Путешествуем с Сибмамой

Поход Аккем-Каратюрек-Кучерла, 2005

Бывают отчеты, суть названия которых следующий: "отчет такой-то категории сложности по такому-то району". Бывают отчеты, называющиеся: "отчет о походе с ребенком". А этот отчет можно назвать: "отчет о походе с мамой".

Мама моя в пеших походах ранее не была, но очень любит Алтай. А когда ей исполнилось 50 лет, то решила, что можно уже и в поход сходить - надо же когда-то начинать. К тому же два моих двоюродных брата из Подмосковья тоже просились в поход на Алтай - я им честно расписала трудности и тяготы походных будней, т.к. не хотела, чтоб после похода меня врагом народа сочли. Но страшные истории не помогли, в поход братья все равно хотели.

Запланировали поход на 6 чистых ходовых дней. Состав группы: я, муж (руковод), и три новичка: мама и два моих двоюродных брата.

Маршрут выбрали простой, но интересный: пос. Тюнгур - дер. Кучерла - перевал Кузуяк (н/к) - р. Аккем - Аккемское озеро - перевал Кара-Тюрек (1А, 3050м) - р. Кучерла - дер. Кучерла - пос. Тюнгур.

Маршрут особенно привлекателен тем, что можно увидеть Белуху - самую высокую гору Алтая. Сначала планировали и до Кучерлинского озера дойти, но времени было в обрез, в походе передумали.

До Тюнгура решили добраться рейсовой газелькой Горно-Алтайск - Тюнгур. Из Горно-Алтайска она выезжала часов в 12 дня, стоила 600р с носа (2005 год). Водитель заверил нас, что до Тюнгура доедем к шести вечера. Мы запланировали по приезду отойти от деревень, немного пройти и встать на ночевку. А дальше началось то, после чего рейсовыми газельками я больше на Алтае не пользуюсь. Маршрутка выехала с автовокзала полная, но тем не менее водитель останавливался на всех остановках и на трассе у каждого голосующего. Люди напихались как сельди в бочке, сидели на сумках, стояли, присаживались на краешки сидений - в общем все возможные способы были использованы. Мало того, что о комфорте говорить не приходилось, так еще и времени много теряли. Водитель даже завозил кого-то поближе к дому, сворачивая с трассы к деревням. Мы потихоньку злились... Братья сидели на передних сиденях, рядом с водителем. Очередных желающих залезть в маршрутку водитель попросил посадить на коленки к братьям, отчего они были в легком культурном шоке.

До Тюнгура мы доехали не за 6 часов... а за 12,  т.е. приехали около 12 ночи. Мало того, что уже темно, так еще и шел замечательный ливень. Дали водителю денег, чтоб он нас довез до Кучерлы (ногами то по ночи далеко не уйдешь), вылезли в абсолютную темноту под стеной ливня. Ничего не видно! Конечно же там нет фонарей на улицах, нет многоэтажек, от которых мог бы падать свет, а небо плотненько скрыто грозовыми тучами. Фонарик пробивал только пару метров перед нами. Какое-то время мы бродили по деревне как слепые котята. Очень хотелось найти мост и перейти на другую сторону реки, чтоб разбить лагерь (не на деревенской дороге же спать). Хорошо, что муж когда-то ходил через Кучерлу, смог соориентироваться. Мост нашли, но на подходе к нему брат шагнул в воду, черпанул и немного испугался того, что падает в реку. Вроде это не река была, хотя может и река разлилась... это останется тайной, покрытой мраком в прямом смысле слова. Забегу вперед и скажу, что брат из газельки вышел в походных ботинках, намочил их перед мостом полностью, и просохнуть ботинки до конца похода так и не смогли.

Перешли мост, отошли на какую-то полянку и встали на ночлег. Ливень не собирался нас покидать. Какими-то хитрыми манипуляциями, пытаясь хотя бы что-нибудь сохранить сухим, поставили палатки и упали спать без задних ног.

9 августа 2005, первый походный день.

Утром стало ясно, что мокрое у нас практически всё, а мы еще даже не начали поход.  Зато кончился ливень! Мокро, зябко... В глаза нашим новичкам (т.е. всем, кроме мужа) было стыдно смотреть. Я конечно предупреждала, что будет сложно, но не знала, что сложно будет еще до выхода на маршрут.Туман окутал одеялом деревню Кучерлу.

Мы выходим и поначалу составляем единое целое с деревенским стадом коров.

Идем по размытой ливнем земляной дороге, по мокрой тропе. Несколько раз нас обогнали грузовики, в которых восседали другие туристы, гордо посматривая на нас, грустных, сверху. Да, можно было и так... можно было на некатегорийный перевал Кузуяк заброситься на деревенских "вездеходах". Но мы молодцы, мы уже начали поход.

Одолели резкий подъем на Кузуяк. У братьях на лицах отчетливо читалось "а может вернуться, пока не поздно?". Мама держалась молодцом, выдохлась конечно, как и все мы. Рюкзак ей руковод выдал легкий, несмотря на то, что она рвалась нести больше. Думаю, унесла бы, но зачем, когда есть молодое поколение детей и племянников.

Кратенько с мужем прочли лекцию о вреде курения и выдвинулись дальше в путь.