Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ильявости

  Все выпуски  

Вальпургиева ночь - с 30 апреля на 1 мая


Привет!

Вальпургиева  ночь  -  с  30 апреля на 1 мая, по германскому народному
поверью,  служит  годичным  праздником  ведьм, собирающихся в эту ночь
вокруг   своего  повелителя-сатаны  -  на  высокой,  недоступной  горе
Броккен,  где  и справляют свой "шабаш". Поверье это, выведенное также
Г„те  в  1-ой  части  "Фауста",  сложилось  около  конца  VIII  стол.,
вероятно,  таким  же  образом,  как возникла и распространилась вера в
колдуний  и  ведьм  вообще: так как 1-ое мая с особой торжественностью
праздновалось язычниками (первый весенний праздник), то старые женщины
и  вообще  все  те,  которые  не  могли  сразу отказаться от языческих
обрядов  в  пользу  христианства,  несмотря на строгое запрещение (под
страхом  смертной  казни), продолжали собираться в недоступных местах,
чтобы подобающими образом; т.е. песнями и плясками, встретить 1-е мая.
Обстановка  (костры,  дикая  местность), а может быть, и преднамеренно
распускаемые  этими  тайными  язычниками  слухи  (чтобы  избавиться от
лишних  свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов
о  ведьмах,  собирающихся  в  эту ночь в различных недоступных местах.
Название  же  произошло  от совпадения с празднованием 1-го мая памяти
св. Вальпургии, сестры св. Видибальда, канонизованной в 778 г.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880



                 Вальпургиева ночь – сестра Хеллоуина

По  старому  христианскому  преданию,  1 мая колдуны и колдуньи должны
встречать  на  Лысой горе – с нечестивыми плясками, песнями и оргиями.
Помимо  всего  прочего,  в  этом  году  Вальпургиева  ночь пришлась на
пятницу – день, по некоторым источникам, особенно уважаемый колдунами.
Откуда же есть пошла сия богопротивная традиция?

Начнем, пожалуй, с начала, а именно – с кельтов, у которых было восемь
праздников,  деливших  год  на  восемь  приблизительно  равных частей.
Помимо  зимнего  (Йоль) и летнего солнцестояний, которые так или иначе
отмечали  почти  все  народы,  из  них известны три. Имбаэлк, или День
Сурка (в России отмечается как Сретенье – день встречи зимы с весной),
пожалуй, единственный из них, кому удалось избавиться от дурной славы.
Двум  же  другим,  Бельтэйну (30 апреля) и Самайну (31 ноября) повезло
значительно меньше.

Дата  праздника  Бельтэйн  раньше не была такой точной – его отмечали,
когда  отцветал боярышник. Кельты считали дни от вечера к вечеру, а не
от  утра  к  утру.  Традиция  сохранилась  и  в двух торжествах – ночи
Хеллоуина  и Вальпургиевой ночи. Эти праздники были противоположностью
друг друга – как на календаре, так и по смыслу. Для кельтов ночь перед
1  мая  знаменовала  наступление  летнего  периода времени – "большого
солнца",  ночь  перед  1  ноября  –  соответственно, наступление зимы.
Считалось,  что  в  оба  праздника настежь открыты врата в другой мир,
страну эльфов.

Как и у большинства народов, праздник в честь начала лета был посвящен
солнцу  и  плодородию,  а  значит – и мужской силе. Об этом напоминает
дошедший  до  наших времен фаллический символ – майский шест. Традицию
плясать  1  мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили
жители  Британии  и  Ирландии.  В  этот  день  они  выбирают и майскую
королеву  – единственную девушку, которой в этот день дозволено носить
одежду  зеленого  цвета,  любимого,  по  преданиям,  эльфами. Королева
становится  как  бы  посредницей  при  общении  между людьми и Народом
холмов.

Еще  одним  символом Бельтэйна были костры. Древние кельты выпускали в
этот  день  скотину  на  пастбища после зимовки в хлевах. Обязательным
считалось  прогнать  животных между двумя рядами костров – по поверью,
это избавляло их от зимних хворей.

Как и везде, где она воцарялась, христианская церковь занесла в черный
список  не  только  кельтских богов, но и праздники. Однако, поскольку
день   в  году  нельзя  упразднить,  постаралась  навязать  им  другое
значение.  Так,  1  ноября  стало  Днем  всех  святых,  другие  старые
праздники,  в  том  числе  и  Новый  год, также приобрели христианскую
окраску.  Но  в  церковном календаре разнообразных требующих отмечания
дат  и так хватало, и о праздновании 1 мая добрые католики постарались
забыть.

Нынешнее  название  древнему  торжеству  дали  немцы  – в честь святой
Вальпургии.  Эта женщина в восьмом веке приехала из Англии в Германию,
основала  там  монастырь,  пользовалась  большой популярностью и очень
скоро  была  канонизирована.  Но, собственно говоря, Вальпургиевой эта
ночь   может  считаться  лишь  по  кельтскому  обычаю  –  день  святой
приходится  на  1  мая. Что еще раз косвенно подтверждает ее языческое
происхождение.

Так  почему  же 30 апреля средневековые источники называют среди самых
популярных  дат  шабаша?  Скорее  всего,  кое-какие  показания  добрых
христиан,  ставших  очевидцами "богомерзкого действа", имеют под собой
реальную  почву.  Свидетели  утверждали,  что в темные ночи заставали,
чаще  всего  – на вершинах холмов, людей, творящих, с их точки зрения,
различные   непотребства:  совершающих  обряды,  надевающих  маски  и,
наконец, предающихся плотской любви.

Все  это  может  быть  осколками старинных традиций. Действительно, не
только кельты, но и многие другие последователи дохристианских культов
во  время  таинств,  связанных с землей, плодородием и удачной охотой,
приносили  жертвы,  мазались  кровью,  переодевались  в  шкуры и маски
животных.  Особенно  популярным  был  олень:  основная  добыча древних
охотников,  он  остался  у  многих  народов  символом  мужской  силы и
плодовитости.  Недаром  у  кельтского  Кернуннеса были рога оленя, а у
славян в виде этого животного изображался бог Род.

Ритуальное  совокупление  также  было  частью  обряда  плодородия.   В
большинстве   своем   европейские   языческие  племена  придерживались
довольно  строгих  правил  – моногамия не стала открытием христиан. Но
один раз в году, чаще всего - во время праздника, посвященного приходу
лета  и солнца, молодым людям позволялось все. И они пользовались этой
свободой со всем пылом юности.

Итак,  что  видел  человек, непосвященный в тайны древних мистерий, но
запуганный  красочно  описанными  священником  видениями ада и сатаны?
Взору  случайного  путника  представали жрец с рогами оленя на голове,
голые  люди,  совокупляющиеся  прямо  на  земле,  и  женщины, творящие
непонятные обряды. Понятно, откуда растут ноги у слухов о шабашах!

Впрочем,  кем  на  самом  деле  были  средневековые колдуны и ведьмы –
участниками древнего языческого сопротивления или выдумкой Торквемады,
желавшего  расправиться с политическими противниками, - нам, возможно,
еще  предстоит  узнать. В России же долгое время большей популярностью
пользовались  другие  две  ночи  нечистой  силы:  зимнее солнцестояние
(кельтский Йоль), связанные с которым традиции позже нашли отражение в
святочных  гаданиях, маскарадах и колядках, и летнее – Ярилин день, он
же   Купальская   ночь,  позже  плавно  соединившаяся  с  днем  Иоанна
Крестителя. Оба увековечены в бессмертных "Вечерах" Гоголя: первое – в
"Ночи  перед  Рождеством",  второе  –  в  одной  из самых страшных его
сказок, "Вечере накануне Ивана Купалы".



Нашей рассылке идёт 1030-й день и её получают 347 читателей
которые (читатели) могут написать мне по нижеследующему адресу:
rest.interesting.ilyavosti-owner@datacat.subscribe.ru

---
...

В избранное