Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"ТВ-ЛУР" - Ваш гид в Петербурге №37-1 Прогулка по Коломне


Тематические экскурсии. Бронирование проживания. Прием групп и индивидуалов в Санкт-Петербурге.
Главная Туры в Петербург Экскурсии Заявки О турфирме Фотогалерея Новости Форум
ЭКСКУРСИИ и ТУРЫ В ПЕТЕРБУРГ: 717-75-12


ПРОГУЛКА ПО КОЛОМНЕ.

КОЛОМНА - это полупровинциальный, заштатный городской район. Такое впечатление, что места эти всегда были скучными и грустными, населенными людьми, которых Гоголь называл "пепельным людом", живущий спокойной обывательской жизнью.
Вот тут начинаются ошибки. Ибо уже при Гоголе в центре Коломны находился Большой (Каменный) театр. Это было первое стационарное здание театра в Петербурге. Уже тогда отражалась в водах Крюкова канала колокольня Никольского собора, а пересечение рек в этих местах рождало ассоциации с Венецией.
Но начать прогулку стоит от пересечения Садовой улицы и Вознесенского проспекта. Тут прежде всего обращает на себя внимание дом за номером 55-57. Здание построено в начале ХХ века как Дом городских учреждений. Солидное с виду, оно отражает интерес состоятельного заказчика к стилям давно ушедшего времени, к стилям других стран. В архитектуре этой постройки наблюдается контраст и взаимодополнение модерна и суровых мотивов средневековья. Угловая башня и фасады здания изобилуют чертами "английской готики" настолько, что кинематографис-ты давно облюбовали это место как "английское" и в одной из серий фильма о Шерлоке Холмсе можно наблюдать, как оператор любуется декором здания.
Дом городских учреждений является доминантой проходящего рядом Вознесенского проспекта, начало которого просматривается уже от Садовой улицы. Это - Адмиралтейство. На любой карте города Вы увидите Невский проспект, Гороховую улицу и Вознесенский проспект. Все они начина-ются от Адмиралтейства и составляют так называемый "Невский трезубец". Это радиальная сетка улиц и рек, пересекаемая тремя главными перспективами, а Адмиралтейство - центр этой "паутины".
Переходя Вознесенский проспект, поглядим налево. Там река Фонтанка, на берегу которой в доме 118 расположен музей Русской словесности 18 века (усадьба Державина), а рядом с ним - Измайловский сад с одним из лучших в Петербурге театров - Молодежным. Это театр надежды на светлое в нашем настоящем и будущем. Он сохранил зрителя в трудные 90-годы и почти всегда переполнен в настоящее время.
Если перейти Фонтанку и пройти, никуда не сворачивая, то справа откроется вид на Троице-Измайловский собор. А перед ним - колонна Славы, отлитая в память о победах Измайловского полка над турками.
Но наш основной маршрут - по Садовой улице. Обратим внимание на еще один "дом с башней". С 18 века здесь располагался так называемый "Съезжий дом", с пожарной и полицейской частями. Вот уже 200 лет это место выполняет свою функцию, и было удостоено чести быть упомянутым в романе Ф.М.Достоевского - "Преступление и наказание". Это здесь следователь Порфирий Петрович виртуозно соединяет нити убийства, расследуя его от истоков и до развязки. Пожарная каланча со "смотрителем" на среднем ярусе напоминает о том, насколько частыми были пожары в том районе Петербурга, который был застроен множеством деревянных домов. Возникавшие пожары уничтожали целые улицы и районы, на месте которых строили каменные дома, но часто по типу деревянных в 2-3 этажа, хранящих атмосферу околостоличной окраины, поэтому и названной Коломной (от слова "около").
Вскоре на этих домах появлялись надстройки в виде еще одного этажа, и мансарды - для проживания в них художников или тех самых студентов, которые обдумывали в своих коморках планы убийства старушек-процентщиц, предварительно размышлявших о своем праве на это убийство…
Напротив Пожарной части нельзя не обратить внимание на памятную доску дома №61 о том, что здесь жил М.Ю.Лермонтов, что в стенах этого дома он узнал от врача Арендта о смертельной ране А.С.Пушкина. Лермонтов в те дни сам лежал с высокой температурой, а Арендт по сущей случайности оказался личным врачом сразу двух гениальных поэтов. В этом доме Лермонтов написал свое прощальное "На смерть поэта" и вопрос о первенстве после эпохи Пушкина был решен.
Переходя Большую Подъяческую, посмотрим направо - на громаду Исаакиевского собора. Он будет просматриваться в разных ракурсах со многих улочек и рек Коломны. Проходим по Садовой улице вперед и оказываемся на Никольской площади. Она справа от Садовой, а сама эта улица встречается на какое-то время с извилистым каналом Грибоедова и идет с ним параллельно. Выйдем к каналу и, оставив Садовую слева, пройдем вперед до пересечения канала Грибоедова с Крюковым каналом. Справа, через Садовую - здание Никольского рынка.
НИКОЛЬСКИЙ РЫНОК получил название от расположенного рядом собора. Если архитектура Гостиного двора показывала, как следует строить в столицах подобного назначения здания, то скромные формы Никольского рынка говорят о том, как следует строить в провинции. Так и получилось. Приехав в Суздаль, можно увидеть построенный в середине 19 века рынок по подобию Никольского. Всех их объединяет аркада, опоясывающая здание. Как и другие "окраинные" рынки, этот славился "обжорным рядом". Здесь кормили нищих похлебкой из отходов при обработке мяса, рыбы и птицы. Здесь можно было приобрести крестьянку. С семьей или без семьи. Навсегда или на время.
Пересекая Крюков канал, останавливаемся на Пикаловом мосту. С него можно насчитать еще восемь. Это именно здесь рождаются ассоциации с Венецией. Но Венеция реальная меньше и проще того, что мы о ней слышали на протяжении жизни. Возникшая в Средние века, воспетая в эпоху Возрождения, она мала и очаровательна. Петербург не таков. О нем невозможно сказать больше, чем он есть на самом деле.
Сойдя с Пикалова моста, пройдем по набережной Крюкова канала, любуясь на Никольский собор.
Район Коломны захватывает ту часть Морской слободы, в которой селились низшие морские чины. А по русской традиции Морская слобода должна была иметь храм святого Николы, покровителя мореплавателей. К Морскому ведомству относился и наплавной Исаакиевский мост. За проезд и проход по нему брали пошлину. Накопившиеся таким образом "мостовые деньги", стали частью той суммы, которая нужна была для начала строительства. Он был заложен в 1753 г. учеником Растрелли - архитектором Саввой Чевакинским. И это чувствуется во всем: выступающие части здания декорированы группами колонн на высоких постаментах. На фоне светло-голубой стены белые колонны, местами собранные в пучки, создают живописную игру светотени. В угловых пучках колонн средняя выдвинута вперед. Этот прием был известен в древнерусском зодчестве, что конечно не подчинялось законам царившего тогда стиля барокко. А пять широко расставленных купола церкви без всяких сомнений указывают на русское происхождение постройки. А мы любуемся, как европейское барокко соединяется с древней русской традицией. Колокольня отличается удивительно стройным силуэтом. Когда-то она держала 30 медных колоколов весом 20 тонн.
В глубине сквера, окружающего собор, можно видеть памятник героям броненосца "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III". Его участие в Русско-Японском противостоянии было обречено еще до выхода судна из Кронштадта.
Команда корабля совсем не была готова к 7-месячному походу, а тем более к сражению. Только по десятку выстрелов смог сделать каждый комендор из своей пушки: экономили. Но в окружении Николая II нашлись люди, жаждущие реванша. Две эскадры встретились в Корейском проливе. Во время маневра японской эскадры главнокомандующий русской принял ошибочное решение атаковать только из орудий большого калибра. И тут сказалась нулевая выучка русских моряков: ни одного точного попадания не было. Японцы же благополучно перестроились и обрушили огонь из всех орудий. Они вывели из строя флагман русской эскадры. И тут на передний план вышел "АЛЕКСАНДР III". Окруженный 12-ю вражескими кораблями, он вызвал на себя огонь, получил сильные повреждения. Он тонул, а мимо проходили спасенные корабли русской эскадры. . Вместе с кораблем погиб и весь экипаж из 900 человек.
Если пройти по Крюкову каналу до улицы Союза Связи, и свернуть направо, то можно выйти на театральную площадь, доминантой которой служит один из лучших в мире музыкальных театров - Мариинский, а напротив его через Театральную площадь - здание Консерватории.
Ныне лишь 8 колонн по фасаду здания Консерватории как-то могут напомнить тот ампирной ауры Большой театр, который сгорел в середине 19 века. В первой главе "Евгения Онегина" - "театр уж полон, ложи блещут…". Это об этом театре.
Казалось, что жизнь в этом месте начиналась лишь вечером, когда открывался подъезд театра. На самом деле театральным духом был пронизан весь район Коломны. И, прежде всего, потому что актеры выступали почти ежедневно, а репетировали каждый день и поэтому селились поблизости. Да и обслуживающий театр персонал жил рядом. Это - "люди театра", как не ряди. Так гоголевский "пепельный люд" пропитывался духом закулисья. Прачки и монтировщики сцены в обыденной жизни общались текстом любимых пьес. Услышать в коморке театральных служащих фразу "Молилась ли ты на ночь, Дездемона?" было в порядке вещей. Так им было проще, во-первых. Так они включались в атмосферу, которой невозможно было не подчиниться, - во-вторых. Личная жизнь артистов - это же предмет обсуждений всей Коломны.
Рядом находилось театральное училище. И уже отсюда, при всей строгости нравов, начинались сотни офицерских романов. Молодая актриса не могла естественно себя чувствовать без поклонения. Для господ офицеров роман с актрисой - это ведь тоже путь к определенному общественному положению, авторитет. Известно, что летом в день премьер отменялись учения в квартировавших рядом полках. А среди офицеров было не мало и тех, кто прошел 1812-ый год. Дерзость на полях сражений должна была найти выход и в мирной жизни. Театральная площадь тогда называлась КАРУСЕЛЬЮ. Карусель романов и дуэлей крутилась вокруг этой площади. Одна из дуэлей "зацепила" Грибоедова.
Пушкин, который прожил здесь с 1817 по 1820 годы не оставил описаний Коломны в эти годы. Но потом он вспоминает о ней не раз. И в "Евгении Онегине" и в "Медном всаднике" и в "Домике в Коломне" - тут все пронизано воспоминаниями о Коломне. В эти годы Лермонтов посещал Большой театр и писал драму "Маскарад".
Коломна - район низменный. Глядя на карту видно, как она испещрена реками и каналами. Тут Кривуша (канал Грибоедова) начинает изгибаться как заправская змея. Коломна - воронка, куда сливаются все городские реки, сливаются туманы. Это очень низкое место. Здесь из родового дома на улице Глинки А.Н.Бенуа пишет одну из иллюстраций к "Медному всаднику" - сцену наводнения. Он видел его с балкона в 1903 году.
Свернув по улице Глинки направо можно снова полюбоваться видом на Никольский собор, а, подойдя к нему, свернуть налево по улице Римского-Корсакова. Эта улица начинается от Садовой улицы. Маршрут нашей первой прогулки почти замкнулся. Можно перейти Садовую улицу и зайти на тенистые аллеи Юсуповского сада, отдохнуть на скамейках, любуясь пейзажами усадьбы князя Юсупова, воспетого в стихотворении А.С.Пушкина "К вельможе".
Туристы, приезжающие в Петербург не в первый раз, с особой охотой посещают места, в которых история Петербурга перекликается со многими фактами из истории России, места, напоминающие европейские уголки. Такова и Коломна. Подробнее о ней можно узнать в музее А.Блока, что на реке Пряжке, где часто устраивают выставки художников и фотографов, основной темой которых являются пейзажи Коломны.




    В избранное