Выпуск 3. Письма святителя Феофана Затворника (часть 1)
Жить нам надобно так, как Бог создал нас,
и когда кто не живет так, смело можно говорить,
что он совсем не живет.
святитель Феофан Затворник
Здравствуйте!
В аннотации к этой рассылке я задавала вопрос – Вам и себе: может ли человек быть счастливым всегда? Не так давно я прочитала книгу – собрание писем святителя Феофана Затворника, где он четко говорит о том, что счастье «всегда» не только возможно, но и является естественным состоянием человека. Он подробно рассказывает о различных уровнях человеческого бытия, по сути, раскрывая то, как устроен и как действует человеческий организм – тело, эмоции, разум, и как проявляется
в нем душа и дух. Святитель показывает, каким мог бы быть гармоничный человек – совершенное творение Божие.
Я хочу предложить Вашему вниманию отрывки из писем Феофана Затворника, и чтобы не утомлять Вас большими объемами рассылки, разделила их на несколько выпусков.
Отрывки приведены из книги Святителя Феофана Затворника “Что есть духовная жизнь. Собрание писем”, Москва, издательство “Правило веры”, 2004г.
Из письма к Феофану Затворнику: “…Еще вот что вижу: что все впопыхах спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать. Случилось мне пройти людною улицею или местом – какая там суматоха и суета! … и в домах то же, то же, вероятно, и в душах у них. И вот еще что вижу: что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже – и ничего не смей как хочешь.
Все у них подчинено какому-то закону, который не знают, кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет… Стала я присматриваться, да от души ли они делают и все прочее. И что же? Может быть, я и ошибаюсь, но не увидела ничего, что было бы от души. Ласки напускные, готовность к услугам – тоже, взаимоуважение – тоже. Все напускное. За видимостью, гладкою и изящною, прячется совсем другая душа, которую, если б ее вытащить наружу, никто не нашел бы не только изящною, но и сносною. И выходит, что когда
мы собираемся, то представляем собою сборище лицедеек и лицедеев… от всех веет холодом… Как же это так?! Ведь все дружка дружке, кажется, душу готовы отдать, а кругом ходит холод.”
Ответ Феофана Затворника: “…эта гоньба за чем-то и неудовлетворенность ничем зависят от того же, о чем я писал в прошлый раз: именно от того, что таким образом жизни не все естество человеческое питается и не все потребности его удовлетворяются. Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи в утоление своей алчбы и жажды и гонит человека искать ее. Человек и бежит искать; но как он вращается все в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения
не бывает, голод и жажда не пресекаются, не прекращается и требование пищи, не прекращается и гоньба. Что касается до других замеченных Вами сторон светской (мирской) жизни… такая жизнь есть жизнь падшего человечества, которого исходная черта есть самолюбие, или эгоизм, себя ставящий целию, а все и всех средством. Тут причина того, что всякий хочет навязать свои желания на другого или связать его ими… эгоизм, желающий повернуть Вас по-своему или сделать Вас средством. Тут и причина лицедейства, суть которого
есть напряженное ухищрение всячески прятать свои дурные стороны, не исправляя их; иначе пресечется влияние на других и, следовательно, пользование ими как средствами. Тут причина и того, что от всех холодом веет – ибо всякий замкнут в себе и не разливает лучей теплой жизни вокруг себя…”