Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"ТВ-ЛУР" - Ваш гид в Петербурге рассылка №26


Информационный Канал Subscribe.Ru

Тематические экскурсии. Бронирование проживания. Прием групп и индивидуалов в Санкт-Петербурге.
Главная Туры в Петербург Экскурсии Заявки О турфирме Фотогалерея Новости Форум
ЭКСКУРСИИ и ТУРЫ В ПЕТЕРБУРГ: 277-75-12


Египетские мотивы в силуэтах Петербурга


Первые  сфинксы появились в Петербурге в конце 18 века на Полюстровской набережной у дома №40.  Простояли около 100 лет, были похищены и вновь обрели здесь устойчивое положение в 1958 году. 

 

Одной из последних  пар сфинксов город обязан художнику и скульптору Михаилу Шемякину.  Их установили в 1995 г. на набережной Робеспьера.  Художник  увязал  греческие и египетские легенды. Их облик - женские головы и грудь из греческих легенд, а корона - из египетских. Они двулики, что дает повод для всякого рода раздумий. Двуликость, может быть, характеризует двоякость общества в 21 веке. Виртуальные миры, генная инженерия по-новому высвечивают сплав добра и зла, которые будут проявляться в 21 веке.

Напротив памятника, через Неву, около “Крестов”, под окнами тюрьмы толпятся люди, что-то кричат насчет передач, свиданий, дают указания невидимым в окнах заключенным, кому-то угрожают, плачут... Здесь тревожно, печально, суетно. И над этим, поодаль – вечный взор изваяний.

Почти одновременно с шемякинскими сфинксами появились их символы, вернее – тени, которые оформляют мост через речку Оккервиль у спортивно-концертного комплекса “Ледовый”.

И как гримаса сегодняшнего дня – ресторан-бар “Сфинкс” на площади Восстания, в создание которого вложил средства недавний чемпион по фигурному катанию Антон Сихарулидзе.

 

Самыми известными и натуральными были и навсегда останутся Сфинксы на пристани у Академии Художеств. Тут даже не требуется влияния рассказчика. Там всего достаточно.

Завораживает холод и даль взора, которым приравнялись, уравновесились африканский Нил и российская  Нева. Там, в истоках Нила, в разломе земной коры, облысевшие от лучащейся радиации обезьяны сделали первые шаги к превращению в человека. Здесь – Нева, как результат тектонических процессов  земной коры, образовала эту невиданную по разливу дельту, заселенную Петром Великим людьми – пригнанными на смерть и приглашенными для созидания.

Отсюда почти невозможно уйти.

И хочется  прикоснуться  к сколу на подбородке одного из изваяний. Кожей почувствовать холод тысячелетий.

Они ровесники - Нева и Сфинксы. Но Нева пронесла воды первых своих мгновений, растворила их в мировом пространстве, а  сфинксы все глядят поверх нас, сквозь нас, нас не видя...

 

Здесь уместно заметить, что согласно известной греческой легенде сфинкс представляется зловещим чудищем, которое пожирало жителей Фив, если они не могли правильно ответить на загадку. В частности, Эдипу, который входил в Фивы, сфинкс задал такую загадку: “Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, вечером - на трех  ногах?” Эдип угадал: это человек в детстве, зрелости и старости. Победив чудище, Эдип вошёл в город и стал его царем.

Постепенно сфинксы стали терять дурную славу пожирателей людей. В 19 веке на картинах Энгра и Моруа (картины так и назывались “Эдип и сфинкс”) сфинксы предстают таинственными роковыми существами с красивыми женскими головами и женской грудью.

Патриарх всех сфинксов находится в Гизе (под Каиром). Когда его впервые увидел Наполеон, он был потрясен его зловещим взглядом и приказал стрелять в его голову из орудий.

Иван Бунин воспринимал Большого Сфинкса иначе. Как хранителя страны Солнца, страны Жизни от бога смерти Сета.

Жители Петербурга воспринимают сфинксов на набережных города как хранителей традиции, как символ загадочности и непостижимости.

Наш город единственный, в облике которого сфинксы играют столь значительную роль.

 

На Фонтанке у Египетского моста сфинксов поставили одновременно с теми, что появились на спуске у Академии Художеств. Быстро изготовили  копии. Они “скрывались” во дворах на улице Можайского. Потом их установили на Малой Невке.

        Сфинксы на Фонтанке - единственные, охранявшие мост. Но мост обрушился зимой 1905 года под ногами роты солдат. По одной из версий, неподалеку репетировал оркестр Измайловского полка. Спешившиеся перед мостом солдаты, пройдя часть переправы, машинально подчинились ритму марша. Да на беду служивых в конструкции моста был брак – при отливке одной из его частей внутри образовалась раковина, усилившая резонанс шага. Провалившиеся в ледяную воду были спасены. Это было первым предзнаменованием грядущей революции, свершенной под сонный марш родства не помнящих, о погромах винных складов мечтавших. Сфинксы суеты не терпят. 

 

Когда же паломники иерусалимские стали посещать и Египет, появились коллекции Лавалей, Строгановых, Лихтенбергских. А в 1825 г. при Академии наук возникает «египетский музеум».

 

В Екатерининском парке Царского Села имеется пирамидальная беседка, сложенная  из кирпича и облицованная гранитными плитами. Были еще 4 колонны. Потом ее разобрали,   а архитектор Чарльз Камерон восстановил как  склеп для любимых собачек Екатерины II.

Тот же Камерон создает вестибюль Павловского дворца в «египетском вкусе».

Тому же стилю отвечает Гауптвахта у Петербургских ворот в Кронштадте и Физический кабинет в Строгановском дворце, созданный  по рисункам Воронихина, который после поездки в Египет просто заболел этой страной.

 

        В начале 19 века европейские салоны заполонили альбомы с египетскими  сюжетами. И было уже неприлично не болеть этим. Альбомы вскоре  появились и в Петербурге. А теперь мы гадаем о том, что перед нами -  реконструкция фрагментов той культуры или копия из альбома. И то, и  то. Иллюстрациями «альбомной» архитектуры служат «Египетские ворота» Минеласа, оформляющие въезд в Царское Село, и огромный «Египетский» дом на Захарьевский улице.  Он манит безучастным взором гигантских скульптур,  орнаментом с цаплями и скарабеями. Но они - слепки со страниц альбомов, не более.

 

В судьбы некоторых современников «египетское» решительно вошло в послевоенный быт с итальянской актрисой Софи Лорен. Мольба Аиды от влажных глаз передавалась в грудь и волной переходила по простертым рукам к пальцам, почти касаясь вечного огня у раскаленного подбородка идола. Пение жрецов, выносящих приговор Радомесу и белое лицо Амнерис, некрасивое, как казалось тогда, прекрасное, как видится теперь. И стоял вопрос: почему лучшая опера Верди написана на далекий от «европейского» сюжет. Ответ родился позже – очарование величия и достоинства аристократов Египта завораживало. Вроде – африканцы, а какова сила страсти, сила долга и жертвенность! И это открылось Европе как-то сразу. С работами ученых, понуро бредших за полчищами Наполеона в его Африканский поход. Сюжет оперы обыгрывал впечатления археологов, впервые застывших перед исполинскими скульптурами. Человек рядом с теми сфинксами вновь переставал быть центром Вселенной, а божественное снова обретало себя в образах животных, птиц и небесных светил.

 

Тогда же, в 1960-е годы Владимир Тендряков опубликовал повесть, в названии которой явилось имя царицы Нефертити. Повесть рядовая, надо сказать. Но профиль на обложке, мелодия имени – все это знаки времени и предыстория того, что появляется  у гостей нашего города вопрос – а что у вас в Петербурге есть египетского?

 

В Эрмитаже хранится сервиз с египетскими сюжетами, который Наполеон подарил Александру Первому. Не обошелся главный музей России и без Египетского зала с обуглившейся мумией, трехслойными саркофагами, витринами  с украшениями и предметами быта.

 

        А я все ищу в Эрмитаже ту вазу, где одна из фигурок бесконечно  бегущего ряда глядит назад. Ее заметил ленинградский поэт Александр Кушнер,  положил на музыку москвич Александр Дулов, а Ваш покорный слуга все всматривается, все разглядывает…

Может, непредвзятый взор читателя  заприметит того человечка, и Вы расскажете о той вазе на этом сайте.

 




    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: rest.travel.vvd
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное