Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Столпник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Вячеслав Глазычев
"С нашей точки зрения"

Использование этой двусмысленной формулы Алексием II, недавно вновь публично утверждавшим оруэлловскую формулу равенства обитателей фермы, из которых одни равнее других, заставило вздрогнуть. Практически не только нечестивые протестанты и тем более богопротивные кришнаиты, но и неверующие теперь подозрительны.

Достали!

Было время: дружина конунга Владимира загнала народ в речку и объявила его христианским. И было время: президент Ельцин явил миру благостное выражение лица, держа свечечку в мощной длани. Президент может быть верующим сколько его душе угодно, но вид начальствующих в церкви, размноженный телевизионными каналами, перестает быть личным делом начальствующих, преобразуясь в откровенный знак нарушения принципа отделения церкви от государства.

Конституция, в несокрушимости которой нас уверяют, нарушается с самого верха, и только врожденная лень, подкрепленная сомнением в объективности басманного правосудия, препятствует тому, чтобы обратиться к судебной защите.

Асимметрия в государственной архитектуре всегда рискованна. Как гражданин я чту право каждого на веру по вере его, но так же точно имею право на защиту от напора не столько немногочисленных староверующих, сколько новообращенцев. Страна как была языческой, так и осталась, однако, отвечая на вопросы анкет, все большее число людей считает необходимым - на всякий случай - назваться православными. Отчасти дело в моде, отчасти в опаске, но когда без освящения не открывается едва ли ни один новый офис, когда святой водой кропят подлодки и ракеты, здания школ и казино, когда московский набольший начальник отзывает собственное разрешение, в полном соответствии с законом выданное кришнаитам - несколько смешноватым в нашем климате, - разум закипает.

Можно понять, что, испытывая неудобство от дефицита как идеологии, так и гражданских институтов, власть не прочь ухватиться за институт церкви, у которого есть неоспоримое достоинство исторической древности. Можно понять, когда, уподобляясь давнему купечеству, строившему церкви куда охотнее, чем школы, вчерашние бандиты расставляют часовни на всяком месте, надеясь, что "оно поможет". С некоторым усилием можно понять, почему православная иерархия, опасаясь конкуренции со стороны динамичных протестантов, предпочитает взывать к государству на предмет борьбы с "нетрадиционными" церквями, вместо того чтобы, объединив с ними усилия, пытаться противостоять реально опасному сектантству. Выше моих умственных способностей понять, на каком основании в нашей стране, отнюдь не отличающейся патологическим трудолюбием, Рождество или Пасха учреждаются как дополнительные государственные праздники, а, скажем, Науруз - нет. Впрочем, в Татарстане как раз и учреждается, что вряд ли способствует жизненно важной задаче сохранения единства пространства культуры, тем более что массив вполне "традиционного" ислама разрастается, обнимая значительную часть Оренбуржья, Ульяновской или Пензенской губерний, Чувашии и Мордовии.

Понять, однако, можно многое, хотя не всякое объяснение есть оправдание, но когда дрогнуло экс-министерство образования, а телевидение дает все больше места высокомысленным рассуждениям откровенных сторонников уваровского триединства наряду с платными зазывами магов и чародеев всех мастей, пора строить Сопротивление.

Школа - критический рубеж. Такой же или еще более важный, чем вопрос о свободе пикетов, митингов и демонстраций, все же вызвавший наконец публичную реакцию. (Кстати, в Сокольниках участников митинга по поводу планируемого сноса домов фотографировали, а затем одних оштрафовали, а от других милиция требовала объяснительных записок, так что закон в поправленном после протестов виде очень нужен.) Не следует верить убаюкивающим разговорам о том, что речь - хотя бы в Москве - о факультативе (да продлятся дни госпожи Кезиной), о невинности курса основ православной культуры: коготок увязнет - всей птичке пропасть! Дело не в частностях. Фальшива сама постановка вопроса. Было бы смешно возражать против того, чтобы в школе узнавали хоть что-то о том, что религия - стержень формирования и развития культур в течение тысячелетий. Для этого требуется одно: сделать наконец качественный интерактивный курс всеобщей истории для школы. Курс, в котором наряду с панорамой развития технологии и социальных институтов найдется место для истории мысли, включая Сократа, Лао-Цзы, книгу Бытия, заповеди Моисея, речения Будды, Нагорную проповедь и тексты изумительного диалектика, известного под именем апостола Павла, и избранные тексты Корана и Сунны.

Задача из класса решаемых.

Воскресные школы при церкви - превосходно, лишь бы ретивые местные власти не стали делать их посещение практически обязательным. Школа же есть светский институт светского государства Россия, как и светский институт светского государства США, где по решению суда из кабинета директора школы была убрана даже не икона, а картина религиозного сюжета; или Франции, где республика, пусть с немалым запозданием, пошла на крайний риск, запретив ношение в школе крупногабаритных знаков религиозной принадлежности.

Там осознали, что школа - это критический рубеж, пора бы и нам.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное