Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Дмитрий Эссеринг


Глянцевая молодость

Пару раз в год производители одежды и аксессуаров пытаются завоевать 
симпатии потенциальных инвесторов. Показывают, к удовольствию потребителей,
новые коллекции: осенне-зимние и весенне-летние соответственно - 
производители не прочь пару раз в год проинспектировать содержимое чьих-то 
(и наших) бумажников. Интуиция подсказывает, что не прочь и чаще, но это - 
программа-максимум (понравился галстучек - покупай каждую неделю). 
Удивительно: встречаются товаропроизводители, упорно пытающиеся реализовать
произведенный продукт чуть ли не ежемесячно. Товаропроизводители сии - 
издатели глянцевых журналов. Товаров праздных, факультативных и избыточных.
Ботинки необходимы - как без ботинок? Телеология же издания журнала о 
ботинках, тем более - его приобретения - дело туманное, из области 
иррационального. "А нравятся мне ботинки, люблю на них, ботинки, смотреть",
- заявит покупатель (деньги имеются, время свободное). Молодец, правильно 
изложил доказательство необходимости существования Гля!
нца. Эксплуатируем пресыщенное, ничем не обремененное желание (с 
простенькой частной - человеческой точки зрения обилие радующих глаз 
обложек на лотках - факт замечательный: жив курилка).

Хороши журналы о подводном плавании, Формуле 1, занимательны модные галереи
на женских страницах, сильные авто на мужских. А раз машинерии желания все
возрасты, по слухам, покорны, имеется и молодежно-глянцевая ниша. Ничем 
примечательным из общего блеска не выделяющаяся, и все ж особенностями 
небольшими обладающая.


История журнала "Птюч"

Году в девяносто четвертом отправиться в т.н. ночной клуб было чистой воды 
удовольствием. Вода периодически заливала всякие нужные помещения, в 
которые с неумолимой настойчивостью заглядывали посетители с зелеными 
волосами, расширенными зрачками и сознаниями. Молодежь, как всегда, 
встречалась разная: одна только-только ознакомилась с трудами 
психоделического гуру Т.Лири, под впечатлением жевала с аппетитом марочки и
под 120 ударов в минуту улетала в астральные запределья; другая захаживала
чисто отдохнуть - хлопнуть полбутылочки текилы - золотой или серебряной, -
закусить той самой марочкой и отправиться получать законный угар. И первые
и вторые, а также сочувствующие, завидующие и противоборствующие сливались
с чувством воедино на клокочущем танцполе. Ди-джей непринужденно 
подмахивал пластиночки, разили лазеры, слепили разгоряченных 
присутствующих. Остроумные приспособления выпускали специальный дымок. 
Публика носила зеленое в крапинку, фиолетовое с бантиком, орала, топала и !
попеременно впадала в экстаз.

"Птюч", дитя рейв-хаус-мультуры...", - начинает очередной абзац В.Курицын. 
Органицизм немножко архаичен, тем более относительно технологично 
ориентированного начинания, но в целом причинно-следственная связь выделена
очень даже верно. "Птюч" обязан своим пестрым появлением на свет, см. 
выше, молодежной субкультурной традиции, замечательной и энергичной. 
Анализируя бесстрастно ситуацию извне, приходишь к несправедливому выводу: 
этот "Птюч" нагло паразитирует на трудах честных ди-джеев, талантливых 
промоутеров, телепередач и прочих форматных институций. Вглядевшись внутрь,
с благоговением обнаруживаешь, что и "Птюч" - одна из этих институций. 
Конечно, "Птюч", как представитель медиа печатных, сугубо маргинален в 
чащобе эфиров, штампующих культурных героев и продуцирующих легитимности во
первую очередь. И как медиа, "Птюч" все ж таки способен созидательно 
поработать на благо традиции: мы, по старой памяти, самые читающие... А еще
говорят, был "Птюч" проектом художественным, аванг!
ардным, а превратился в подобие ровесников. Да, публика, умело 
завербованная галлюциногеном рейв-хауса, была наипередовой (диссидент Лири 
напечатался во втором номере "Птюча"), но незадача: верные адепты имеют 
обыкновение вырастать, переползать из одного культурного пространства в 
другое (благо есть сейчас подходящие просторы). В клубы ныне все больше 
забредают представители старших классов общеобразовательной школы, 
благодаря чему редакторы "Птюча" бодро заявляют: "Птюч" - для 
пятнадцатилетнего потребителя. Нормально: нормальные культурные реалии 
(кажется).

 Традиционализм "Птюча" ведет к тому, что вокруг общины вырастает 
малопроходимый частокол. Хочешь перебраться - обзаводись фосфоресцентными 
линзами, правильными ботинками-штанишками, отдыхай в таких-то местах, 
разбирайся в сопутствующей информации, слушай нужную музыку. "Птюч" ведь не
журнал, "Птюч" - движение (в рамках чего - знаем). Имелся клуб "Птюч", 
есть ди-джеи птючового клана. Осознанно взять в руки "Птюч" - значит 
автоматически превратиться из наивного читателя в знающего, вовлеченного, 
стать частью, стать одним из. По молодости лет - заманчиво. Очень тонко. 
Замкнуто, закрыто, репрессивно. Свои радуются (см. фото наших - 
представителей соответствующей референтной группы).

Итак, "Птюч" ярко репрезентирует мифологему свойскости (а еще подсказывает:
ребята, альтернатива есть - внешняя по отношению ко мне, разумеется).


История журнала "ОМ"

Депрессивный разгул, инициированный мрачностями поколения Х (или 
химического, или другого какого нелицеприятного), подрастающая российская 
публика безболезненно проспала. Мрачноcти никак ее не потревожили: не было 
у мрачностей средств связи, экипировка подвела. Прошли недолгие годы, 
нужные люди подсуетились, и к середине нами обживаемых и до нас докатилась 
теплая гедонизированная волна. Кое-кто пришел к выводу, что местная 
молодежь тоже имеет право на отрыв по полной программе: смотреть самое (на 
тот день и час) - кино, слушать самую - музыку, носить самые - вещи и даже 
воспроизводить самый - дискурс (не зря же трудились с полдюжины талантливых
колонистов). Вслед за "Птючом" выплыл журнал "ОМ", не без основания 
рассчитывавший на наиболее активную часть электората. Активные повышали 
свое благосостояние, с любопытством листали пленительные ОМовские 
fashion-галереи, заглядывали в бутик с одноименным названием, вовремя 
открытый, а заодно знакомились, по возможности, с остаточным с!
одержанием (впрочем, разрешительна и иная интерпретация). Обязательное 
письмо редактора сопровождалось стильным фото обитателей ОМовских коридоров
(сопровождается до сих пор). Обитатели, не менее стильные, чем сами фото, 
повергали в шок слабонервных: непринужденностью, красотой и интеллектом 
(дух захватывает, завидуешь и следуешь). Такие фрагменты появлялись в самих
письмах: "... ОМ не хотел стать одним из... Его задачей было донести не 
только культуру мэйнстрима, но и забытую, неизвестную или находившуюся 
долгое время под запретом альтернативную культуру, которая так или иначе 
повлияла на общество". Кто не хочет быть лучше? Дело за малым: постараться 
убедить в своей крутизне ОМ-потребителя. Альтернативное прочтение: убедить 
в крутизне ОМ-потребителя. Ты - лучший, потому покупаешь лучший журнал. 
"ОМ" - лучший журнал, потому ты его покупаешь. Как ни крути, все мы хотим 
знать больше (и я тоже?)... Покупаемся и покупаем.

Итак, хитовая мифологема, раскручиваемая журналом "ОМ", - мифологема 
элитарности (мурашки по коже и гордость в сердце, жжет внутри).


История журнала "Хакер"

Зарплату получать - всяк не прочь, равно как и справиться с острой 
конкуренцией. На протяжении последних нескольких сложных лет россияне 
дружно обзаводились РС, самые прозорливые подключались ко Всемирной 
Паутине, пираты штамповали, ясно, пиратские CD-rom"ы, издатели изобретали 
очередные компьютерные журнальчики: о hard"е, soft"е, Интернете, системных 
блоках и чипах сложной конфигурации - в общем, с прицелом на 
узкоконфессиональные сообщества специалистов-пользователей. Журнальчики 
были озабочены профессионально виртуальностями и на гнездящуюся покамест 
кое-где реальность внимания не обращали. И зря. В 1998 году вышел первый 
номер (специального, конечно) журнала "Хакер", на обложке которого 
разместились портреты интернационального MTV-достояния: природного человека
Бивиса и интеллектуала Батт-хеда. Пусть два американских придурка к 
высоким технологиям отношение имеют отдаленное - дружную аудиторию "Хакер" 
сколотил себе моментально, аудиторию молодежную и не самую маленькую: "Д!
ругой обложки и быть не могло", - улыбается редакторский коллектив. 
Действительно, есть же доступный, удобоваримый общемолодежный культурный 
контекст - уж MTV и иже с ним постарались. Есть звездные, или, как говорят 
иные умные люди, знаковые персонажи, право на эксплуатацию которых - залог 
отнюдь не узкоконфессионального успеха. Бакланы - существа туповатые, но 
нами любимые - можно и пригласить (не следует игнорировать контекст - 
дельный совет от глянцевой молодежи).

Продолжаем. Хакер - непримиримый борец с кавказским пресс-центром, мировым 
бизнесом и еще черт знает с чем. Нонконформист high tech-пошиба. Лозунг 
чего стоит: "журнал компьютерных хулиганов". Бытует мнение, что 
компьютерные хулиганы засовывают в дисководы склизкую дрянь, а при мысли об
участи мониторов руки опускаются. Ан нет: форматные "хакерные" хулиганы 
прилежно учатся преодолевать препятствия в хитроумных играх, штудируют 
особенности Интернет-навигации, ну и в придачу (редакторы оправдывают 
экзотический посыл) получают практические сведения из области сетевого 
администрирования-программирования, непримиримыми бунтарями, оказывается, 
именуемого хакерством. Ловко: будет ли подрастающий нет-хед вдаваться в 
тонкости разборок между означаемым и означающим, тем более что последнее 
так близко маленькому стихийному хулиганчику. Возраст берет свое: "нет 
преград" и т.д. (из радиорекламы журнала "Хакер").

Итак, мифологема за номером три, персонифицированная в вольнолюбивых 
пельменях и полюбившаяся журналу "Хакер", - мифологема отвязности (нам, 
типа, все можно , хе-хе, хе-хе).


Подводя итоги:

1. Предлагаемые выше заметки - плод условный, так, характерности отметить. 
Характерности, по скромному разумению, отмечены. Еще не забудем отметить, 
что всякое удобоваримое молодое глянцевое начинание с удовольствием 
использует не какое-то из..., но, по примеру журнала N., смешивает разом 
все ингредиенты. В разной пропорции и с разными добавкам.

2. Исключительно перспективная тема взаимоотношений власти/глянцевых. "Вы 
же пронаркотическую кампанию проводите", - ворчит власть. "Отнюдь, - 
удивляются глянцевые, - у нас стильные антидраговые картинки". Поколение 
next и post-next.

3. У них все впереди.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное