Больше
шести месяцев мы не имели возможности
общаться с вами. Думается, за это время
даже наши старые поклонники начали
забывать кто мы такие. Поэтому, для
начала – позвольте представиться – мы
семейная и очень влюбленная пара, зовут
нас Михаил и Елена, нам – около тридцати
лет. Почему мы начали эту рассылку?
Именно потому что любим друг друга,
нашего маленького сына – и желаем того
же, то есть Любви, всем своим друзьям (каковыми
вы, дорогие подписчики, конечно
являетесь). Конечно же у нас, как и в
любой семье, далеко не все и не всегда
бывает гладко. Появляются на нашем небе
и легкие облака, и даже грозовые тучи.
Однако в этом и состоит замечательное
волшебство Любви – в способности
противостоять любым невзгодам. Вместе с
вами мы стараемся разобраться в себе и
найти решение любой сложной задачи.
О
чем наша рассылка? Один из наших новых
подписчиков написал:
« Здравствуйте Елена и Михаил!!!
Пишет вам Александр из
Набережных Челнов. Я первый раз получил
по почте ваше письмо, и мне очень
интересно о чем будет идти разговор.
Вернее я догадываюсь о чем (о любви, о
чем же еще :) ), но в какой форме не знаю.
Но будем ждать ваших рассазов....:))
Всего хорошего! :)»
Спасибо!!!
Да,
мы будем говорить именно о Любви. Обо
всех её проявлениях от «нежной дружбы»
до самой жаркой страсти.
Мы
будем говорить о Любви, как об Искусстве.
Любому Искусству надо учиться – будь то
живопись, музыка или танец. Поэтому
вместе с вами мы будем учиться Любви –
учиться по книгам великих философов и
психологов, произведениям поэтов,
творениям древних мастеров, опыту
знаменитых любовников, откровениям
пророков. Будем учиться друг у друга,
чтобы познать это великое таинство –
Искусство творить Любовь.
Теперь
о «технической части» - кроме рассылки мы несколько раз
предпринимали попытки создания своего сайта. Из-за проблем с
бесплатным хостингом и нашей занятостью
попытки эти были не очень удачными.
Однако вы можете посмотреть последний
вариант на http://lubitel.vov.ru . Там вы сможете
найти некоторые из опубликованных нами ранее текстов и
воспользоваться бесплатной службой
знакомств. Сейчас мы начали заниматься
подготовкой нормального сайта и
собираемся разместить его на нормальном
платном хостинге. Надеемся, это будет
окончательный вариант.
Тем
кто только недавно присоединился к нам
мы очень советуем прочитать книгу Эриха
Фромма «Искусство Любить» - её
электронный вариант вы можете найти на
нашем сайте по вышеуказанному адресу.
Это, если угодно, наше кредо, наше
понимание Любви. Мы не хотим
рекомендовать эту книгу как абсолютную
истину – даже мы могли бы во многих
вопросах возразить великому американцу,
но общее понимание вопроса у нас именно
такое.
Итак,
начинаем «новую эру» в истории нашей
рассылки.
Мы
еще не очень хорошо обработали
материалы нашей германской
командировки, поэтому начнем с древних
философов. Помнится, в институте «Диалоги»
Платона вызывали бурные дискуссии – это
было время когда молодые люди начинали
понимать, что есть философия кроме «диалектического
материализма». К одному из «диалогов» мы
и обратимся сегодня.
В
своих "Диалогах" Платон, один из
отцов европейской философии, описывает
дискуссии своего учителя Сократа с
различными людьми того времени.
"Первый,
повторяю, ораторствовал Федр, начав свою
речь откуда-то издалека, а именно: что
Эрот был бог, между людьми и богами
высокий и дивный как во многих других
отношениях, так и с точки зрения его
рождения.
—
Важно то, — сказал он, — что Эрот из
богов особенно древен, а доказывается
это тем, что нет ни одного — ни прозаика,
ни поэта, — который говорил бы о его
рождении. Гесиод сказал, что
Прежде
был Хаос, а потом
Широкогрудая
Гея, всех безопасное лоно,
И
Эрот...
После
Хаоса, говорит, явились эти два — Гея и
Эрот. А Парменид учит, что Генеса («Рождение»).
Первым
из всех богов беременела в мысли Эротом.
С
Гесиодом согласен и Акусилай. Таким
образом, многие сходятся в убеждении,
что Эрот — бог самый древний. А будучи
самым древним, он есть виновник величайших
для нас благ, ибо я не могу сказать, что
было бы большим благом для первого юного
возраста, как не достойный возлюбленный,
а для возлюбленного — как не любимое
дитя. Ведь что должно руководить людьми,
которые намереваются всю свою жизнь
провести хорошо? Того ни родство, ни
почести, ни богатство и ничто другое не в
состоянии доставить им так прекрасно,
как Эрот. Но что я имею в виду? В делах
постыдных — стыд, а в похвальных - честолюбие; ибо без этого ни город, ни
частный человек не могут совершать дел
великих и прекрасных. Утверждаю, что
человек любящий, будучи обличен в каком-нибудь
постыдном поступке или перенесши от
кого-нибудь обиду, по невозможности отомстить
не станет так мучиться ни перед глазами
отца, ни перед друзьями, ни перед другим
кем-либо так, как перед возлюбленным. То
же самое замечаем и в возлюбленном: и он
особенно стыдится любимого, когда
попадается в деле
постыдном.
Поэтому
если бы представился какой способ
составит!) город или войско из
влюбленных и возлюбленных, то они как
нельзя лучше управляли бы им, воздерживаясь
от всего постыдного и уважая друг друга.
Сражаясь (179) вместе, они и при своей
малочисленности одерживали бы победу,
можно сказать, над всеми людьми; потому
что человек любящий в глазах своего
любимого, больше чем в глазах всякого
другого, не захотел бы оставить строй
или бросить оружие1, но скорее решился бы
много раз умереть, чем показаться ему. А
оставить-то любимого или не помочь ему
в опасности — да нет такого дурного
человека, чтобы его не воодушевил к
мужеству сам Эрот, сделав подобным
мужественной породе. И действительно,
некоторым героям, как говорит Гомер, сам
бог внушал отвагу, но такую отвагу
рождает из себя и внушает любящим
именно Эрот.
Некоторые
любящие решаются умереть друг за друга,
решаются не только мужчины, но и женщины.
Достаточное свидетельство этого рода
представляет грекам дочь Пелия Алкеста,
которая решилась одна умереть за своего
мужа, тогда как у него были отец и мать,
которых она, ради любви, настолько
превосходила дружбой, что показала всем:
они лишь по имени являются своему сыну
родственниками. Совершив такое дело, она
была расценена как вершительница
прекрасного не только людьми, но и
богами. И если из многих, сделавших много
прекрасного, боги только некоторым,
весьма немногим, оказали такую честь,
что отпустили их души из преисподней,
то ее душу отпустили за этот поступок с
радостью. Таким образом, усердие и
добродетель в любви пользуются
уважением и у богов. Зато выслали они из
преисподней Орфея, сына Эагра, не
позволив ему достигнуть цели, но
показали только один призрак жены, за
которой он приходил, а самой не показали;
ибо открылось, что, как певец под звуки
кифары, он был изнежен и не решился ради
любви умереть, как Алкеста, но ухитрился
проникнуть в преисподнюю живым. За это-то
именно боги и назначили ему наказание и
сделали так, что смерть его произошла от
женщин1. Наоборот, они почтили и послали
на Острова Блаженных сына Фетиды,
Ахиллеса, который, узнав от своей матери,
что он умрет, если убьет Гектора, а если
не убьет, то возвратится домой и
скончается в старости, решился избрать
первое — помочь (180) любезному Патроклу и,
с местью в душе, не только умереть за
друга, но и по смерти друга2. После того
чрезвычайно обрадованные боги отлично
почтили его за то, что он настолько
дорожил своим любящим другом. Эсхил
болтает вздор, утверждая, будто Ахиллес
любил Патрокла. Ведь первый был красивее
не только последнего, но и всех героев,
притом у него не имелось и бороды; он, как
говорит Гомер, находился еще в ранней
молодости. Боги, конечно, особенно уважают
это мужество ради любви, однако же более
удивляются, чувствуют удовольствие и
благотворят, когда возлюбленный любит
любящего, чем когда любящий любит
возлюбленного, потому что любящий
божественнее последнего — он
боговдохновен. Поэтому и Ахиллеса
почтили они больше, чем Алкесту, —
послали его на Острова Блаженных.
Итак,
я говорю, что Эрот есть самый старший из
богов, самый почтенный и самый способный
наградить людей мужеством и счастьем —
как живущих, так и умерших.
Вот
какую речь сказал Федр, а после Федра
говорили другие, речи которых
Аристодем вспомнить не мог
...."
Куча
проблем, которые накопились за время
нашего отсутствия и "рабочая суббота"
не позволили нам подготовить
полноценный выпуск. Однако уже в
следующем выпуске мы
по
традиции ответим на вопросы и
комментируем письма наших читателей,
продолжим, как
и раньше, публикацию
последних объявлений о знакомствах,
размещенных на нашем сайте.