Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин Времени

  Все выпуски  

Современная подростковая молодежь <<многослойный>> пласт нового медиапространства или <<новых медиа>>. Медиапотребление нового поколения <<новых медиа>> носит непрерывный всеохватывающий и всеобъемлющий грандиозный характер, которое не прослеживалось никогда ещё в мире. Молодые подрастающие медиапотребители и современная информационная среда взаимно влияют как положительно, так и отрицательно друг на друга: с одной стороны, рождённые со смартфонами в руках, подрастающие поколения собственными медиапотребностями формируют вокруг себя медиапространство своими запросами. С другой стороны, это пространство оказывает решающее влияние на подрастающие поколения медиапотребителей и их восприятие современной новой реальности и оказывает непосредственное влияние на развитие современного подростка. Исследователи этого явления отмечают, что современную молодёжь следует рассматривать не только как потребителей медиа, но и как медиапроизводителей, а следовательно, к этой области исследований следует применять концепцию медиаграмотности и медиакомпетентности, поскольку изменение моделей использования медиа влияет и на эту категорию развивающейся современной подрастающей <<медиа личности>>. Поэтому ценность исследования восприятия медиапотребительских практик <<новых медиа>> подростковой молодёжи мы рассматриваем через особенности восприятия целого поколения


Если хотите, можете сразу читать на сайте по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=412

ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ - 03 (653).

Хроники разумной жизни

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Контакты: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет февральского номера эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru) , а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

ПРАВДА ТАМ, ГДЕ ОНА ВОСТРЕБОВАНА

 

ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА – КАЖДЫЙ ПОНИМАЕТ УЖЕ ПО-СВОЕМУ в условиях, когда изначальные смыслы слов давно утрачены, и веками люди ищут правду так, кто сколько о ней знает и её представляет в образах своей души. Вот поэтому-то и получается, что в одном случае ПРАВДА ПРИХОДИТ К ЧЕЛОВЕКУ как радостное открытие, торжественный праздник души, а в другом - как нечто нелицеприятное и поэтому отторгаемое. Не зря говорится – правда глаза колет, когда долго и даже в некоторой степени комфортно, не думая о последствиях, остаются в неправде, но однажды правда открывается. Сюда же относится выражение «ловить рыбу в мутной воде». Каждый ведь понимает, сколько ни мути воду, рано или поздно муть оседает и всё вокруг становится прозрачным. И видно становится то, в том числе, кто жил по правде, а кто во лжи.

В условиях частичного или искаженного понимания правды огромное значение приобретает РАЗВИТОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, чему как раз мы постоянно уделяем большое внимание. В зависимости от того, у кого как раскрыта способность восприятия, разворачиваются споры и баталии...

(читать полный текст можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за февраль 2025 - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=412 или по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1733 )

 

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" ( февраль 2025 ):

( скачайте сразу весь журнал на сайте http://zovu.zovu.ru)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 711) - СЕМЬ НЕБЕС ДО ЧЕЛОВЕКА (Врастание в Реальность)

- «... Никто в этой группе «сумасшедших», с точки зрения кота, не догадывается, что происходит в реальности и почему у кота такая реакция ...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 653) - ПОДРОСТКИ В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

- «... Виртуальное творчески наполненное пространство «новым» сегодня особенно привлекательно для российских подростков, поскольку позволяет им быстро удовлетворить специфические для их возраста некоторые аспекты восприятия окружающего их мира и самопринятия себя в нём, а также психологические и психические потребности личности ...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 592) - ОТ ИММАНУИЛА КАНТА К ИЛОНУ МАСКУ?

- «... Наша свобода воли несет в себе ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизни других. Моральные ценности, такие как честность, уважение и забота, становятся основой для создания справедливого общества...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 582) - ПО ВОЛНАМ ЛЕГКОМЫСЛЕННЫХ ТОЛКОВАНИЙ СЛОВ (Из курса русского языка как родного)

- «... Прозападная лингвистика что там, в Европе, что у нас русский язык одинаково задвигает на второй план, раз нашу то ли «лингвистику», то ли «языкознание» закладывали по-западному, с помощью западных ...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ФЕВРАЛЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=412 (там же можно скачать и журнал),

а еще можно скачать ЯНВАРский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=411.

 

 

Постоянный адрес полного текста публикации в окружении тематически близких материалов см. по ссылке:

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

Аннотация: В статье рассматриваются особенности восприятия и самопринятия подростками новых медиа в условиях новых цифровых информационно-коммутативных технологиях. Как показало наше исследование в цифровом обществе новые медиа проникают во все сферы общественной и личной и интимной жизни подростка, влияют на сознание, самосознание и некоторые аспекты самопринятие личности подростков, сильно влияют на воспринятие и понимание молодыми людьми реальности, но и воздействуют на конструкцию самоиндицикации подростков, их психологическое благополучие, межличностные отношения и социальное поведение.

 

 

 

ПОДРОСТКИ В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

 

Современная Россия входит в число стран, где дети и подростки наиболее интегрированы в глобальную информационную сеть «новых медиа». Поскольку это страна с высоким уровнем креативного и генетически воплощаемого и развитого интеллектуального мирового ресурса, где происходит движение за развитие человеческого потенциала всегда во все времена массово и повсеместно. Именно поэтому виртуальное творчески наполненное пространство «новым» сегодня особенно привлекательно для российских подростков, поскольку позволяет им быстро удовлетворить специфические для их возраста некоторые аспекты восприятия окружающего их мира и самопринятия себя в нём, а также психологические и психические потребности личности [].

Сегодня можно констатировать, что термин «новые медиа» в отечественной науке стал общеупотребительным. Однако при широкой популярности его объем и границы остаются обсуждаемыми. В феврале 2016 года аналитической компанией Mediatoolbox был запущен онлайн-проект «Словарь новых медиа» [6.35с]. При всей актуальности, практической (в частности, образовательной) значимости идеи в целом показательно то, что самого понятия «новые медиа» в словаре нет.

Феномен новых медиа имеет отношение к ряду концептуальных нововведений начала третьего тысячелетия и отражает глобальные социокультурные изменения, связанные с появлением и развитием компьютерных сетей и интернет-технологий. Под новыми медиа понимают прежде всего социальные сети (Facebook, ВКонтакте, Google+ и пр.), блог-платформы (LiveJournal, Blogger и др.), микроблоги (Twitter, Tumblr), интернет-СМИ и поисковые службы [6.3с]. Названные ресурсы являются наиболее популярными медиасервисами, однако, следует заметить, что при этом они остаются только частными проявлениями более масштабного феномена. Новые медиа в настоящее время – это фундаментальное и глобальное явление.

Человек – субъект познания. Любые попытки строить теорию личности, не встраивая в неё теорию познавательных процессов, обречены на провал. Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами и представителями различных духовных религий. Построение теории познавательных процессов невозможно без построения теории восприятия. Восприятие является самой ранней формой познания как в фило-, так и онтогенезе. Оно составляет основу любого познавательного процесса более высокого уровня. Очень легко также доказать, что при отсутствии когнитивной активности никакое развитие личности невозможно, поскольку возникновение социальных мотивов поведения возможно лишь в структурах когнитивной мотивации подростка: познавательная потребность, содержательно раскрываемая как потребность в новых впечатлениях, будучи зафиксированной на другом человеке, преобразуется в мотив общения, порождающий соответствующую основную форму деятельности подростка .

Как утверждает Д.Б.Эльконин: «Восприятие подростка становится целенаправленным, избирательным и анализирующим, последовательным, содержательным и планомерным. Его внимание можно охарактеризовать не только объемом полученной информации, но и особой личной избирательностью, становится всё более производным, а также преднамеренным. Увлеченный подросток длительное время способен сохранять устойчивое и высокоинтенсивное внимание, тем самым развивает умение быстро концентрироваться и чётко распределять своё внимание. Его память имеет избирательный характер, увеличивается объем памяти главным образом за счёт логического понимания материала (исследуемой информации), становится доступным запоминание абстрактного материала» [11. 65с].

Современная подростковая молодежь «многослойный» пласт нового медиапространства или «новых медиа». Медиапотребление нового поколения «новых медиа» носит непрерывный всеохватывающий и всеобъемлющий грандиозный характер, которое не прослеживалось никогда ещё в мире. Молодые подрастающие медиапотребители и современная информационная среда взаимно влияют как положительно, так и отрицательно друг на друга: с одной стороны, рождённые со смартфонами в руках, подрастающие поколения собственными медиапотребностями формируют вокруг себя медиапространство своими запросами. С другой стороны, это пространство оказывает решающее влияние на подрастающие поколения медиапотребителей и их восприятие современной новой реальности и оказывает непосредственное влияние на развитие современного подростка. Исследователи этого явления отмечают, что современную молодёжь следует рассматривать не только как потребителей медиа, но и как медиапроизводителей, а следовательно, к этой области исследований следует применять концепцию медиаграмотности и медиакомпетентности, поскольку изменение моделей использования медиа влияет и на эту категорию развивающейся современной подрастающей «медиа личности». Поэтому ценность исследования восприятия медиапотребительских практик «новых медиа» подростковой молодёжи мы рассматриваем через особенности восприятия целого поколения [3.32с].

Быстрое развитие информационных технологий и внедрение их во все сферы человеческой жизни привело к возникновению нового типа взаимодействия «цифрового общества», в том числе, и подросткового общества с информационным глобальным миром, отдельно и с миром подрастающего нового «информационного поколения». От пассивного восприятия информации современный человек быстро перешёл к субъект-субъектным отношениям с окружающей его информационной средой, особенно в социальной, образовательной, коммуникационной, ценностной и личностной [1.359с].

Пока социум привыкал к новым медиавозможностям и устройствам, в обществе завершился важнейший процесс смены поколений. Люди, рождённые на стыке тысячелетий, выросли и стали полноценными и очень компетентными участниками современного огромного медиапространства виртуальной параллельно существующей жизни. Это самые технологически подкованные и многочисленные участники формирования медиапространства новых медиа [4.30c]. Цифровая революция и «новые медиа» оказывают интенсивное воздействие на мыслительные процессы, психическое, психологическое, социальное состояние детей и подрастающей молодежи с несформированным мировоззрением самосознания, самовосприятия, самопринятия круглые сутки. Ведь основным инструментом воздействия служит передача информации посредством восприятия. То есть восприятие в виде подведения неизвестного явления или предмета под стереотип или метафору. Новые массмедиа готовят информацию профессионально и качественно, чтобы она воспринималась для подростков легко, быстро и безоговорочно, без логического анализа, позволяя манипулировать сознанием, при этом приучая думать подростка стереотипами, «клиповым мышлением», понижая познавательную планку ограниченных информационных сообщений, искажая присущую им природную их возрасту планку любопытства и любознательности. Информация «новыми медиа» зачастую преподносится в фрагментированном ограниченном виде, чтобы создать не логическое глубокое познавательное, а эмоциональное поверхностное легко скользящее отношение к ней. И она массово, системно, профессионально формирует эту реальность «клипового» восприятия мира иллюзий и ценностей целого Z поколения подрастающей современной молодежи [8.336с].

Актуальность темы нашего исследования обусловлена первым «революционным научным переворотом исследований восприятия», связанным с переходом от восприятия всей знаковой реальности, основанной на непосредственном наблюдении, – к восприятию, опосредованному носителем информации (преимущественно бумажной и иной), к резкому и глобальному в современной реальности переходу к аудио-, видео-восприятию «экранов», текстовых сообщений (SMS и MMS) и мгновенных сообщений. Социальные последствия такого резкого перехода многообразны, многомерны, многоуровневые и неоднозначные [6. 35-c].

Они все связаны с формированием новой медиареальности и как следствие требующие: новую медиа-философию, медиа-психологию, медиа-идеологию, медиа-культуру и историю предмета, медиа-образование, имеющее огромное влияние на сознание и поведение людей, но особенно на подрастающие поколения, которое должно стать предметом серьезного научного изучения [5.105с]. Кроме очевидных достоинств для развития человека, этот процесс таит много опасностей и ещё не проявленных проблем.

Духовно-нравственные и общественно значимые последствия такого глобального перехода более глубинны, многообразны, многостороннее, а это длительный и противоречивый процесс восприятия психики человека новой реальности. В нем соединяются «Я-знак», «Я-образ», «Я-концепция», неповторимая личность, ее индивидуальность, «единственность» со своими особенностями, с одной стороны, а с другой – включенность в целое, в семью, в род, в группу, социум, глобальный мир человечества. Каждый человек уникален, но он же представляет собой идентичную частичку своей культуры, традиции и исторического опыта народа, к которому он принадлежит своими корнями. Это своеобразный информационный поток о состоянии внешнего мира и человеческого тела, через мозг формирующегося человека [6.37c ].

По данным социологических исследований подростки проводят в новых медиа перед телевизором и компьютером в среднем от 3 до 5 часов в сутки. Содержание информационных видео «знаков», состав программ, содержание фильмов, передач и компьютерных игр имеет большое значение в процессе социализации и социальной идентификации, влияющие на некоторые важные аспекты их самопринятия [10.137с].

Проблема восприятия новых медиа молодым поколением заслуживает особого внимания, поскольку именно в подростковом возрасте закладываются основы самоидентификации и формирования личностных ценностных установок. Проблема выявления особенностей восприятия информации у современных подростков является малоизученной и крайне актуальной, так как имеющиеся сведения неоднозначны, не структурированы, информация обрывочна и разрозненна [10.137с]. Представленный в «новых медиа» контент, может как позитивно, так и негативно сказываться на самопринятии подростков, их самооценке и уверенности в себе. В условиях постоянного сравнения себя с идеализированными образами, создаваемыми в цифровом пространстве, подростки могут испытывать трудности с принятия себя как новообразующейся личности, что может приводить к развитию различных психологических проблем.

Поскольку в последние годы социальные медиа стали неотъемлемой частью жизни подростков, они предоставляют возможность общения, деления мнениями и впечатлениями, а также позволяют подросткам создавать свой образ и строить свою самооценку. Однако влияние социальных медиа на подростковую самооценку и самопринятие может быть очень разным. С одной стороны, социальные медиа дают большую подросткам возможность выражать себя и находить единомышленников. И они могут поделиться своими достижениями, идеями и творческими работами, что повышает их самооценку и самопринятие. Кроме того, социальные медиа предоставляют подросткам широкий доступ к информации и новым знаниям, что способствует их развитию и расширению кругозора. Многие подростки находят в социальных медиа поддержку и вдохновение, что помогает им преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

С другой стороны, социальные медиа могут иметь негативное влияние на самооценку подростков. Виртуальный мир социальных медиа часто идеализирует реальность и создает иллюзию "идеальной жизни". Подростки могут сравнивать себя с другими пользователями и чувствовать себя недостаточно привлекательными или успешными. Это может привести к развитию комплексов неполноценности и низкой самооценки. Кроме того, социальные медиа могут быть причиной появления зависимости от онлайн-коммуникаций, что отрицательно сказывается на самоприятии подростков и их реальных социальных навыках [7.85с].

Вывод: Цифровые новое медиа из социализирующего фактора плавно, но достаточно интенсивно трансформируются в агента социализации нового подрастающего поколения молодежи, тем самым усиливая свое воздействие на подросткового пользователя. Сегодня можно говорить о медиатизации на сознание подростка и его восприятия и самопринятия как новой части медиареальности, под которой понимается двусторонний социальный процесс насыщения современного общества средствами массовой информации в такой степени, что новые медиаинформации уже не могут больше рассматриваться отдельно от других общественных институтов развития. Поскольку молодое поколение россиян на современном этапе развития общества становится наиболее активным пользователем цифровых новых медиа.

Активное взаимодействие с медиа начинается в период обучения посредством электронных средств (учебники, видео, компьютеры, программы, мультимедиа, интернет и пр.). Однако не всегда это взаимодействие является контролируемым и имеет положительный результат. Для детей и подростков новые медиа выступают доступным источником информации, который открывает возможности, с одной стороны, для культурного развития и расширения кругозора, а с другой - содержит целый ряд рисков. Мощное влияние медиа на сознание подрастающего поколения позволяет определить социализацию в современном информационном обществе как медиасоциализацию и принятие себя в ней. Медиасоциализация - это новое социальное явление «новых медиа», связанное с изменением традиционных способов адаптации ребенка и кризисом семьи как института социализации в условиях цифровизации общества. Сегодня воспринятие и самопринятие изучается как составляющая процесса социализации человека под влиянием медиа.

Наше исследование подтверждает, что удовлетворение большинства психологических потребностей подростков сегодня действительно переместились в цифровую среду. Например, интернет отвечает потребностям подростков в получении новой информации и коммуникации, дружбе со сверстниками. При этом социальные новые медиа выступают не только в качестве платформы для общения, но и для узнавания повседневных новостей. Также современным подросткам свойственно получать информацию на интересующую их тему из разных источников одновременно, собирая в голове некий «общий пазл». Практически все проанкетированные подростки подчеркнули приоритетность интернета и социальных сетей для коммуникации. При этом, как они отмечают, анонимность и отсутствие правил упрощают виртуальное общение по сравнению с личным, требующих ответственности за свои слова и поступки. По этой причине удовлетворение психологической потребности в интимном личном общении так же смещается в более комфортную для подростков интернет-среду.

Так же мы выявили, что сетевые ресурсы удовлетворяют характерные для подросткового возраста желания быть частью неформальных закрытых групп сверстников. Опрошенные школьники являются членами многих онлайн-сообществ, где они общаются как с друзьями из реальной жизни, так и из виртуальной среды. Фактически такие группы в мессенджерах и социальных сетях сегодня играют роль субкультурных платформ, которые всегда привлекали молодое поколение. Возможно, именно по этой причине представители этой возрастной группы (12-14 лет) являются наиболее активными пользователями социальных сетей. Интерес подростков к социальным сетям объясняется ещё и тем, что такие ресурсы предполагают поле для экспериментов своего восприятия и самопринятия и с самопрезентацией себя этому миру, позволяя пользователям по-разному конструировать собственную виртуальную персону: корректировать фотографии, примерять маски, публиковать посты с определенным своим собственным содержанием, настроением, образом и т.д. При этом смартфон для современного подростка стал инструментом для создания онлайн-личности, и не всегда подростки готовы делиться содержанием своего с родителями. И чем старше становятся подростки, тем больше их начинают беспокоить вопросы конфиденциальности.

Научно доказано и отмечается колоссальное воздействие «новых медиа» на формирование определенных мировоззренческих ориентиров и ценностей личности подростка, изменение структуры сознания подрастающей личности. В процессе медиасоциализации у этой информированной личности подростка появляются новые потребности в принятии себя, мотивы, интересы, цели, установки, а также новые формы взаимодействия, виды деятельности, непосредственно связанные с медиа и интернет-средой. Период, за который прошли такие глобальные изменения, еще недостаточен для того, чтобы полноценно исследовать и проанализировать последствия и сделать четкие выводы о новом социальном феномене восприятия и принятия себя подростками в новой информационной реальности. Однако активизация исследований медиасоциализации через призму различных наук о человеке обусловлена тем, что среди ее «первичных эффектов» - привлекательность и доступность, «интеллектуализм», «клиповое мышление», «конфиденциальность», наблюдаются ослабление реальных человеческих контактов личности, замена их виртуальным общением, трудности адаптации традиционных институтов социализации к новым «цифровым» реалиям.

(продолжение или всю статью см. в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", февраль 2025 )

А.В. ДЕРНОВА

 

 

Литература

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО:

1. Центр Сказки. - РИТМ. Екатеринбург. 2015г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=277 бесплатно)

2. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 1. - РИТМ. Екатеринбург. 2005г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=255 бесплатно)

3. XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 4. " Карта и компас" для переходного периода. - РИТМ. Екатеринбург. 2016г. (скачать книгу по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=293 бесплатно)

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2025.

* * *


В избранное