Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кругосветное путешествие - это просто! Кругосветка: Бразилия-99.


   <Добавить в Избранное>                                                      <Сделать стартовой>   
       Главная                     Биография и другая информация                     Кругосветное путешествие                     KOHTAKT     
 
Рассылки Subscribe.Ru
Кругосветное путешествие -
это просто!



   
Кругосветное путешествие - это просто!

    Представлюсь. Меня зовут Игорем Фатеевым, известным также как и "Бродячий проповедник". ("Vagrant preacher".) Мной организована эта подписка, чтобы познакомить вас с путешествием, в котором сейчас нахожусь я вместе со своей супругой. [Сейчас мы больше не одна семья; я продолжаю путешествовать, а Дарья ищет стабильную и обеспеченную жизнь.]
    А начиналось все так... 23 мая 2000 года в 20-53 московского времени мы вышли на Можайское шоссе с моим желанием - объехать Земной Шар против часовой стрелки, попутно знакомясь с различными народами и людьми, их обычаями, традициями, культурой и историей.     Познакомиться с пройденным путем можно на моем сайте.
    Последнее время мы живем в Бразилии, которую достигли спустя 17 стран и 2 лет странствий.
    Надеюсь, что у меня получится сделать письма интересными.

 
 
Здравствуйте, все!

   Как я написал ранее, миссия моего пребывания в Кампина Гранде закончилась. Но покинуть город оказалось не так уж и просто. Во-первых, сначала мне долгое время не возвращали одолженную книгу, а затем - деньги. Во-вторых, почуяв мой скорый отъезд, все захотели встретиться и поговорить со мной. В-третьих, Йоланда (Yolanda) - девушка, которой я проповедовал, пригласила меня в гости, чтобы познакомить со своей мамой. В-четвертых, я не захотел ехать перед Рождеством, так как предпраздничные и праздничные дни сильно уменьшают колличество машин. В-пятых, обычная бразилючная волокита: "Подожди еще немного; как только, так сразу".
   Итак... чтобы проповедовать сознание Кришны и не чуствовать себя вечно-боящимся (как это свойственно бразилюкам из-за бандитизма и отсутствия доверия), я постоянно со всеми здороваюсь на улице и не избегаю никого (в том числе назойливую рекламу или вечно-несчастных нищих). Этим было "убито много зайцев", но в конце-концов подобная популярность стала меня тяготить. У меня множество знакомых самых разнообразных слоев общества, все они знают о том, что я из России и проповедник сознания Кришны - древнейшей монотеистической религии. Сейчас же, под конец года, всем почему-то захотелось поговорить со мной. Одному написать русский алфавит, другому прояснить некоторые философские вопросы, третьему - необходим смысл жизни, ну и так далее. Я не мог уже свободно ходить по улицам, меня останавливали и расспрашивали, расспрашивали, расспрашивали... Как же это трудно!
   Бразилючная волокита, невыполнение обещаний, откладывание на потом, вечная безответственность... Это еще один повод к головной боли для серьезных и ответственных людей. Книгу мне вернули с 6-дневным опозданием, а деньги - с 10-дневным. Вроде немного, каких-то три риала. "Завтра, с определенной уверенностью", "Подожди зарплаты", "Я одолжу у друзей", "Сегодня я получу на предприятии автобусные билеты, продав которые у меня появится 30 риалов"... Поводов для задержки очень много. Потом Жилван (должник) попытался мне предложить остановившиеся часы, продав которые я смогу вернуть свои деньги. Открыв заднюю крышку, я обнаружил вздувшуюся батарейку и ржавые внутренности. Если такие часы новые стоят 10 риалов, то ржавые - никому даром не нужны. Потом он попытался спихнуть мне учебник по физике, но никакой магазин не захотел его покупать, так как существует более новое издание... Ох, необязательный народ, потом же вы сам удивляетесь, почему этот бродяга русский (вытерпевший все трудности жизни) никак не полюбит твою страну!
   В Бразилии есть выражение "фикар асима" ["ficar acima"], которое в переводе означает "быть сверху". Но главное, это не перевод, а смысл, вкладываемый в эти слова. Смысл их в том, чтобы постоянно контролировать и подгонять кого-то. Для большинства начальников это нормально - указывать на каждое действие своим подчиненным и лично следить за его исполнением. Но мне это ужасно неприятно, так как предпочитаю строить отношения на ответственности и доверии. К сожалению, иногда приходиться прибегать и к этим методам, как в последнем случае было с Джилваном.
   Во время проповеди Йоланде, она проявила какое-то любопытство к посланию Кришны. Поэтому я стал встречаться чаще, чтобы рассказать больше. И в определенный момент времени, когда уровень доверия окреп, она пригласила меня в гости. Так я познакомился с ее мамой, которая также много попутешествовала в стране. Правда, немного иным способом. Она приезжала в какой-то город, нанималась на работу, как домработница. Работала 1-2 месяца и на вырученные деньги покупала билет до следующего города.
   Сама сеньора Мария была жената 3 раза, имеет 9 детей, среди которых Йоланда - единственная девочка и самая младшая (22 года). Йоланда, встретив издевательства многочисленных отчимов и понаблюдав незавидный тяжелый домашний труд своей мамы, решила никогда не заводить семью. Она уже жила 6 лет в коммуне католических монашек, но продолжить такую жизнь не дало здоровье мамы. Увидев, что в определенный момент мать не сможет содержать себя сама, Йоланда решила посвятить жизнь образованию, чтобы зарабатывать хорошие деньги и помочь матери. Второй момент, который движет ею, это бестолковость и слабый уровень бразильского образования. "Я буду учиться много, до тех пор, пока зубы не выпадут. Затем я сделаю революцию в предподавании!", - говорит Йоланда.
   Когда Йоланды не было, мне довелось поговорить с ее мамой. Она мыслит по иному, нежели ее дочь. Она мечтает, что в определенный момент дочь выйдет замуж, и мать снова поедет в свои нескончаемые скитания. Но в целом ей идея дочери нравится: "Когда она училась в школе и была очень странной, я плакала по ночам. Но позврослев, меня бросили все дети, но только Йоланда осталась со мной. Я каждый раз благодарю Бога за нее". Но Йоланда не признает религию, хотя "лучше верить в Бога, чем в Большой Взрыв". Стать религиозной ей мешает давление матери, которая посещает баптисткую церковь и настоятельно пытается обратить свою дочь в истинную веру; лицемерие окружающих христиан, среди которых она учится играть на скрипке; и слепая бездоказательная вера чужда ее рациональному и логическому уму. Дом у них - один из самых бедных в окрестностях, с поломанным водопроводом и обшарпанными стенами. Я готовил и предлагал пищу Кришне, повторял молитвы на четках, спорил с Йоландой о различных философских аспектах жизни, говорил о жизни с ее мамой. Когда мы были наедине, Йоланда рассказала, что я очень понравился ее маме. "Ты посмотри, сколько в нем простоты и смирения", - говорила мать, - "он снимает уличную обувь и в доме ходит босиком. Мы же, бразильцы, всю жизнь проводим в обуви, снимаем их только, когда ложимся спать. А знаешь, что сказал твой дядя: "Мы, называющие себя верующими, не имеем времени на молитвы. Этот же парень по 3 часа в день молится. Но если он не спасется, что же говорить о нас?" Мне очень хочется сделать нечто приятное Игорю, а он постоянно удовлетворен меньшим". После подобного откровения я развел руками, что сказать в ответ, я не знал. Мое ненавязчивое объяснение религии с каждым разом все больше усиливало интерес Йоланды, и она пообещала всерьез заняться изучением.
   По приглашению этой семьи, я пожил у них 4 дня. Настал момент, когда я должен был покинуть их дом. Сеньора Мария и Йоланда обняли меня и заплакали: "Куда же ты уходишь? Живи здесь. Это твой дом до конца жизни". Никакие уговоры, что мне необходимо продолжать путешествовать и проповедовать, они не понимали. Потеряв дар речи, они стояли, обняв меня, и плакали. Я просто гладил их по голове, так же молча. Пришла соседка, поэтому они замаскировали слезы и напоследок сказали: "Знай, когда бы ты ни приехал в Кампина Гранде, у тебя всегда здесь есть мать и сестра". Самое интересное, что хоть я и старше Йоланды на 14 с половиной лет, я стал ее младшим братом; она не по годам серьезна, а я - по детски наивен и беззаботен.
   В день Рождества преданные решили устроить подарок Дханвантари Махараджу, собравшись на празднование на территории Семинарии. Каждый принес свое, заранее приготовленное, угощение. Я также пришел с фруктовым салатом. То, что дети плюхались в прилегавшем к Семинарии бассейне, меня не заинтересовало. Но, как только Махарадж приехал, он с пустыми ведрами спустился к бассейну. На мой вопрос, могу ли я чем-то помочь, он ответил, что помощь не требуется. Затем он стал ведрами вычерпывать воду из бассейна.
   Я уточнил, что происходило. Махарадж планировал убрать всю воду и рыб, почистить бассейн и залить чистую воду. Но под его руководством, это серьезное мероприятие превратилось в детское развлечение. Мы, собравшиеся преданные и Махарадж, плюхались в этом бассейне, как до этого 7-8-летние дети. Гонялись за шустрой рыбой, обливали друг друга водой, вычерпывали воду, помогали Махараджу выловить снова и снова возвращаюся в басейн лягушку... Насмотря на свой солидный возвраст (54 года) и детскую беззаботность, Махарадж сохранил здравый рассудок. Он был предельно осторожен и предостерегал преданных, чтобы не повредить никакой рыбе, даже только что вылупившемся малькам.
   Всю выловленную рыбу (во время ловли было негласное соревнование, кто выловит быстрее и наибольшую рыбу) Махарадж разделил на две части: большие рыбы [по словам Махараджа, "не получивших полноценного духовного образования" :) ] он собирался вернуть в очищенный басейн; а маленьких, которым легче привыкнуть к жизни на новом месте, выпустить в ближайшее озеро ["чтобы своей проповедью они приглашали для участия в Семинарии других рыб"]. Затем, он позвал Канан прабху - Доктора Агрономии (который предподает Агрономию в Федеральном Университете) и "приказал" разделить мальков на самок и самцов. Все события происходили в неописуемом блаженстве и в постоянных шутках.
   Подводя итог проведенному мероприятию, Махарадж сказал, что "этот день войдет в историю всемирной истории, как цапа-кунда марджана. "Цапа"*... "Кунда" - на санскрите "озеро" и "марджана" - "чистка". "Чистка лягушачьего озера"."
   --------------------
   * - поскольку вы не знаете португальского, я поясню, что "цапа" означает "лягушка". Интересно, что русское слово "цапля" имеет такой же корень.
   --------------------
   Затем он, как любящий отец, позаботился о том, чтобы каждый имел сухую и чистую одежду и возможность помыться и переодеться. Наверное, это сложно передать словами, это можно только прочуствовать. Забота и любовь Махараджа о других лишена корысти и эгоизма. Эти чистые чуства подкупают мгновенно и воодушевляет предаться.
   Потом преданные пропели святые имена Бога, и Махарадж выступил с вступительной речью. Он рассказал, что "сегодня Бразилия, известная в мире, как самая большая в мире католическая страна, празднует Рождество. Но этот праздник не только христианский, а для всего человечества он олицетворяет победу Добра над Злом. Поэтому каждый из нас должен задуматься, как поддерживать это Братство, как стать наиболее близким другом каждому. Мы должны научиться терпеть чужие недостатки и несовершенства. Терпеть - это не означает, что мы считаем себя возвышенными и кого-то низшими. Терпеть - это понять, что в своей изначальной духовной природе у души отсутствуют недостатки. Она - вечная слуга Бога. Поэтому мы должны ценить вклад каждого человека в развитие его отношений с Богом, вне зависимости от религии, которую исповедует человек".
   29 декабря в 17:40 я все-таки покинул Кампина Гранде. На автобусе я выехал до последней автозаправке. Обходя шоферов и разговаривая о возможности автостопа, я заметил пожилого мужчину, по внешнему виду которого понял, что тот очень богат. Немного обдумав, что у него спросить, я обратился к нему с такими словами: "По вашему виду я понял, что вы - богаты. Но мне не интересны ваши деньги. Мне только любопытно, какую наибольшую трудность вы встретили в своей жизни по пути обретения этого богатства?" Он ответил кратко и сухо: "Глобализация. Мы работаем как богатые, а получаем деньги - как бедные". Задумавшись над его словами, я понял, что он иными словами подтвердил мои мысли. Ранее, организовывая свой журнал "Возрождение", я понял, что не хочу работать под бразильским руководством (и, следовательно, не получать полноценную зарплату, встречаться с расточительством и необязательностью, несерьезно организованной деятельностью). Путь к победе (пусть даже нелегкой, ведь быть первопроходцем - путь добровольных лишений и ограничений) лежит через создание и претворение в жизнь собственных идей, которым нет аналога и конкуренции. Попутно отмечу, что у моего журнала до сих пор нет конкуренции. Дядька же сказал, что поражение в том, когда предприятия объединяются и работают одинаково.
   Спустя какое-то время, меня накормил ужином хозяин ресторана при автозаправке. Он вспомнил, как в середине мая, я уже был на этой автозаправке. С ним мы также много поговорили о жизни. Он работал много лет с иностранцами, преимущественно с японцами, поэтому в разговоре со мной расскритиковал бразилючный образ жизни: "Самая главная проблема бразилюков - это тщеславие. Они могут не иметь денег, жить в бесконечных долгах, но всему миру хотят показать свое превосходство: "карро до ано" [carro do ano] - "машину года", престижное образование или работу, красивые одежды, "каза проприа" [casa propria] - "личный дом", и т.д. Потому что они очень завистливы. С другой стороны, когда я работал в супермаркете в городе Фоз де Игуасу, каждый день нам приносил свежие фрукты и овощи один невзрачный японец. Он был одет в простую рубашку, потертые джинцы и заляпанные грязью сапоги. Я думал, что он простой рабочий или "мальчик на побегушках". Но в один из дней тот приехал на шикарной машине, стоимостью в 300 тысяч долларов. "Это машина его шефа?" - спросил я у своего руководителя. "Нет, это ЕГО машина", - ответил. "Его?", - моему удивлению не было предела*. Тогда мой руководитель съездил со мной на фазенду этого японца. У того было 15 тысяч гектаров земли и на него работало 3000 рабочих..."
   --------------------
   * - по бразильским меркам это очень дорого, так как средний автомобиль стоит в пределах 5-15 тысяч долларов.
   --------------------
   Затем я нашел попутный транспорт до Джоао Пессоа - столицы штата Параиба. Правда пришлось ехать в фургоне. Но ничего, доехал. Когда из-за неаккуратности шофера и из-за разбитости дороги машина прыгала по кочкам и ямам, я думал, что больше не увижу мой ноутбук в рабочем состоянии. Ну ничего, он еще продолжает работать.
   На автозаправке, где меня оставили в Джоао Пессоа, запрещено просить автостоп. Хозяин нанял многочисленную охрану, которая с рациями в руках отслеживает, чтобы шофера сидели только в кабинах и на территории не появлялись торговцы, путешественники и проститутки. Но из-за ремонта на автозаправке не было ни туалета с душем, ни ресторана. Поэтому я прошел немнго вперед, к заправке "Падре Сисеро" (в Бразилии каждая заправка имеет свое имя). Но из-за позднего времени (было уже 21:30) попутную машину не нашел. Поэтому переночевал там.
   Утром я продолжил поиски, но большинство машин ехало в город. Один из шоферов пообещал меня завести в Форталезу. Но ранее мне надо было забрать свои журналы из Ресифе. Поэтому я продолжил поиски машины в нужном направлении.
   Немного поразмышляв, я понял, что глупо тратить весь день на заправке, особенно там, где автостоп невозможен. Поэтому решил, что при первой возможности поеду смотреть город, который еще мне не знаком. Когда следующий шофер сказал, что едет в центр города, я напросился доехать с ним. Так я оказался в 10:30 в Джоао Пессоа [Joao Pessoa]. Мне не понятна бразильская логика, но в некоторых словах "ао" (с тильдой над буквой "а") они произносят как "он". Поэтому и название города звучит, как "Джон Пессоа" или "Сан Пауло". Есть и другие разногласия между моими письмами и русским переводом. Таким, к примеру, написание названия Рио де Джанейро (Rio de Janeiro). Русские привыкли к Рио де Жанейро. Но первая буква "J" (джота) отличается от буквы "G" (жи). Слово "жеренте" ("gerente" - менеджер) имеет другое произношение. В своих письмах я продолжу писать, как ранее.)
   По отработанной тактике, я прежде всего оставил рюкзак в надежной месте, а потом с фотоаппаратом пошел знакомиться с городом. Все достопримечательности города - монастырь Сао Франциско, катедраль Сао Бенто и некоторые старые улочки можно обойти всего за 20 минут. Они компактно расположены в исторической части города. Остальное время я просто бесцельно походил, наслаждаясь тем, что меня никто не знает, и, следовательно, не пристает.
   В монастыре Сао Франциско я попытался посмотреть экспозицию. Заметив в моих руках четки, меня направили ко входу для верующих. Но данный вход был закрыт, поэтому я сказал, что "сегодня я - турист". Тогда за посещение у меня попросили 4 риала, но в виду моей безденежности разрешили бесплатно присоединиться к организованной экскурсии. Экскурсовод спешила на обед, поэтому она показывала все впопыхах. Когда же она оставила публику в покое, Эдуардо (хранитель музея) тайком сводил особо любопытных по залам закрытых для посещений.
   Музей интересен тем, в нем показано типичное народное творчество штатов Северо-Востока. Сам монастырь Францисканского ордена, 4-й по своей старости в Бразилии, был построен в 1631 году. Меня поразило, сколько труда нужно было приложить, чтобы построить такое большое и величественное здание с богатой внутренней отделкой. Алтарь сделан из дерева; из цельного куска выточены цветочки и листики, покрытые золотом. Пол - из камней, типа плиток, и в отдельных местах залит сосновой смолой. Колонны зала - из цельного камня. Потолок расписан красками, изображающими собрание епископов. За исключением некоторых потолочных перекладин, все прекрасно сохранилось за 3 с небольшим века. В одной из комнат работал раб-негр, поэтому все изображения святых он сделал также негритянскими: с черной кожей и выпуклыми губами. Даже ангелочки там черные...
   В 16:30 часов я покинул город и оказался на автозаправке, где с Андрэей во время Святой Недели ночевал и просился в попутный транспорт. Темнеет в стране быстро (солнце заходит в 17-17:20), поэтому до наступления темноты я никуда не уехал. Оставив рюкзак в знакомом ресторане, я спокойно обходил шоферов и искал возможность уезда. На автозаправке также запрещен автостоп, но моя безрюкзачная внешность не выдавала во мне путешественника. Таким образом я познакомился с Сисеро, который ехал в следующий за Пернамбуко штат, поэтому согласился довезти меня до Ресифе. Но ехал он утром следующего дня, так как после аварии у машины не работали фары.
   31 декабря в 08:20 я уже был в Ресифе. Занес свой рюкзак в ресторан преданных, сходил и договорился о ночлеге в студенческом общежитии. Как и ранее, никаких препятствий к моему поселению я не встретил.
   К полночи преданные поехали на пляж "Боа Вйажем" ("Boa Viagem" - "Счастливого пути"). Здесь, в самом оживленном месте, они устроили киртан - совместное пение Святых Имен Бога и раздачу "Боло да паз" ("Bolo da paz" - "Торта мира"). Спонсором этого 250-килограммового торта была префектура города. Бразилюки - большие сластены, поэтому в стране продается много сладостей, печенностей и прохладительных напитков. Торт был роздан более 4 тысячам человек за 2 с небольшим часа. К пению присоединились уличные мальчишки, которые прыгали и веселились больше, чем преданные. Из толпы, скопившейся вокруг преданных, всегда находился кто-то, кто начинал танцевать...
   Постепенно пляж заполнился людьми, которые пришли со своей едой и выпивкой. Сервировав столы, они с семьями ждали полночи. В полночь пушки выстрелили праздничным фейерверком, и небо засветилось различными огнями. Одновременно захлопали бутылки с открываемым шампанским, и люди стали обливать друг друга этим напитком и обниматься. За каких-то 10 минут, пока стреляли пушки, большинство людей стали в доску пьяными. После окончания стрельбы, преданные разъехались. Те, с кем мне было по пути, не имели машины. Но выловить такси удалось только в 2 часа ночи.
   На следующий день преданные собрались в Культурном Центре Харе Кришна, который в этом году празднует свое 30-летие. Приехал Махарадж Дханвантари из Кампина Гранде и провел небольшую лекцию, смысл которой сводился к тому, что каждый должен организовать свою жизнь так, чтобы наиболее эфективно использовать свои таланты для своего и коллективного процветания и сострадания. "Бразилия, воспитанная в католических традициях, считает, что духовная жизнь возможна только для бедных. Поэтому богатые люди здесь материалисты. Но процветание возможно и для преданных, которые понимают, что хозяин и наслаждающийся этим миром только Верховный Господь. Обладая этим пониманием, преданные используют все для служения Ему", - подчеркнул Махарадж. Также он поделился своими планами - организацией цикла лекций по историко-реформаторскому вкладу Господа Чайтаньи в развитие общества. Махарадж продолжает исследование исторических источников по этой теме и уже нашел много матерьяла.
   Затем был пир и общение с преданными. Воодушевленные Махараджем, каждый осознал, насколько велико в его жизни общество преданных. "Поэтому этот первый день года важен для каждого", - отметил в своей речи Махарадж, - "он задает тему для размышлений и действий на остальные 364 дня года".
   Вечером было очень душно. +32 и большая влажность совершенно выбили меня из колеи. Я не мог ничего делать: ни есть, ни спать, ни молиться, ни читать... даже телевизор не привлекал. Принимаемое каждые 10-15 минут омовение проблемы не решало. Пот струйками стекал по телу, вызывая чесотку; пищали назойливые комары, небоящиеся мощного вентилятора... Оставалось все забыть и погрузиться в молитву. В полночь начался сильнейший ливень и стало попрохладней. Поэтому я посвятил время чтению. На следующий день дождь то затихал, то начинался снова. Несколько дней ресифской жизни кажутся пыткой: +37 - днем и +32 - ночью, дождливо и душно... Интересно, что 2002 год я встречал в Дакаре (Сенегал) в самой западной части Африки, а этот (2007) в Ресифе (Бразилия) - в самой восточной части Южной Америки. Не один из бразильских празднований Нового Года не прошел в одном и том же месте (в скобках указано название штата): 2003 - Кутиба (Парана), 2004 - Сао Пауло (Сао Пауло), 2005 - Торрес (Рио Гранде до Сул), 2006 - Белем (Пара) и 2007 - Ресифе (Пернамбуко).
   Игорь. Ресифе, 02/01/2007.

 
Copyright (C) 2000-2007 "Бродячий проповедник".
При цитировании и перепечатке ссылка на http://preacher.hari.ru/ обязательна.

В избранное