Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
http://russ.ru/culture
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/journal/archives/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Михаил Визель

Кошачий глаз

"Романс" ("Romance"), режиссер Катрин Брейя. Франция, 1999

Бердяев, помнится, говаривал: "женщина - носительница половой стихии в этом
мире". У женщины пол разлит по всей плоти организма и по всему полю души, 
а у мужчины - более специализирован и дифференцирован, т.е. занимает только
часть его самого. (Н. Бердяев, "Смысл творчества", гл. VIII "Творчество и 
пол. Мужское и женское.").

Обычно при писании рецензий и отзывов стараешься эту самую 
специализированную половую часть души не задействовать, чтобы было понятно 
и читательницам. Но в случае с фильмом "Романс" французского режиссера 
(режиссерши?) Катрин Брейя это совершенно невозможно - фильм целиком и 
полностью посвящен именно "половой стихии". Причем не столько "плоти 
организма", сколько "полю души".

Поэтому все, что я буду писать дальше - это, безусловно, субъективный 
мужской взгляд.

Сюжет "Романса" совсем прост. У молодой брюнетки-учительницы (Каролин 
Дюсей) проблемы с парнем, которого она безумно любит и с которым живет 
вместе уже три месяца. Он ее вроде тоже любит, но почти никогда не хочет. 
Не потому что импотент (тот, как известно, хочет, но не может) и даже не 
потому, что латентный гомик (тот хочет, но другого), а просто совершенно 
асексуален, то есть, совсем по Бердяеву, чувствует себя полноценным 
человеком без всяких этих глупостей, и если изменяет героине, то с 
экзотическим китайским блюдом и с книжкой Чарльза Буковского.

Та, чтобы его расшевелить, тоже изменяет ему - сперва с первым попавшимся 
жеребцом (действительно жеребцом: говорят, что актер Рокко Сиффреди - 
мировая порнозвезда), который, однако, ей быстро надоедает своим 
непроходимым мачизмом, а затем - с собственным директором (почти отцом, не 
правда ли?), состарившимся доктором Каццуоло (в другом переводе - доктор 
Хуильо, см. "Город женщин" Феллини) с благородно убеленными висками. Тот 
извлекает со дна сундука (в прямом смысле) сложный садомазохистский 
реквизит, но проделывает все настолько куртуазно, что кажется, будто все 
его хомуты и ошейники пропахли то ли амброй XVIII века, то ли просто 
нафталином. Впрочем, героине нравится.

Наконец ей удается забеременеть от своего парня, и оказывается, что никакие
другие мужчины, кроме этого, еще не родившегося, ей просто не нужны. 
Кончается фильм совсем просто - страшно и неожиданно.

Незамысловатая эта история, однако, шокирует и врезается в память - не 
только и не столько откровенностью сцен (показывали нам уже и японскую 
"Империю страсти", и опусы Тинто Брасса), сколько тем, что поданы эти сцены
совсем по-другому, чем мы до сих пор привыкли видеть в традиционном, то 
есть мужском кинематографе.

По газетам прошло недавно сообщение 
[http://vesti.ru/tok/11-10-1999_tok.htm]: английским биологам удалось 
подсоединить электроды к глазным нервам кошки и расшифровать передаваемые 
ими сигналы. Таким образом, говорилось в публикациях, человеку впервые 
удалось увидеть мир совсем по-другому - "мир глазами кошки".

От "Романса" остается именно такое ощущение, и ощущение это очень странно: 
я впервые увидел секс глазами женщины, секс в широком смысле слова.

Такова уж природа кино - режиссер заставляет нас посмотреть на мир своими 
глазами и почувствовать его своими чувствами. Я вдруг понял, как 
смехотворен может быть герой-мачо и безобиден и деликатен - любитель кляпов
и наручников, как можно любить "слабака", как важен и как далек от 
"человеческой", то есть от мужской жизни сам процесс беременности и родов, 
а главное - как можно вести бесконечный внутренний монолог все об одном и 
том же - о любви, любви, и ни о чем кроме любви. Страшный же и неожиданный 
конец фильма - высокий образец женской логики, делающий ее, эту логику, 
чуточку понятнее.

Признаться, я привык относиться к феминизму с изрядной долей юмора, считая 
его чем-то вроде девичьей игрушки или, мягче сказать, костыля, красивым 
полноценным женщинам не нужного. "Романс" это мое представление очень 
сильно поколебал. Возможно, действительно, когда в твоей стране (в данном 
случае - во Франции), в твоем социальном слое полностью лишены проблемы с 
жильем, с бытом, с досугом, с автомобилями, совершенно закономерно встает 
проблема альтернативного взгляда на мир. И наше привычное зубоскальство над
американской политкорректностью говорит только о том, что США далеко ушли 
вперед не только в компьютерах.

Сходите на "Романс", если чувствуете, что между вами и вашей девушкой 
начинает вырастать стена непонимания. Если у вас нет постоянной девушки - 
тоже сходите: может быть, поймете, почему у вас ее нет. Только имейте в 
виду: с "Вечерним шоу для одинокого мужчины" этот фильм ничего общего не 
имеет.

----------------------------------------------------------------------------
Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture
Культурный гид http://russ.ru/culture/guide
Соглядатай http://russ.ru/journal/culture/soglyad

Современное искусство в Сети http://guelman.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное