Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Шведская полка


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек



Шведская лавка # 79

Выпуск подготовил Роман Ганжа


Поль Вирилио. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. И.Окуневой. - М.: Гнозис, Фонд "Прагматика культуры", 2002. - 191 с. Тираж 1500 экз. ISBN 5-7333-0200-3

Рубрика - "диагноз современности". Жанр - "тезисы". Амбициозная попытка учредить язык нового тысячелетия. Неологизмы: "телеприсутствие", "глобалитаризм", "трансполитика", "метагеофизика", "метаполитика", "метаполис", "трансгоризонт", "социокибернетика", "кибермир", "кибербомба", "киберпреступление", "трансчеловек". Очень по-французски: диагноз ("кризис") поставлен, но при этом не совсем ясно, каковы же все-таки нозологические установки автора: "кризис" - это "болезнь", или это "мутация", "рост", "эволюция"? Разбирайтесь сами. Вот вам дайджест:

Современная наука: установка не на "истину", а на "эффективность", или, что то же самое: не на "аналоговое", а на "цифровое". Раньше наука "устанавливала", "открывала" и "представляла", сегодня мы имеем "устранение истины" и "ускорение реальности до полного исчезновения".

Аристотелева метафизика присутствия предполагает какую-то иерархию сущностей, систему мест, разделенных пространством и временем, в том смысле, что существуют объекты, для достижения которых необходимо усилие, напряжение способностей. "Индия", которую стремится завоевать Александр Македонский. "Истина", которую стремится познать Философ. На сегодняшний день эта метафизика исчерпала все ресурсы. География уже исчезла: все расстояния эффективно преодолены. Доступ к истине также не составляет проблемы: достаточно нажать кнопку новостного канала.

"Для американских военных чиновников глобальное оказалось внутри конечного мира, замкнутость которого порождает многочисленные материально-технические проблемы. А локальное стало внешним, периферией, если не сказать, разросшейся окраиной мира! <...> Таким образом, для генерального штаба армии Соединенных Штатов зернышки яблок находятся уже не внутри, а вне яблок, как и дольки апельсинов вне самого апельсина: кожура вывернулась наизнанку. Внешнее - это не только кожа, поверхность земли, это также все in situ, все локализованное, находящееся именно там или именно здесь".

Различия между внутренней и внешней политикой больше не существует, как не существует четко разделенных "внутри" и "снаружи". Это как если бы в монаде Лейбница (монада - метафизическая точка, которая, будучи спроецированной в тело, дает точку зрения) больше не осталось никаких неясных перцепций. Лейбниц, как мы помним, отрицает существование единой и универсальной точки зрения, в которой весь мир был бы актуальным. Но точка зрения "Пентагона и Госдепартамента США" именно такова, и посредством массовых телекоммуникаций любой человек может инкорпорировать в свое тело эту точку зрения. Все складки распрямились, все монады слились в одну, возникает "мировой метаполис, центр которого везде, а окружность - нигде". Бог, оказывается, вовсе не умер. Он просто сменил прописку: теперь он обитает в суперкомпьютерах американского военного ведомства.

В мире больше не осталось светотени: все его укромные уголки вырваны из тьмы резким светом новых солнц - военных спутников и live cams в недавно окультуренной военной сети Интернет. "Видение", которое раньше было духовной практикой конечного человеческого существа, теперь вынесено вовне. Человек с его "способностями" и "разумной душой" оказался не у дел. Взгляд, который в эпоху Ренессанса обрел перспективу и устремился за линию горизонта, наконец обогнул земной шар. "Так как больше нет горизонта, к которому можно было стремиться, изобретаются новые, подложные горизонты".

Чувственное восприятие утрачивает свой объект, предметы утрачивают глубину и протяженность, материя лишается присущей ей косности и инертности. Эманация Божественного Света завершена. Грех искуплен. Плоть одухотворена. Получается, что все эти древние мистико-метафизические конструкты были туфтой, обманом. Преображение телесности, как полагает Вирилио, вовсе не означает достижения какого-то нового, лучшего "качества" жизни. Вот, например, феномен массового чтения. "Промышленное книгопечатание побуждает к чтению в одиночестве, то есть в тишине, и мало-помалу лишает людей навыков говорения и слушания, необходимых для чтения вслух (публичного, полифонического...), распространенного в эпоху, когда рукописи были относительно редки. Тем самым книгопечатание приводит к обеднению языка, который утратил не только свою социальную выразительность (т. е. изначальную способность выражать свои мысли), но и выразительность пространственную (акцентирование и просодию). По! этика народной речи вскоре угасла, умерла - как говорится, испустила дух - и растворилась в академизмах и плоском языке пропаганды и рекламы".

Слова уступают место непосредственности картинки в реальном времени. Скоро нам уже нечего будет сказать друг другу и у нас не будет времени это делать, потому что мы разучимся слушать или говорить, как сейчас мы уже не в состоянии хорошо писать. "После быстрого растворения множества родоплеменных диалектов в академическом языке развитых наций, сейчас уже забытом в угоду всеобщему словарю e-mail, жизнь планеты становится все более похожей на историю без слов, немое кино, роман без автора, комиксы без реплик".

Во всех смыслах этого слова "человек" уже не является эталоном мира, мерой всех вещей. Больше не существует "места", которое раньше занимал "человек" и из которого осуществлялось "понимание" и производилась "история" и "политика".

"Что мы выберем: медленную и осмотрительную, обусловленную географическим положением демократию, по типу прямой демократии собраний швейцарских кантонов, или же медиатизированную live-демократию, по образцу измерения рейтинга аудитории коммерческого телевидения или проведения опросов общественного мнения? Проблема, стоящая перед нами сегодня, не что иное, как проблема непосредственности и мгновенности в политике. Откажемся ли мы от власти человека над своей историей, подчинимся ли мы авторитету машин и тех, кто их программирует? Увидим ли мы механическую передачу власти политических партий электронному или еще какому-нибудь оборудованию?"

Все это можно обобщить посредством оппозиции "феноменология / отрицание феноменологии". "Феноменология" здесь - это традиционный способ познания, предполагающий способность человека к совершению определенных действий, как то: усмотрение "сущности", установление "подобия" (analogon), выявление "смысла", очерчивание пространственного и временного горизонта вещей и событий. Отказ от всего этого в пользу "автоматизированной обработки знаний" и "сверхбыстрой коммуникации" - это отказ от какой бы то ни было осмысленной деятельности и от действия вообще, которое составляет сущность человека как вида. Это называется "чистая война": "Подспудная цель технических изобретений конца тысячелетия состоит в том, чтобы сделать информационными все военные и гражданские отношения. И последней преградой тому представляется <...> сама жизнь, человек - отдельный мир человека, - которого нужно захватить или уничтожить любой ценой ради индустриализации всего живого".


Андрей Шарый. После дождя. Югославские мифы старого и нового века. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 239 с. Тираж не ук. ISBN 5-86793-180-3

На самом деле анализа этих самых "мифов" вы тут не найдете. Это скорее "заметки путешественника". Например, прекрасное описание загребских кофеен. Ну и так далее: природа, климат, люди... Цивилизационные константы: море, горы... Экскурсы в историю... Кустурица... Павич... "Лайбах"...

Цитата: "То, что Павич - именно сербский писатель, всего лишь случайность. Но, я думаю, прав и Генис, утверждающий: "Все разновидности "магического реализма" растут лишь в тех неблагополучных краях, где натуральность и гротеск, реализм и фантастика перемешиваются в мучительной для жизни, но плодотворной для литературы пропорции. Лучшие сочинения рождаются в момент кризиса. Самое интересное в культуре происходит на сломе традиционного сознания, когда органика мира уже пошла трещинами, но еще держит форму: уже не глина, еще не черепки..." Для сербов и Сербии это сомнительное утешение: если гений Павича - расплата за многократный распад страны, национальное унижение и нищету, то цена эта слишком велика. На переломе веков "органика сербского мира" превратилась даже не в черепки - в черепки черепков, в мельчайшее крошево. Отсюда у Павича - и совсем не удивленное ожидание близкого Апокалипсиса ("Сегодня конец света настолько созрел и стал таким вероятным, ! что вызвать его может даже трепетание крыльев какой-нибудь бабочки"), и ворчание в адрес западной цивилизации ("Всякий раз, когда Европа заболевает, она просит прописать лекарство Балканам"). Отсюда - вызывающая самооценка в разговоре с любым собеседником-иностранцем (и я не стал исключением), выставленная к тому же на всеобщее обозрение чуть ли не на первой странице персонального Интернет-сайта: "Самый знаменитый писатель самого презираемого народа". Отсюда - и антизападный настрой романа "Звездная мантия", навеянный горечью военных для Югославии весенних месяцев 99-го года".


Лора Энгельштейн. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению / Пер. с англ. В.Михайлина, Е.Филипповой, Е.Левинтовой. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 328 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-86793-178-1

Цель этого обильно документированного проекта, в конечном счете - понять, для чего скопцы себя оскопляли. К сожалению, исследование вязнет в эмпиризме, желанный ответ теряется в обилии фактического материала. Автор просто не знает, с какими теоретическими мерками подступиться к скопцам. Есть, понятное дело, ересь "дуализма", есть феномен "народного православия"... Рабочая гипотеза вырисовывается такая: древние христианские архетипы перерабатываются на почве местного культурно-исторического материала, обрастая дополнительными смыслами... Привой, подвой... Растительная такая гипотеза. Которая на самом деле не в состоянии объяснить, почему результат прививки оказался именно таким, а не другим. Но в целом книжка хорошая, интересная, с картинками.

Цитата: "Во время второй операции, рассказывает Прудковский, он почувствовал, как будто "какой-то зверь хватил меня зубами и сразу вырвал полживота". Захлебываясь от боли, мальчик закричал изо всех сил, повторяя протяжный ритуальный возглас: "Христо-ос воскресе!" "За стеною, - продолжает Прудковский, - послышались рыдания; потом все стихло. Оскопитель вышел туда, объявил, что "через огненную реку перелетели", и тут же бросил в топящуюся печь часть моего тела" <...> Свое описание он заканчивает воспоминаниями о страшной боли после операции. "Я между тем, лежа в корыте, подплывал горячей кровью. Несколько раз появлялась сильная тошнота". Он истекал кровью. "В глубине раны разыгрывалось какое-то возбуждение, отчего рана начинала вдруг делаться выпуклою, так что чувствовалось сильное давление на повязку. Потом, как-то странно дрогнув, выпуклость опадала и при этом кровь, ударяясь в повязку (слышалось даже журчание), лилась из-под нее теплыми струями. Чув! ствуя приближение такого симптома и стараясь не допустить этого мучительного вздрагивания, я каждый раз изгибался в клубок, но бесполезно: явление все повторялось и повторялось. В продолжение целой недели меня каждое утро подымали из лужи крови; застывшие куски ее, пристав к рубашке, тряслись на мне как студень"".


Как работает стихотворение Бродского: Сборник статей. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 303 с. Тираж 2000 экз. ISBN 5-86793-177-3

Бродский и Фрейд. Бродский и Юнг. Бродский и мандала. Бродский и Упанишады. Бродский и мантры. Бродский и Йейтс. Бродский и Оден. Бродский и Элиот. Бродский и Кенигсберг. Бродский и Сантаяна (Бродский и Сантана - тоже неплохо). Бродский и попрание норм. Бродский и танго. Бродский и джаз. Бродский и вещи. Бродский и призраки. Бродский и Бог. Бродский и материя. Бродский и природа. Бродский и память. Бродский и Белфаст. Бродский и Ахматова. Бродский и Клиффорд Браун. Бродский и строфа. Бродский и центр. Бродский и граница. Бродский и время. Бродский и жизнь. Бродский и смерть.

Из статьи Елены Петрушанской (Италия) "Джаз и джазовая поэтика у Бродского": "Джазовый формообразующий стержень - это импровизация на тему-постулат, раскрытие ее разнообразных, подчас неожиданных свойств, и нередко - "отлет" в сторону и ввысь от исходного пункта <...> Поэт, как мастер свинга, открывает своеобразные, нежданные повороты темы <...> Интересно было бы сравнить с джазовыми синкопами постоянный обертон поэтики Бродского - анжамбеманы <...> Тут открываем важнейшее качество поэтики бибопа, которое представляется столь близким Бродскому. Это вызывающая дерзость, смелость виртуозности <...> Блюзовая музыкально-выразительная система, поэтика и этика оказались близкими Бродскому или органично воспринятыми им наряду с суммой влияний прежде всего литературных".


Виктор Пивоваров. Серые тетради. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 383 с., ил. Тираж не ук. ISBN 5-86793-179-Х

Эдуард Гороховский. Овсей Дриз. Илья Кабаков. Эрик Булатов. Эдуард Штейнберг. Юрий Куперман. Игорь Холин. Юрий Мамлеев. Иосиф Бродский. Генрих Сапгир. И другие.

Цитата: "Маленькая комнатка в коммунальной квартире. У окна небольшой стол, покрытый белой скатертью. Рядом диван с высокой спинкой и валиками по бокам. Напротив постель, застеленная одеялом, и платяной шкаф. В шкафу два отделения, узкое и широкое. В узком полки с постельным бельем, майки, трусы, носки, коробочка с нитками. Под одной стопкой белья деньги и квитанции. В широком отделении на плечиках пиджак, рубашки, брюки, зимнее и демисезонное пальто, плащ. Справа у окна этажерка с книгами: О. Форш "Одетый камнем", Ромен Роллан "Кола Брюньон", Джек Лондон "Мартин Иден", Дживелегов "Начало итальянского возрождения", Михаил Козаков "Человек, падающий ниц", Э.Колдуэл "Повести и рассказы", Г.В.Катулл "Стихи", "Мастера искусства об искусстве", том II, Бодлер "Стихотворения в прозе", Л.Фейхтвангер "Братья Лаутензак", Ремарк "Три товарища", Токубоку "Лирика" и другие".

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное