Чудеса и тайны мира растений #27 'Растения, поедающие насекомых'

Чудеса и тайны мира растений

Выпуск N27 Замечательный и удивительный мир растений на сайте flora.povny.info
Мой сайт   |   Книги   |   Проекты

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать!

Потрясающий документальный фильм на DVD от киностудии "BBC Worldwide":

"BBC: Невидимая жизнь растений": http://povny.info/rasteniya.php

В выпуске

1. Растения, поедающие насекомых

2. Мир растений в книгах (с доставкой по почте)

Растения, поедающие насекомых

В прошлом выпуске рассылки мы пытались разобраться с мифами о деревьях-людоедах. Почему так устойчивы слухи о деревьях-людоедах? Питательной почвой для них служит существование насекомоядных растений: уж коли есть виды, поедающие насекомых, почему бы не быть где-то в тропических дебрях дереву, пожирающему поросенка?

Вот поэтому нам следует разобраться, что же это за насекомоядные растения, почему они возникли в ходе эволюции? А поможет нам в этом замечательная книга Вадима Ивановича Артомонова "Занимательная физиология растений", в которой насекомоядным растениям посвящен целый раздел, который буквально насыщен интереснейшеми фактами и описанием таких растений.

Наш рассказ начнем с растения, которое наиболее нам  знакомо и доступно - с росянки.

Присмотримся к этому уди вительному растению. При по мощи лупы можно увидеть, что округлые листья росянки покрыты множеством красно ватых волосков, отчего они похожи на крошечные щеточ ки для расчесывания волос. На одном листе их может быть до 200, причем по краям они длиннее, а в середине — короче.

Кончики волосков вы деляют капельки липко вязкой, прозрачной жидкости. Насекомое, привлеченное большими, как роса, капельками, садится на лист и прилипает к нему, да так сильно, что не может уже оторваться.

Дело, по-видимому, не только в клейкости жидкости. Не так давно из росянки удалось выделить два вещества, которые обладают паралитическим действием. Одно из них — кониин хорошо знакомо токсикологам — это ядовитый алкалоид болиголова, растения из семейства зонтичных.

Как только насекомое прилипает к листу, боковые волоски наклоняются к нему. Капельки на их концах начинают быстро увеличиваться. Охваченное волосками насекомое оказывается погруженным в жидкость, сходную с пищеварительным соком желудка.

Под ее воздействием мягкие части насекомого перевариваются, при этом белки распадаются до аминокислот, которые легко впитываются растением. Через два-три дня волоски снова разгибаются.

Первое время они остаются сухими, на них нет липкой жидкости. Временное прекращение ее секреции необходимо, так как иначе непереваренные остатки прилипли бы к растению и мешали бы росянке захватывать новые жертвы. С сухих же листьев они легко сдуваются ветром.

В жидкости, выделяемой волосками, содержится муравьиная кислота, которая способствует как активации ферментов, участвующих в расщеплении белков, так и уничтожению гнилостных микроорганизмов, развивающихся обычно при наличии органического вещества. Если бы ее не было, то интенсивное размножение микробов, участвующих в процессах гниения, отрицательно сказалось бы и на самом растении.

Чувствительность волосков росянки к прикосновению очень велика, она превосходит реакцию нервных клеток, расположенных на кончике языка человека. Так, отрезок человеческого волоса в 0,2 миллиметра длиной и массой в 0,000822 миллиграмма, положенный на железку, вызвал движение волосков росянки — они изогнулись в сторону. Если такой же волос поместить на кончик языка — самое чувствительное место человеческого тела, то никакого ощущения мы не испытаем.

Говоря о чувствительности росянки, следует отметить, что это растение по-разному реагирует на раздражители. Если на его лист положить «несъедобный» предмет (кусочек стеклышка, песчинку), то волоски сначала несколько изогнутся к нему, но очень быстро возвратятся в исходное положение.

Листья росянки содержат хлорофилл и способны осуществлять фотосинтез. Однако если ее полностью лишить животной пищи, то она хотя и не погибает, но хиреет и слабо развивается.

Интересен вопрос о «прожорливости» росянки. Сколько насекомых может поймать одно растение за определенный .промежуток времени?

Не так давно во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений. Победу в них одержала росянка, принадлежащая коллекционеру Эмилю Марсье. Она обогнала всех - за три часа поймала 51 комара. Это 17 комаров в час!

В Вологодской области листьями росянки моют горшки из-под молока. Дело в том, что они содержат вещество, которое растворяет мельчайшие остатки этого продукта, скопившегося в порах и трещинах сосуда.

Народная медицина использует это растение для выведения бородавок. Сушеную росянку заваривают и пьют как лекарство от простуды. Учитывая тот факт, что в листьях растения обнаружены ядовитые вещества, заниматься самолечением не следует.

Тот вид, о котором мы рассказали, называется росянка круглолистная (Drosera rоtundifolia). Это самый распространенный представитель рода росянка. Однако известны и другие виды, в частности с продолговатыми листьями.

Всего в разных местах земного шара (в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии) их насчитывается около сотни, причем только в Австралии произрастает больше половины представителей этого рода.

У обитающей там росянки гигантской (Drosera gigantea) стебель достигает высоты 60—100 сантиметров. Он до самой верхушки покрыт узкими листьями, причем самые нижние приобрели шиловидную форму.

Несколько меньших размеров достигает росянка королевская из Южной Африки. Она способна переварить даже улиток и мелких лягушек.

Помимо рода росянка семейство росянковых включает еще три: венерина мухоловка, росолист и альдрованда. Каждый из них представлен всего одним видом.

Венерина мухоловка (Dionаеа muscipula) хорошо известна биологам. Она обитает на болотах или открытых торфяниках Северной и Южной Каролины в США. Листья этого редкого растения, образующие розетку, состоят из двух частей: нижняя предназначена, как и у других зеленых растений, для усвоения углекислого газа при фотосинтезе, а верхняя — для ловли насекомых.

В отличие от росянки у венериной мухоловки нет липкой жидкости. Ее ловчие аппараты устроены по типу капкана. Верхняя часть листа рассечена центральной жилкой на две половинки, обладающие способностью складываться. Каждая из них снабжена по краям 16—20 тонкими, слегка загнутыми зубцами. В центре обеих половинок торчат три заостренных щетинки, которые выполняют функцию чувствительного механизма капкана.

Насекомое, благополучно миновав нижнюю безопасную долю листа, смело вступает на одну из половинок верхней части и касается заостренных шипиков. Лист мгновенно захлопывается, подобно тому, как закрывается раскрытая книга. При этом зубцы, расположенные по его краям, не позволяют упустить добычу. Складывание долей происходит очень быстро, всего за 0,02—0,05 секунды, и так надежно, что «капкан» нельзя открыть, не повредив сам лист.

Красноватые железки, бывшие до этого сухими, начинают выделять сок, который переваривает насекомое. После того как растворенные питательные вещества будут усвоены клетками листа, ловушка медленно открывается. «Переработка» насекомого может продолжаться несколько дней. Благодаря чувствительным щетинкам венерина мухоловка способна отличать- насекомое от таких предметов, как мелкие камешки, палочки. Они не вызывают у нее такой реакции, как, скажем, комар.

Еще Чарльз Дарвин установил, что венерина мухоловка остается «равнодушной» к ветру (для имитации ветра исследователь дул на лист растения через трубочку) и струям дождя. Лист не складывался, пока не были тронуты поочередно все волоски или один и тот же волосок дважды.

Так что совсем не случайно великий шведский ботаник Карл Линней назвал венерину мухоловку чудом природы.

В Испании, Португалии и Марокко по склонам сухих каменистых и песчаных холмов встречается росолист лузитанский (Drosophyllum lusitanicum) - метровой высоты растение с узкими длинными мясистыми листьями, густо покрытыми каплями вязкой липкой слизи. К этой слизи, выделяемой особыми мелкими грибовидными железками, прилипают разные насекомые (комары, мухи и даже оводы и цикады), привлеченные медовым запахом.

Кроме грибовидных, имеются железки без ножек. Они выделяют пищеварительный сок, содержащий ферменты, расщепляющие органические вещества. Их работа начинается после того, как растение почувствует, что насекомое поймано.

Росолист прожорлив: за один день он может расправиться с несколькими десятками крупных мух. Благодаря тому что его ловушки действуют очень эффективно, это растение под названием «португальская мухоловка» используется в крестьянских домах для избавления от мух.

Один ботаник насчитал на небольшом растении, росшем в ботаническом саду, до 233 пойманных и убитых росолистом насекомых. Полагают, что в течение лета одно растение может уничтожить несколько тысяч насекомых.

Альдрованда пузырчатая (Aldrovanda vesiculosa) представитель четвертого рода семейства росянковых. Она отличается от своих родственников тем, что обитает в воде. Ареал этого растения огромен - от Западной Европы до Индии и от Западной Африки до Восточной Азии, но повсюду альдрованда встречается редко.

Не имея корней, альдрованда свободно плавает в воде. Ее тонкий длиной в 15 сантиметров стебель всегда погружен в воду. Длина листа всего около сантиметра, он имеет на своем конце пузырек, величиной с чечевичное зерно. Эти пузырьки состоят из двух округлых половинок. Каждая половинка снабжена маленькими волосками.

Стоит мелкому рачку дафнии задеть за такой волосок, как половинки листа захлопываются и жертва оказывается в капкане. Время между восприятием раздражения и началом ответной реакций составляет всего 0,09 секунды. Само захлопывание происходит за 0,2 секунды. Особые железки выделяют сок, растворяющий добычу. Чем моложе лист, тем он энергичнее работает, поэтому «охотятся» в основном листья, образующие верхние две — четыре мутовки.

Альдрованда цветковое растение. Цветки у нее мелкие одиночные. Поскольку у самой воды насекомых бывает мало, они часто остаются неопыленными и не дают семян. Поэтому размножается растение в основном вегетативно.

Хотите увидеть все это своими глазами? Это возможно благодаря великолепному и потрясающему документальному фильму на DVD: "BBC: Невидимая жизнь растений".

В новом документальном сериале ВВС представлены все аспекты жизни растений - каждодневная борьба за выживание вынуждает их приспосабливаться к самым экстремальным условиям.

Растения могут летать, ходить, ползать и взрываться! Их семена способны путешествовать во времени и пространстве - вместе с ветром, птицами и животными. Черпая энергию из солнечного света, каждое растение живет своей собственной жизнью.

Приготовтесь отправиться в удивительный и таинственный мир растений, ранее казавшийся вам таким знакомым! Фильм записан на 2х дисках. Длительность: 300 мин. Цена - всего 392 рубля!

Кликните по ссылке и закажите фильм "BBC: Невидимая жизнь растений":

Мир растений в книгах (книги с доставкой по почте):

Для бысторго поиска нужной книги воспользуйтесь этой страничкой: http://www.povny.info/shop/search.php

Всего хорошего!

Copyright © 2006 by Повный Андрей . Все права защищены.
Разрешается републикация материалов рассылки