е гг. родной дядя президента Вацлава Гавела разработал план создания столичной киностудии "Баррандов". Эта прекрасно оборудованная киностудия в годы немецкой оккупации была предоставлена непосредственно в распоряжение гитлеровского министра пропаганды Йозефа Геббельса.
Музыка
На чешскую музыку наложило заметный отпечаток ностальгическое чувство разлуки с родиной. Так, пожалуй, самый известный чешский композитор Бедржих Сметана (1824 - 1884) - прожил несколько лет на чужбине - в Швеции. Вернувшись на родину, он создал многочисленные музыкальные произведения, посвященные темам истории и природы Чехии. Наибольшей известностью пользуются его симфоническая поэма "Влтава" из шестичастного цикла "Моя родина", а также оперы "Проданная невеста" и "Либуше".
А такого композитора, как Антонин Дворжак (1841 - 1904), вообще невозможно представить без творческой разработки национальных мотивов. Славу его имени в Германии и Австрии принесли в первую очередь моравские дуэты и славянские танцы. Пребывание в США, где Дворжак с 1892 по 1895 г. занимал пост директора Нью-Йоркской консерватории, вдохновило его на создание симфонии "Из Нового Света".
Музыка Сметаны и Дворжака в первую очередь отвечала вкусам городской интеллигенции. В церквах же и монастырях бережно сохранялись традиции духовной музыки, восходящие еще ко временам гуситов.
Напротив, в сельской местности романтическое направление в музыке привело к пробуждению интереса к народным песням. Появились бесчисленные собрания народных песен, и богемские музыканты сделали мелодическую культуру своей родины достоянием всей Центральной Европы".

                                


В избранное