Сегодня хочу предложить интересную притчу "Хозяин выбора":
Повстречались как-то на дороге трое молодых людей, направлявшихся к
суфийскому мастеру Килиди, потому что прослышали о его великой святости
и чудесах. Путешествуя вместе, они делились друг с другом тем, что им
было известно о Пути и трудностях на нем.
"Исключительно важна искренность по отношению к учителю, - сказал
первый юноша, - и, если меня примут в ученики, я сконцентрируюсь на
том, чтобы избавиться от моего мелкого эгоизма".
"Искренность, - сказал второй, - конечно, означает полное подчинение,
даже когда провоцируется сопротивление, и я, определенно, буду этого
придерживаться. Но подчинение означает также отказ от лицемерия - внутреннего
желания не подчиняться - и включает щедрость без гордости. Вот это я
и попытаюсь практиковать".
"Искренность, устранение мелкого эгоизма, подчинение, отказ от
лицемерия, щедрость, - сказал третий, - конечно необходимы. Но я слышал,
что если ученик пытается насаждать все это поверх своего неизмененного
'я', оно становится механическим, ролевым, даже скрывая нежелательные
черты, которые ждут, чтобы проявиться. Настоящий ученик - это, несомненно,
тот, кто делает не просто противоположное тому, что, как он чувствует,
является плохим, но и не носит одежды 'добродетели'. Говорят, что искателем
Истины является хозяин выбора: делать добро или делать то, что должно
быть сделано".
Наконец они добрались до дома суфия, и им было позволено посещать некоторые
его лекции и принимать участие в различных духовно укрепляющих упражнениях.
Однажды суфий сказал им: "Дома ли мы, в пути ли - все мы всегда
в путешествии. Но чтобы проиллюстрировать это, я дам вам возможность,
в воспринимаемой форме, принять участие в такой экспедиции и пронаблюдать".
И они отправились в путь. Через некоторое время первый ученик сказал
суфию: "Путешествие - это, безусловно, хорошо, однако, я склонен
к служению, суфийской стоянке, на которой можно достичь понимания, работая
для других и для Истины". Суфий ответил: "Не хотелось бы тебе,
в таком случае поселиться здесь, на пересечении дорог, и служить людям
до тех пор, пока я не призову тебя к дальнейшей учебе?" Юноша был
доволен возможности выполнять задание, выбранное по своему вкусу, и
его оставили там служить нуждам проходящих путников.
Некоторое время спустя второй ученик сказал суфию: "Я жажду вырваться
из самоцентрированности, чтобы мое командующее я стало способным практиковать
искренность. Я хочу остановиться в этой деревне и объяснить мотивы того
уважения, что питаю к Вам и к Пути, местным жителям, которые, очевидно,
представления об этом не имеют".
"Если таково твое желание, то я даю свое согласие", - сказал
суфий. Оставив там второго ученика в восторге от такого решения, суфий
и третий ученик пошли дальше.
Через несколько дней пути они встретили людей, которые никак не могли
решить, кому какой участок земли обрабатывать. Юноша сказал суфию: "Как
странно, люди не видят, что, работая вместе, они могли бы добиться значительно
большего. Они бы процветали, если бы объединили свои ресурсы и труд".
"Что ж, - сказал суфий, - теперь ты видишь, что здесь хозяин выбора
- ты. Ты видишь альтернативу, а другие - нет, и ты можешь выбрать: сказать
им об этом или пройти мимо".
"Я ничего не хочу им говорить, - сказал юноша, - ибо, скорее всего,
они не прислушаются к моим словам и, вероятнее всего, обратятся против
меня. Поэтому ничего не будет достигнуто, а я лишь отклонюсь от своей
цели на Пути". "Хорошо, - сказал суфий, - вмешаюсь я".
Он направился к этим людям и, известным только ему способом, заставил
их отказаться от земли в его пользу. Он с учеником
поселился там. По прошествии нескольких лет, когда он научил крестьян
трудиться сообща, суфий вернул им землю и ее дары, а сам вместе с учеником
продолжил прерванное путешествие.
Они отправились в обратный путь и пришли в то место, где оставили второго
ученика, но он не узнал их. За годы работы на земле под палящим солнцем
их внешний вид изменился, даже говорили они теперь, после долгого общения
с крестьянами, несколько по-другому.
Поэтому для второго ученика они были просто двумя крестьянами. Суфий
подошел к нему и попросил рассказать что-нибудь о суфийском учителе,
который оставил его здесь несколько лет назад.
"Не говорите мне о нем, - сказал бывший ученик, - он оставил меня
здесь создавать ему репутацию, дав понять, что вернется за мной и будет
учить дальше, но прошло уже столько лет, а от него - ни слова".
Как только он произнес эту фразу, по какой-то причине, возникшей в далеких
Сферах, к ним подошли несколько жителей деревни и схватили его. Путешественники
спросили главного из них, в чем дело. "Этот человек, - ответил
тот, - пришел сюда и проповедовал о неком великом духовном человеке
- своем учителе. Мы приняли его, и он стал богатым и уважаемым в нашей
деревне. Но пять минут назад мы решили, что он - лжец и мошенник и его
надо убить". И как путешественники ни пытались, им ничего не удалось
сделать, и крестьяне утащили бывшего ученика с собой. "Видишь?
- сказал суфий. - Я пытался защитить его, но здесь я не хозяин выбора".
Они продолжили путь, пока не пришли к тому месту, где на пересечении
дорог сидел первый ученик. Он также не узнал их. Подойдя к нему, суфий
спросил, где можно попить воды. Ученик ответил: "Вы, путешественники,
полностью лишили меня всех иллюзий. Я здесь в течение уже нескольких
лет пытаюсь помогать людям, а, в результате, меня обманули. Люди не
стоят того, чтобы им служить. Даже мой мастер, оставивший меня здесь
более трех лет тому назад, не готов служить мне: он не возвращается,
чтобы дать мне учения, на которые, уж конечно, все люди имеют право..."
Не успел он закончить эту фразу, как появилась группа солдат и забрала
его для подневольного труда. "Мы думали, что ты всего лишь бедный
аскет, - сказал капитан, - но, остановившись понаблюдать за тобой, заметили
по агрессивной атмосфере вокруг тебя и твоим грубым движениям, что ты
достаточно силен, чтобы работать на пользу государства". Несмотря
на то, что суфий с учеником пытались разубедить их, они увели первого
ученика с собой. "Как видишь, здесь я не хозяин выбора", -
сказал суфий третьему ученику.
Так Килиди показал этому единственному оставшемуся с ним ученику, который
обладал терпением для понимания, что понимание событий и их действия
взаимосвязаны, и что прогресс человека в равной степени определяется
как его собственным поведением, внешним и внутренним, так и действиями
других людей.
Он спросил ученика: "Если бы тебя спросили, чему ты научился, что
бы ты ответил?"
Молодой человек сказал: "Люди видят вещи изолированными, воображая,
что если они делают то, что хотят делать, то несомненно добьются того,
чего хотят. Далее, их добрые дела приносят свои плоды, и их дурные дела
приносят свои плоды, и никто не может отвратить приход этого урожая.
И я выучил, что на этом пути все переплетено: люди, места, события и
действия. Наконец, я выучил, что хотя дурные мысли и поступки могут
лишить надежды на прогресс, есть все же Божественная милость, ибо не
было ли мне самому позволено продолжить учебу, несмотря на мой отказ
сделать выбор, когда я был его хозяином?"
В этот момент внезапно раздался громкий звук, и третий ученик постиг
истину Великого Понимания; во время этого события исчез суфийский учитель
Килиди, и больше его никогда не
видели.
Ученик отправился к дому своего учителя, где в ожидании мастера пребывало
большое число дервишей. Войдя в дом, он положил молитвенный коврик учителя
на его кресло. Дервиши, наблюдавшие за тем, как он вошел, подняли при
этом действии великий приветственный шум, а их старший подошел к третьему
ученику.
"Мастер, - сказал он, - мы ждали здесь, связав себя тайной клятвой,
более трех лет, с тех пор как великий шейх Килиди покинул нас, сказав,
что возвращается на Небеса, а его наследником станет тот, кто придет
с его молитвенным ковриком".
Лицо этого дервиша скрывал конец тюрбана. В тот момент, когда дервиш,
готовясь продолжить свой собственный путь, передавал полномочия третьему
ученику, теперь уже мастеру, конец его тюрбана на мгновение сдвинулся
в сторону, и новый суфийский учитель увидел перед собой улыбающееся
лицо Килиди.