Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология и экономика жизненного успеха" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Серьёзно о Любви.
"Как можно научиться практике какого-либо искусства, не практикуя его?" Эрих Фромм |
|
Здравствуйте, друзья! Это третий выпуск нашей рассылки и уже можно подводить кое-какие итоги. Как всегда и бывает, есть новость хорошая и не очень. Наша рассылка пользуется популярностью - и это здорово. Читатели находят её даже в дебрях ситикэтовского каталога "рассылок для каждого". Менее здорово то, что практически нет обратной связи с тобой, дорогой читатель. Лень-матушка, понимаем. Надеемся, что ситуация изменится после того, как рассылка попадет в "серебряные" и когда "увидит свет" наш сайт (что произойдет в начале нового года). Повторимся:
Ну, ладно, мораль читать закончили.
Сегодня мы завершаем знакомство с великолепнейшей книгой Фромма "Искусство любви". Ее последняя глава называется "Практика любви". "Трудность проблемы в том, что ныне большинство людей, а значит и многие читатели этой книги, ожидают, что им будут даны предписания, „Как сделать это самому", в нашем случае это означает научиться любить. Боюсь, что всякий, кто приступает к этой последней главе с таким настроением, будет глубоко разочарован. Любовь это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдется хоть кто-то, кто не имеет или не имел этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере, в детстве, юности, или в зрелом возрасте. Рассмотрение практики любви может сосредоточиться на предпосылках искусства любви и подступах к нему, и осуществлении этих предпосылок и подступов" Научиться любому искусство и, в частности, искусству любви, можно только практикуя оное. Потому теоретическое изучение любви (например по "мексиканским" сериалам, равно как и по философским книгам) - достойно лишь сожаления. Вот необходимые условия изучения искусства любви. Любовь - чувство живое, требующая, как и любая жизнь, усилий и заботы. А, значит, и самодисциплины. "Можно подумать, что для современного человека нет ничего легче, чем научиться дисциплине. Разве он не проводит самым дисциплинированным образом восемь часов в день на работе, которая подчинена строгому шаблону? Факт, однако, в том, что современный человек имеет чрезвычайно низкую самодисциплину за пределами рабочей сферы. Когда он не работает, ему хочется быть ленивым, ничего не делать, или, выражаясь покрасивее -„отдыхать". Само это желание безделья в значительной степени является реакцией на строгий шаблон жизни. Из-за того, что человек пребывает в напряжении восемь часов в день, используя свою энергию не для своих собственных целей, не по своему усмотрению, а в предписанном для него ритме работы, он бунтует, и его бунт принимает форму детского потворства себе." Следующее необходимое условие - сосредоточенность на предмете искусства. Третий фактор - терпение, методичность в освоении искусства. . "Если кто-то гонится за быстрыми результатам, он никогда не научится искусству... Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его." И, наконец, самое главное условие: "... высшая заинтересованность в обретении мастерства в этом искусстве. Если искусство не является для него предметом высшей важности, ученик никогда не обучится ему. Он останется, в лучшем случае, хорошим дилетантом, но никогда не станет мастером. Это условие столь же необходимо в искусстве любви, как и в любом другом искусстве." Но как практиковать эти условия? "Один
из неудачных аспектов нашей западной
концепции дисциплины (как и всякой
добродетели) отражает мнение, что ее
практикование должно быть чем-то
мучительным, и только если эта мука
наличествует, то тогда „все хорошо".
Восток давно осознал, что то, что хорошо
для человека -для его тела и духа - должно
быть приятным, хотя бы в начале и
пришлось преодолеть некоторые
препятствия. Сосредоточенность еще более трудна для проектирования в нашей культуре, где все, кажется, направлено против способности сосредоточения. Самый главный шаг в обучении сосредоточенности это научиться оставаться наедине с собой, без чтения, слушания радио, курения и выпивки. Да, быть в состоянии сосредоточиться это значит быть в состоянии оставаться наедине с собой, - и эта способность является необходимым условием способности любить. Если я привязан к другому человеку, потому что не могу стоять на собственных ногах, он или она могут быть моим спасением в жизни, но это отношение не будет отношением любви. Парадоксально, но способность оставаться наедине с собой является условием способности любить." "В этом может помочь выполнение нескольких упражнений. Например, сесть в свободную позу (не слишком расслабившись и не слишком напрягаясь), закрыть глаза и попытаться увидеть перед собой белое пятно, а потом постараться удалить все рассеянные образы и мысли; попытаться следить за своим дыханием, не думать о нем и не управлять им, а следить за ним - дыша, чувствовать его; далее, попытаться почувствовать свое „я"; я- это я сам, центр своих сил, творец своего мира. Следует делать такое упражнение на сосредоточение каждое утро, по крайней мере, двадцать минут (а если возможно, то дольше) и каждый вечер перед сном" Для того, чтобы научиться любить человек должен научиться чувствовать самого себя и "слушать" других людей. Он должен осознать самого себя, как личность, личность независимую ни от клановых или семейных традиций, ни от чего либо еще. Личность способную к познанию как самого себя, так и другого человека. Еще необходимо осознать ты - лишь такой же элемент мироздания, как и любой другой. "Как
много родителей реагирует только на то,
послушен ли их ребенок, доставляет ли он
им радость, является ли он их гордостью,
и так далее, вместо того, чтобы
воспринять или даже заинтересоваться
тем, что чувствует сам ребенок? Как много
мужей считают своих жен тиранками
только потому, что привычка к
материнской снисходительности
заставляет их воспринимать любое
требование как ограничение собственной
свободы. Как много жен считают своих
мужей глупыми или неумелыми только
потому, что они не соответствуют
фантастическому образу блестящего
принца, созданному ими в детстве?. В присловье вошло отсутствие объективности в отношении к другим народам. Что ни день в другом народе открываются все новые черты испорченности, жестокости, в то время как свой народ олицетворяет все хорошее и благородное. Каждое действие врагов оценивается по одному критерию, каждое собственное действие - по другому. Даже хорошие поступки неприятеля считаются знаками особых дьявольских уловок, имеющих целью обмануть нас и весь мир, в то время как наши плохие поступки признаются необходимыми и оправдываются нашими благородными целями, которым они служат. В самом деле, если проследить отношения между народами, как и между индивидами, можно придти к заключению, что объективность это исключение, а большая или меньшая степень нарциссистского искажения это правило. Способность
думать объективно это разум.
Эмоциональная установка, основанная на
разуме, это смирение. Быть объективным,
пользоваться собственным разумом
возможно только при достижении
установки на смирение, при избавлении от
мечтаний о всезнании и всемогуществе,
которые свойственны детству. В отношении данного рассмотрения практики искусства любви это означает: любовь, будучи зависима от относительного отсутствия нарциссизма, требует развития смирения, объективности и разума. Вся жизнь должна быть посвящена этой цели. Смирение и объективность нераздельны, как и любовь. Я не могу быть по-настоящему объективным к своей семье, если не могу быть объективным к чужим людям, и наоборот. Если я хочу научиться искусству любви, я должен стремиться к объективности в любой ситуации и стать восприимчив к ситуациям, где я не объективен. Я должен стараться видеть разницу между моим образом человека и его поведения, воспринимаемыми мной нарциссистски искаженно, и реальным человеком, существующим безотносительно к моим интересам, потребностям и страхам." Чтобы осуществить сказанное, в первую очередь необходима вера. "Вера - это черта характера, пронизывающая всю личность, а не какая-то особая вера во что-то". И необходима отвага.
Ну вот и все пока. Невозможно рассказать о книге полностью в еженедельной рассылке. В январе, на нашем сайте, мы выложим полную электронную версию этого произведения.
Как и обещали - один из рецептов "любовной кухни": 1 столовая ложка очищенного миндаля, 1 столовая ложка очищенных семечек подсолнуха, 1 столовая ложка меда в сотах, 1 столовая ложка пророщенной пшеницы, 1 ч. ложка цветка ромашки - все смешать, добавить по вкусу сырого меда. В следующем выпуске мы также начнем рассказывать о "технике" (если это слово применимо к искусству) любви, полового акта. ОЧЕНЬ ЖДЕМ ВАШИХ ПИСЕМ!!!!! mikhail@krasnodar.ru
До встречи, Михаил и Елена.
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||