Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Военное дело и вооружение

  Все выпуски  

Военное дело и вооружение


Информационный Канал Subscribe.Ru


ВОЕННОЕ ДЕЛО И ВООРУЖЕНИЕ

Выпуск  7

 

Сегодня в номере

 

- Специалисты по вмешательству. (...Окончание)

 

- Огнеметные танки.

 

 

 

 

    СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ВМЕШАТЕЛЬСТВУ.

 

    Сигнал командира бросил вперед одеревеневших от долгого лежания бойцов. С револьверами в руках они бросились к автобусу. И тут произошло то, что предвидел капитан Пруто: сомалийские солдаты стали стрелять по бегущим. Пришлось им броситься на землю. Немедленно легионеры и их бронеавтомобили обрушили шквал огня на агрессивных соседей. Под его прикрытием капитан вместе с двумя бойцами бешеным аллюром снова устремились к автобусу. За это время шестой террорист успел вскочить в автобус и застрелить маленькую девочку. Если бы не стрельба с сомалийского поста, этого бы не произошло. Впрочем, все 10 солдат и сержантов, находившихся там, заплатили жизнью за свои действия. Их тела, а также здание заставы, стали напоминать решето. Ну, а черномазого негодяя в автобусе Пруто и его товарищи сумели расстрелять на бегу.

 

    Операция в Лояда считается классической. Она наилучшим образом показала всем скептикам, что могут сделать специалисты в тех случаях, которые дилетантам кажутся безвыходными.

    В Лояда действовали члены Группы вмешательства национальной жандармерии. По-французски аббревиатура этого названия читается как ГИГН. (С точки зрения отечественных традиций можно сказать, что речь идет о спецназе французских внутренних войск). Предназначенная для борьбы с террористами, а также с особо опасными вооруженными преступниками, ГИГН за 20 лет своего существования провела более 600 боевых операций. В ходе их удалось освободить более 250 заложников, причем ни один боец группы не был убит, что свидетельствует о высочайшем профессионализме.

    Помимо уничтожения террористов в Джибути, бойцы ГИГН прославились во время подавления бунта заключенных во французской тюрьме Клерво в январе 1978 г.; в освобождении от иранских вооруженных фанатиков главной мусульманской святыни Кааба в Мекке (Саудовская Аравия) в сентябре 1979 г.; в операции по наведению порядка на острове Новая Каледония во время восстания туземцев-канаков в мае 1988 года.

    Решение о создании специальной антитеррористической группы в составе национальной жандармерии было принято еще в 1971 году. Но только через 1 года командующий М. Кошар смог в приказе от 3 сентября 1973 г. объявить о начале ее деятельности. Первоначально ГИГН была разделена на 2 отряда. ГИГН-1 базировалась в Мэзон-Альфор под Парижем и отвечала за безопасность северной части страны. Ею командовал лейтенант Пруто, которому подчинялись 15 унтер-офицеров, разделенных на 3 группы, по 5 человек в каждой. ГИГН-4 находилась в Монт-де-Марсан и обеспечивала безопасность южной Франции. В 1976 году обе группы соединили в одну под командованием Пруто, ставшего к тому времени капитаном.

    В 1979 г. ГИГН насчитывала уже 40 человек, а спустя еще 10 лет ее численность возросла до 80 бойцов и специалистов обслуживания. Основными тактическими единицами являются отряды, по 12 человек в каждом (2 звена по 5 человек плюс к ним проводник служебно-розыскной собаки и командир). Один из этих отрядов ежесуточно находится в полной боевой готовности и может через 30 минут после получения приказа отправиться в любую точку не только Франции, но и всего остального мира. Капитана Пруто на посту командира сменил в 1984 г. капитан Филипп Маслен. Потом и он уступил свое место капитану Филиппу Легоржу. С 1989 г. ГИГН входит в состав ГСИГН – Группы безопасности и вмешательства национальной жандармерии. Помимо нее, это формирование включает еще эскадрон парашютистов и группу охраны президента республики.

    Важное направление в деятельности ГИГН, это оказание помощи службам безопасности разных стран в создании и подготовке аналогичных формирований. Среди них Марокко, Тунис и другие прежние французские колонии, а также Саудовская Аравия, Испания, Польша, ряд иных государств. Кроме того, специалисты ГИГН помогают становлению нового спецподразделения французской полиции РАИД, причастны к созданию отрядов спецназначения во французских вооруженных силах: в сухопутных войсках, в иностранном легионе, на флоте, в парашютно-десантных частях

 

    Личный состав ГИГН рекрутируется исключительно из рядов национальной жандармерии Командиры ее подразделений, наблюдая за своим" подчиненными, выбирают тех, кто подходит для службы в Группе вмешательства. Впрочем, можно и самому проявить инициативу. Ведь в ГИГК принимают только добровольцев, имеющих за спиной не менее, чем трехлетний стаж службы в жандармерии. Но и тех, кого рекомендовал" командиры, и тех, кто сам подал рапорт, ждет тщательная проверка.

    Во-первых, самым тщательным образом изучается состояние психики кандидата и специфика его личности. Боец спецгруппы должен быть хладнокровным, волевым, способным к риску, эмоционально уравновешенным и в то же время являться энтузиастом в избранной профессии.

    Во-вторых, надо пройти тест на физическую подготовленность. Он включает следующие нормативы: марш-бросок на 8 км в полной выкладке за 40 минут; подъем на руках по канату на 7 метров за 7 секунд; плавание на 50 метров за 35 секунд; ныряние под водой на расстояние 50 метров, хождение по бревну с завязанными глазами. Необходимо также отразить нападение собаки, специально натренированной для схватки с людьми.

    В-третьих, требуется сдать экзамен по огневой подготовке: выбить из пистолета не менее 70 очков с 25-ти метров, а из винтовки не менее 75 очков (из 100 возможных) с 200 метров.

    По образцу британской САС во время отборочных испытаний кандидатам устраивают всякого рода подлянки (неприятные неожиданности), чтоб отсеять тех, кому не так уж и хочется здесь служить. Обычно после недели тестов, собеседований, экзаменов из каждых 100 кандидатов встаете не более 1–2 человек. Зато это именно те парни (возраст не старше 30 лет), которые нужны.

    Первые 8 месяцев службы новичков в Группе вмешательства с утра до вечера заполнены интенсивным разносторонним тренингом. На этом этапе они достигают высокого уровня физической готовности, который затем все время поддерживают. Основные направления тренинга – кроссовый спринтерский бег, силовые упражнения, рукопашный бой, плавание и ныряние, скалолазание и, конечно же, стрелковая подготовка.

    Среди всех умений бойца спецподразделения самым важным считается умение быстро и метко стрелять из любого положения, в любых условиях, из любого оружия: пистолета и револьвера, винтовки и карабина, автомата и пистолета-пулемета, дробового ружья, даже из арбалета! Ежегодно бойцы ГИГН отстреливают не менее 9 тысяч патронов из короткоствольного оружия и 3 тысячи – из оружия с длинным стволом. Практически они ежедневно не менее двух часов так или иначе ведут стрельбы либо в тире, либо на полигоне. В большинстве случаев стрелять приходится в затрудненных условиях. Например, в помещении тира, заполненном слезоточивым газом. Или на воздухе среди разрывов гранат светозвукового действия.

    Самое главное, чему необходимо научиться во что бы то ни стало, – это поражать цели в минимальное время и с первого выстрела. Так, из револьвера требуется поражать движущуюся цель с расстояния 25 метров максимум за 2 секунды. Из пистолета-пулемета попасть в 6 мишеней, расположенных на расстоянии от 20 до 30 метров в течение 5 секунд. Аквалангист должен открывать огонь на поражение сразу же после появления на поверхности воды. С момента подачи команды "огонь" до первого прицельного выстрела из снайперской винтовки по движущейся на удалении 200 метров мишени не должно проходить более 2-х секунд, и так далее. В результате такой подготовки в ГИГН нет специального подразделения снайперов, так как снайперами являются все бойцы. Каждый из них выбивает от 93-х до 100 очков из 100.

    Рукопашный бой представляет собой "сборную солянку" приемов каратэ и джиу-джитсу в духе "комба", то есть в полный контакт и с максимальным реализмом. Основной упор делается при этом на приемы разоружения и обездвиживания противника. Кстати, большинство бойцов ГИГН имеют черные пояса в джиу-джитсу, дзюдо или каратэ.

    Много времени отводится на плавание, ныряние и легководолазную подготовку. Это нужно для того, чтобы уверенно действовать на воде и под водой, десантироваться с кораблей, катеров и яхт, прыгать в воду с мостов и причалов или наоборот взбираться на них из воды... Водная тренировка включает максимально быстрое преодоление коротких дистанций (до 50 метров), плавание на большие расстояния с буксировкой манекена весом в 75 кг, плавание под водой с аквалангом и без него (4 часа подводного плавания в неделю). Одно из упражнении заключается в том, чтобы лечь на дно Сены и пропустить над собой несколько речных барж. Это делается для того, чтобы научиться ориентироваться под водой в условиях плохой видимости и еще чтобы преодолевать боязнь ограниченного пространства.

    Другое упражнение предусматривает погружение в специальном бассейне на глубину 18 метров без акваланга, в одной только маске. На дне надо найти табличку с неким вопросом и ответить на него тут же, написав его специальным карандашом. Только потом можно подниматься наверх. Помимо умения нырять на большую глубину, это упражнение вырабатывает навык логичного мышления в очень сложных внешних условиях. Ведь давление на глубине 18 метров достигает 2-х атмосфер. Рядовому человеку не то, что думать, просто находиться под таким давлением крайне тяжело. Следует в этой связи отметить, что все бойцы ГИГН имеют квалификацию "боевой пловец".

    Важное место в подготовке занимает так называемый "городской альпинизм". Этот термин означает лазание по стенам и крышам домов, переправу по канату с одного здания на другое на большой высоте, проникновение внутрь помещении через окна, балконы, чердаки, вентиляционные отверстия, всевозможные люки. В данный курс также входит скоростной спуск по канату с крыш, труб, вертолетов, прыжки на крыши или в воду с зависающих над их поверхностью вертолетов и другие "трюки" в том же духе.

    Каждый боец ГИГН проходит полный курс парашютной подготовки в учебном центре парашютно-десантных войск в По. В дальнейшем он обязан выполнять ежегодно не менее 5 прыжков, в том числе один "мокрый", т. е. с аквалангом в воду (точнее, под воду). Еще один обязательный курс, это специальное вождение автомобиля. Имеется в виду выполнение на большой скорости всякого рода сложных маневров (езда на двух боковых колесах, прыжки на автомобилях через препятствия, крутые развороты, резкое торможение, "серпантин", преднамеренные столкновения и т. д.). К числу обязательных относится также горная и горнолыжная подготовка в учебном центре горнострелковой дивизии во французских Альпах. Наконец, многие ГИГН имеют в своем активе войсковой курс "коммандо" (курс обучения для выживания и разведывательно-диверсионных действий в тылу врага).

    Что касается материально-технического оснащения и вооружения, то французской группе вмешательства может позавидовать любой спецназ из другой страны. Бойцы одеты в специальные комбинезоны, сшитые точно по фигуре каждого из них Поэтому они не стесняют движений. Специальная обувь тоже делается по индивидуальным меркам Она позволяет передвигаться бесшумно. На ботинках имеются блестящие пластинки для оно знания в темноте друг друга. Впрочем, к мест проведения операции они добираются на вертолетах "Алюэтт" (Жаворонок) или на автомобиля Ситроен с форсированными двигателями, oco6i прочными кузовами, бортовыми компьютерами радиостанциями и другим необходимым оснащением. Есть у них и приборы подслушивания, противоминное оборудование, ультрасовременные средства наблюдения и многое другое.

    Короткоствольное оружие представлено револьверами французского производства Манури МР-73 и МР-88, американскими Кольт-трупер, Магнум-19 и 29, французскими пистолетами МА Ф-1, швейцарскими ЗИГ-Зауэр П-228, итальянским, Беретта М-92, различными модификациями австрийского Глока. Сюда же следует отнести израильские пистолеты-пулеметы Узи и Мини-Узи, а также целый набор немецких МП-5 (укороченных, с при борами инфракрасной подсветки и т. д.) фирмы Хеклер-Кох.

    Длинные стволы имеют снайперские винтовки ФР Ф-1 и Ф-2 французского производства, немецкая Г-ЗСГ-1 и крупнокалиберная (12,7 мм) дальне бойная винтовка французской фирмы "Эликат". Плюс к ним дробовые ружья Моссберг и Смит-Вессон, и еще швейцарская штурмовая винтовка ЗИГ-543. Ко всем этим стреляющим "инструментам" прилагается целая гамма оптических, лазерных и ночных прицелов, целеуказателей, приборов ночного видения, глушителей, боеприпасов различного назначения.

 

Жак ПИНО

Журнал "Кэмпо" - 5, 1994 г.

 

 

 

 

    ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

 

    Можно сказать, что огнемет почти ровесник танка: он начал использоваться в боях всего лишь за год до того, как танки получили боевое крещение. Заметим: впервые примененные немцами в массовом количестве 30 июля 1915 года против англичан, они достигли, пожалуй, большего морального эффекта, чем "броненосцы". Дело в том, что огнемет оказался весьма полезным в окопной войне при поражении дзотов, укрытий и т.д. А так как он не был громоздким оружием, то, как и следовало ожидать, его впоследствии установили и на танках. Но произошло это, впрочем, не так скоро – в 1933 году. Тогда в нашей стране на базе танка Т-26 был построен огнеметный танк ОТ-26.

    В бою такие машины, или, как их называли, танкетки (CV3/33), первыми применили итальянцы в 1936 году во время захватнической войны против Эфиопии

    Широко использовались огнеметные танки (обозначим их сокращенно ОТ) и во второй мировой войне. Помимо РККА, аналогичные машины состояли на вооружении американской, английской, немецкой и итальянской армий.

    Огнемет может быть основным или вспомогательным вооружением танка. В первом случае все оборудование (а это брандспойт, резервуары с огнесмесью, баллоны со сжатым воздухом, система зажигания смеси и т. д.) устанавливается в машине вместо пушки или же ее заменяют на артсистему меньшего калибра. Кроме того, уменьшается и боекомплект. Из огнемета, установленного в башне танка, можно вести круговой обстрел. Таким был наш ОТ-26, у которого ради размещения резервуара с огнесмесью сняли одну башню. Вспомним, что в 1931 году двухбашенными были наш Т-26, немецкий T-III огнеметный и итальянские CV3/33 и CV3/35. Но они оказались малоэффективными в бою: ведь огнемет - оружие ближнего боя (радиус действия его несколько десятков метров), и поэтому он бессилен против танков и противотанковой артиллерии. Такие машины требовали поддержки линейных (обычных) танков. Во втором случае ОТ, имевшие основное вооружение, применялись в тех же условиях, что и линейные. Но тогда огнемет, вынужденно установленный не в башне, а в лобовом листе или на крыше корпуса, не обладал возможностью вести круговой обстрел. Да и запас огнесмеси был невелик. Англичане и итальянцы попытались исправить положение, поместив резервуар со смесью в специальном бронированном прицепе. Таким появился на свет танк "Черчилль-крокодил" (1942 г). Безусловно, выигрыш у конструкции был: уменьшилась пожароопасность танка. Но плюс породил и многие минусы: снизились маневренность и проходимость машины, да и огнеметная система усложнилась.

    В 30-е годы у нас, помимо ОТ-26, построили огнеметный танк ОТ-130 на базе однобашенного Т-26. Вместо пушки на нем устанавливался огнемет. Обе машины сохранили спаренный пулемет, а также имели аппаратуру для создания дымовых завес. Оснащались ОТ-26 и ОТ-130 огнеметами пневматического действия, так как горючая жидкость выталкивалась через брандспойт сжатым воздухом под давлением 25 (у ОТ-26) или 35 (у ОТ-130) атмосфер. Дальность выброса жидкости достигала 50 м, количество огнесмеси (мазут + керосин) - 360 л, которая быстро расходовалась за 40 односекундных выстрелов (ОТ-130).

    Огнеметные танки на базе Т-26 отлично действовали в боях на озере Хасан (1938 г.) и год спустя на реке Халхин-Гол. Во время войны на Карельском перешейке 1939-1940 годов в операциях участвовали несколько батальонов и отдельных рот ОТ. В 1941 году наши конструкторы создали автоматический пороховой огнемет АТО-41. В нем использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы при подрыве заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь. Метание "горючей жидкости" можно было вести одиночными выстрелами или очередями по 4-5 выстрелов благодаря наличию механизма автоматической перезарядки смеси с помощью сжатого воздуха. В 1942 году на вооружение поступила улучшенная модель огнемета АТО-42 с увеличенной вдвое скорострельностью. Дальность выстрелов обоих огнеметов стандартной смесью 60-70, а вязкой - до 100 м. Таких огнеметов не имела ни одна армия в мире. АТО-41 устанавливался вместо лобового пулемета в Т-34 (получившем обозначение Т-О34), а АТО-42 -в Т-34-85 (машина Т-О34-75).

    В 1942 году у нас выпускался и огнеметный тяжелый танк КВ-8 с АТО-41 в башне, но за счет установки вместо 76-мм 45-мм пушки. Запас огнесмеси составлял для Т-034 100 л, Т-034-85 – 200, а для КВ-8 – 570 л. Эти машины в составе огнеметных танковых батальонов применялись в РККА до конца войны. При наступлении они шли за линейными танками, а при подходе к объекту для атаки (укреплениям, домам и т. п.) выдвигались вперед.

    В Великобритании, помимо уже упомянутого "Черчилля-крокодила", (на базе "Черчилль VII") появился и огнеметный бронетранспортер "Оса". Обе машины в небольших количествах поставлялись в СССР. На них стояли огнеметы пневматического действия (работавшие на сжатом азоте). Дальность метания вязкой смесью - 135-150 м. Запас огне-смеси "Крокодила" – 1800 л, которое можно было выбросить за 60 выстрелов. В случае необходимости бронеприцеп "Черчилля" отделялся благодаря подрыву заряда в механизме расцепки. "Крокодил" состоял на вооружении английской армии и после войны и принимал участие в войне в Корее.

    Американские пневматические огнеметы (сохраняя основное вооружение) устанавливали на танках М3А1, М5А1, М4А2 и на плавающих машинах LVT(A)1 и LVT(А)2. Вязкая смесь выбрасывалась на расстояние 90 м. После войны в американскую армию поступил танк М67, созданный на базе среднего танка М48. Огнемет вместо пушки устанавливался в башне машины. Дальность действия оружия составляла 190, а специальной огнесмесью даже 270 м.

    Немцы впервые применили огнеметные танки в июне 1941 года на советском фронте. Эти машины, созданные на базе легкого танка Т-II модификаций D и Е, имели малые башни с пулеметом. Два огнеметных брандспойта устанавливались на передних углах корпуса. Запас горючей смеси (каменноугольная смола) составлял 320 л, дальность метания- 40 м. Из-за слабого бронирования эти машины несли большие потери и вскоре были сняты с вооружения.

    В 1943 году заводы выпустили 100 ОТ на базе среднего танка Т-III модификации М. У этой машины огнемет установлен в башне вместо 50-мм пушки. Запас смеси равнялся 1000 л. Машина сохранила два пулемета и получила шесть мортирок для стрельбы дымовыми патронами.

    Итальянцы выпускали два типа огнеметных машин на базе танкеток CV3 33 и CV3 35, применявшиеся в боях в Северной Африке в 1940-1941 годах и на советско-германском фронте в 1942 году. Огнемет пневматического действия ставился на них вместо пулемета. Баки размещались либо на самой машине, либо на колесном прицепе. Дальность метания до 60 м.

    Как мы видим, огнемет стал использоваться в качестве оружия танка. После войны эта идея получила дальнейшее развитие.

 

Игорь ШМЕЛЕВ

Журнал "Техника молодежи" - 1, 1981 г.

 

 

 

 

Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу:

voen_delo@mail.ru

Ведущий рассылки Александр Тропов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное