Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Из переписки естествоиспытателя


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Из переписки естествоиспытателя'. Выпуск 24

В каталог


Рассылка
''Из переписки естествоиспытателя''
http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.triz

Выпуск № 24. -- 27 ноября 2003 г.
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте!

Сегодня:

1. Виктор Авдевич в дискуссионном листе "Прикладные диалектические исследования" о ТРИЗ в науке

2. О статье Г.С. Альтшуллера "Как делаются открытия"

3. Реферат на тему: "Сравнительный анализ научных направлений  Цурикова В.М. и Злотина Б.Л."

4. Евгений о математике и я об алгоритме решения

5. Изучение скоростного режима рек

 


Виктор Авдевич в дискуссионном листе
"Прикладные диалектические исследования"
о ТРИЗ в науке

Что же, могу поделиться своими представлениями по поводу применения ТРИЗ в
науке (повторюсь, представлениями). Не уверен, что все подписчики знают, что
такое ТРИЗ, поэтому, хотя бы в "просветительских целях", это может оказаться
небесполезным.

Вероятно, нужно на всякий случай уточнить, что ТРИЗ - это Теория решения
изобретательских задач. В общем-то, это прикладная методика по поводу того,
как решать технические проблемы, как делать изобретения. Но в отличие от
других вещей на эту же тему, ТРИЗ - это не только набор правил, приемов как
найти нужную идею. Таких методик множество - от мозгового штурма до таких
"изощренных" как гирлянда ассоциаций или достаточно развитых и сложных как
синектика. Направление, которое начал разрабатывать в 1946 г. Генрих
Саулович Альтшуллер и которое впоследствии получило название ТРИЗ (хотя это
не единственное название как исторически, так и по состоянию на сегодняшний
день), с самого начала строилось на теоретическом основании. Первоначально
это было фактически единственное исходное положение: техника, технические
системы развиваются объективно, по объективным (= независимым от человека)
законам. Эта идея (нужно выявить эти законы развития техники и использовать
их для сознательного поиска технических задач) в итоге и превратилась в
ТРИЗ.

Нужно, наверное, отметить ряд особенностей ТРИЗ. Прежде всего то
обстоятельство, что не являясь набором прикладных приемов, ТРИЗ не является
и сугубо теоретическим исследованием развития техники (каковых любой
желающий найдет немало). В том-то и дело, что Теория является синтезом,
диалектическим единством теории и практики, теоретического исследования и
практических способов "делания изобретения" (кавычки, т.к. изобретение само
по себе не является цель для деятельности тризовцев). Это единство
проявляется не только и не столько в том, что эти стороны находятся "под
одной крышей", но и в том, что они объединены так или иначе во всех
инструментах ТРИЗ (наиболее развитым из которых является Алгоритм решения
изобретательских задач - АРИЗ). Синтез, единство является во многом ключевым
словом для понимания особенностей и сущности ТРИЗ. Так в ТРИЗ техника, ее
развитие рассматривается в единстве с человеком, процесс решения задач (вещь
вроде бы сугубо психический) опирается на знание объективных законов и т.д.
(при необходимости и интересе разговор о ТРИЗ, ее сторонах и сущности можно
продолжить).

Прежде чем продолжать, несколько слов о том, чем занимается Теория, что
является предметом ТРИЗ. Уже в предыдущем изложении можно заметить, что речь
идет то о развитии техники, то о решении изобретательской задачи. Вещи эти,
понятно дело, взаимосвязанные, но также понятно, что и не являются
синонимами. В общем-то, решение технической проблемы, это часть целого -
развития техники. Предмет ТРИЗ тоже является единством: без решения
конкретной проблемы невозможно развитие технической системы, но целое не
сводится к части и т.д. Это необходимо учитывать, так как при попытках
применить ТРИЗ вне техники (да и в самой технике) иногда эти вещи не
различаются, иногда вообще не поймешь о чем речь и т.д. Давайте, не будем
осложнять себе жизнь.

Если исходить даже из названия ТРИЗ она занимается решением конкретных
проблем, отдельных задач. Напомню еще раз, что в ТРИЗ, как в вещи
диалектической, это "отдельное" не рассматривается само по себе, что
"целое", техническая система присутствует при этом зримо и незримо, задает
условия задачи, цели развития, если можно так выразиться в отношении
неодушевленных инструментов, изделий и т.д. Об особенностях ТРИЗ, как
инструмента развития техники (не только с точки зрения решения возникающих
проблем), развития технических систем - поговорим особо и позже (в ТРИЗ,
кстати, есть Теория развития технических систем - как раз об этом). Пока же
остановимся на том, как решаются проблемы, на технологии этого процесса - на
вещи не только являющейся частью чего-то, но и вполне самостоятельной.

Техника работы над проблемой в ТРИЗ основана на выявлении в проблемной
ситуации противоречия (основы проблемы) и его разрешения. Закон
неравномерности развития - один из законов развития технических систем
(остерегусь назвать его основным или главным, хотя его значение, безусловно,
велико). Меняется одна из частей системы, меняется что-то в надсистеме
(скажем, потребности людей, "рядом расположенные" технические объекты и
т.д.) - в результате возникает конфликт между частями изменившимися и
оставшимися неизменными.

Например, пневмотранспорт (труба с потоком воздуха) отлично подходит для
перемещения небольших частиц (опилок и т.п.). И вполне логично, что эту
систему стали использовать для транспортировки шариков на подшипниковом
заводе. Все отлично, но скоро выяснилось, что шарики достаточно быстро
"пробивают" трубу на изгибах. Так возник конфликт, противоречие между
шариками и трубой (подобные конфликты возникают и с не такими "твердыми"
материалами, если сильно увеличить, скажем, скорость потока воздуха...).

Этот закон неравномерности развития, закон противоречия проявляется,
действует не только при возникновении проблемы, но и, что не менее важно,
при решении задачи. Для решения проблемы нам нужно что-то изменить в
системе, а это изменение, по тому же закону, вызовет новые конфликты и т.д.
Скажем, для нашей ситуации стандартное решение - это периодически ставить и
менять заплатки на изгибах трубы. А это расходы материалов, труда, остановки
техпроцесса. Замкнутый круг? Вовсе нет. Изобретение как раз и заключается в
том, что это противоречие (изменение должно быть и его не должно быть)
определенным способом разрешается. В ТРИЗ формулируется противоречие (я
очень и очень сильно все упрощаю): "заплатка" на изгибе трубы должна быть,
чтобы шарики не вылетали, и "заплатки" не должно быть, чтобы не тратиться на
нее. Решение: на изгиб трубы устанавливается электромагнит, при включении
которого часть шариков прилипает к стенкам и служат защитой от своих летящих
собратьев... Такая "заплатка как бы из ничего".

Противоречие - одно из центральных понятий диалектики. Подход, основанный на
выявлении и разрешении противоречия, очевидно, неизбежно должен иметь общие
черты при решении проблем в любой области. И набран солидный багаж примеров,
иллюстрирующих это. Наука, конкретно решение проблем в науке здесь не
исключение (позволю себе утверждать, что если рассматривать практический
аспект русловедения, скажем, решение проблем изменения русла, то задача это
уже фактически техническая с вытекающей из этого возможностью полного
применения инструментов ТРИЗ). Однако "иметь общие черты" еще не значит, что
можно что-то применять без изменений, без "адаптации". Различаются ли
инструмент, исходящие из одного подхода, одной методологии, в зависимости от
области применения? Очевидно, различаются. Но об этом в следующем
материале. А пока небольшой пример на технологию решения "из жизни". Многие
ситуации связаны с оскорблением. Ответить: "Сам дурак", значит, породить
цепочку эпитетов. "Изобретательский" подход: ответное оскорбление должно
быть и его не должно быть.

---------------------------------
Один шутник из визиров халифа сказал как-то знаменитому шуту Бухлулу:

- Радуйся, дорогой! В воспитательных целях халиф назначил тебя главным над
свиньями и медведями!

- Ну, раз уж ты попадаешь под мое покровительство, - отвечал Бухлул, -
попрошу тебя иметь в виду, что без моего приказа ты и шагу не сделаешь.


Продолжение

В продолжение разговора о применении Теории решения изобретательских задач
(ТРИЗ) в науке, начатого в письме от 13 ноября (прошу прощения за такой
большой перерыв). Тогда отмечалось, что ТРИЗ, как технология решения
проблемы через выявление и разрешения противоречия, вполне применима и для
решения проблем не только технических. Однако говорилось и о том, что даже
здесь нужна определенная адаптация, изменение, "приспособление" инструментов
ТРИЗ. Рассмотрим одну историческую ситуацию.

"В 1609 г. второй самозванец осаждал Москву. Повторились явления Борисова
времени. В столице наступил страшный голод. Хлеботорговцы устроили стачку,
начали всюду скупать запасы и ничего не пускали на рынок, выжидая
наибольшего подъема цен. За четверть ржи стали спрашивать 9 тогдашних
рублей, т.е. свыше 100 р. на наши деньги. Царь Василий Шуйский приказал
продавать хлеб по указанной цене - торговцы не слушались. Он пустил в
действие строгость законов - торговцы прекратили рискованный подвоз
закупленного ими по провинциям хлеба в осажденную столицу. Мало того, по
московским улицам и рынкам полилась из тысяч уст оппозиционная публицистика,
начали говорить, что все беды, и вражий меч, и голод падают на народ потому,
что царь несчастлив. Тогда в московский Успенский собор созвано было
небывалое народное собрание. Патриарх Гермоген сказал сильную проповедь о
любви и милосердии; за ним сам царь произнес речь, умоляя кулаков не скупать
хлеба, не поднимать цен. Но борьба обеих высших властей, церковной и
государственной, с народной психологией и политической экономией была
безуспешна".

Представим примененные решения с точки зрения ТРИЗ. Рассуждения примерно
такие (если на минутку представить, что кто-то тогда владел ТРИЗ): "Если
приказать продавать зерно по твердой цене, то цена снизится, но торговцы не
буд
ут продавать его. Обострение противоречия: цена должна быть "приказной",
чтобы москвичи могли его покупать, и цена не должна быть "приказной", чтобы
торговцы выставили зерно на продажу". Как бы все правильно, но поиску
решения не очень-то помогает. Аналогично с другими мерами.

На мой взгляд, в таких сложных и неоднозначных ситуациях (а общественные
системы, к примеру, сложны и неоднозначны) требуется применение более общих
представлений о развитии систем. Согласно диалектике, развитие идет так:
что-то единое разделяется ("раздвояется") на противоположности, через
единство и борьбу которых и идет развитие. Для нашей ситуации, в которой
есть только единые в своем стремлении к получению сверхвыгоды торговцы,
должны появится совсем другие ("противоположные") торговцы - торговцы,
понижающие цены. В естественных условиях при увеличении производства зерна
так и происходит - для получения прибыли самые "продвинутые" торговцы
начинают снижать цены. Понятно, что решение проблемы - это появление
торговцев, придерживающихся нужных цен. Но где их найти в условиях кризиса -
вот в чем вопрос? Такое решение (эмпирически, методом проб) было найдено.

"Тогда светлая мысль, одна из тех, какие часто приходят в голову добрым
людям, осенила царя и патриарха. Древнерусский монастырь всегда был запасной
житницей для нуждающихся, ибо церковное богатство, как говорили пастыри
нашей церкви, нищих богатство. Жил тогда на Троицком подворье в Москве
келарь Троицкого Сергиева монастыря, отец Авраамий, обладающий значительными
запасами хлеба. Царь и патриарх уговорили его выслать несколько сот
четвертей на московский рынок по 2 р. за четверть. Это была больше
психологическая, чем политико-экономическая операция: келарь выбросил на
рынок многолюдной столицы всего только 200 мер ржи; но цель была достигнута.
Торговцы испугались, когда пошел слух, что на рынок тронулись все хлебные
запасы этого богача-монастыря, считавшиеся неисчислимыми, и цена хлеба
надолго упала до 2 рублей. Через несколько времени Авраамий повторил эту
операцию с таким же количеством хлеба и с прежним успехом". (Ключевский В.О.
Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1990. - С.
85-86)

Уже на этом примере достаточно хорошо видно, что широкое применение
инструментов ТРИЗ требует обращения не только к противоречию, но и к более
общим представлениям о диалектических механизмах развития. Напомню, что
противоречие является важнейшей частью, но всего лишь частью представления о
единстве и борьбе противоположностей. В общем виде последовательность, схема
развития выглядит примерно так: единое -> выделение в нем различного ->
усиление различия до противоположностей -> обострение последних до
противоречия -> разрешение противоречия (переход противоположностей друг в
друга) -> "другое" единое. Утрированно наша ситуация: "жадные" торговцы -
появление в их среде "нежадных" торговцев - "жадные" торговцы превращаются в
"нежадных".

Как соотносится диалектика и ТРИЗ, которую многие называют прикладной
диалектикой? Отработка механизма перехода противоположностей друг в друга,
механизма разрешения противоречия (это в диалектике по большей части лишь
констатировалось), перевод этого "момента рассуждений" в технологию - в этом
безусловное значение и заслуга ТРИЗ и его разработчиков (правда, на мой
взгляд, этот аспект недостаточно осознается самими тризовцами). По моим
представлениям, на сегодняшний день мы имеем прорыв в разработке одного
этапа диалектического механизма развития - этапа противоречия. Это требует
адекватного развития других диалектических представлений, всего механизма
диалектики (перевод диалектики в более "технологическую" форму). С другой
стороны, движение от техники к другим областям тоже требует обращения ко
всей совокупности представлений диалектики.

Исходя из этого, могу сказать, что "ТРИЗ в науке", для меня означает не
перенос инструментов ТРИЗ в науку, не решение вопроса о полной или частичной
их применимости и т.д., а дальнейшее развитие диалектического метода и ТРИЗ,
как органической части его. В чем должно (или может) состоять это развитие,
как оно должно идти - это другой вопрос.

Авдевич Виктор


Подписаться на Дискуссионный лист ''Прикладные диалектические исследования'' можно в каталоге Subscribe http://subscribe.ru/catalog/science.natural.dialissl

 


О статье Г.С. Альтшуллера "Как делаются открытия"

ИВК> Если вас не затруднит, вышлите мне полный текст статьи.

ИВК> Г.С. Альтшуллер
ИВК> КАК ДЕЛАЮТСЯ ОТКРЫТИЯ

Ивашин В.К.

Здравствуйте, уважаемый Ивашин В.К.!

Высылаю Вам статью Альтшуллера.
Я убрал её с своего сайта по настойчивой просьбе Н. Хоменко.
Он говорит, что разместив её на моём сайте, я нарушаю авторское право.

Статья есть здесь:
http://www.triz-ri.ru/triz/triz03.asp

Напишите, пожалуйста, Ваше мнение об этой статье.

Желаю успехов!


Реферат на тему:
"Сравнительный анализ научных направлений
Цурикова В.М. и Злотина Б.Л."

 

ДТ> Здравствуйте!

Меня зовут Данил.

Я пишу реферативную работу на тему:

"Сравнительный анализ научных направлений Цурикова В.М. и Злотина Б.Л."

Мне не хватает информации. Если у вас имеется таковая,прошу помочь!!!


Уважаемые друзья! Помогите, пожалуйста Данилу!

 

Здравствуйте, уважаемый Данил!

Не могли бы Вы рассказать поподробнее о Вашем реферате:
где Вы получили такое задание?
почему Вы взялись за такую тему?
какие материалы у Вас уже есть?

Информации о Цурикове у меня почти никакой нет.
Понятно, что это главный создатель компьютерной программы
"Изобратающая машина" по АРИЗу Г.С. Альтшуллера.
Имею лишь давнишний номер "Журнала ТРИЗ", который полностью посвящен
"Изобретающей машине". Там есть статья самого Цурикова и статьи его
сотрудников об "ИМ" и всякое другое. Очень научно, на мой взгляд.

О Злотине разговор отдельный и большой. У него много книг.
Особенно знаменитая в соавторстве с Альтшуллером и др.
"Поиск новых идей: от озарения к технологии"
Какие у Вас есть?
Из своего высылаю Вам маленькую статью "Каким образом нам использовать
ТРИЗ для решения исследовательских задач?"

Я думаю, что Вы можете написать им самим обоим. Адреса имеются в сети.
Первым делом можно заглянуть на сайт МА ТРИЗ. Кажется, так
http://matriz.karelia.ru/index.html

Закиньте также свой вопрос в Фидошную эху, посвященную ТРИЗ. Её легко
найти в сети. Там много знающих и заинтересованных людей. 
Адрес точный не скажу.

Вы, наверное, знаете большое количество сайтов, посвященных ТРИЗ.
Например, на минском большая библиотека ТРИЗовских работ.
 И, конечно, есть работы их обоих. http://www.triz.minsk.by/r

Теребите меня ещё поконкретнее.

Желаю успехов!

Александр Кондратьев
ancondratyev@peterlink.ru


 

Евгений о математике и я об алгоритме решения

ey> Здравствуйте Александр!
ey> По поводу применения математики. Вы почему то считаете, что процесс
ey> можно описать словами, и что математики только могут испортить дело.
ey> Так без получения численного значения не существует ни одной науки.
ey> Если у Вас процессы русловедения можно описать словами обычного языка,
ey> это значит, что нельзя предсказать расход реки по ее размерам и
ey> параметрам. Конечно, качественное описание очень полезно, но
ey> обязательно необходимо описание математическое. Мне кажется, что на
ey> Вас сыпятся шишки из-за того, что вы всё хотите описать словами
ey> обычного языка, то что требует математического подхода. Цель любой
ey> работы - предсказать новое значение какой-либо ввеличины (грубо говоря),
ey> и если этого нет, то можно сказать, что это не научная работа. Мне
ey> кажется, что у Вас развито качественное мышление и меньше
ey> математическое.
ey> Евгений.




Здравствуйте, уважаемый Евгений!

Я совершенно согласен с Вами, что у меня более развито качественное
мышление, чем математическое.
Но в то же время, я не считаю это недостатком.
Уверен, что первым делом необходимо получить образную картину явления.
Евгений, расскажите, пожалуйста, как Вы решаете те научные задачи,
которые перед Вами стоят. Какими собственными или общеизвестными
правилами пользуйтесь. Сформулируйте пожалуйста своеобразный
"алгоритм" решения, перечислите Ваши шаги.

С уважением,

Александр Кондратьев
ancondratyev@peterlink.ru


Изучение скоростного режима рек

МФ> Здравствуйте!
МФ> Меня зовут Михаил. Я студент 3 курса Института окружающей среды Дальневосточного  Государственного Университета. Заглянул на ваш сайт, многое понравилось и заитересовало, в том числе и ваша  диссертация.
В данный момент мною готовится курсовая работа по теме " Изучение скоростного режима рек ".
Вкратце, есть некий полевой материал наблюдений, который необходимо обработать и проанализировать.
Обработку я уже выполнил, а вот с анализом трудности, т.к. не хватает теоретической базы,
в том числе и с литературой. Поэтому я хотел бы вас попросить о помощи, если это возможно.
Не могли бы вы выслать, если имеются, какие-нибудь теоретические материалы по гидравлике по разделу скоростной режим рек. Надеюсь на ваше понимание. Заранее благодарен.

 Михаил


Здравствуйте, уважаемый Михаил!

Не могли бы Вы поподробнее описать, какие материалы у Вас есть?

Как измерялись скорости:
Сколько точек на вертикали?
В одном створе, в нескольких створах, на
каком протяжении по длине водотока? На одной реке?
Сколько раз на одном участке?

Что еще измерено:
продольной уклон, поперечный?
(глубины, поперечные профили, конечно, есть). А план?

Какие есть данные по стоку наносов.
Характеристика русла.
Русло разветвленное, прямое, излучины?

В зависимости от имеющего материалы уже можно поставить задачу.
Потому что сделать анализ "вообще" трудно.

Задачи могут быть, например, такие:

1. Определение сопротивления русла при разных режимах.
(Формула Шези - классика).
2. Транспортирующая способность потока и форма русла.
3. Изучение скоростного поля на повороте

По каждому из этих и других направлений есть обширная литература.
Кое-что есть у меня.
К сожалению, в электронном виде почти ничего нет, кроме собственных
работ, которые касаются не собственно скоростного поля, а формированию
русел и немного по сопротивлению русел.

Михаил, пришлите, пожалуйста, список имеющихся сведений и предложите
постановку задачи сами.
(А нет ли на этом участке гидротехнических сооружений,
владельцам которых могут быть нужны Ваши выводы? - Вот готовая задача:
размывы, обеспечение безопасности и т.п.).
И я постараюсь подобрать Вам литературы или помочь другим способом.


Александр Кондратьев
ancondratyev@peterlink.ru

 

 


Рейтинг@Mail.ru

 

 

Дорогие естествоиспытатели! Желаю Вам счастья!

Ведущий - Александр Кондратьев.

Выпуск № 24. -- 27 ноября 2003 г. --
Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рассылка ''Из переписки естествоиспытателя'' (rest.interesting.triz)

В каталог



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное