Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путевые заметки о разных странах Египет Часть 2. Луксор


Египет

Часть 2. Луксор

 

Спали урывками. В половине пятого проводник принес завтрак: булочки, сыр, масло и чай. Когда сошли с поезда, в Луксоре было ещё темно. На вокзальной площади никого. В отличии от Каира, здесь у нас не была заказана гостиница и, не зная в какую сторону податься, мы углубились наугад в одну из боковых улиц. Почти сразу мы наткнулись на гостиницу. Нам показали номер, довольно дорогой и не слишком привлекательный, с окнами на минарет (муэддин будет петь с утра пораньше), да и близость к вокзалу нам тоже не нравилась (поезда, наверняка, слышно). Пока мы совещались по-русски, что делать, парень, который показывал номер, сказал, что если нам здесь не нравится, то он нам отвезет в другую гостиницу, где дешево и гораздо лучше, причем он заплатит за такси. Сережа всегда шарахается от таких предложений, подозревая что-то нечистое. Но выбора у нас не было и мы согласились. Парень проводил нас вниз и в холле громко, чтобы слышали другие сотрудники, сказал: ”Ну, и ищите себе другую гостиницу, если вам эта не нравится!” Потом догнал нас на вокзальной площади, посадил в такси, заплатил, как обещал, и действительно привез в современную хорошую гостиницу. Называлась она ”Nova Pola Hotel”. Наш номер с видом на Нил стоил 240 египетских фунтов за 2 ночи, т.е. около 45 долларов. В гостинице парень, что нас привез, получил свои комиссионные, а мы оказались чуть ди не единственными постояльцами. Мы так и не поняли, почему, ведь зима – это самый пик сезона в Египте.

 

Привели себя в порядок, немного отлежались и пошли пешком по набережной Нила по направлению к знаменитому Луксорскому храму, по дороге отбиваясь от таксистов, извозчиков, паромщиков, гидов и продавцов всякой всячины. За день мы успели посмотреть оба храма – в Луксоре и Карнаке. Территории обоих храмов огромны. Это остатки древней столицы Египта Фив. Когда-то храмы были еще больше, к тому они были окружены садами, но и того, что дошло до наших дней достаточно, чтобы потрясать своей грандиозностью и масштабностью. Какой это был великий народ 4000 лет тому назад и во что египтяне превратились сейчас! Паразитируют на туристах и зарабатывают на своём прошлом. В обоих храмах толпы с экскурсоводами. То и дело слышна русская речь. Одиночных посетителей, вроде нас, практически нет. Мы иногда пристраивались к группам, чтобы послушать, что говорят экскурсоводы, но они двигались слишком медленно для нас,  а  экскурсоводы ничего особенно интересного не сообщали, и мы бросали организованных туристов и шли своим путем. Любопытно, как российские туристы выделяются своим поведением среди остальных. В некоторых местах образовывались очереди из желающих сфотографироваться. Западные туристы старались освободить популярное место как можно быстрее. Туристы из России, наоборот, стремились подольше побыть в центре внимания. ”Коля, может, мне лучше туда стать? А я хорошо тут смотрюсь?” – говорила очередная блондинка, залезшая на статую фараона. Причем комплименты ожидались не только от Коли, но и от переминавшихся с ноги на ногу под палящим солнцем, ждущих своей очереди, желающих сфотографироваться.

 

На следующий день мы отправились в Долину Царей, что расположена на западном берегу Нила. Луксор и Карнак находятся на восточном берегу. В Колорадо, где мы живем постоянно, комары разносят вирус лихорадки Западного Нила. Каждое лето у нас несколько случаев заболевания этой лихорадкой. На другой берег мы переправились на рейсовом пароме. Взяли такси, предварительно поторговавшись не менее получаса. С трудом отбились от предложения таксиста подождать нас у гробниц и отвезти обратно. Мы не хотели быть как-то ограниченными по времени.

 

Один билет в Долину Царей действителен для посещения любых трех гробниц, кроме гробницы Тутанхамона. В неё надо покупать отдельный билет. К сожалению, самые интересные гробницы, запланированные нами для осмотра, были закрыты. Сокровища из гробницы Тутанхамона мы уже видели в Каирском музее и саму гробницу смотреть не собирались. Пришлось довольствоваться тем, что было открыто. Все гробницы пусты (их разграбили в древности) и интерес представляют только настенные росписи и внутреннее устройство. Уже после нашего возвращения домой в начале 2006 года археологи обнаружили в Долине Царей новую нетронутую гробницу! Фотографировать внутри гробниц запрещено, но за доллар египетский охранник готов пренебречь этим правилом, если вокруг нет других посетителей. На развилке между гробницами мы понаблюдали, как работают египтяне. Четверо рабочих замешивали раствор. Один стоял с ведром и подливал воду. Трое других оперировали одной лопатой. При этом двое держались за ручку лопаты, а третий стоял напротив них и тянул за веревку, привязанную к лопате. Так втроем, синхронизируя свои действия, они умудрились сделать несколько движений лопатой, после чего все отложили орудия труда, сели на поребрик, достали из карманов своих длинных, до пят, рубах сувениры и начали продавать их туристам.

 

Недалеко от Долины Царей по другую сторону перевала находится храм царицы Хатшепсут. Нормальные люди едут к храму на такси, но только не мой муж. Он прочёл в путеводителе, что из Долины Царей к храму ведет тропа, но по ней невсегда разрешают ходить. Мы без труда нашли начало тропы и с опаской посмотрели на стражей порядка с ружьями, стоявших на тропе там и сям. ”Ладно, будь что будет,” – решили мы и стали подниматься по тропе, каждую минуту ожидая сурового окрика. Нас заметили и нам навстречу стал спускаться один египтянин. ”Сейчас заставит нас повернуть обратно,” – подумали мы, но оказалось, что египтянин хотел предложить нам себя в проводники. Мы и без него знали в какую сторону идти. Покупать у него сувениры мы тоже не хотели. Так и шли вместе до самого верха, вяло отбиваясь от его попыток как-то выжать из нас деньги. В конце концов египтянин от нас отстал. Мы благополучно добрались до храма Хатшепсут и сели в тени сбоку от него, что перевести дух после перехода через пустыню. Мой наблюдательный муж заметил, что мы сидели около выхода из храма, который никак не охраняется. Тащиться по жаре к билетной кассе очень не хотелось. Мы подождали, пока из храма стала выходить большая группа туристов, и смешались с ней, двигаясь в протиположном основному потоку направлении. Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Этот титул она присвоила себе незаконно после смерти мужа, который, собственно, и был фараоном. Храм царицы считается одним из величайших памятников египетской архитектуры. После смерти Хатшепсут храм был обезображен. Чтобы уничтожить память о ней, были сколоты лица с её изображений и надписи, описывающие её деяния.

 

От храма Хатшепсут хорошо просматривалась дорога обратно и мы решили пройтись по ней, сколько хватит сил. Все нормальные туристы направились к своим автобусам, а мы наискосок через деревушку к шоссе. Местные жители смотрели на нас с недоумением, но никто не приставал. Так пешком мы добрались до следующего храма. Тут выяснилось, что билеты в этот храм надо было покупать совсем в другом месте, далеко от храма. Мы попытались предложить деньги охранникам у входа, но они отказались. Наверное, потому что их было двое и они друг другу не доверяли. Пришлось вернуться в деревню, где Сережа оставил меня сидеть под деревом, а сам пошел искать кассу. Его не было почти час. Наконец, Сережа появился с билетами в руках  и сильно не в духе. На плана местности были три здания, которые могли быть билетной кассой. Сережа посетил по очереди все три. Первое оказалось почтой, второе полицейским участком, и только третье, по закону подлости, кассой. Уже порядком уставшие, мы посмотрели храм и направились в сторону переправы, рассчитывая по дороге поймать такси. К этому времени из мелких денег у нас остались только пять купюр по одному фунту. Давать таксисту 50 фунтов и ждать сдачи было рискованно. Поэтому я спрятала крупные деньги, а в кошельке оставила только 5 фунтов (это меньше одного доллара). Когда таксист начал обычную торговлю, я открыла кошелек, показала 5 фунтов и сказала, что других денег у нас нет. Поставленный перед выбором - 5 фунтов или ничего, таксист выбрал 5 фунтов, что, конечно, было ничтожно мало.

 

Вернувшись в Луксор, поужинали в который раз подряд в Макдоналдсе. Сидеть вечером в гостинице не хотелось и Сережа решил побаловать меня катанием на фелуке. Команда фелуки состояла из шкипера и одного матроса. Сама фелука была чистенькая и симпатичная, резкий контраст с вечно грязными и разбитыми такси. Пока мы смотрели на закат над Нилом, шкипер предложил напоить нас чаем. Сережа и без того страдал от кишечного растройства, так что он отказался, а я согласилась.Чай был приготовлен на маленьком примусе из магазинной воды в бутылке, абсолютно черный, аж горький. После того, как команда и я напились, шкипер перегнулся за борт и ополоснул стаканы в Ниле. ”Хм, - подумала я, - можно было сразу нильскую воду в чайник наливать”, но все обошлось.

 

 

 

*** Продолжение следует ***


В избранное