Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск № 323. 17 ДЕКАБРЯ 2014г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."




РАИСА СЛОБОДЧИКОВА

ЗАГАДОЧНЫЕ ПОРТРЕТЫ КРАСАВИЦ НАРЫШКИНЫХ (пр-ние)


А вот другие портреты, появившиеся на интернете художников Стролли, Тончи, Босси, Грасси и неизвестных художников, приведенные внизу, заслуживают пристального рассмотрения.

Из исторических источников известно, что Александр I был скуп, поэтому, вероятно, ему в голову не приходило – потратить деньги на портрет единственной внебрачной дочери Софии Нарышкиной и ее матери Марии Антоновны, хотя от его жены, императрицы Елизаветы Алексеевны, осталось много замечательных портретов. Все это вызывает недоумение.

Удивляет также и равнодушие Дмитрия Львовича Нарышкина, богатейшего человека империи, который много денег тратил на покупку и строительство дворцов, различные увеселительные мероприятия, и с трудом отыскиваешь следы одной из красивейших женщин той эпохи.

А вот портреты главных мужчин в жизни Марии Антоновны существуют и написаны замечательными художниками, которые украшают музеи и художественные галереи.

Нужно отметить похожесть всех трех черно-белых фотографий-портретов.

Далее появляется цветной портрет Марии Антоновны, придворного художника императорского двора Сальвадора Тончи, Павловск. (1801 г.), который украсил императорский дворец в Павловске. В настоящее время портрет художника С. Тончи или его копия содержится и в краеведческом музее г. Мурома.

Проведем сравнение этих портретов Марии Антоновны, поза моделей, наряд, волосы и прическа подобны идеально, возраст одинаковый, но лица отличаются, нельзя утверждать

абсолютного 100% -ого сходства. Павловск С-Петербург Мои комментарии по поводу портрета неизвестного художника – удачно подобранная натурщица. Первая модель М.А. Нарышкина неизвестного художника ближе всего к портрету матери и дочери художника П.Э. Стролли, вторая модель художника С. Тончи – ближе к персонажу, дата написания портрета С. Тончи совпадает с датой пребывания художника во дворце..

А вот другие художники, жившие в это же время. – Аргунов, Грасси и др. тоже оставили нам загадки. Кто же был заказчиком этих портретов?

Сопоставление женщин на портретах художников Грасси и Аргунова показывает явную непохожесть, хотя визуально – они красавицы, темноглазые, но овал лиц и форма носов и возраст разные.

Из литературных источников известно – Александр обожал портреты Сальвадора Тончи, Босси и Стролли, которые будем считать реальными, все остальные портреты других художников отнесем к интересным и допустимым, они полны обаяния и красоты. Рассматривая эти портреты в совокупности, мы получаем полную картину о красоте Марии Антоновны, этой знаменитой женщины. Судьба Марии Антоновны до сих пор тревожит историков, и они пытаются ответить на загадочный вопрос – Как ей удалось долгие годы быть любимой женщиной самого неверного мужчины в то время?

После смерти дочери Софии, Мария Антоновна с мужем Дмитрием Львовичем Нарышкина уехали из Петербурга, где они узнали о смерти императора Александра I (1825 г.). А с 1833 г. М. А. Нарышкина поселилась с мужем в Одессе. После смерти мужа Д.Л. Нарышкина (1838 г.) последние годы своей жизни Мария Антоновна жила за границей, изредка лишь приезжая в Одессу. Скончалась она в 1854 г. на берегу Старенбергского озера и похоронена в Мюнхене, на кладбище Sudlicher Friedhof.

II. Кто же такая, Мария Алексеевна Нарышкина?

А теперь необходимо выяснить – кто же эта красавица, известного художника Н. Аргунова, крепостного графа Н.Б. Шереметева, портрет которой был обнаружен в Чувашской картинной галереe как портрет Марии Антоновны Нарышкиной. Дата написания этого портрета 1789 г. не соответствует возрасту реальной Марии Антоновны.

Интернетовская ошибка ввела в заблуждение многих читателей, интересующихся судьбой редкой красоты фаворитки императора Александра.

С появлением других портретов М.А. Нарышкиной загадку удалось разрешить и установить, что портрет Аргунова принадлежит совсем другой красавице, а именно, жене Александра Львовича Нарышкина, Марии Алексеевне тоже Нарышкиной.

Мария Алексеевна младшая из дочерей адмирала Алексея Наумовича Сенявина, женатого на Анне-Елизавете фон-Брадке. Пяти лет (3 июля 1767 года) Мария была помещена в Смольный институт. По окончании обычного 12-летнего курса, в 1779 году, она была выпущена из института и через два года, в декабре 1781 года, была пожалована во фрейлины. Вскоре Мария Алексеевна вступила в брак с Александром Львовичем Нарышкиным, впоследствии обер-камергером и главным директором Императорских театров.

Как при Екатерине II, так и при Павле I и Александре I супруги Нарышкины были в числе самых близких ко Двору лиц. Чета Нарышкиных вела роскошный, открытый образ жизни, на их балах и приемах бывало все высшее столичное общество. По воспоминаниям графини В. Н. Головиной, "У Нарышкина собиралось многочисленное общество… Дочери хозяина суетились, жеманились; это был настоящий балаган. Дом Нарышкина вообще отличался тем, что его ежедневно посещало самое пестрое общество. Хозяин был доволен главным образом многолюдством гостей, хотя бы это и был разный сброд". По воспоминаниям художника А. Х. Ритта, в 1799 году Мария Алексеевна была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины Малого креста, а 1 января 1808 года — в статс-дамы. Злые языки уверяли, что ей хотелось получить Екатерининскую ленту и, что неудовлетворение этого ее желания было причиною того, что она уговаривала мужа уехать за границу. Вместе с мужем, назначенным состоять при Императрице Елизавете Алексеевне во время Венского конгресса, она сопровождала Императорскую чету в Вену в 1815 году. После этого Нарышкины провели несколько лет за границей. Их роскошный образ жизни во Флоренции, где они имела два палаццо и виллу за городом, немецкого барона в качестве управляющего, огромный штат прислуги, секретарей, компаньонов и компаньонок; калмыков и калмычек, поражал иностранцев своим великолепием и неслыханными причудами старого русского барствa.

Скончалась Мария Алексеевна 30 декабря 1822 года в С.-Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре. В городе много говорили об ее кончине и высказанных ею перед смертью христианском смирении и твердости духа. Булгаков К. Я. писал 30 декабря 1822 брату: " … Только у нас и говорят о Нарышкиной. Со всеми домашними простилась, мужу и сыну дала наставления и так их тронула, что они беспрестанно рыдают. Исповедовалась и причастилась и успокоилась. Вчера она начала быть в забытье, и не надеялись, чтоб она прожила сегодняшний день. Ей 62 года, с лишком сорок лет как замужем. Бриллианты свои все отдала внучкам, дочерям Суворовой. Их более, нежели на миллион".

А.Л. Нарышкин

По красоте Мария Алексеевна не уступала своей старшей сестре Екатерине Воронцовой; о нравственных же ее качествах мнения современников расходились; многие завидовали Нарышкиным

и злословили. Муж ее сестры, граф С. Р. Воронцов, один из честнейших людей своего времени писал: "… Мне она очень нравится, я думаю, что моя сестра Мария Алексеевна, всегда была идеальной в своём поведении: примерная дочь, хорошая сестра, любящая жена и заботливая мать". Мария Алексеевна Нарышкина не чужда была благотворительности, одной из первых она вступила в 1812 году в Женское Патриотическое общество.

В браке Мария Алексеевна Нарышкина имела двух сыновей и двух дочерей:

Лев Александрович (1785—1846 гг.), генерал-лейтенант, участник войны 1812 года, одесский знакомый А. С. Пушкина. Был женат на графине Ольге Станиславовне Потоцкой (1802—1861 гг. ).

Кирилл Александрович (1786—1838 гг.), обер-гофмейстер, действительный тайный советник. Был женат на княжне М. Я. Лобановой-Ростовской (1789—1854 гг.).

Елена Александровна (1785—1855 гг.), в первом браке с 1800 года за А. А. Суворовым-Рымским; во втором — за князем В. С. Голицыным (1792—1856), сын княгини В. В. Голицыной.

Александр Львович Нарышкин во всех отношениях был выдающейся личностью. Щедрость, великодушие были главными чертами его характера. Огромное его состояние расстроилось под конец его жизни, но это его нисколько не беспокоило, и он часто над этим смеялся. Собрание анекдотов о нем составило бы несколько томов.

Управление театрами А.Л. Нарышкиным продолжалось почти 20 лет, и история должна отдать ему должное. Он состоял почетным членом Императорской Академии художеств. По мнению современников, он был рожден для театра.

По красоте его жена Нарышкина не уступала многим красавицам России и Италии. Мария Алексеевна, наряду с благородством, обладала сильным характером, твердостью духа и аристократической гордостью. В скандальной хронике русского общества были попытки скомпрометировать ее в глазах мужа, по ней вздыхал некто Азиков, но Нарышкин отшучивался, поддакивал порою и забавлялся неудавшимися наскоками журналистов светской хроники на его добропорядочную семью.

В 1819 году Александр Львович окончательно простился с театрами, и в 1820 году он уехал за границу в Париж, но Мария Алексеевна в последнюю минуту передумала уезжать; тогда ее муж отправился один.

Александр Львович Нарышкин умер от водянки вдали от России, в Париже, 21 января 1826 года, на смертном одре произнес: "В первый раз я отдаю долг – природе".

Умер яркий, добрый, щедрый человек, государственный деятель, который пользовался всеобщим расположением в Российской империи. Он был похоронен в Петербурге в Александро-Невской Лавре при церкви Святого Духа, рядом с женой, умершей в 1822 году.

III. Кто же такая, Мария Павловна Нарышкина?

Когда я разыскивала портрет Марии Антоновны Нарышкиной, то наткнулась еще на одну красавицу Нарышкину, тоже Марию. Ее портрет, написанный художником Д. Левицким, вместе с портретом Дидро, через Дидро был передан в картинную галерею Лувра, где я его и обнаружила. Оказалось, что этот портрет красавицы Нарышкиной Марии Павловны, принадлежал жене Семена Кирилловича Нарышкина.

Нарышкин Семен Кириллович. Один из членов семьи Нарышкиных, Семен Кириллович (1710-1775 гг.), получил превосходное домашнее образование, и, казалось, ничто не могло помешать его придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престол вступила Анна Иоанновна, он попал в опалу. Поскольку он считался официальным женихом принцессы Елизаветы Петровны, то вынужден был покинуть ее и уехать из России за границу.

Семен Кириллович поселился во Франции и принял вымышленную фамилию Темкин. В Россию он вернулся только в 1741 году с приходом к власти императрицы Елизаветы и пожалован придворным чином камергера.

Императрица Елизавета не простила Нарышкина за побег от нее и постаралась поскорее отправить его за пределы страны, назначив посланником русского престола в Англии. Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев. На обратном пути в Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представлен принцессе Фике, будущей императрице Екатерине II. В то время Нарышкин и не подозревал, что эта встреча изменит его судьбу. Всего через три года ему пришлось встречать принцессу Фике, приехавшую в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III.

Сопровождая Фике, Семен Кириллович учил ее даже тому, как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж в ту пору в Европе не был известен.

И, тем не менее, несмотря на почетное поручение, Нарышкин продолжал оставаться на грани опалы. Известен случай, когда императрица Елизавета во время бала подозвала к себе его жену Марию Павловну, которую все единодушно считали самой красивой придворной дамой, и срезала ножницами все украшения с ее платья. Подобные унижения не были редкостью в поведении Елизаветы.

Сам Семен Кириллович, как и его жена, считался первым щеголем своего времени. Однако не менее чем его туалеты, был известен театр, который он организовал в Петербурге для увеселения двора. Это был второй в истории России придворный театр (первый был организован немецким актером при дворе царя Алексея Михайловича).

С именем Нарышкина связано и своеобразное нововведение в русском быту. Еще в начале пятидесятых годов XVIII века он организовал в имении так называемый роговой оркестр. Он состоял из нескольких десятков музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном роге только одну ноту.

В качестве руководителя такого уникального коллектива Семен Кириллович пригласил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговая музыка звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников, была очень мелодичной, по звучанию напоминая органную.

Когда же на престол вступил Петр III и Екатерина Алексеевна, Семен Кириллович Нарышкин оказался в числе самых приближенных к ним людей. Он был пожалован званием генерал-аншефа и назначен обер-егермейстером. 16 августа 1760 года Нарышкин был награжден высшим российским орденом Андрея Первозванного.

Продолжение следует

Мои рассылки

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!

2. Мастер-класс и Видеоуроки Живописи.24 минутное Видео Мастер Класс Игоря Жданова". Это видео раскроет Вам таинство создания на чистом холсте живописного произведения. Всего за 24 минуты, мазок за мазком, прямо на ваших глазах! А также Вы сможете бесплатно получать Авторскую Рассылку "Видео Уроки Живописи", в которой шаг за шагом, мазок за мазком, Игорь Жданов проведет Вас по пути создания Вашей первой живописной работы. И Вы не только увидите, насколько это легко, Вы будете поражены своими результатами!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное