Александр Бренер: Пожалуй, да. Понятие "ведьма" - не связано с полом. Для меня это вовсе не женщины, которых в Средние века обвинили в связи с дьяволом и за это убили. Скорее уж ведьмы - это те, кто сами устраивают охоту на ведьм. Те, кто обслуживают власть. Я не люблю обычных и интеллектуальных полицейских, организующих облавы, травящих, шельмующих.
РЖ: Ведьм сразу можно узнать? Например, при знакомстве или в толпе?
А.Б.: Да. Это все те, кто сегодня на экране телевизора. Путин, Буш, Саддам Хуссейн, Виктор Мизиано, Марат Гельман, Бакштейн - все политики и культурные деятели... Эти люди постоянно пытаются привлечь наше внимание с помощью административных гнусностей, мелких ужимок, соблазнения. Их главная стратегия - символическое насилие, соблазн, обман. А это - стратегии власти.
РЖ: Ведьмы, с вашей точки зрения, - "страшные" люди?
А.Б.: Скорее, омерзительные, пошлые, бездарные.
РЖ: Вы не любите Мизиано со времени выставки в Стокгольме, на которой он был один из двух кураторов?
А.Б.: С тех пор, как понял его.
РЖ: В жизни других "ведьмы" оставляют травмирующий след?
А.Б.: Вот именно. Разрушительный след, всякие болячки и фрустрации. К сожалению, люди этого часто не понимают. С ведьмами надо бороться, наскакивать на них, атаковать в лоб - и они исчезнут.
РЖ: Вам много времени понадобилось понять, что "ведьмы" опасны?
А.Б.: Довольно долго. Я - тугодум и дурак. А их надо различать с первого класса школы, еще в семье. Там встречаешь первых ведьм.
РЖ: Кто такие, по-вашему, ведьмы? Связано ли это понятие с полом?
Андрей Немзер: Отвечаю по пунктам. Ведьмы - это ведьмы. Их не бывает. Но если встретится, то сразу видно, что ведьма. С полом связаны. Но с потолком - сильнее. (Летают.)
РЖ: Что от них можно ожидать? Насколько они предсказуемы?
А.Н.: Способны на все. То есть на ничто. Потому как их не бывает. См. п. 1
РЖ: Встречались ли в вашей жизни подобные особи?
А.Н.: Разумеется. То есть никогда. См. п. 1
РЖ: Многое менялось с их появлением?
А.Н.: Все. То есть ничего. См. п. 1
РЖ: В каждой ли женщине, с вашей точки зрения, есть что-то от ведьмы, или это особые экземпляры?
А.Н.: Не задумывался. И не буду. Надеюсь, что нет.
РЖ: Ведьмы - это "страшно"? С ними как-то можно бороться?
А.Н.: Страшно. Аж жуть. Тут-то и см. п. 1. После чего можно приступать к борьбе.
РЖ: В литературной среде, с вашей точки зрения, много ведьм?
А.Н.: А где ж им еще водиться? Не в РАО же ЕЭС, в самом деле? И даже п. 1 смотреть не надо.
РЖ: Ведьмы - это страшная сила? Панночка, Гелла?..
С.Е.: Не знаю. Я собираю литературный фарфор, недорогой, вот хочу купить несколько экземпляров на тему "Ночь перед Рождеством". Любая встреча с человеком оттуда - счастливая.
РЖ: А с Геллой, например?
С.Е.: Дай Бог ей здоровья! Голая ходила. Всякая женщина, не чувствующая своей наготы, прелестна.
РЖ: Выхотели бы повстречаться с какой-нибудь ведьмочкой?
С.Е.: Староват для этого. Вспоминаю себя, когда был моложе... тогда было значительно интереснее.
РЖ: А какие, с вашей точки зрения, интересные образы ведьм в литературе?
С.Е.: Вы их все уже назвали. Вообще, литература относится к женщинам жестче, чем жизнь. В этом сказывается обида писателей на женщин.
РЖ: А вообще литературный мир - владение нечистой силы? Тут много ведьм?
С.Е.: Да. Нечистой силы тут значительно больше. Это связано с оценкой себя, других, с обидой... Литературные дамы значительно менее интересны. С ними интересно поговорить, но чувствуешь, что жжет и пахнет серой.
5. Олег Павлов, прозаик: "Тема не моя, и вопросы не ко мне. Простите, пожалуйста".
Марина Бородицкая: Не знаю. Может, и связано, во всяком случае, в русском языке. А вот в польском, благодаря, по-моему, автору фэнтэзи Анджею Сапковскому, появилось слово "ведьмак". А может, это заслуга переводчика... хотя тогда бы перевели "колдун". Этот ведьмак Геральт воспитан, чтобы уничтожать всяких страшных чудовищ; у него повышенная быстрота реакции, он обостренно чувствует опасность. Это такое прекрасное дремотное голливудское средневековье.
РЖ: У вас нет ощущения, что в литературном мире сконцентрирована нечистая сила?
М.Б.: Мракобесие. Почему именно в литературном мире? Ерунда полная. Все профессионалы немного колдуют: повара, даже дантисты...
РЖ: В литературе, на ваш взгляд, ведьмы изображены чаще симпатичными персонажами или не очень?
М.Б.: Тут же вспоминаются шекспировские ведьмы, из "Макбета", - совсем несимпатичные. А есть симпатичные - например, булгаковская Маргарита. У ведьм тоже все индивидуально.
РЖ: В себе вы никогда не ощущали каких-нибудь ведьминских качеств?
М.Б.: Нет. Сверхъестественные у некоторых встречаются.
М.Б.: Как вы думаете, подобные качества встречаются в целом чаще у мужчин или женщин?
РЖ: Мужчины когда-то в своем воображении наделили этими качествами женщин, потому что боялись их внутренней силы. В Германии один маленький городок прославился сожжениями ведьм. Там извели почти всех женщин, по-моему, около 350. Такая охота на ведьм. В ком тут сильнее злое начало - кликушеская зараза?.. В Шотландии любили охоту на ведьм - связывали женщин и кидали их в озеро. Утонула - значит не ведьма, а уж если всплыла - вылавливали и жгли. Существуют люди с сверхъестественными способностями, у одних они более ярко выражены, чем у других, только некоторые используют их на добрые дела, а другие во зло. Их можно назвать ведьмами.
М.М.: Конечно, это бабы. Очень веселые, витальные, такие летучие.
РЖ: То есть совсем не страшные?
М.М.: Нет. Случись мне в жизни встретить ведьму, не знаю, была бы я ей интересна из-за своей малохольности, а я бы отнеслась к ней с большим интересом, захотела бы с ней полетать.
РЖ: А в себе каких-то ведьминских качеств вы никогда не ощущали?
М.М.: Только когда что-то подозреваю, тогда включается ясновидение, интуиция...
РЖ: Вообще относительно людей или чаще относительно интересующих вас мужчин?
М.М.: И вообще, и относительно интересующего мужчины.
РЖ: И обычно ваши ощущения вскоре подтверждаются?
М.М.: Да. Я просто вижу, что это так. А потом меня это уже не волнует.
РЖ: По-вашему, в жизни других ведьмы оставляют травмирующий след?
М.М.: Травмирующий у тех, кто сопротивляется, не полагается на божественный поток жизни. А те, кто полагается, не сопротивляются ведьмам. Ведьмы тоже люди. Бороться с ними не надо, надо подружиться или не обращать внимания, а если уже нельзя не обращать внимания, надо быть выше, летать выше на своем помеле - и тогда они не затронут.
РЖ: Кто такие, по-вашему, ведьмы? Связано ли это понятие с полом?
Д.К.: Ведьмы - это больные, несчастные женщины, которые пытаются воздействовать на природу, вместо того чтобы слиться с ней. Поэтому их все время колбасит. С полом это связано лишь в той мере, что женщинам чаще свойственна попытка резко выпрыгнуть из той реальности, которую они не могут изменить (менструальные циклы). Но есть и ведьмаки, и они обычно сильнее. В НЛП, кстати, мужчин, по-моему, даже больше подвизается. Не говоря о политиках, "черных" графоманах типа Сорокина и Ширянова, лидерах религиозных сект и т.п.
РЖ: Встречались ли подобные особи на вашем жизненном пути? Часто?
Д.К.: Да, сплошь и рядом. См. выше.
РЖ: Если да, в вашей жизни что-то кардинально менялось после встречи с ними? А если не встречались, то хотели бы завести с ними знакомство?
Д.К.: С мужчинами-ведьмаками мы оставались на разных берегах реки, сообразив, что нам не стоит сражаться напрямую. Мочить друг друга у всех на глазах неэффективно. Просто на каждый "Низший пилотаж" будет своя "Охота на овец", это гораздо действеннее. Еще посмотрим, кто кого. С женскими же проявлениями колдовства я встречаюсь всегда, когда моя жена меня не слушается. Сначала. А потом начинает слушаться. Как я это делаю - мой мужний секрет, он свой у каждой семьи, не правда ли. Этакое персональное ноу-хау, как сделать из ведьмы добрую фею. Для подсказки - вспомните главный принцип айки-до: "Используй силу противника против него самого" (противник в данном случае - не собственная жена, а те бесы, которые в ней прыгают).
РЖ: В себе не ощущаете "ведьминских" наклонностей?..
Д.К.: Раньше было больше. Но это как с алкоголем или наркотиками - потом долго очухаться не можешь. Посему - некреативно. И для духовного здоровья губительно. Лучше рассказывать хорошие истории. "Рассказывание хороших историй лечит" (Харуки Мураками).
РЖ: По-вашему, ведьма - это "страшно"?
Д.К.: Не страшнее, чем гроза, если ты выполняешь правила пользования громоотводом. Любовь - хороший громоотвод. Юки в "Дэнсе" тоже чуть ведьмой не стала, а гляди-ка - в ангела превратилась.