Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 322. 24 мая 2014г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."




РАИСА СЛОБОДЧИКОВА

ЗАГАДОЧНЫЕ ПОРТРЕТЫ КРАСАВИЦ НАРЫШКИНЫХ


Находясь в эмиграции, в 2002-2007 гг. я провела историко-поисковую работу по установлению генеалогических корней связи нашей семьи с семьей Льва Кирилловича Нарышкина и подтвердила семейное предание, передаваемое от поколения к поколению. Результат поиска оформлен в виде книги "Романовы, Нарышкины и их потомки" и опубликован в издательстве Hermitage США (2007 г.).

После публикации книги я до сих пор получаю отзывы на книгу и вопросы по портретам. Когда я писала книгу, то в поисках портретов интересующих меня персонажей просмотрела каталоги многих известных галерей России, Франции, Италии и других. К моему удивлению, больше всего вариантов портретов оказалось у знаменитой красавицы Марии Антоновны Нарышкиной. Но самое неожиданное, все изображения Марии не одной женщины, а нескольких. Поэтому для окончательного выбора портрета персонажа пришлось учитывать реальность события, время жизни персонажа, время общения художника с персонажем.

I. Кто же такая, Мария Антоновна Нарышкина?

Первый раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией произошел в 1772 году, но Польша продолжала существовать на политической карте Европы. Польско-русская война, спровоцированная реакционным союзом Польши, при поддержке Екатерины II уже в 1793 году привела ко второму разделу Польши. Некоторые земли достались России.

В связи с этим Екатерина II провела "черту оседлости" и разрешила новым своим польским и еврейским подданным проживать только в западных губерниях, сделав исключение лишь для нескольких богатых и просвещенных польских семей. В их числе оказалась семья князя Святополк-Четвертинского.

Польский князь Антон-Станислав Святополк-Четвертинский (принадлежавший к царской ветви Рюриковичей), служил верой и правдой императрице Екатерине II. В четверг на Страстной неделе 1794 года в Варшаве началось восстание против России, заговорщики внезапно набросились на отряды русских солдат, расставленные по городу далеко один от другого, — и началась неслыханная по жестокости бойня, толпа захватывала всех, кто был в русском мундире, и забивала их насмерть. Князь Антон-Станислав Святополк-Четвертинский, советник польской конфедерации, был зверски убит чернью в Варшаве 8 июня 1794 г. Учитывая его боевые заслуги и верность русскому престолу, по приказу императрицы Екатерины II его семья (вдова, две дочери и сын) была перевезена в Россию.

Младшая дочь князя, рожденная любовницей-еврейкой, очаровательная 15-летняя красавица Мария, даже становится фрейлиной императрицы Екатерины II, а ее появление во дворце сразу вызвало восхищение высшего света.

В сентябре 1801 года по случаю коронации молодого императора Александра I двор переселился в Москву, его жена, императрица Елизавета Алексеевна, тяготилась постоянными балами, обедами и ужинами и вернулась в Петербург, чувствуя себя крайне утомленной. Здесь ее ждала весть о несчастье – в Швеции скончался ее отец, маркграф Карл-Людвиг. В течение следующей зимы она из-за траура мало выезжала в свет. В это время начинается увлечение ее мужа, Александра I, Марией Антоновной Нарышкиной, и уже на исходе 1803 года в письмах Елизаветы Алексеевны к матери начинают звучать грустные нотки, полунамеки и жалобы на тягостные предчувствия.

Юной красавицей, появившейся во дворце княжной Марией Антоновной Святополк-Четвертинской (1779-1854 гг.), увлеклись не только фаворит Екатерины II, Платон Зубов, и ее внук, великий князь Александр, но и известный вельможа Нарышкин Дмитрий Львович, между ними завязался дух соперничества.

Дмитрий Львович Нарышкин (1764-1838 гг.) оказался блестящей партией для восхитительной красавицы, молоденькой 16-летней княжны.

Обладая благородными манерами и приятной внешностью, своим острым умом аристократ Дмитрий Львович покорил сердце княжны Марии. В 1795 году он женился на юной княжне, которая сразу заняла самое выдающееся положение в высшем обществе. Специально для этого события в Петербурге Д.Л. Нарышкин построил прекрасный дом, который знали все жители столицы. По этому поводу Дмитрий Львович заказал поэту Г. Державину стихотворение "Новоселье молодых".

Примите вы благодаренье
Усердных вам своих детей!
Сей праздник, пир и новоселье-
Вы все, вы все нам в жизни сей.
Хор. Гости милые, почтенны,
Нежна мать и отец
Зрите души восхищены
Нежных чад, восторг сердец;
Зрите их счастья творцы.


Но пожелания поэта не сбылись. Великий князь Александр и бывший фаворит Екатерины II, Платон Зубов, сразу после свадьбы стали оказывать Марии Антоновне Нарышкиной свое настойчивое внимание, и хрупкое счастье семьи Дмитрия Львовича начало разрушаться. Молодые люди поделились друг с другом впечатлениями об этой красавице и пришли к соглашению, что счастливчик уступит сопернику место. Интрига была начата, сначала повезло Платону Зубову, и вскоре Мария родила дочь Марину. До Д.Л. Нарышкина доходили сплетни, что "Марина – не его дочь".

Великий князь Александр, отойдя в сторону, уступил красавицу Зубову. Но это продолжалось недолго.

Император Александр I. Став императором, Александр I (1801 г.) добился взаимности восхитительной Марии Антоновны; Мария Антоновна Нарышкина – любовница императора, а Дмитрий Львович Нарышкин – обер-егермейстер.

По мнению мужа Нарышкиной Екатерины, графа Головкина, "Муж Нарышкиной был снисходительным, смирился с тем, что красота очаровательной Марии, ее прелести были достаточно привлекательны, чтобы пленить могущественного монарха, даже когда ее украшало лишь простенькое платье из белого крепа и гирлянда из тех голубых цветов, которые называют незабудками ".

Наступил многолетний (15-летний) период близости императора с Марией Антоновной. По мнению Ф. Вигеля, "Молодая чета, одних лет, равной красоты покорилась могуществу всесильной любви, страсти, хотя с опасением общественного порицания. Но кто мог устоять против пленительного Александра и очаровательной Марии".

Блестящая партия в замужестве дала Марии Антоновне Нарышкиной выдающееся положение в придворном свете. Этому также способствовали ее такт и умение держать себя в обществе. При чарующей внешности, Мария Антоновна обладала высокими качествами ума и сердца, ее доброта отражалась в ее взоре, голосе. Красоту восхитительной Марии воспел поэт Г. Державин в стихотворении "Аспазия": "Черными очей огнями, грудью пышною своей она чувствует, вздыхает, нежная видна душа, и сама того не знает, чем всех больше хороша".

Маршал М.И Кутузов, восхищаясь Марией Нарышкиной, говорил в шутливой форме, "что женщин стоит любить, раз среди них такая, как Мария Антоновна. Великолепие радужной красоты, плен, покой ".

Стоило ей только появиться в обществе, раздавался шепот восхищения. Ее величественность и уверенность дополняли неуравновешенную натуру Александра. В объятиях Марии Александр забывал все: пышные церемонии, строгость придворного этикета, залы императорского дворца, где его преследует тень окровавленного отца, и жену, которая была с ним рядом в ночь убийства. Мария приносила ему то, что ему не могла дать его красавица жена.

В театре возлюбленная императора занимала центральную ложу. У нее собиралось изысканное общество. Все, кто был принят у М.А. Нарышкиной, имели доступ во все дома столицы. Ее скромные, но изящные наряды служили образцом, предметом зависти, для всех знатных дам Петербурга.

В 1803, 1804, 1808 и 1810 годах Мария Антоновна родила от Александра I четырех дочерей, три из них умерли в младенчестве. Но император Александр не развелся со своей женой, страдающей в одиночестве, и не узаконил свою внебрачную дочь Софию, а Мария не настаивала на этом.

Под конец связи с императором Мария Антоновна стала, видимо, тяготиться своим исключительным положением; она, как говорит графиня Эделинг, "сама порвала те отношения, которых не умела ценить". Время, проведенное Марией Антоновной в Петербурге до 1813 г., было самым блестящим в ее жизни. Нарышкины жили зимой в своем доме на Фонтанке (ныне гр. Шуваловой), а летом на даче "Ma Folie" на Крестовском. Жили они с чрезвычайной роскошью, очень открыто, принимали у себя весь город и двор, давали блестящие праздники и балы.

Болезнь младшей прелестной дочери, единственно оставшейся в живых детей императора Софии, взволновала и побудила мать, Марию Антоновну, предпринять в 1811 г. путешествие на юг России, в Одессу, где они провели лето, а осенью объехали Крым.

А в 1813 г. Нарышкина уехала за границу, где для здоровья дочери прожили долгое время во Франции, Швейцарии, Германии и Лондоне. В Россию они возвращались лишь изредка и не надолго. В 1818 г. в Петербурге выдала замуж свою старшую дочь, Марину, за графа Гурьева.

В 1824 г. скончалась в Петербурге, во цвете молодости и красоты, ее 16-летняя дочь София, будучи невестой графа А. П. Шувалова. Отец Софии, Александр I, послал императрице записку: " Она умерла. Я наказан за все мои грехи".

Подробное изложение о второй семье Александра I и его внебрачной дочери Софии приведено в изданных автором книгах – "Романовы, Нарышкины и их потомки", а также – " Не родись красивой … или заложницы судьбы", изданных в США, Филадельфии, 2007 года

Когда появились портреты М.А. Нарышкиной?

Но прежде всего, приведу интересное письмо, полученное в прошлом году (2009) из Вены и статью о художнике Ж. Грасси, заставившее меня снова пересмотреть портреты Марии Антоновны Нарышкиной, появившиеся в последнее время в интернете. Привожу некоторые фрагмента этого письма – "Josef Grassi (1758-1838)-Attrib., "Portrait of Princess Maria Antonovna Naryshkina" newly discovered! An Important discovery!! Важное открытие!

Acquired several years ago from Gallery Amato, Nice (South France) as a portrait of an unknown woman, painted by anonymous artist from the turn of 19th century, this wonderful portrait finally found its name! Несколько лет назад был найден неизвестный портрет неизвестного художника, как оказалось, княжны Марии Антоновны Нарышкиной (1779-1854 гг.) и художника Жосефа Грасси (1758-1838 гг.). Этот портрет подписан художником 1807 годом". (Dan Konigsberg)

Как это можно прокомментировать?

В 1797 году художник Грасси нанес визит в замок, где якобы в Силезии жила Мария Антоновна. Предположительно, портрет художником был написан в 1800 году. Также, предположительно, этот портрет в 1800-1808 гг. попал в Дрезденскую галерею от одной польской родственницы Марии Антоновны. Экспертиза показала, что портрет руки мастера

Грасси. Но не доказала, чей это точно портрет? Для сведения читателя, Мария Антоновна в это время жила в Петербурге и уже была замужем за Дмитрием Львовичем Нарышкиным. По историческим источникам она не могла находиться в Польше и России одновременно.

Мой ответ в Вену: "Здравствуй, уважаемый Дан! Ваше письмо, особенно, новый портрет Марии Антоновны, взволновали меня. Когда я несколько лет тому назад разыскивала ее портрет, практически не было никакой информации. Я искала портрет Марии Антоновны среди портретов художников-портретистов конца 18 и начала 19 веков. Просмотрела портреты Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея Пушкина, Лувра, итальянских музеев и др. Сначала, к моей радости, среди портретов русского художника Н.И. Аргунова я неожиданно обнаружила портрет Нарышкиной с инициалами М.А., который был расшифрован на интернете как портрет Марии Антоновны Нарышкиной. Красавица, кареглазая. Время ее жизни и жизни и деятельности художника совпали, и я, к сожалению, именно его выбрала для своей книги. Но меня смущала дата (1789 г.) написания художником портрета и возраст женщины красавицы. Написанный художником Аргуновым в 1789 году, судя по портрету М.А. Нарышкиной, возраст персонажа не соответствовал возрасту молоденькой 10-летней княжны, а также Мария Антоновна славилась небольшой полнотой, чего нельзя сказать по портрету Аргунова. Кроме того, возникают также серьезные сомнения другого плана, семья княжны бежала от преследующих повстанцев, так что, вряд ли, она смогла вернуться в Польшу, чтобы позировать художнику Грасси. Та ли эта женщина или удачная модель? "
Продолжение следует

Мои рассылки

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!

2. Мастер-класс и Видеоуроки Живописи.24 минутное Видео Мастер Класс Игоря Жданова". Это видео раскроет Вам таинство создания на чистом холсте живописного произведения. Всего за 24 минуты, мазок за мазком, прямо на ваших глазах! А также Вы сможете бесплатно получать Авторскую Рассылку "Видео Уроки Живописи", в которой шаг за шагом, мазок за мазком, Игорь Жданов проведет Вас по пути создания Вашей первой живописной работы. И Вы не только увидите, насколько это легко, Вы будете поражены своими результатами!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное