Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Оптические иллюзии полный каталог Выпуск №10


Информационный Канал Subscribe.Ru

Десятка новых иллюзий за последние несколько дней.

Все новые иллюзии Вы можете посмотреть здесь.

Выпуклости и вогнутости.  Кофе-машина. Очередная вариация иллюзий движения Китаоки  Двойственная туманность. Фотография туманности полученная с орбитального телескопа Хаббл. При внимательном рассмотрении можно заметить, что туманность образует профиль Иисуса.  Собаки и люди. Вариации на тему ассоциаций людей и собак  Собаки и дети. Вариации на тему ассоциаций детей и их домашних любимцев  Троянский конь.   Ноты-головоломки: Застольная мелодия для двоих. <p align=justify>В. А. Моцарт. "Застольная мелодия для двоих", 1780-е годы.  
<p align=justify>Задолго до того, как появились первые листовертни и двоевзоры, композиторы, в том числе Моцарт и Бах, уже писали музыку, которую можно играть по нотам слева направо и справа налево или не обращать внимания на то, где у нотной страницы верх, а где низ. Возможно, это было для них серьезным делом, стремлением познать все тайны создания музыки,
"поверить алгеброй гармонию", а может быть, всего лишь шутка или забава.  
<p align=justify>Нотную запись можно считать изображением музыки на бумаге. Зададимся вопросом: существуют ли ноты, в которых кроме основного произведения есть другое, скрытое от непосвященного?  
<p align=justify>В одном анекдоте рассказывается, как студент музыкального училища жалуется своему сокурснику, что не успевает в срок выполнить домашнее задание - сочинить вальс. Приятель советует: "А ты возьми вальс нашего
преподавателя и перепиши задом наперед". Студент отвечает: "Пробовал, получился вальс Шуберта".  
<p align=justify>Знай герой анекдота историю музыки, у него не было бы проблем с сочинением вальса. В 1792 году, через год после смерти Моцарта, увидело свет руководство по сочинению вальсов, якобы найденное в его бумагах. Издатель сообщал, что любой желающий может сочинить сколько угодно немецких вальсов, "вовсе не зная музыки". Талант композитора заменяется двумя игральными кубиками с точками на гранях.
"Сочинитель" должен регулярно бросать кубики и в соответствии с выпавшим количеством очков переписывать в заданной последовательности отрывки нот из руководства. И хотя сомнения в авторстве Моцарта были и остаются, за способом сочинения музыки с помощью игральных кубиков устойчиво закрепилось название "система Моцарта", а инструкция по составлению вальсов с изменениями и дополнениями переиздается до сих пор. Можно ли поступить проще: "перевернув" один вальс, получить другой? На старых магнитофонах была возможность
прослушивать запись наоборот. Но красивых мелодий из этого не получалось. Менялся сам характер звучания. В обычных музыкальных инструментах звук, возникнув, постепенно затухает. Поэтому, когда включаешь "обратную запись", игра на фортепьяно, например, становится похожей на игру на органе или фисгармонии. Это не касается современных синтезаторов, где можно извлекать звуки почти без затухания, и старинных шарманок, если крутить ручку в обратном направлении. Слушать музыку "наоборот" или играть ее по нотам от
конца вперед - совершенно разные вещи.  
<p align=justify>Возвращаясь к вальсу, следует согласиться, что такты вальса: раз, два, три, исполненные наоборот, соответствуют его ритмическому строю. Но сохранятся ли гармония, благозвучность? И всегда ли? "Вальс цветов" Чайковского, например, сыгранный от конца к началу, звучит прекрасно, и под него можно танцевать. Поискать другие "двойные" вальсы мы предлагаем читателям и просим сообщить в редакцию об удачных находках. И существует ли (среди широко известных)
вальс, который в обратном исполнении звучит лучше и красивее, чем в прямом?  
<p align=justify>Для нотных записей, так же как для текста, придумано несколько способов превращения их в головоломки. Музыку можно "перевернуть", заменив высокие ноты низкими, написав две соседние строки зеркально симметричными по отношению одна к другой, повторив звуки в обратной последовательности. Последний прием получил даже специальное название - "ракоход". Экспериментировали в этой области многие. Сочинением подобной,
"математически" написанной музыки увлекался и Бах. Одно из произведений он даже назвал "Крабий канон", а вершиной замысловатости считается его "Музыкальное приношение".  
<p align=justify>Известно и произведение немецкого композитора Мошелеса "Путь мира", внешний вид записи которого и мелодия не меняются при повороте листа на 180 градусов. Центр листа становится центром симметрии для графической записи нот и музыки. До этой точки мелодия звучит в прямом направлении, а затем возвращается назад, к первой
ноте.  
<p align=justify>В архиве Моцарта найдены записи музыкальных опытов с перестановками звуков. Самой популярной стала "Застольная мелодия для двоих". По замыслу композитора лист с нотами кладут на стол между двумя музыкантами, и они играют, глядя на него с двух сторон. 
<p><i>По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин</i> 
  Солдат - генерал. О. Федин. "Солдат - генерал", 2004 год, надпись - Д. Авалиани.   Листовертни. <p align=justify>Листовертни: "Scott Kim - Inversions", "Dance - Dance" (С. Ким); "Боже - это я", "неуютная - вечность" (Д. Авалиани); "народ - водка" (С. Федин); "кривое - зеркало", "война - миров", "Полина
- Антон" (П. Сергеев). 
<p align=justify>Со времен Древней Греции известны слова и группы слов, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево. Называются они палиндромы (см., например, "Наука и жизнь" № 11, 2003 г.). Пример: "Я иду с мечем, судия" - строка из палиндром ной загадки Гаврилы Романовича Державина, написанной в 1805 году.  
<p align=justify>Общее свойство всех палиндромов - их можно читать "задом наперед". Но в них нет второго, тайного смысла. Только в ХХ веке
придумали способы, с помощью которых внутри одного слова можно прятать другое, сообщать последовательности букв еще один смысл, для чего написанное слово надо повернуть на 180 градусов. Самым знаменитым мастером в этой области считается американский дизайнер, математик и музыкант Скотт Ким. Двойные слова он начал писать, точнее рисовать, в 1975 году, в 1981 году выпустил книгу "Inversions" (перевертывания), затем открыл школу, в которой обучал всех желающих рисовать слова из переворачивающихся букв. Но универсальный
шрифт, позволяющий любое слово записать так, чтобы в переверну том виде читалось другое, до сих пор никто не придумал.  
<p align=justify>Лишь через десять лет после выхода книги слова-перевертыши получили специальное название - "амбиграм". Термин "ambigram" составлен из двух корней: латинского "ambi" - двойной, оба и греческого "gramma" - буква.  
<p align=justify>На одной встрече любителей головоломок мне (А.Калинину) пришлось сидеть рядом со Скоттом Кимом. Ради шутки он предложил всем желающим
за 5 долларов написать их имя и фамилию в виде амбиграма. К нему немедленно выстроилась очередь, и наш стол обступили зрители. Получив на листе бумаги имя, Скотт думал от трех до пяти минут, а затем быстро, точно и красиво писал слово-перевертыш. Через полчаса работы он стал откладывать некоторые листы с трудными именами, обещая принести ответ после обеда. Еще через час он извинился и прекратил эксперимент из-за усталости. Кроме опыта> и мастерства это занятие требует большого умственного и эмоционального напряжения.
 
<p align=justify>В России и Америке первые словесные перевертыши появились почти в одно время, но их развитие пошло разными путями. Достаточно взглянуть на приведенные на стр. 128 примеры, чтобы почувствовать разницу: заокеанские амбиграмы выполнены красиво, наши - наполнены смыслом! Объяснить это очень просто. За границей их рисуют дизайнеры и художники, в России - поэты и писатели. Они же придумали и русские названия: "листовертень" (поворот на 180 градусов), "ортогонал" (поворот на 90 градусов),
"двоевзор" (читаются разные слова без поворота листа!). Есть очень хорошая книга С. Н. Федина "Лучшие игры со словами" (Москва, 1999), в которой рассказано обо всех видах "двуликих" слов и приведено множество примеров (см. также "Наука и жизнь" № 3, 1998 г.).  
<p align=justify>Больше всего листовертней создали два поэта: Дмитрий Авалиани и Павел Сергеев. Каждый из них работал самостоятельно, не зная о существовании коллеги по жанру. В числе работ Авалиани: подпись под замечательным перевертышем "солдат
- генерал", названия дней недели, месяцев, знаков зодиака и даже стихотворения. Мои имя и фамилию Дмитрий написал так, что при переворачивании они превратились в Платона Каратаева, одного из героев романа Толстого "Война и мир".  
<p align=justify>Павел Сергеев придумал более ста перевертышей русских имен и десятки часто встречающихся сочетаний вроде: кривое зеркало, изобретать велосипед, крылья любви, крайности сходятся, делать нечего.  
<p align=justify>У читателя может возникнуть вопрос:
"А зачем вообще переворачивать слова?" Существует множество объяснений стремлению постоянно придумывать что-нибудь новое и всех удивлять. Процесс этот невозможно ни остановить, ни ограничить какими-либо рамками. Другое дело - отношение зрителей, к результатам такого рода творчества. Для большинства путеводной нитью в многообразии современных видов искусства был и остается один критерий: нравится - не нравится. Автор статьи тоже относится к этому большинству. Когда рисунок или скульптура "радуют глаз", "греют
душу", сами собой отпадают вопросы: "Зачем это показывать и кому это нужно?".  
<p><i>По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин</i> 
  Война и мир. <p>С. Орлов. "Война и мир", 1998 год. <p align=justify>Поскольку существуют картинки с секретами, находятся люди, их коллекционирующие. В
крупнейших собраниях США, Европы и Японии хранятся тысячи загадочных изображений. Коллекционеры разных стран переписываются друг с другом, обмениваются новостями, встречаются на съездах любителей головоломок.  
<p align=justify>При повороте на 180 градусов рисунка ниже можно увидеть рыцаря, стоящего на земле с опущенным мечом напротив поверженного дракона. Если внимательно рассматривать картинку, можно обнаружить еще пять двойных (переворачивающихся) изображений животных, нелюдей и прочего. Судя по
мастерству исполнения, ее нарисовал профессиональный, зрелый художник. Решив по привычке, что такое замечательное произведение попало к нам из-за границы, А.Калинин послал его знатокам разных стран с просьбой сообщить, кто автор. Все коллеги ответили, что перевертыш "wonderful" (удивительный), но видят они его впервые.  
<p><i>По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин</i> 
  

Тройка новых тестов/головоломок/задачек

Все тесты вы можете посмотреть в разделе ПРОБОВАТЬ

Угадыватель мыслей Абстракции Супер обои 

Новости за 10 дней


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.illusion
Отписаться

В избранное