Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Большая советская энциклопедия и К


Здравствуйте!

Вас приветствует автор рассылки Литвинов Александр.

После перерыва по независимым от меня причинам продолжаю выход рассылки.

Сегодня события 8 декабря из БСЭ-3.


ФРАНЦ (Franz). В "Священной Римской империи": Ф. I (8.12. 1708, Нанси,-18.8.1765, Инсбрук), император в 1745-65. В 1729-36 герцог Лотарингский (под именами Франциск III, Франц Стефан Лотарингский), с 1737-великий герцог Тосканский (Тоскану получил взамен Лотарингии, перешедшей к Станиславу Лещинскому). Был женат на Марии Терезии (с 1736), с 1740 её соправитель в австр. наследственных землях (основатель Габсбургско-Лотарингской линии Австрийского дома). Стал императором в ходе войны за Австрийское наследство. Ф. II (1768-1835), последний император "Священной Рим. империи" в 1792-1806, с 1804 император Австрии под именем Франца 1.

----------------------------------

СИБЕЛИУС (Sibelius) Ян (Юхан) (8.12. 1865, Хяменлинна, Тавастехус,-20.9. 1957, Ярвенпя, близ Хельсинки), финский композитор. Учился у М. Вегелиуса в Хельсинки, совершенствовался у А. Беккера в Берлине, Р. Фукса и К. Гольдмарка в Вене. Наиболее значительны крупные оркестровые соч. (7 симфоний и 14 симф. поэм, 1892-1929). С. органично претворял своеобразный северный колорит фин. нар. музыки, использовав особенности её ладо-гармонич. и ритмич. оборотов. На поэтич. образах нац. эпоса "Калевала" осн. "Куллерво-симфония", симф. поэмы, в т. ч. цикл "Ляммннкяйнен" (4 поэмы, среди них -"Туонельский лебедь", принёсшая С. широкую известность), "Дочь Севера", "Тапиоля"". Мн. произв. проникнуты идеями патриотизма (1-я и 2-я симфонии, симф. поэма "Финляндия", хоровые произв., в т. ч. героич. кантата "Край родной"). Импрессионистич. краски характерны для его программных сочинений, воплощающих образы природы (симф. поэмы "Сага", "Весна", "Ночная скачка и восход солнца", "Дриады", "Океаниды", "Тапиоля", 4-я симфония). Форма нек-рых соч. раннего и среднего периодов творчества отступает от классич. схемы (2-я, 4-я и 5-я симфонии), их музыка отличается разнообразием настроений, оркестровая палитра богата оригинальными звукообразованиями, ритму свойствен излом, гармонич. языку - острота, терпкость. В поздних произв. С. пришёл к классич. ясности формы и простоте выразит. средств. Популярны его концерт для скрипки с оркестром, отличающийся глубокими эмоциями, оригинальностью муз. воплощения; лирич. романсы "Чёрные розы", "Тростник" и особенно "Девушка вернулась со свиданья"; музыка к драматич. спектаклям, переработанная для концертного исполнения,-"Грустный вальс", оркестровая сюита из музыки к драме Шекспира "Буря". С 1950 ежегодно (в июне) в Хельсинки проводится фестиваль "Неделя С.".

Лит.: Александрова В., Бронфин Е., Ян Сибелиус, М„ 1963; Ступель А., Ян Сибелиус, Л., 1963; В а ч н а д з е М., Ян Сибелиус, М., 1963; Э н т е л и с Л., Сибелиус, в кн.; Силуэты композиторов XX в., Л., 1971; Gray С., Sibelius, 2 ed., L., 1938; Ring bom N. E., Jean Sibelius, Oklahoma, [1954]; Vignal M., Jean Sibelius, [P.], 1965; Тawaststjerna E., Sibelius, Stockh., 1968. М. А. Вачнадзе.

----------------------------------

РИВЕРА (Rivera) Диего (8.12.1886, Гуанахуато,-25.11.1957, Мехико), мексиканский живописец. В 1896-1902 учился в АХ в Мехико, сблизился с X. Г. Посадой. В 1907-21 жил в Европе: учился в АХ в Мадриде (1907), работал в Париже (1909-21), испытав влияние кубизма, в Италии (1920-21) изучал стенные росписи 14-16 вв. С 1922 чл. Мекс. компартии. Посетил СССР в 1927-28 (чл.-учредитель объединения "Октябрь", 1928) и в 1955-56. Работал в США в 1930-34 и 1940. С 1922 Р. выступал как один из основателей мекс. школы монументальной живописи, в к-рой он видел мощное средство обращения к нар. массам, агитации, пропаганды и просвещения, утверждения положительных образов нар. жизни, труда, революц. борьбы. Росписи Р. открыто публицистичны: в них сильно историко-повествовательное начало, политич. или филос. идеи персонифицируются в легко узнаваемых портретных или символич. изображениях. Стремясь к наибольшей доступности иск-ва, Р. выработал свой стиль на основе традиций итал. Возрождения, к к-рым затем добавился сильнейший интерес к иск-ву Древней Мексики. Пластически мощные фигуры и группы объединены плоскостной композицией, орнаментальным ритмом линий и цветовых пятен. Первый цикл Р. создал в технике энкаустики, в строгой нео-классич. манере (Нац. подготовит, школа в Мехико, 1922-23), а затем перешёл к традиц. мекс. технике фрески, выполнив в ней росписи Мин-ва просвещения (1923-29) н Мин-ва здравоохранения (1929-30), Нац. дворца (1929-50-е гг.), отеля "Прадо" (1947-48) - в Мехико, Нац. с.-х. школы в Чапинго (1926-27), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-30), Ин-та иск-в в Детройте (1932-33) и др. Выделяются сдержанные, сурово-лаконичные сцены труда и революции во "Дворе труда" Мин-ва просвещения.

Впоследствии Р. всё более насыщал свои фрески разнообразной, в т. ч. политич., информацией, прибегал к символически-смысловому объединению разнородных сцен, мотивов, эмблем, надписей и т. д. В поздней фасадной живописи синтетическими материалами, часто включающей мозаику и рельеф (театр "Инсурхентес", 1951-53; Олимпийский стадион, 1952- 1953; водораспределит. камера р. Лерма, 1951-53), обилие мотивов подчиняется общему декоративному замыслу.

Лит.: Ж а д о в а Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Основах Л., Диего Ривера, М., 1969; Seeker H. F., Diego Rivera, [Dresden, 1957].

----------------------------------

ЧХЕИДЗЕ Реваз Давидович (р. 8.12. 1926, Кутаиси), советский кинорежиссёр, нар. арт. Груз. CCP (1966). Чл. КПСС с 1958. Учился на режиссёрском ф-те Тбилисского театрального ин-та им,. Ш. Руставели (1943-46), в 1953 окончил ВГИК (мастерская M. И. Ромма и С. И. Юткевича). Работает на киностудии "Грузия-фильм". Поставил совм. с реж. T. E. Абуладзе несколько документальных фильмов, а также художеств, фильм "Лурджа Магданы" (1956; пр. 9-го Междунар. кинофестиваля в Канне). Крупнейшие работы режиссёра: "Отец солдата" (1965, исполнитель гл. роли С. А. Закариадзе удостоен Ленинской пр., 1966) и "Саженцы" (1972). Среди др. фильмов: "Наш двор" (1957), "Майя из Цхнети" (1960), "Ну и молодёжь!" (1969) и др. Деп. Верх. Совета СССР 9-го созыва. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

----------------------------------

ШATАЛОВ Владимир Александрович (р. 8.12.1927, Петропавловск Сев.-Казахстанской обл.), лётчик-космонавт СССР, ген.-лейтенант авиации (1975), дважды Герой Сов. Союза (22.1.1969 и 22.10.1969), канд. технич. наук (1972). Чл. КПСС с 1953. Окончил Липецкую спецшколу ВВС первонач. обучения пилотов (1945) и Kaчинское воен.-авиац. училище лётчиков (1949). Работал лётчиком - инструктором. Окончив в 1956 Краснознамённую воен.-возд. академию (ныне им. Ю. А. Гагарина), служил в авиац. частях Сов. Армии. С 1963 в отряде космонавтов. 14-17 янв. 1969 совершил полёт в космос в качестве командира космич. корабля "Союз-4". Осуществил ручное сближение и стыковку с космическим кораблём "Союз-5", пилотируемым Б. В. Вольтовым, обеспечив А. С. Елисееву и E. В. Хрунову переход через открытый космос в космич. корабль "Союз-4". T. о. была создана первая эксперимент, космич. станция, продолжительность полёта к-рой составила 4 ч 33 мин 49 сек. Ш. пробыл в космосе 71 ч 14 мин. Совм. с Елисеевым 13- 18 окт. 1969 совершил второй полёт в космос в качестве командира космич. корабля "Союз-8". За 118 ч 11 мин пребывания в космосе его корабль совершил групповой полёт с космич. кораблями "Союз-6" и "Союз-7". Совм. с Елисеевым и H. H. Рукавишниковым 23-25 апр. 1971 совершил третий полёт в космос в качестве командира космич. корабля "Союз-10". В полёте, длившемся 47 ч 46 мин, была проведена стыковка с находившейся на орбите с 19 апр. 1971 орбитальной станцией "Салют". Полёт в состыкованном состоянии продолжался 5 ч 30 мин. За 3 рейса в космосе Ш. налетал 237 ч 18 мин. Деп. Верх. Совета СССР 9-го созыва. Награждён 3 орденами Ленина, а также медалями. Именем Ш. назв. кратер на обратной стороне Луны. Соч.: Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом, M., 1974 (совм. с С. H. Селетковым и Б. С. Скребушевским): Люди и космос, M., 1975 (совм. с M. Ф. Ребровым).

----------------------------------

ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна (р. 8.12. 1934, Ленинград), русская советская актриса, нар. арт. РСФСР (1971). Дочь Б. А. Фрейндлиха. В 1957 окончила Ленингр. театр, ин-т. В 1957-61 работала в Ленингр. театре им. Комиссаржевской, с 1961 в Театре им. Ленсовета. Тонкое изящество, яркий темперамент, острая характерность, музыкальность, а также мягкий, задушевный лиризм отличают творчество актрисы. Роли: Таня ("Таня" Арбузова), Джульетта, Катарина ("Ромео и Джульепа", "Укрощение строптивой" Шекспира), Селия Пичем ("Трёхгрошо-вая опера" Брехта), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Нина Щёголева, Ковалёва ("Человек со стороны", "Ковалёва из провинции" Дворецкого) и др. Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1976).

----------------------------------

ЧОХОВ, Чехов Андрей (г. рожд. неизв.-ум. между 23.1 и 8.12.1629), русский пушечный и колокольный мастер. Более 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в т. ч. "Царь-пушку" (1586). Обычно каждому орудию Ч. давал назв., напр. "Лисица" (1575), "Волк" (1576), "Инрог" ("Единорог", 1577), "Лев" и "Аспид" (1590), "Царь Ахиллес" (1617) и др. Орудия Ч. являлись выдающимися достижениями арт. техники. В соответствии с назв. они украшались горельефом, богатым "травным" орнаментом и надписью. Орудия Ч. отличались долговечностью, нек-рые из них применялись ещё в Северной войне 1700-21. Сохранилось 12 орудий Ч., из них 7 находятся в Военно-ист, музее артиллерии, инж. войск и войск связи в Ленинграде, 3 - в Моск. Кремле, 2 - в Швеции, в Грипсхольмском замке, близ Стокгольма ("Волки", 1576 и 1578), куда они попали в результате Ливонской войны. Ещё Пётр I распорядился вечно хранить орудия Ч. как достопримечательности. Ч. создавал также колокола, в т. ч. "Реут" (1621-22) массой 2000 пудов (ок. 32 т) для колокольни "Иван Великий". Обучил своему мастерству многочисленных учеников.

Лит.: Рубцов H. H., История литейного производства в СССР, 2 изд., ч. 1, M., 1962; Кемировский E. Л., Новые материалы об Андрее Чохове, в кн.: Труды Ин-та истории естествознания и техники, т. 13, M., 1956. Ф. H. Загорский.

----------------------------------

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби,- 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на жел. дороге (1837-41), затем сотрудничал в журн. "Экономист" ("Economist") (1848-53), б. ч. жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.

Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщённости знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта: Познаваемое-"мир явлений", Непознаваемое - "вещь в себе"). Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств, восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании наличия к-рой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82-103).

В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закреплённым опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.

Специфич. особенность позитивизма С.- его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геол. учения Ч. Лайеля, физ. закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к 'непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистич. понимание эволюции С. пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции, С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутр. противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последоват. состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качеств, изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании С. биологич. эволюции - как приспособления внутр. отношений к внешним с целью сохранения существования (см. "Основания биологии", т. 1-3, СПБ, 1899).

С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных адм. органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Осн. законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделённого на классы)общества. С. - противник социализма, считавший революцию "болезнью" обществ, организма.

В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма', нравственность, по С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Эстетич. воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно к-рому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизич. параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогич. идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонауч. образования. С. внёс значит, вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.

Философия С. была квинтэссенцией бурж.-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания сер. 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значит, влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.

Соч.: Works, V. 1 - 18, L.- N. Y., 1910 в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 7, СПБ, 1866-69; Соч., т. 1 - 7, СПБ, 1898-1900; Автобиография, ч. 1 - 2, СПБ, 1914.

Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма. M., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., [M.], 1962, гл. 2; К о н И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Haberlin P., H. Spencer's Grundlagen der Philosophie, Lpz., 1908; Duncan D., The life and letters of H. Spencer, N. Y., 1908; Schwarze K., H. Spencer, Lpz., 1909; Та у lor A. E., Herbert Spencer, N. Y., 1928; R u n m e у J., H. Spencer's sociology, L., 1934; Peel J., H. Spencer. The evolution of a sociologist, N. Y., 1971. И. С. Нарский.

----------------------------------

ЧЭНЬ ТЯНЬ-ХУА (1875, у. Синьхуа, пров. Хунань,-8.12.1905, Токио), китайский бурж. революционер. В нач. 1904 вместе с Хуан Сином и др. создал об-во Хуасинхой с целью свержения маньчжурской династии Цин. После неудачной попытки вооруж. восстания в г. Чанша(окт. 1904) бежал в Японию. Был одним из учредителей Тунмэнхоя. Автор революционно-патриотических памфлетов, сыгравших значительную роль в идеологической подготовке Синьхайской революции.

----------------------------------

ТУНМЭНХОЙ, Объединённый союз, Союзная лига, китайская революц. орг-ция, созданная Сунь Ят-сеном в 1905 в Японии на базе Синчжунхоя и др. антиманьчжурских орг-ций. В Т. входили представители средней и мелкой гор. буржуазии, кит. помещиков (выступавших против маньчжурского пр-ва), крестьянства. Программа Т., в основе к-рой лежали выработанные Сунь Ят-сеном принципы национализма, народовластия и нар. благосостояния, включала след. требования: "изгнать маньчжуров, восстановить суверенитет Китая, создать республику, осуществить уравнение прав на землю". Последнее требование трактовалось в духе утопич. идей амер. бурж. экономиста Г. Джорджа (фиксация цены на землю и передача дифференциальной ренты гос-ву). В программе, однако, отсутствовали чёткие и последовательные антифеод. требования, не выдвигалась задача борьбы с империализмом. Т. являлся первой общекит. бурж.-революц. партией. Его отделения были созданы в каждой провинции Китая, а также во мн. странах, где проживали кит. эмигранты. Т. издавал свой орган - журн. "Миньбар". С 1906 по 1911 Т. подготовил и провёл ряд вооруж. восстаний в Юж. и Центр. Китае. Т. являлся ведущей политич. силой Синъхайской революции, в результате к-рой была свергнута маньчжурская монархия и провозглашена республика. После Учанского восстания правые элементы Т. стали склоняться к компромиссу с лидером кит. контрреволюции Юань Ши-каем, отдав ему в конце концов власть. В февр. 1912, после отречения Цинской династии, Т. принял новую программу, в к-рой лозунг "уравнение прав за землю" был заменён абстрактным, расплывчатым требованием "проводить политику гос. социализма". Программа также предусматривала введение всеобщего образования, уравнение в политич. правах мужчин и женщин, требование равноправия Китая в области междунар. отношений. В авг. 1912 Т. объединился с неск. политич. орг-циями либеральной буржуазии, в результате чего возникла партия гоминьдан.

Лит.: Данилов В. И., "Объединенная революционная лига Китая" и ее роль в подготовке революции 1911 - 1912 гг., М., 1959; Ефимов Г. В., Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен. 1911 - 1913 гг., М., 1974. Е. А. Белов.

----------------------------------

ШПЕЕ (Spec) Максимилиан фон (22.6. 1861, Копенгаген,-8.12.1914, ок. Фолклендских о-вов), граф, германский вице-адмирал. На флоте с 1878. С 1912 командовал эскадрой крейсеров в Тихом ок. После нач. 1-й мировой войны 1914-18 руководил походом эскадры к берегам Юж. Америки, где 1 нояб. 1914 в бою у м. Коронель разбил англ, эскадру крейсеров, но 8 дек. 1914 был разгромлен сильной англ, эскадрой в бою у Фолклендских островов; Ш. погиб на флагманском крейсере "Шарнхорст".

----------------------------------

ФАМИНЦЫН Андрей Сергеевич [17(29). 6.1835, Москва,-8.12.1918, Петроград], русский ботаник и обществ. деятель. Акад. Петерб. АН (1884; адъюнкт с 1878). Окончил Петерб. ун-т (1857). Ученик А. С. Ценковского. Преподаватель (с 1861) там же, проф. (1867-89). Основатель (1890) и директор лаборатории анатомии и физиологии растений АН (ныне Ин-т физиологии растений им. К. А. Тимирязева АН СССР). Основоположник петерб. школы физиологов растений (И. П. Бородин, А. Ф. Баталии, Д. И. Ивановский и др.); автор первого отечеств. учебника по физиологии растений (1887). Осн. труды по фотосинтезу и обмену веществ в растениях. Доказал, что ассимиляция СО2 и образование крахмала могут происходить при искусств. освещении. Вместе с О. В. Баранецким (1867) впервые выделил из лишайников зелёные клетки водорослей. Открыл симбиоз водорослей с радиоляриями. Развивал теорию симбиогенеза. Инициатор образования (1901) и председатель Бюро библиографии по естествознанию и математике в России при АН, вместе с В. И. Вернадским инициатор создания Комиссии по изучению естеств. производит, сил России (КЕПС). Президент Вольного экономич. об-ва (1906-09), почётный президент Рус. ботанич. об-ва (1915).

Соч.: Обмен веществ и превращение энергии в растениях, СПБ, 1883; Учебник физиологии растений, СПБ, 1887; О роли симбиоза в эволюции организмов, "Зап. имп. АН Физ.-мат. отд. Серия 8", 1907, т. 20, № 3, с. 1 - 14.

Лит.: Бородин И. П., Андрей Сергеевич Фаминцын (1835 - 1918), "Журнал Русского ботанического общества", 1919, т. 4, № 1 (лит.); Сенченкова Е. М., Андрей Сергеевич Фаминцын (К 40-летию со дня смерти), "Ботанический журнал", 1960, т.45, № 2 (лит.); История и современное состояние физиологии растений в Академии наук, М., 1967. Д. В. Лебедев.

----------------------------------

САДОВСКИЕ, семья русских актёров, внёсшая большой вклад в развитие рус. сценич. реализма, неразрывно связанная со становлением и развитием его нового этапа, определяемого появлением драматургии А. Н. Островского. Пров Михайлович С. (наст. фам.- Ермилов) [11(23). 10.1818, Ливны,- 16(28).7.1872, Москва]. После смерти отца воспитывался братьями матери, видными провинциальными актёрами - Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевд. С.). В 1832 вступил в тульскую труппу. Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и др. городов. В 1839 при поддержке М. С. Щепкина (к-рый видел его на сцене в Казани) дебютировал в моск. Малом театре. Играл характерно-бытовые роли в водевилях (Филатка - "Филатка и Мирошка - соперники" Григорьева 2-го и др.). Сатирич. талант проявился в пьесах Гоголя (Подколёсин, Осип - "Женитьба" и "Ревизор"). Наиболее полно дарование артиста раскрылось в пьесах А. Н. Островского, активным пропагандистом творчества к-рого он был (участвовал в первых постановках всех пьес драматурга). Мастерски играл роли купцов-самодуров: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856; "Тяжёлые дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869) и др.; драматич. талант С. проявился в роли Краснова ("Грех да беда на кого не живёт", 1863 и 1867) и особенно Любима Торцова ("Бедность не порок", 1854) - лучшей работе артиста. Крупнейший представитель иск-ва Малого театра, С. раскрывал образ прежде всего через слово. Чёткая дикция, гибкий голос помогали ему находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. С.- первый исполнитель на сцене Малого театра ролей Расплюева ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, 1855), Анания и Митрича ("Горькая судьбина", 1863; "Самоуправцы", 1866, Писемского). Играл в комедиях Мольера, Шекспира, Кальдерона. Выступал в операх (Фаддей - "Мельник - колдун, обманщик и сват" на текст Аблесимова, муз. Фомина). В творчестве С., развивавшего щепкинские традиции, проявилась нац. особенность рус. реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его нац. специфики, внимание к внутр. миру человека, использование слова как осн. средства характеристики образа. Иск-во С. оказало влияние на многих рус. актёров. Был автором юмористич. рассказов и великолепным рассказчиком. Михаил Провович С. [12(24).И. 1847, Москва,- 26.7(8.8).19Ю, там же]. Сын Прова Михайловича С. К сцене был подготовлен отцом и А. Н. Островским. В 1867-69 участвовал в спектаклях "Артистического кружка". В 1869 дебютировал в Малом театре в ролях Подхалюзина, Бородкина ("Свои люди - сочтёмся", "Не в свои сани не садись" Островского) и др. С 1870 в труппе театра. Сыграл в пьесах Островского св. 60 ролей. Среди них: Счастливцев ("Лес"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Андрей Белугин ("Женитьба Белугина"), Карандышев ("Бесприданница"), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Хлынов ("Горячее сердце"). Творческий последователь отца, актёр-демократ, знаток быта старой Москвы, С. в совершенстве владел сценич. речью. Его самобытное, национальное, народное иск-во отличалось глубокой жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирич. остротой. Ведущая тема творчества С.- судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. К числу значит, ролей С. принадлежали также: Хлестаков ("Ревизор" Гоголя), Пётр, 1-й мужик ("Власть тьмы" и "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Мисаил ("Борис Годунов" Пушкина), Калгуев ("Новое дело" Немировича-Данченко). Автор очерков и рассказов из жизни моск. мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес (Расина, Бомарше, Гольдони, Гоцци и др.) ставились в Малом театре. Преподавал в Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармония, об-ва, на драматич. курсах Моск. театрального уч-ща. Ольга Осиповна С. (урожд. Лазарева) [13(25).6.1849, Москва,- 8.12.1919, там же], жена Михаила Прововича С. От отца - певца оперной труппы моск. имп. театров, С. унаследовала муз.-вокальные данные и увлечение нар. песней. Участвовала в спектаклях "Артистического кружка" (Настасья Панкратьевна - "В чужом пиру похмелье" Островского и др.), где наряду с любителями выступали видные актёры. Большое влияние на С. оказал А. Н. Островский, читавший артистам кружка свои пьесы, принимавший участие в их постановках. В 1879 С. дебютировала в Малом театре (Евгения, Варвара, Гущина - "На бойком месте", "Гроза", "Старый друг лучше новых двух" Островского); в труппе с 1881. Создала живые образы купчих, мещанок, крестьянок. Крупнейшая актриса театра Островского, С. гл. внимание уделяла слову. В совершенстве владела рус. речью, её мелодикой, говором, акцентами. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценич. речи С. исключит, выразительность. С. были свойственны полнейшая безыскусственность исполнения, естественность тона и сценич. поведения и одновременно сочность и яркость игры, тонкий юмор. Среди её лучших ролей в пьесах Островского: Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники", 1881), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы", 1893), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1895), Мавра Тарасовна ("Правда хорошо, а счастье лучше", 1897), Красавина ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1914); в ролях Галчихи ("Без вины виноватые", 1884), Старухи-крестьянки ("Воевода", 1886) раскрылась драматич. сторона дарования актрисы. К лучшим ролям С. принадлежали также: Матрёна ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого, 1895), графиня Хрюмина ("Горе от ума" Грибоедова, 1899). Её последняя роль- Захаровна ("Старик" Горького, 1919). Иск-во С. высоко ценили К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Ленский. Елизавета Михайловна С. [23.4(5.5). 1872, Москва,- 4.6.1934, там же], дочь Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. По сцене (при жизни матери) Садовская 2-я. В 1894, по окончании драматич. курсов при Моск. театральном уч-ще (классы О. А. Правдина и М. П. Садовского), была принята в Малый театр. Игра С. была отмечена искренностью, непосредственностью, теплотой, изяществом. Лучшая роль - Глафира ("Волки и овцы" Островского). Среди др. ролей: Снегурочка, Поликсена, Негина, Юлинька, Верочка, Варвара ("Снегурочка", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Таланты и поклонники", "Доходное место", "Шутники" и "Гроза" Островского), Марья Антоновна ("Ревизор" Гоголя), Лиза ("Горе от ума" Грибоедова), Сюзанна ("Женитьба Фигаро" Бомарше). Пров Михайлович С. [9(21).8.1874, Москва,-4.5.1947, там же], нар. арт. СССР (1937). Сын Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. Окончил драматич. курсы Моск. театрального уч-ща (учителя - А. П. Ленский и М. П. Садовский), с 1895 в труппе Малого театра. Уже в первые годы с успехом сыграл роли Глумова, Мизгиря ("На всякого мудреца довольно простоты" и "Снегурочка" Островского), Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Шекспира) и др. Особенно удавались актёру образы волевых, целеустремлённых людей, обладающих сильным характером: Гокон ("Борьба за престол" Ибсена), Беркутов ("Волки и овцы" Островского), Дато ("Измена" Сумбатова). В историю сов. театра вошло исполнение С. роли комиссара Кошкина ("Любовь Яровая" Тренёва, 1926) - замечательное сценич. воплощение героич. образа рус. коммуниста. Среди лучших ролей: Расстегни ("На берегу Невы" Тренёва), Таланов ("Нашествие" Леонова), Несчастливцев ("Лес" Островского), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова). Выступал также как режиссёр. Поставил пьесы Островского "Снегурочка" (1922), "На бойком месте" (1934), "На всякого мудреца довольно простоты" (1935), "Волки и овцы" (1944); "Горе от ума" Грибоедова (1938) и др. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 2 орденами Ленина, а также медалями.

В Малом театре играют (1975): сын Прова Михайловича С. Пров Провович С. (р. 1926) и племянник Прова Михайловича-засл. арт. РСФСР (1949) Михаил Михайлов ич С. (р. 1909).

Лит.: Коропчевскнй Д., Пров Михайлович Садовский. Из "Воспоминаний о Московском театре", "Ежегодник императорских театров". Сезон 1894 -1895 гг., Приложения, кн. 2, СПБ, 1896, с. 13-59; Эфрос Н. Е., Пров Садовский. (Опыт характеристики), П., 1920; К а р а - М у р з а С. Г.. Малый театр. 1891 - 1921, М., 1924, с. 51 - 64, 168-81; Островский А. Н., Дневники и письма, М.- Л., 1937; Семья Садовских. Сб., под ред. Вл. Филиппова. М.-Л., 1939; Д у р ы л и н С. Н.. П. М. Садовский. М., 1950; К л и н ч и н А. П., К л и н ч и н П. М.. Пров Михайлович Садовский, М., 1968.

----------------------------------

ХАЙКАЛЬ, Xейкал Мухаммед Хусейн (10.8.1888, Кафр-Ганнам,-8.12.1956, Каир), арабский прозаик (Египет). Адвокат по образованию (Сорбонна, 1912). В 1937-44 мин. просвещения. Один из основателей либерально-конституционалистской партии, к-рую возглавлял в 1943-1952, председатель егип. сената (1945-1950). Автор первого написанного в реалистической манере араб, романа "Зай-наб, или Картины сельской жизни и нравов Египта" (1914; рус. пер. 1973), лирического, местами сентиментального произведения, построенного по европ. образцам. Во 2-й пол. 10-х и 20-е гг. разрабатывал концепцию егип. исключительности; позднее перешёл на позиции тра-диц. ислама, что совпало с упадком интереса X. к науке и зап. цивилизации. Автор биографич. произведений о героях раннего ислама, в т. ч. широко известной в мусульм. мире "Жизни Мухаммеда" (1929) (см. Мухаммед). В романе "Так она создана" (1955) "духовность Востока" противопоставляет "меркантилизму Европы". Дневники X. "Воспоминания о египетской политике" (т. 1-2, 1951-53)-ценный источник по истории Египта XX в.

Лит.: Коцарев Н. К., Писатели Египта (XX век), М., 1976 (лит.); Johanson В., М. Н. Haikal. Europa und der Orient im Weltbild eines agyptischen Liberalen, Beirut - Wiesbaden, 1967; Wessels A. A., A modern Arabic biography of Muhammad, Leiden, 1972; Semah D., Four Egyptian literary critics, Leiden, 1974, pt. 2.

С. А. Шуйский.

----------------------------------

ФЕДОТОВ Григорий Иванович [11(24).4. 1916, пос. Глухово, ныне Ногинского р-на Моск. обл.,- 8.12.1957, Москва], советский спортсмен-футболист, засл. мастер спорта (1940), тренер, офицер Сов. Армии. В конце 30-х - 40-х гг. один из лучших футболистов Европы, с именем к-рого связано становление сов. школы футбола. Чемпион СССР в 1946-48 (в составе команды ЦСКА). В 1964 ЦСКА учреждён переходящий приз им. Ф. для самой результативной (забившей наибольшее кол-во мячей) команды очередного чемпионата СССР по футболу. Именем Ф. назван символический футбольный клуб, в к-рый зачисляются нападающие команд высшей лиги, забившие в первенствах СССР св. 100 голов. Награждён двумя орденами, а также медалями.

Соч.: Записки футболиста, [М.], 1952.

Лит.: Ланщиков А., Рыцарь зелёного поля, в сб.: Спортсмены, М., 1973.

----------------------------------

ФРИЗ (Fries) Чарлз Карпентер (29.11. 1887, Рединг, Пенсильвания,-8.12.1967, Анн-Арбор, Мичиган), американский языковед, акад. Мичиганской АН. Окончил Бакнеллский ун-т (1909). Преподавал там же (1911-20, с 1917 проф.) и в Мичиганском ун-те (1920-58). Президент Нац. совета преподавателей англ, яз. (1927-28), президент Лингвистич. об-ва США (1939), директор Лингвистич. ин-та (1936-40, 1945-47), основатель и директор Ин-та англ. яз. при Мичиганском ун-те (1941-56). Осн. труды в области структурной лингвистики; исследовал англ. яз. в диахронии и синхронии. Подготовил серию учебников англ, яз. для иностранцев, разрабатывал линг-вистич. основы обучения иностр. языкам. Ред. журн. "Колледж инглищ" ("College English", 1929-37) и "Лэнг-видж ленинг" ("Language learning", с 1948). Гл. ред. (1928-58) словаря раннего новоангл. яз.

Соч.: American English grammar, N. Y.-L., [1940]; Linguistics and reading, N. Y., 1962; The structure of English. An introduction to the construction of English sentences, L., 1969.

Лит.: Гинзбург Р. С., Чарльз Фриз, его лингвистические и методические взгляды, "Иностранные языки в школе", 1963, №5; М а г с k w a r d t A. H., Charles С. Fries, "Language", 1968, v. 44, N 1.

Р. А. Агеева.

На этом сегодня всё.

С уважением Литвинов Александр.



В избранное