Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Азия: ты V моя, моя любимая!!!

  Все выпуски  

Азия: ты – моя, моя любимая!!! Хива (3). Беруни (2). Юмор. Послесловие.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск №9 от 21/04/04

В этом выпуске:

1. Город мира: Хива (Часть 3)
2. Абу Райхан Беруни (Часть 2)
2. Юмор: Насретдин 

Азия: ты - моя,
моя любимая!!!
 

"Люди многому противятся, потому что ничего о нем не знают".
Аль-Газали

 


НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В УЗБЕКИСТАН!
30 АПРЕЛЯ - 6 МАЯ
СУФИЙСКИЙ ТУР
САМАРКАНД, БУХАРА, ТАШКЕНТ!

 
1
1

Города Азии: Хива

 
 

Здравствуйте!

Я продолжу наше путешествие по древней Хиве.

Удивительнейшим примером возведения изумительных по соотнесенности частей городских ансамблей служит архитектурный комплекс у Восточных городских ворот, носящих имя Палван-Дарваза.

Эти ворота, помимо прямого своего назначения, служили еще и своеобразным торговым пассажем. В нынешнем виде они представляют собой довольно длинный туннель, с двух сторон обстроенный глубокими нишами лавок, приподнятых над проезжей частью на каменной суфе. Ворота некогда служили мощным оборонительным сооружением и были несколько выдвинуты за городскую стену для удобства ведения флангового обстрела.

Возле Восточных ворот оглашались ханские указы и сообщалось о важнейших событиях. Здесь неудачников и бедолаг сажали на кол, а схваченных беглых рабов прибивали за уши к деревянным створам. Еще и сейчас сорванные с петель толстенные полотнища ворот неподалеку притулены в стене.

Если выйти за городскую стену, примерно туда, где находился когда-то невольничий рынок, то откроется удивительная панорама. Центральная часть ворот Палван-дарваза перекрыта вереницей небольших куполов, к ним с запада примыкают купола над банями Ануш-хана. Купола то строятся в ряд, то прихотливо группируются, создавая все новые и новые сочетания, завораживая игрой округлых форм и мягкой светотени. Городские бани относятся еще к середине XVII века, но они очень похожи на те, что построены в Хиве совсем недавно. В Хорезме живет знаменитый мастер, которого до сих пор приглашают строить бани. Никто другой не умеет сложить стены так, чтобы они держали тепло, чтобы у воды был нужный сток и кирпичные своды не разрушались от постоянной сырости и пара.

Нужно сильно пригнуться, чтобы попасть внутрь помещения старых бань, потому что для сохранения тепла они значительно углублены в землю. Планировка их неприхотлива и функциональна. Здесь есть раздевалка, несколько купален, между которыми помещен резервуар с горячей водой. Вода подогревалась в нем же, и горячий воздух из топки проходил под настилом пола, равномерно обогревая все помещение. Мыльная вода по особым желобам стекала в отстойник, так что пол в купальнях все время был теплым, сухим и чистым. В одной из старых книг специально говорится о правилах поведения в общественных банях: следует аккуратно зачерпывать воду из бассейна, не расплескивать ее без надобности, стараться не обрызгать соседа. Нижнюю часть тела - аурат моющимся советуется обнажать лишь ненадолго.

Справа от ворот Палван-дарваза расположено самое старое в Хиве медресе Ходжам-Бердыбая. После перестройки, связанной с формированием ансамбля площади, медресе приобрело двухчастное деление и получило прозвание "Хурджум" - так называются двойные перекидные сумы.

Ворота Палван-дарваза, бани Ануш-хана и медресе Хурджум составляют древнейшее ядро городской застройки возле восточной стены, в зависимости от которой разрастался здесь крупнейший архитектурный ансамбль. Но всякий раз любой этап сложения этого ансамбля представлял самостоятельное и относительно завершенное целое. Ансамбль рос органично, как растет дерево, выпуская все новые и новые ветви, составляющие его крону.

В 1812 году прямо против медресе Хурджум было возведено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад инак. Любой хивинец, показывающий вам медресе, наверняка расскажет о том, как Кутлуг-Мурад инак завещал похоронить себя в построенном им медресе. Но случилось так, что он умер за пределами города и по законам не мог быть погребен в Ичан-кала. Однако хитроумные казуисты из этого, казалось бы, безвыходного положения нашли выход. Стена у Восточных ворот была временно разобрана, и медресе словно бы вышло за черту города. Тело внесли в пролом и исполнили завещание. 
Площадь между медресе Хурджум и Кутлуг-Мурад инак значительно поднята над уровнем земли. Она представляет собой высокую суфу, в тоще которой разместились ряды лавочек, выходящих в сторону узких пересекающихся улиц глубокими каменными нишами. Ритм этих ниш словно подготавливает восприятие более динамичного ритма двух ярусов лоджий главного фасада медресе Кутлуг-Мурад.

Когда было завершено строительство дворца Таш-Хаули, площадь частично замкнулась с севера, во всяком случае, она приобрела более выраженный объем. Внутренние помещения похожи на лабиринт. Можно долго идти по темным, ломающимся под прямым углом закоулкам и вдруг оказаться в просторном дворе арсханы, украшенном высоким айваном и изразцовыми панно, сплошь покрывающими длинные стены. Арсхана служила для бюрократических занятий хана, но рядом с ней был почти такой же закрытый со всех сторон дворик - место приятных отдохновений, приема гостей и увеселений. Здесь тоже есть айван, изразцовые панно и на втором этаже открытые лоджии, плоская кровля которых поддерживается стоящей посредине одной резной колонкой. 

Помещения дворца строились, вероятно, без особого плана, и часто их сочетание представляет довольно запутанный лабиринт, разобраться в котором можно, лишь взобравшись на крышу и разглядывая его сверху. Так я и сделал.

Сверху отчетливо виден удлиненный двор гарема, куда выходят пять высоких айванов и несколько ниш, украшающих помещения, где жили родственники хана по женской линии. Во двор гарема можно попасть, пройдя длинный и прямой коридор, из которого небольшие двери вели в помещения четырех ханских жен. Именно здесь, в этом коридоре, внимание привлекла птичья клетка, чудом сохранившаяся в пустых комнатах дворца.

Снаружи двор выглядит куда нарядней и веселей. Айваны, из которых самый крайний вел в покои хана, украшены разнообразно, изобретательно и с превосходным чувством поверхности. В открытых айванах протекала жизнь обитательниц гарема. В глубине была внутренняя комната, убранная куда скромнее. Из нее вела дверка в комнату прислуги, и дальше был выход в соединительный коридор.

Местное искусство полно грации, изысканной прелести и чувственной щедрости. Последнее качество особенно сказывается в ювелирных украшениях. Украшения часто имели и утилитарный характер. Например, на груди с правой стороны щеголихи носили своеобразную брошь-несессер: к серебряному, украшенному бирюзой медальону, в центе которого вправлен крупный камень с охранительной надписью, подвешены необходимейшие для всякой кокетки инструменты. Здесь небольшой гребешочек, похожий на вилочку, для расчесывания бровей; щипчики, чтобы удалять лишние волосики; карандашик и чашечка для сурьмы; ложечка, чтобы почесать в ушке; серебряная зубочистка. Каждый из инструментиков подвешен на продолговатой бусинке, набранной из серебряной зерни, ручки украшены бирюзой, белым бисером и чеканкой. Этот нарядный приборчик носится на крючке. В случае необходимости его легко снять и взять в руки. Любая уважающая себя красавица носила золотые брови. По рисунку они длинны и плотно сведены у переносицы, что согласной мудрой науке фирсат, означает милосердие и крепость любви. Украшенные каменьями и бирюзой, золотые брови очень красят и оттеняют глаза.

Серьги обычно состоят из подвесок, прикрепленных к большому и тонкому кольцу. На подвесках, перемежаясь с кораллами, нанизаны полые серебряные шарики. Реже встречаются драгоценные и полудрагоценные камни. Они природной, неправильной формы, без огранки. 
Ювелирные украшения Хорезма резко отличаются и от бухарских, и от самаркандских образцов. Основная их гамма желто-бирюзово-красная: золото, бирюза и кораллы. Они приметны щедрой изобильностью, чуть излишней роскошностью. Застежки для халата, коническое навершие на тюбетейку, разного рода подвески с ажурными шариками. По бокам лица, прикрывая уши, на острых крючках к тюбетейке привешивались две плоские и довольно толстенькие дощечки. Такой "пряник" с двух сторон сплошь покрыт тонкими пластинками золота с рельефной чеканкой. Продольные его стороны украшены кружевной золотой сканью, а на центральном плане по углам и в середине помещено пять золотых полусфер с обильным вкраплением бирюзы. К основной пластине прикреплено сорок подвесок, каждая из которых состоит из цепочки, четырех крупных, разной формы кораллов и четырех ромбовидных лепесточков, сделанных из дутого золота. В каждом из них по центру вставлено зернышко бирюзы. При малейшем повороте головы вся эта сочная и блестящая гроздь начинает звенеть тоненькими веселыми голосками.

Юрий Халаминский ("Дорогами легенд")
Продолжение следует…

  

 
1
1

Абу Райхан Беруни

 
 

 

 

Беруни, как личность, как ученный, как философ и как человек - для меня огромное открытие. До высот некоторых идей этого человека, жившего в XI веке на территории современного Узбекистана, западный ученный мир смог дорасти лишь через 500 с лишним лет.

Этот человек внес огромный вклад в большое количество естественных наук - это и математики, и астрономия, и геометрия, и геодезия, и тригонометрия, и даже приборостроение.

Если честно, то я был в шоке от того, как этот человек мог совмещать в себе столько всего, и это в XI веке. Я всегда думал, что такие науки как тригонометрия, геодезия не имеют никакого отношения к жизни, и практически не используются. А Беруни, это все нужно было для чисто практических целей. 

Я не думаю, что он был единственным человеком, кто тогда владели всеми этими науками. Я так полагаю, что СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ УЧЕНОСТИ населения был очень высокий.

Но давайте несколько слов о Беруни.

 


В эпоху, когда протекала деятельность Беруни, выдвинулся целый ряд ученых, сведущих во многих отраслях знания. Но даже сред их мен, широко известных в науке, выделяется имя Абу Райхана Беруни.

Беруни прежде всего естествоиспытатель. Наиболее значителен его вклад в астрономию, географию, геологию, минералогию и другие науки. Сам Беруни читал себя прежде всего астрономом. Проблемам астрономии у него посвящено наибольшее количество трудов. В этой области он оставил настолько смелые мысли и догадки, что они нашли свое признание и разработку несколько веков спустя.

О большой значимости конктретно-астрономических работ Беруни свидетельствует уже тот факт, что его зидж, т.е. каталог звезд, являлся одним из самых крупных и содержал координаты и величины 1029 звезд, т.е. больше, чем каталог Птоломея.

Наиболее важным и замечательным достижением Беруни в области астрономии являлись его предположения относительно движения Земли, которые противоречили птоломеевской системе. "То, что Земля покоится, - а это также одна из начальных истин астрономии, - относительно чего возникает трудно разрешимые сомненья…", - пишет Беруни в своем трактате "Индия". Это само по себе подрывало учение Птоломея и явилось важной вехой в подготовке к системе Коперника. Беруни снимает основное возражение, которое Птоломей выдвигал против возможности вращения Земли, ее движение вообще. Если последний считал, что движение Земли вызвало бы отбрасывание всех вещей с ее поверхности в сторону, то Беруни снимает это возражение. Он говорит о тяготении, имеющимся между Землей и различными элементами, из которых устроен мир. Еще в ранних произведениях он уже высказывался в пользу того, что все элементы движутся к центру Земли в противовес учению Аристотеля, который считал лишь некоторые элементы движущимися к центру Земли, а другие - от него.

Другая, весьма важная идея Беруни заключалась в том, что он одним из первых высказался о возможности эллипсоидной формы траекторий движения небесных тел, а также форм самих небесных тел. Научное значение этого его предположение, безусловно, велико - оно предвосхитило более поздние открытия Кеплера, который впервые научно доказал, что небесные тела движутся по орбитам, имеющим форму эллипса.

Еще одна наука, в которую Беруни внес много оригинальных мыслей, богатую фантазию, имевшую в своей основе большой запас знаний и опыта ученного - это геодезия. 

Например, Беруни разработал совершенно новый способ измерения длины дуги земной окружности величиной в 1о, качественно отличных от всех предыдущих методов. Путь, предложенный Беруни, является выражением удивительной способности его автора к научному обобщения, к решению сложных задач научного исследования. 

Основываясь на своем методе, Беруни длину 1о дуги земного меридиана установил в 110 624 метра. Если современная величина 1о меридиана принята за 111.1 км, то разница между современными данными и данными Беруни составит 476 м. Т.о., мы видим, что разница менее полукилометра. Это очень высокая по тому времени точность измерений параметров Земли.

Своим методом измерения параметров Земли Беруни предвосхитил позднейшее развитие науки не только с точки зрения точности результатов, но и самого способа решения этой проблемы методом измерения угла понижения горизонта, что считалось раньше заслугой англичанина Райта (1560-1616). Т.е. Беруни опередил всех свих "конкурентов" более чем на 500 лет.

Еще одним направлением деятельности Беруни связанной с географией явились определение географических координат местности. Работы Беруни в этом направлении свидетельствуют о том, что и здесь он сумел сказать новое слово.

Достоинство разработанных Беруни методов определения географических координат состоит в более широком применении тригонометрии и геометрии, а также в возможности получения более точных результатов. Результаты его измерений вызывают восхищение даже у современных ученных. Они отмечают огромный объем работы, выполненной Беруни по определению географических координат. И в большинстве случаев результаты Беруни по определению координат географических пунктов являются поразительно близкими к современным. Так, например, широта Балха по Птоломею составляет 41о, по Хорезми - 38о,40', по Беруни - 36о,41', а согласно данным современных карт - 36о,45', таких примеров множество.

Большой вклад внес Беруни и в развитие математики. Как и во всех науках, которыми он занимался и в математике Беруни стремился к обобщению всего того, что было достигнуто в этой области до него ученными самых различных стран.

Особенно велики заслуги Беруни в тригонометрии, которая в то время оформилась как самостоятельная наука и имела особо важное значение, поскольку многие практические задачи в области различных наук, а особенно в астрономии, были связаны с тригонометрией. Более того, некоторые ученные склонны считать его первым, кто рассматривал тригонометрию как самостоятельную науку. "Беруни, а не Насреддит Тус (1201-1274), как это утверждает Брасюль, является тем, кто впервые подошел к тригонометрии, как к самостоятельной науке". 

Беруни дает доказательство целого ряда тригонометрических терем, вводит некоторые формулы, которые впоследствии имели большое значение в тригонометрии.

Развитие походов и путешествий в странах ислама вызвало особый интерес к географии, геологии и геодезии. И здесь Беруни оставил свой вклад.

Например, многие сведения, сообщаемые Беруни, являются первым освещением тех или иных географических фактов в литературе Востока. В частности, таковы его суждения о Балтийском и Белом морях, его сообщения о Сибири, а также о тех областях на юге, где "бывает зима во время нашего лета". Большой интерес представляет его описание северных областей. Примечательно, что в то время мало кто верил в существование таких мест на земле, где по временам "нет ночи". Известно, что правитель Махмуд обвинил в ереси одного путешественника, утверждавшего, что на земле имеются такие области, и только вмешательство Беруни, подтвердившего истинность слов последнего, спасло его от возможных осложнений.

Один из первых научных глобусов в Средней Азии и на Ближнем Востоке, на котором были отмечены населенные пункты с точностью, позволяющей определять их географические координаты, был построен Беруни. 

Широко известны некоторые замечательные результаты, достигнутые Беруни в области геологии

Например, согласно Беруни, Аму-Дарья текла когда-то в сторону Каспийского моря, а затем повернула и пошла по современному своему руслу, впадающему в Аральское море. Этот вывод Беруни блестяще подтвержден современной наукой. 

Беруни следует считать одним из основоположников и другой, весьма актуальной в то время науки, а именно - минералогии.

Одним из важнейших достижений Беруни в минералогии являлось впервые веденное им в практику систематическое определение удельного веся минералов в качестве одной из необходимых характеристик последних..

Беруни сделал и другой большой шаг в минералогии - он попытался положит в основу классификации минералов "принципы естественной классификации", в частности по принципу удельного веса.

Беруни внес вклад и в другие отрасли науки, однако исходя из уже сказанного можно сделать следующие выводы. Для Беруни характерно стремление не ограничиваться рамками науки и культуры одной какой-либо страны, одного народа, а охватить научные и культурные достижения многих народов. Его не смущали никакие барьеры: ни расовые, ни религиозные, ни территориальные.

Широта его интересов в этом смысле была беспримерной на всем средневековом Востоке и Западе.

Занимаясь любой отраслью науки, Беруни ставил себе задачей ее обогащение как с точки зрения фактического материала, так и с точки зрения разработки ее теории, открытия новых законов и методов исследования.

Беруни чувствовал, что многие выводы и данные науки своего времени необходимо заново проверить опытным путем, поскольку они не всегда установлены посредством опыта и наблюдения. Беруни - один из тех, кто внес большой вклад в развитие экспериментирования, замечательно зоркий и вдумчивый наблюдатель природы. Он проводил много различных экспериментов, что способствовало обращение Беруни к искусству создания различных инструментов и приборов. 

Анализирую вклад Беруни в астрономическое приборостроение можно делать вывод о том, что среди ученых Востока, которые явились создателями новых астрономических приборов и способствовали улучшению старых инструментов, Беруни принадлежит одно из первых мест.

 


Мой комментарий.

Удивительно, как можно было в те времена быть таким ученым человеком. Интересно, кто тогда думал об астрономии, геодезии, тригонометрии? Для чего им это понадобилось? Просто представьте XI век и тригонометрия. Даже сейчас через 1000 лет я не знаю, как можно высчитать координаты расположения того или иного географического объекта. Удивительный человек, ученый, личность. Такая поразительная широта интересов и глубинное понимание сути явлений. И ведь были люди, которые понимали значимость и ценность трудов Беруни. Еще раз хочу сказать, что, наверняка, средний уровень учености людей в те времена был очень высоким.

У меня такое ощущение, что Беруни был суфием или по меньшей мере обладал техникой интуитивного озарения, свойственное суфийским традициям.

111111111111111111
1

Юмор: Подвиги несравненного
Муллы Насредина

1111111111111

 

ЧЕТВЕРОНОГИЕ

-- Обеспечь кормом четвероногих, --заявил важный и высокомерный вельможа, слезая с коня во дворе у Насреддина, -- и проводи меня в располагающий к отдыху покой, где я мог бы получить соответствующее угощение.
Таким представителям султанского двора трудно отказать, и Насреддин побежал исполнять его приказания.
После того, как названного гостя усадили на самые мягкие подушки, где он потягивал кофе Насреддина, Мулла привел кази (судью) повидаться с ним.
-- О великий вельможа, -- сказал Насреддин, -- есть ли у тебя земля?
-- Миллион джарибов.
-- А пользуешься ты четвероногими, чтобы вспахать ее?
-- Да, конечно.
-- А не купишь ли ты у меня две дюжины четвероногих по цене по пять серебренных монет за каждого?
Аристократ знал, что животные для пахоты стоят по сто серебренных монет. Он с готовностью согласился.
Насреддин вышел и купил двадцать четыре кролика по одной серебренной монете за каждого. И представил их перед вельможными глазами.
Тот обратился к кази.
-- Мы должны придерживаться буквы закона, -- ответил педант, -- и я поддерживаю заявление, что кролики -- четвероногие.




Послесловие

Я почти закончил цикл рассказов про Хиву. Через один выпуск я хотел бы перейти к другим городам Узбекистана. На очереди Бухара и Самарканд. 

Как вы, наверное, заметили я перешел к формату, когда рассказа о городе сочетается с рассказом о личностях родившихся или живших в этом городе.

Конечно, читая рассылки можно сложить представление о том, какая у нас история, какая у нас культура, какие личности жили на нашей земле. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

Вы интересуетесь Азией, я тоже :)) Мне, конечно, было легче проехаться по городам Узбекистана и посмотреть, что же это за страна такая УЗБЕКИСТАН! 

Ездя по городам, читая книги, занимаясь на курсах Норбекова, я понял, все, что есть выдающегося на нашей земле - это дело рук СУФИЕВ. Это они своим неустанным стремлением к совершенству создавали великолепные памятники архитектуры, писали книги, создавали и развивали науки, сочиняли стихи, через которые распространяли свои знания.

Хотя я когда-то спонтанно свой тур по городам Узбекистана и назвал "Суфийский тур", но тогда я не совсем понимал всю СУТЬ этого названия. Теперь могу сказать, что название было выбрано САМОЕ ПРАВИЛЬНОЕ. Историю, традицию, жизнь нашу невозможно отделить от суфизма и его учения. Без суфизма того, что есть сейчас, наверняка, не было бы. И поэтому пройдя "Суфийский тур" вы сможете узнать не только о внешней стороне нашей жизни, но и о внутренних, стержневых моментах. Вы узнаете не только об архитектуре тех или иных памятников, но и об их функциональном назначении.

Для чего я даю информацию по личностям? Дело в том, что во время прохождения "Суфийского тура", мы будем посещать места, где жили эти люди, могилы и мавзолеи где они захоронены. Если вы будете знать об этих людях, об их способностях, силе и возможностях, когда вы придете к ним, то может быть они поделятся с вами своими знаниями и способностями.

Если кто читал книги В.Мегре из цикла "Звенящие кедры России", то там Анастасия говорит о дольменах, в которых находятся тела и души замурованных в эти дольмены людей. Так вот, эти люди замуровали себя т.к. они были носителями знаний. Если к этим дольменам прийти осознанно с целью получить те или иные знания, то эти знания вы сможете получить.

То же самое касается и посещения святых мест в "Суфийском туре".

 

 

 

 


НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В УЗБЕКИСТАН!
30 АПРЕЛЯ - 6 МАЯ
СУФИЙСКИЙ ТУР
САМАРКАНД, БУХАРА, ТАШКЕНТ!

 

Ведущий рассылки - Максуд Рахматуллаев
maksud@sarkor.uz



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное