Сегодня
я познакомлю вас со следующей хасидской притчей - "Абсолютная уверенность":
Однажды хасидим спросили своего ребе, Элимелеха из Лизенска, уверен ли
он, что ему уготовано место в Грядущем мире.
- Какие могут быть сомнения! - ответил тот, без малейших колебаний.
- А откуда такая уверенность, ребе?
- Умерев в этом мире, мы предстанем пред небесным судом, и божественные
судьи станут спрашивать о Торе, авода и мицвос(1).
Если ответить на эти вопросы как следует, попадешь в Грядущий мир.
- И ты знаешь эти вопросы, ребе? - спросили ученики.
- Да.
- И знаешь, как отвечать?
- Да.
- И скажешь нам ответы?
- Вопросы одинаковы для всех. А отвечать каждый должен по-своему. Но я могу
рассказать вам, что намерен говорить судьям я. Они спросят: "Ребе,
изучал ли ты Тору так, как мог бы?" Я честно отвечу: "Нет".
Потом спросят: "Ребе, до конца ли ты отдавался Богу в молитве?"
И я снова честно отвечу: "Нет". И в третий раз спросят: "А
соблюдал ли мицвос и при всякой ли возможности творил добрые дела?"
Конечно, я отвечу: "Нет". И тогда мне скажут: "Что ж, выходит,
ты не лжив. И уже хотя бы за это - добро пожаловать в Грядущий мир".
Должны ли мы сделать вывод, что ребе Элимелех пренебрегал изучением
Торы, молился небрежно и не соблюдал заповеди? Вовсе нет. Да, он понимал,
что никогда не занимался этим в полную силу. Осознание этого факта могло
бы ввергнуть его в отчаяние. Он мог бы счесть себя недостойным Небес и предаться
самоуничижению. И тем самым признал бы, что небесное блаженство можно заслужить
и что он просто не сумел этого сделать. Но ребе Элимелех думал иначе: заслужить
небесное блаженство невозможно. Все, что ты можешь, - быть честным с собой,
не скрывать от себя правду.
Ребе Элимелех хорошо знал смысл слова дайвну - "достаточно". Всегда
есть хоть одна недочитанная страница Талмуда; можно еще глубже погрузиться
в молитву; задумать и свершить еще одно доброе дело. Однако мы не в силах
делать всё и сразу. Все, что человек может, - это делать достаточно. Но
кто тебе скажет, что ты сделал достаточно! Только ты сам. И пример ребе
Элимилеха дает подсказку. Он отвечает на вопросы небесных судей без ложных
сожалений. Ничего не отрицает и не оправдывается - просто приемлет свои
недостатки. Если ты способен поступить так же, значит, ты достиг дайену.
Не послужит ли это оправданием лени и даже безнравственности? Искать оправданий
- значит не принимать ситуацию такой, какова она есть. Если твои претензии
на дайену необоснованны - то есть ты не сделал все возможное в данных обстоятельствах,
- значит, тебе недостает честности, смирения и доброты. А без них путь утерян
- и в этом мире, и в Грядущем.
1. Тора, авода, мицвос. "Тора" - здесь
в значении Письменного и Устного Законов, содержащихся в Библии и Талмуде.
Авода - утренняя, полуденная и вечерняя молитвы. Мицвос - заповеди, данные
Богом и толкуемые раввинами.
Сайт рассылкиhttp://www.pritchi.net
Источник: Р.Шапиро "Хасидские притчи"
Вы можете оставить
свой комментарий к притче, зайдя в блог
Выпуск №745
Удачи
и мира Вам.
До следующей встречи.
С Любовью, Александр