Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале Вне рубрик


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Модест Колеров
Тяжелые мысли витий

Тяжелые мысли витий об "умирании политики", "смерти политического", "снижении гражданских чувств", "равнодушии общества" впору заносить в Книгу рекордов. По числу искренних и одномоментных их повторений, по исторической глубине и географической широте - им нет равных. Они банальны в равной степени и для цивилизованной Европы, и для не очень цивилизованных других мест. Стершиеся, как пятак, своей стертостью они скоро поспорят с жалобами на "падение нравов" и "испорченную молодежь", бывшими свежими еще в Древнем Египте.

Теперь, при, кажется, более эффективном режиме, когда чуть ли не прямо из официальных уст звучат формулы "управляемой демократии", мысли русского политического класса привычно тянутся к банальности: новый государь потягивает удила, парламентарии голосуют по пейджерной команде из Кремля, либералы из СПС рискуют не преодолеть пятипроцентный барьер.

Мысли не держатся взаперти - и над Родиной разносится рыдание: "нас не слушают и не любят, это значит, что политика умерла". Традиционное для политической риторики противопоставление свободы и власти и традиционное же уподобление политической риторики - политической практике, традиционное для России отчленение самодостаточной политической игры от казалось бы защищаемых ею социально-экономических интересов масс - все это, разумеется, не новость. Но вот чтобы так, под впечатлением от "падения нравов", сожалеть о "смерти политического" - это уже трогательно и интересно.

1. Жертвы режима

Статусный социолог Л.Седов, чьими аналитическими устами привыкла говорить с массой немассовая цифирь опросов ВЦИОМ, чье толкование цифр считается адекватным резюмированием "первичной правды" об общественных процессах, выступил со статьей о том, как общественное мнение россиян оценивает итоги года и как после этих оценок россиян следует называть 1.

Вот что получается: 22 января 2002 года власть закрыла телеканал ТВ-6, на котором (на деньги Б.Березовского) вещала телевизионная команда Е.Киселева после того, как она была вынуждена (властью) покинуть канал НТВ, где вещала на деньги В.Гусинского, ныне находящегося, как и Березовский, в политической эмиграции. ВЦИОМ попытался узнать у населения: есть ли политический смысл в этом событии? К сожалению Седова, только 27% опрошенных увидели политический смысл и только 11% испытали возмущение фактом (вдвое меньше, чем были возмущены историей с НТВ). Сожаление Седова вызывает сожаление и воспоминание о референдуме 17 марта 1991, когда 75% советских людей проголосовало за сохранение СССР, чтобы уже, например, 1 декабря того же года 91% жителей Украины проголосовал за независимость от СССР. И не удивительно - ибо вопросы, сформулированные советской властью 17 марта, были на редкость идеологичны и звучали примерно так: "хотите ли Вы погибнуть в болезнях, голоде, раз! рухе, рассеянии и размозжить наш великий Союз?" или "хотите жить долго, счастливо, зажиточно и сохранить вековое единство нашего великого Союза?"

Сегодня аналитик ВЦИОМа тщетно склонял население порефлексировать вокруг закрытия ТВ-6 - несмотря на то, что этот канал не видело вовсе 35% респондентов, а его политические передачи, формально составлявшие объект для "репрессий", регулярно смотрело всего 9%. Глядя на все эти грустные цифры, Л.Седов категорически заключил: "Приведенные данные рисуют довольно плачевную картину состояния российского гражданского общества, не проявившего даже малой толики готовности сопротивляться опасной тенденции подавления независимых каналов информации. (...) дело возрождения военно-политического воспитания вместо объективного информирования людей можно считать вполне перспективным". В этом категорическом резюме привлекает серия натяжек и понятийных подмен, достойных референдума 17 марта 1991 и очевидная несоциологическому глазу.

И даже возмущение закрытием ТВ-6 не равно готовности "сопротивляться тенденции" - не только потому, что формы "сопротивления тенденции" не названы, но и потому, что сам ВЦИОМ проводит жесткую грань между возмущением и готовностью к публичному протесту. И непонятно, почему социолог называет частный телеканал политически и экономически отчаянно ангажированных Гусинского и Березовского - "независимым"? В "мыслящей части страны", как говорит Седов, отнюдь нет консенсуса относительно того, что "независимость" - это неизбежное следствие сотрудничества с бывшими ельцинскими олигархами, сегодня конфликтующими с Путиным, а вчера конфликтовавшими с соседями и между собой, сама суть бизнеса которых была построена на их монопольном статусе, административных преференциях и жестких ограничениях свободы слова во вверенных им СМИ. И неясно, почему работу "независимых" сотрудников Гусинского и Березовского социолог автоматически уподобляет "объективному информированию людей". И наконец, с! овершенно не ясно: кем и когда была выстроена принимаемая Седовым за аксиому прямая связь между степенью народного возмущения неудачами сотрудников Березовского и Гусинского - и уровнем развития в России гражданского общества? Некоторую связь этого общества с эгоистическими, шкурными, грязными, служащими не столько "информированию", сколько сведению счетов и вымогательству денег, СМИ, становящимися, в конечном счете, частью плюралистического разнообразия, отрицать, конечно, нельзя. Но чтобы столь мифологическая прямая связь гражданственности и Е.Киселева утверждалась с видимой опорой на данные социологической науки - это просто удивительно.

А когда данные науки (то есть опрос ВЦИОМ) твердят, что "в стране идет медленное пополнение верхушки "среднего класса"", что, по мнению населения, положение с "возможностью свободно высказывать свое мнение" скорее улучшилось (26%), нежели ухудшилось (19%), Л.Седов не скрывает недовольства: "Как ни странно, но, несмотря на все гонения на независимые СМИ, в общественном мнении продолжает сохраняться положительный баланс оценок положения со свободой слова и деятельности СМИ..." И здесь прорывается что-то совершенно нелиберальное, негражданственное, даже что-то латентно социалистическое, планово-централизованное и распределительное: "Особенно большие сдвиги в положительную сторону люди видят в сфере наполнения прилавков потребительскими товарами. Но... "видит око, да зуб неймет" - и большинство граждан жалуется на несправедливость в распределении". Казалось бы: вот она, материальная основа рыночной свободы и конкуренции, вот они, стимулы и объекты для гражданственного попечен! ия (ведь большинство людей никогда не будет довольно своим материальным положением). Но это неизбежное недовольство печальник гражданственности по-советски привычно и по-марксистски сочувственно называет "несправедливостью в распределении", словно в распределении справедливость возможна. Потому-то в подкладке сетований Седова о "плачевной картине состояния российского гражданского общества" сквозит не либеральная страсть к свободе и производству, а антирыночная, советская страсть "правильно распределять"; не создавать равные шансы, а напротив, отстаивать любой ценой монополию "мыслящей части", немыслимую без особого доступа к распределению.

Странное дело - но для аналитика из ВЦИОМ само существо гражданского общества, противостоящего власти, нечувствительным образом сводится, смешно сказать, к деятельности ТВ-6. Его не волнует ни экономическая, ни политическая свобода как условия реализации частных или групповых интересов и независимой самодеятельности. Его волнует власть над населением. Для него нет общества вне власти, толкуемой им сколь угодно широко, и поэтому все его апелляции к гражданственности - суть лишь апелляции к еще одному инструменту одной из властных групп, которой он симпатизирует. А разве частная и клановая, экономическая, политическая, социальная, религиозная гражданственность - не имеет отношения к "гражданскому обществу"? Их влияние - не факторы свободы? Их борьба за свои интересы - не содержание гражданской жизни и самой что ни на есть подлинной политики?

Седов видит иное: "Вся вторая половина января прошла под знаком события, взволновавшего если не всю страну (ну ведь знаем уже, что не всю! - М.К.), то, во всяком случае, мыслящую ее часть, озабоченную положением свободы слова в стране и - более широко - явными признаками усиливающегося наступления властных и силовых структур на политические, экономические и информационные свободы граждан. Речь идет о закрытии канала ТВ-6..."

Мне часто кажется, что собственная идеологическая деятельность аналитиков ВЦИОМ, с непременной легкостью упаковывающаяся в данные его социологических опросов (которые, к счастью, к идеологиям пристегиваются плохо), еще чуть-чуть - и не остановится на изображении буйной части "яблочного" электората или избирателей СПС в качестве "мыслящей" элиты, не остановится на признании команды Е.Киселева квинтэссенцией гражданских ценностей и свобод... Кажется, недалек тот час, когда читатель, открыв новое сочинение вциомовского аналитика С., или аналитика Г., или аналитика Д., узнает, что теперь не сотрудники Е.Киселева, а они сами, аналитики С., Г. и Д., - квинтэссенции и ипостаси гражданских ценностей и свобод в России.

И не дай Бог, случится у аналитиков мелкая какая-нибудь полемика с представителем жилкоммунхоза или профсоюзов ("власти") - и оный представитель как-либо временно ограничит волеизъявление аналитиков...

Тогда точно - гражданское общество у нас пропало. И политика умерла.

2. "Схемы" и кожа

Справедливости ради надо сказать, что - добросовестное или не очень - описанное социологически-идеологическое убеждение в "умирании гражданственности" и сопутствующей ей политики распространено не только в среде бескорыстных поклонников телевизионной пропаганды.

И более серьезные люди - из тех, кто формирует политические и экономические решения, сам строит свой бизнес на развитии политических институтов, - склонны находить в актуальности факторы неизбежного "умирания политического" в России. Они говорят о том, что президентская власть все менее нуждается в политическом торге с олигархами, региональными вождями и федеральными лоббистами - и уже совсем более не нуждается в каком-либо торге с политическими партиями. Что сила общественного воздействия на власть через СМИ резко уменьшилась, а механизма реализации массовых экономических интересов так и не появилось. Что на смену кумовским и земляческим кланам или беспринципным "семьям", оставлявшим простор для "гражданской" карьеры, пришли корпоративные сообщества; на смену свердловским, чубайсовским и березовским - последние поколения советского КГБ.

При этом серьезные люди, выросшие в эконом-политических деятелей отнюдь не на просторах представительной демократии, испробовавшие по мере взросления объятия многих легальных и нелегальных банд, научившиеся извлекать особую ренту из специфических условий "управляемой демократии", - теперь, когда возможности информационного шантажа власти сократились, а убойная сила "политических рисков" (политических инструментов конкуренции) бизнеса снизилась, притворно сетуют на "глухоту власти". Они почему-то не хотят признать, что и для власти теперь профессионально прозрачны и методы информационных наездов, и заказушная природа крупнейших национальных СМИ, по прейскуранту торгующих "общественным мнением" в упаковке желтого примитива (ярчайший пример - желтый гигант "Комсомольская правда"). Они почему-то забыли (хотя по-прежнему прекрасно понимают), что сколь-нибудь самопроизвольного воздействия общественности через СМИ почти не было даже в медовую эпоху ме! жолигархических "информационных войн" 1996-1998 годов. Напротив, практически все внятные, преследующие четко сформулированные цели, имеющие четкого адресата воздействия "медийно-общественные" кампании - были результатами усилий все тех же олигархов, вождей и лоббистов, были ими щедро оплачены и использованы не в общественных, а в своих личных или клановых интересах.

Гражданственными реками вытекают публицистические слезы о слабом развитии отечественной партийности. При этом уж кому, как не серьезным людям, хорошо знающим цены на самые высокие места в партийных списках, депутатские запросы, судебные решения, "беспристрастность" избиркомов и т.п., - очевидно, что настоящая политическая партия, с реальным членством (свыше 300 тысяч человек) и партийной жизнью, в России одна - КПРФ. Все остальные - лишь формы частного бизнеса: ЗАО "Яблоко", ООО "Союз правых сил", Некоммерческое партнерство "Единая Россия", с гендиректорами, штатом, процветающим внутрикорпоративным воровством, практикой "кормлений", "откатов" и инсайдерских сделок, - абсолютно без активистов, партийной массы, хоть чуть-чуть на деле превышающей число штатников, внештатников или временно работающих по договору. И высокий минимум численности и представленности партий в регионах, введенный современным федеральным законодательством, - не более чем экономическая, ! а не политическая мера, касающаяся способности хозяев партий покупать необходимое число индивидуальных данных на фальшивых партийцев. Некоммунистическая партийность - плоть от плоти современной серой экономики, выводящей в долларовую тень все наличные платежи, на рыночных условиях (как правило, "в черную") покупающей любовь СМИ и корректно оформленные подписи на предвыборных подписных листах. И только тогда гражданственная забота о некоммунистической партийности обретет свой нефальшивый и искренний смысл, когда многоликие "благотворители" отодвинут на второй план свои личные цели, которые они ставят партийному инструментарию, избрав приоритетами цели политические, экономические и социальные. Когда, легко сказать, шкурные личные интересы согласуются со шкурными коллективными.

Ярко помню проникнутую болью речь руководителя регионального отделения на ликвидационном съезде одного из "движений", которому было приказано слиться в "Единую Россию". Партийцу не хотелось "сливаться": там, дома, вокруг плохонького отделения в полтора активиста, у него был выстроен устойчивый и легальный бизнес, от которого теперь - в силу астрономически далекой от него необходимости "единения" - он должен был отказаться.

В нормальных условиях так и использовать бы многочисленным сторонникам "свои" думские партии в качестве "крыши" для деловых или общественных интересов. Но реально одномоментная связь электората с электоральными фикциями - не позволяет партиям стать настоящими структурами представительной власти. И не делает их действительными представителями тех, кто, в силу опыта или убеждений, приводит к власти очередную бюрократически-бизнесовую "схему" (т.е. легальную форму нелегального бизнеса) под именем "Яблока", СПС или "Единства". Супротив этой конкретики "судьбоносные" президентские выборы, приносящие победу непредсказуемому одному, а подрядчикам - лишь мелкие воровские удовольствия, конечно, в наименьшей степени связаны с "интересами". И когда левые и либералы с высоты "схем" судят президентские выборы за "безыдейность", за самодостаточность мифологических формул, обрабатывающих сознание масс, за злонамеренное истребление политики как соревнования интересов! - в угоду "судьбоносности", - они, конечно, правы. Но правы лишь отчасти.

Правы в том, что современная верховная власть в России, заслонившись "судьбоносностью" от шкурной повседневности, не служит и не может служить прямой выгоде масс. Не создает, не терпит настоящей партийности, выходящей за рамки вполне прагматического манипулирования законодательным процессом. Не любит частных экономических интересов. Равнодушна к "разоблачительной" активности СМИ, диктуемой не только участием в заказных "медиа-кампаниях", но и реальной борьбой с бесконечными русскими безобразиями. Строга к региональным вождям, блестяще овладевшим законной тактикой апелляции к воле избирателей. Одним словом, не любит политики.

Однако нестыковка и фальшь антипутинской гражданской обеспокоенности витий в другом: какие бы идейные платформы ни принимали партийные силы, какие бы ни декларировали они смены курсов - опору на средний класс, опору на молодежь, на интеллигенцию, - бюрократически-бизнесовые "схемы" сами точно так же совершенно не нуждаются в открытой политике, в каждый ответственный момент предпочитая лоббизм, паркетный сговор или просто продажу. Мифологически, медийно и рекламно организованная "социальная опора" для них - не политический ресурс, а тяжелая статья расходов, непосильная без хозяйского участия спонсоров. Ежедневные интересы масс для них, вспоминающих о своей партийной принадлежности лишь по пейджерному свистку, - совершенно непосильная, невыносимая ноша. Из ежевыборных социологических исследований они видят сугубо демографический характер своих электоратов, но даже грозящие им гибелью смена и уход поколений не могут заставить их пошевелиться, повернуться к обществу не! "схемой", а "интересами".

Это их политическая смерть столь зловонна, что еще заставляет кого-то в искреннем переживании поддерживать разговоры о "смерти политического".

Там же, где уже никем не контролируемые массовые политические инстинкты вырываются на волю из-под бюрократических институтов, им уже ничто не может помешать диктовать свои мутные, знакомо мифологические правила на знакомо "антиполитическом" языке. Это "схемы" давно лишились внятного политического и общественного языка. Улица безъязыкая не исчезала и не исчезает, глядя мимо политики "схем".

Исторически еще вчера не хотели иметь ничего общего с традиционной политикой активисты 1968 года, "зеленые" и т.п. Но демография вылечила их. Еще год назад (в Давосе) - неконвенциональный, неполитический, бессмысленный, сегодня (в Нью-Йорке) антиглобализм прошел фантастическую дистанцию: от хулиганов до общественно легитимных и почти уже политкорректных печальников о глобальном благе. И в политической риторике Запада замелькала новая лексика.

Так каждый раз социальное меняет, как змея кожу, свое политическое. Чтобы вновь мучиться от тесноты.

Примечания:

Вернуться1 Л.Седов. Общественное мнение россиян о событиях января 2002 года и об итогах года минувшего (По результатам опросов ВЦИОМ...) // Полит.Ру. 11 февраля 2002.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное