Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всемирная история от Алексея Фанталова Северо-западный Бельтайн.


Северо-западный Бельтайн.

 

 
Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками - Самайном (Самхейн) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн, Белтан) - 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря - выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период - к 1 ноября.  
 
С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство  
между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния - скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.  
 
По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов. Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы приготовляли место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.  
 
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева). Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.  
 
Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя - умилостивление и почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то, чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота, урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был приветствовать солнце, сказав ему: "Доброе утро!"
 
Но огню костра придавалось и очистительное значение: уничтожение всех пагубных влияний и защита общины от всех бедствий, которые могут угрожать людям в течении этого времени года, - гром и молния, град, болезни, злые чары волшебников и колдунов.  
 
В древности, по-видимому, возле белтанских костров совершались и человеческие жертвоприношения. Хотя прямых свидетельств о человеческих жертвоприношениях не сохрагилось, следы таких обрядов можно было видеть в распространенных еще не так давно среди молодежи Хайланда играх вокруг первомайских костров. Так, в одном селении графства Перт парни выпекали в костре большую овсяную лепешку и разделяли ее на куски по числу присутствующих. Один кусок чернили углем. Каждый затем вынимал из шапки по куску. Считали, что тот, кому достался черный кусок, "посвящен", и он обязан был три раза прыгать через костер.  
 
В другом селении того же графства тот, кто вынимал отмеченный кусок, на весь год получал обидную кличку Cailleach bealtine - Beltan (труднопереводимое слово, примерно соответствующее русскому слову "мужик", "деревенщина" в пренебрежительном смысле). Как только черный кусок был вынут, парни сейчас же набрасывались на своего несчастливого товарища и делали вид, что бросают его в костер. Или же (в других местах) его клали на землю и якобы разрезали на части, а затем закидывали его яичной скорлупой.  
 
Позднее, в период средневековья, человеческие жертвы были заменены животными. И еще совсем недавно (в конце XIX в.) в качестве жертвы огню бросали в костер пирог или освященный в церкви хлеб.  
 
Как ни странно, но в весенний праздник Белтана растительность, зеленые ветки играли меньшую роль, чем в праздниках зимнего цикла. Особое значение придавалось в этот праздник лишь веткам рябины, которые употребляли в качестве оберега от всех нечистых, темных сил. Ветки рябины (http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=mith;action=display;num=1146588084 ).

 

 

30 апреля – 2 мая в Петяярви (Ленобласть) отмечался кельтский праздник Бельтайн. Народу с палатками собралось человек 700: ролевики, реконструкторы, просто праздная публика. Погода была отличная, место тоже. Чем-то мне мероприятие напомнило фестиваль Инлакеш. Но если на последнем господствует фемининный дух (медитации, «танцы мира»), то на Бельтайне задавало тон мужское начало Ян. Ночью – выпивон, утром – ребята из «русской дружины» с шиком гоняют на машине вокруг лагеря, днем – без устали работают бензопила и топоры.

Это бы все ничего, но уж очень страдала организация праздника. Из информации «В контакте» можно было понять, что на сей раз, у праздника не нашлось главного организатора, и «маршалы» работали кто в лес, кто по дрова.

Вечером 30 апреля к нашему костру подошла молодая ведьмочка приятной наружности и пригласила всех присутствовавших девушек на шабаш (обязательны были костюмы). Мужчинам же было сказано, что они могут подглядеть за действом одним глазком, но, ежели их застукают – не миновать страшного проклятия. Героев не нашлось, предпочли поиграть в мафию.

1 мая были состязания в перетягивании каната, русском футболе, метании полена и др. Особо красочного действа увидеть не довелось – костер как костер. Танцы тоже оставляли желать.

Впрочем, некоторые участники оставили восторженные описания праздника в блогах. Может, они и правы. У меня 1 мая (главный день праздника) раскалывалась голова (хотя и не пил ничего J), и все молодецкие ирландско-шотландские забавы прошли мимо. Ну, только что поплавал в озере, открыв для себя купальный сезон.

 

 

Фотографии любезно предоставлены Екатериной Яхеевой.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

Кельтская мифология.

Тексты по истории, мифологии и культуре Ирландии.

 


В избранное