Витте Сергей Юльевич (Государственный деятель, министр финансов Российской
империи)
Сергеи Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года (по старому стилю) в Тифлисе, в семье государственного чиновника,
занимавшего ответственный пост. В Кишиневе Сергей Юльевич окончил гимназию, а в Одессе - физико-математический факультет
Новороссийского университета, где защитил диссертацию по высшей математике. Был зачислен чиновником в канцелярию новороссийского
генерал-губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Затем он перешел в акционерное общество Юго-Западных
железных дорог, в котором в 1886 году стал управляющим. Одновременно, как практик, Витте был приглашен в комиссию графа Э.Т.Баранова,
занимающуюся изучением состояния железных дорог в России. В ее рамках будущий министр финансов подготовил проект "Общего
устава российских железных дорог", а в 1883 году опубликовал книгу "Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов".
В 1890 году Витте по приглашению Александра III назначается директором департамента железных дорог Министерства финансов
с производством, в нарушение всех правил, из титулярных советников в действительные статские советники. 15 февраля 1892 году
он становится управляющим МПС, а с августа того же года - министерства финансов. В 1893 году Витте стал уже министром с производством
в чин тайного советника и почетным членом императорской Академии наук.
В основе концептуальных подходов Витте лежала идея создания независимой национальной экономики, защищенной от иностранной
конкуренции таможенными барьерами, с сильной регулирующей ролью государства. Осуществление ускоренной индустриализации министр
считал возможным за счет активного привлечения иностранных капиталов и государственных инвестиций. С этой целью в 1894 г.
вводится государственная винная монополия, дававшая до четверти всех поступлений в казну. Одновременно ограничивается эмиссионная
деятельность Государственного банка, осуществляется серия конверсионных займов за границей, что позволило с 1897 году перейти
на золотое обращение. Единственный раз в отечественной истории (с 1897 по 1914 год) русский рубль был конвертируемой валютой,
что облегчило приток в страну иностранного капитала.
Интенсивное развитие капитализма Сергей Юльевич связывал с опережающим развитием транспортных коммуникаций, науки и образования.
Именно он был инициатором строительства Сибирской железной дороги, а затем изыскивал значительные суммы на ее быстрейший
ввод в эксплуатацию. Для организации торгового судоходства по Северному Морскому пути при его поддержке строится ледокол
"Ермак". Именно Витте пригласил Д.И.Менделеева заведовать Палатой мер и весов и за короткий срок великий ученый сумел упорядочить
дела в этом ведомстве. Он "продавил" открытие трех политехнических институтов, 73 коммерческих училищ и множество других
учебных заведений, без которых быстроразвивающаяся экономика страны захлебнулась бы из-за отсутствия квалифицированных кадров.
Наконец, именно при Минфине в 1902 году создается первое в России Государственное агентство печати, получившее наименование
Торгово-телеграфное (позднее - Петроградское телеграфное агентство).
Во внешнеполитической области министр финансов был сторонником мирных методов финансово-экономической экспансии, прежде
всего на Дальнем Востоке. По существу впервые в истории отечественной внешней политики он предложил целостную программу проникновения
и закрепления России в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, прозорливо отводя ему роль "Средиземного моря будущего", т.е.
центра мировых торговых коммуникаций. Именно по его инициативе началось строительство Китайско-Восточной и Южно-Китайской
железных дорог, Порт-Артура, Порта Дальнего, активное проникновение в Манчжурию и Квантунский полуостров За заключение в
Портсмуте мира на сравнительно благоприятных условиях Витте высочайше был пожалован графским титулом. Вместе с князем А.Д.Оболенским
и Н.И.Вуичем он написал знаменитый манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" и по сути дела заставил царя
подписать его 17 октября 1905 г. Этот шаг спас тогда страну от хаоса гражданской войны, а самодержавие от краха.
Через два дня Витте назначается председателем только что созданного Совета Министров. В этом качестве он для стабилизации
внутреннего положения добился получения от Франции и ряда других европейских стран крупных займов. 14 апреля 1906 г. подал
прошение об отставке, которое сразу же было удовлетворено. 22 апреля специальным рескриптом император отметил заслуги Витте
в искоренении "крамолы", наградил его одним из высших российских орденов - Александра Невского с бриллиантами и солидным
денежным вознаграждением. Отставной сановник вплоть до своей смерти 28 февраля (13 марта нового стиля) 1915 г. оставался
членом Государственного Совета и председателем его комитета финансов.