Доброго Вам мои
читатели дня (вечера, ночи, утра).
И доброго
межвременья, когда что-там показывают часы,и куда направляется Солнце совершенно не важно. И что-то очень ценное
приходит в Вашу жизнь и остается навсегда.
– у кого из нас не возникал
этот вопрос? Когда-то давно люди верили, что Земля плоская; что солнце – это
огненная колесница бога; что звезды прибиты прочно к небесной тверди; что если
женщина утонет со связанными руками, то она не виновна, а если нет, то она
ведьма и ее надо сжечь на костре; что машины – дьявольское отродье; что Родина
требует чтобы за нее умирали и убивали; что после смерти Сталина жизнь
остановится… Прошлое позади, и кажется, что безвозвратно. Но вера живет и
сегодня, она простирается вокруг так же далеко, глубоко, широко. Какова же роль
веры сегодня, и какова ее извечная природа?
Вера вливается в нашу жизнь незаметно, порою трудно
уловить, что твои действия основываются только на вере. И приходит она с самого
рождения. Есть ли какой-либо способ воспитания детей не основанный на
использовании веры? Можно ли научить ребенка жить среди других, если он не
будет доверять своим родителям? Наверное, нет, поскольку все-таки как бы это не
маскировалось наше общество основано на доверительных отношениях. Рассмотрим
одну заурядную повседневную ситуацию, в которой очень наглядно проявляются
свойства веры. Занятие в первом классе обычной средней школы. На доске написаны
примеры, часть из них решена учителем как образец, часть ученикам надо решить
самим.
Конечно, самым глубоким уровнем веры (доступным нам
для анализа сейчас) в данной ситуации является вера ребенка и учителя в то, что
они с помощью чисел и операций над ними описывают реальный мир. Эта вера
основана на знании,но знании
неточном.И если вы спросите математика,
он вам скажет, что аксиоматика математики и, следовательно, теориянатуральных чисел – задача крайне сложная.
Если вы спросите физика, то он скажет, что натуральные числа, конечно, могут
описывать реальность, но чем глубжебудет уровень материи, тем меньше такое описание будет иметь смысла. От
православного священникавы услышите,
что числа описывают лишь тварный мир, от мистика, что каждое число имеет свою
природу и может быть использовано не только для счета. От дзенского монаха
-да мало ли что можно услышать от
дзенского монаха.
Но нас сейчас больше интересует менее
фундаментальный уровень веры. Веры в то, что примеры решены правильно. Ведь
всясовременная педагогика построена на
том, что учитель всегда прав. Авторитет должен быть незыблем. Заметьте, что
если бы учитель стал рассуждать о том, с чем дети уже сталкивались в жизни, то
мог бы услышать разные и даже противоречивые мнения детей. Конечно, отчасти
собранные от разных людей, но отчасти и полученныена собственном опыте. В области
математикиже они сталкиваются с новой
областью познания, в которой их опыта не достает, чтобы делать самостоятельные
выводы и чтобы научиться, приходится верить. И далеко не все дети стремятся
понять, как решаются примеры инаучиться
делать это самостоятельно.Большинству
просто приходится это сделать путем переписывания примеров с доски за тем, кто
их решает, потому, что так надо, потому, что иначе будут ругать учителя,
родители.Еще больше в правильности и
незыблимости математических правил их убеждает затем повседневный опыт:
покупки, продажи…
Вот мы все и живем в обществе, которым правят
экономисты, финансисты, торговцы и политики,в котором все сводится к деньгам и элементарным математическим правилам
повторяемым друг за другом. Все же остальное остается скрытым за маской
повседневности, и выживает только та «сказочнаялягушка, которая долго и не переставая бьет лапками, взбивая молоко в
масло». Но сейчас нас интересует другое:
Зачем ученику верить в то, что учитель прав?
Затем, чтобы освоить новую область деятельности. То
есть верить правильно, полезно и выгодно. Вера облегчает работу, но за счет
сужения собственных возможностей, в данном случае выразившихся взависимости от представлений учителя, который
также зависит от чужих представлений.
Читательвправе спросить:
А чем это плохо?
Плохо тем, что этот принцип транслируется на всю
систему воспитания и обучения, а затем и дальше на социальные и личные отношения.
Поэтому до сих пор в практике в качестве
аргумента используется: «Так сказал учитель, поэтому это так»или «Этого не может быть, потому что этого не
может быть никогда»…. Поэтому по телевизору видные политические деятели и
телеведущие говорят: "Авторитет должен быть незыблем, а без возможностей
мы как-нибудь обойдемся" и свою любимую фразу "Ученые доказали".
Есть ли этому альтернатива?
Да, разумеется есть. Скажем методы развивающего
обучения (их достаточно много – это и Монтесори и система Эльконина-Давыдова…) подразумевают
активную работу учеников по определению многих частных закономерностей
самостоятельно. Да, ученые совершающие научные революции, почти всегда идут
против течения, переосмысливая общеизвестные истины, преодолевая веру в старую
теорию, создавая новую теорию. Почитайте замечательную книгу Томаса Куна
«История научных революций», и вы увидите историю развития идей, которые сто
лет назад считались не только фантастикой, но и бредом, которые сегодня вы просто используете на каждом шагу.Да, дзенские монахи вынуждены следовать
противоречивым указаниям учителя, который не учит, но делится своим опытом,
своими переживаниями мистического. Они достигаю просветления, не все, далеко не
все, но не на основе веры или безверия, а на основе постоянной работы,
переводящей человека, его сознание в совершенно другой режим жизни. Во всех
этих случаях нельзя сказать, что человек ни во что не верит. Важно другое,
человекпреодолевает веру именно в той
области, в которой он работает сейчас!Как легко заметить во всех этих случаях наблюдается расширение возможностей,
а не их сужение. Слепое следование авторитету всегда сужает возможности,
подменяет свои мысли чужими, навести порядок с которыми намного сложнее,
поскольку не видно подтекста.
В книге известного
американского детского педиатра Бенджамина Спока “Ребенок и уход за ним” есть
такие строки: “И добрые и строгие родители добиваются одинаково хороших
результатов в воспитании, если они любят своего ребенка.” Тоже самое можно
сказать и о вере: верит или не верит человек, но результатов он добивается
тогда, когда с любовью делает то, что делает, думает и не закрывает дверь познания мира. А,
кроме того, рано или поздно дети вырастают и начинают жить самостоятельной
жизнью. Так и человек проходя определенные этапы своей жизни, перестает решать
вопрос верить или не верить (одни верят, другие не верят, иные
понимают-действуют).
Женская логика – тайна за семью печатями. Не подходи –
убъет.
Если не доверять своим ощущениям,то они вянут, как цветы без поливки. А если
их все время контролировать, то они будут подобны кустам, которые все время
подрезают. И так и так не вырастут!
До чего мы не додумались.
Что букву Пси можно называть
розеткой и считать себя абсолютно правой. Так в методичке у вас нарисовано!