Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры. Выпуск 324


Мастера и шедевры

Выпуск № 324. 27 июля 2015г

WWW.ERMANOK.NET

К читателю


ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДРУЗЬЯ!


Раиса Слободчикова
"Не родись красивой... или..."




РАИСА СЛОБОДЧИКОВА

IV. Кто же такая, Мария Львовна Нарышкина – последняя любовь Потемкина.

Положение фельдмаршала Григория Потемкина после овладения Очаковом упрочилось настолько, что он счел необходимым на зимние месяцы, когда военные действия затихли, отправиться в столицу для свидания с наставницей и благодетельницей, императрицей Екатериной II.

В Петербурге его встретили более чем прохладно, новый фаворит Платон Зубов боялся Потемкина и постарался, чтобы императрица отправила его поскорее из столицы. Екатерина бессильна была что-либо возразить, и судьба Потемкина была решена, он впал в "черную меланхолию".

Узнав о настроении фельдмаршала, Лев Александрович Нарышкин пригласил своего друга Потемкина в свой дом развеяться в семейной обстановке, где Потемкин встретил сердечное внимание всех членов семьи.

Мягкий характер и душевная доброта Льва Александровича Нарышкина создавали в доме дружескую обстановку. Здесь всегда было много бедных родственников, воспитанниц, приживальщиц, и молодежь общалась между собой свободно, без жеманства и кокетства. Девицы и молодые люди шутили, делали друг другу проказы, мистификации, чтобы похохотать вместе.

Никто не мог сравниться с отцом семейства Львом Александровичем Нарышкиным. Он держался прямо, одевался щегольски и никогда не выглядел усталым. Он был умен, остроумен и находчив, на его лице всегда сияла улыбка, которой он освещал весь дом. Всеми этими качествами он наградил детей: сыновей Александра, Дмитрия и дочерей; особенный поэтический талант достался младшей дочери Марии. Все дочери переняли от матери ее миловидность, изящество и, конечно, музыкальность. Род Нарышкиных отличался не только телесной, но и душевной красотой, у детей была какая-то врожденная наклонность к искусству, каждый талант находил свое развитие.

Л.А. Нарышкин любил своих детей, дорожил их спокойствием и желал им всем счастья.

Оба сына, Александр и Дмитрий, женились по любви. Дочерей, к сожалению, выдали по расчету и они не все были счастливы в браке.

После присоединения Белоруссии к России польские вельможи, князья, забросив свои имения, ринулись в Петербург в поисках милостей и должностей от императрицы Екатерины. Бракам поляков с русскими девицами и наоборот особенно покровительствовала государыня.

Поэтому три польских богача женились на трех дочерях Льва Нарышкина: граф Соллогуб – на Наталье (1762-1819 гг.), князь Понинский – на Анне (1768-1826 гг.). Сын Дмитрий женился на польского происхождения княжне Марии Антоновне Четвертинской (см. Александр I), сын Александр женился на дочери адмирала Сенявина Марии Алексеевне, воспитаннице Смольного монастыря, организованного в 1764 году императрицей Екатериной II. После окончания 12-летнего обучения получившая прекрасное образование Мария Сенявина была пожалована в 1781 году во фрейлины.

Младшая дочь Льва Александровича Нарышкина Мария Львовна (1773-1806 гг.) из всех дочерей была самой яркой и талантливой личностью. Она обладала обворожительной красотой, великолепным голосом, изящной фигуркой и своими танцами сводила с ума не одного мужчину.

Самым ярким поклонником ее красоты был выдающийся светлейший князь Г.А. Потемкин, прибывший в Петербург после блестящей победы в Крыму. Фельдмаршал Потемкин встретил в доме Нарышкиных теплое отношение семьи хозяина. Приезды светлейшего князя в дом Нарышкиных стали постоянными, князь ожил, помолодел, и в свете начали серьезно поговаривать о предстоящей свадьбе.

Поэт Державин Г.Р., попавший тоже под ее чары, посвятил ей стихи "К Евтерпе", пророча ей "светлейшее будущее".
Пой, Евтерпа, дорогая!
В струны арфы ударяй,!
Ты, поколь, весна младая,!
Пой, пляши и восклицай.!
Ласточкой порхает радость,!
Кратко соловей поет;!
Красота, приятность, младость –!
Не увидишь, как пройдет.!
…..!
Марс устанет – и любимец!
Счастья возьмет свой покой;!
У твоих ворот и крылец!
Царедворец и герой!
Брякнут кольца золотые;!
Ты с согласия отца!
Бросишь взоры голубые!
И зажжешь у них сердца!
С сыном неги Марс заспорит!
О любви твоей к себе,!
Сына неги он поборет!
И понравится тебе;!
Качества твои любезны!
Всей душою полюбя,!
Опершись на щит железный,!
Он воздремлет близ тебя.
О серьезном увлечении фельдмаршала было тут же доложено императрице. В один из вечеров конца апреля 1789 года Екатерина II со своей свитой навестила дом Нарышкина. После устроенного хозяйкой дома Мариной Осиповной обеда состоялась карточная игра Екатерины с Потемкиным, Сегюром и Нарышкиным.

Молодежь танцевала. Когда Екатерина уехала, началось настоящее веселье. По отзыву Сегюра, "Барышня Нарышкина сплясала казачка, затем русскую, чем привела всех в восторг. Как плавны ее движения, движение ее плеч и талии! Она способна воскресить умирающего мужчину!".

Светлейший князь, несомненно, разделял восхищение других мужчин талантами и обаянием этой девушки. Он часами беседовал тет-а-тет с юной Марией, излагая ей какую-то политическую проблему, которой был озадачен, она, вздыхая, повторяла: "Если бы это было правдой!".

Потемкин на брачном ложе не "вздремал", и вскоре после посещения императрицей дома Нарышкиных и после разговора с императрицей 6 мая 1789 года фельдмаршал неожиданно покинул столицу. О дне отъезда знала только одна императрица, карета которой преградила ему путь. Он вышел к императрице, они отошли подальше от людей, чтобы попрощаться. Она всплакнула и сказала на прощание, что сердцем чувствует беду. Он успокоил ее, единственную женщину, которую любил больше всего на свете. По мнению современников, они состояли в тайном церковном браке, о котором, по всей вероятности, напомнила фельдмаршалу Екатерина, и до конца их жизни никто из "супругов" не нарушил этот союз. Поэтому он бежал из Петербурга, и его надежда найти счастье рядом с очаровательной Марией лопнула. Он только на миг почувствовал себя свободным и счастливым.

Лев Александрович не сомневался в чувствах Потемкина и радовался тому, что предстоящее замужество дочери с самым известным человеком России принесет ей счастье и огромное богатство и уважение. Но этого не случилось.

Автор монографии о Потемкине А. Г. Брикнер приводит описание пребывания Потемкина в Могилеве осенью 1791 года: "Около семи часов перед губернаторским домом остановились его сани. Из них вышел высокого роста и чрезвычайно красивый человек с одним глазом. Он был в халате и его длинные нечесаные волосы, висевшие в беспорядке по лицу и плечам, доказывали, что человек этот менее всего заботится о своем туалете... В передней губернатора произносились приветствия от сословий. Они были так же длинны, как коротки его ответы, ограничивавшиеся, впрочем, одним благосклонным наклонением головы. Затем продолжили свой путь, не доезжая Большой горы, в 40 верстах от Ясс он так ослабел, что мы вынуждены были перенести его из коляски и положить на землю прямо в степи. Здесь он и испустил дух. Ночью того же 5 октября тело покойного привезли в Яссы".

Храповицкий регистрировал каждое донесение из Ясс о состоянии здоровья князя. Всякое событие, связанное с именем Потемкина, вызывало у императрицы переживания и слезы.

Марии Нарышкиной не было суждено стать женой столь "державного мужа".

Побег потенциального жениха без объяснения считался позором для невесты и их семьи, но об этом никто не думал. Только через несколько лет (1801 г) ee выдадут замуж без любви за богатого и старого польского князя, дважды вдовца, Любомирского.

Свою судьбу Мария Львовна рассказала в сочиненных ею песнях:
Ах, на что ж было, да к чему ж было по горам ходить,,
Ах, на что ж, да к чему ж было соловья будить?
У соловьюшки, у соловьюшки одна песенка,
У меня младой, у меня ж младой, один старый муж!
Мария росла в семье талантливых людей, где всегда были музыка, народные песни, поездки в дальние имения, где они слушали украинские и русские песни, особенно в Курской губернии, которая славилась своими "курскими соловьями".

Поэтесса грустила о том, что у нее старый муж, она ж мечтала встретить "друга милого". Ее народная поэзия получила широкую известность, например, в одной комической опере были использованы некоторые песни Нарышкиной Марии Львовны.

Поэт Державин был тоже влюблен в Марию Львовну и написал о своих чувствах в стихотворении "Анакреон у печки" (1795).
Случись Анакреону
Марию посещать;
Меж ними Купидону,
Как бабочке летать.
Летал божок крылатый
Красавицы вокруг,
И стрелы он пернаты
Накладывал на лук.
Стрелял с ее небесных
И голубых очей,
И с роз в устах прелестных,
И на груди с лилией.
Но арфу как Мария
Звончатую взяла,
И в струны золотые
Свой голос издала, –
….
Анакреон у печки
Вздохнул тогда сидя,
“Как бабочка от свечки
Сгорю, – сказал – и я”
Песни Марии Львовне Нарышкиной несут на себе печать большого таланта, о котором писали П. А. Бессонов, И. Н. Розанов и другие исследователи. О ее красоте, уме и замечательном голосе сохранилось немало воспоминаний. К сожалению, портреты этой красавицы не обнаружены. Это тоже загадка?

Мария Львовна Нарышкина скончалась в 1806 году, потомства не оставила.

Продолжение следует

Мои рассылки

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!

2. Мастер-класс и Видеоуроки Живописи.24 минутное Видео Мастер Класс Игоря Жданова". Это видео раскроет Вам таинство создания на чистом холсте живописного произведения. Всего за 24 минуты, мазок за мазком, прямо на ваших глазах! А также Вы сможете бесплатно получать Авторскую Рассылку "Видео Уроки Живописи", в которой шаг за шагом, мазок за мазком, Игорь Жданов проведет Вас по пути создания Вашей первой живописной работы. И Вы не только увидите, насколько это легко, Вы будете поражены своими результатами!


WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное