Где ничего не положено - нечего взять. Откуда забрали, там пусто. С этой старинной народной мудростью вполне согласуется и известный всем со школьных лет закон сохранения вещества Ломоносова-Лавуазье.
Теперь, пожалуйста, ответьте мне на такой вопрос: нужны ли нашей стране патриоты или хотя бы просто законопослушные граждане? Вообще, как писали классики отечественной фантастики, нужны ли мы нам?
Название этого законопроекта, надо сказать, впечатляет само по себе, независимо от содержания. Судите сами: "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Не сумевшие найти полный текст этого "О внесении изменений..." вынуждены, так же как и я, пользоваться тем, что удается выудить из СМИ. Если что-то понято неверно, "старшим", то есть более осведомленным, товарищам предлагается нас поправить в рамках, так сказать, "общенациональной дискуссии". А пока речь пойдет о том, что наиболее близко - мне как матери, учителю, а в будущем - и пенсионеру.
Сначала о детях. Если я правильно поняла, планируется бесплатные завтраки и льготные проездные заменить денежной компенсацией... Кому? И в каком объеме? И какова гарантия того, что заботливые родители вместо завтрака не купят на эти деньги что-нибудь очень необходимое для дома, для семьи или себя любимых? Мы что, приставим чиновников следить за целевыми тратами? А сколько детей завтра откажется от спортивных секций и другого дополнительного образования, потому что дорого платить за проезд? Сколько образовательных экскурсий не состоится по той же причине?
Мне кажется, льготы детям не отменять надо, а наоборот, расширять, вводя дополнительные - может быть и в зависимости от дневниковых отметок. Проезд и завтраки, а еще хорошо бы форма - бесплатно всем, а путевки, освобождение от платы за дополнительное образование, какие-то премии и гранты - особо отличившимся и одаренным. Причем выделить для этого деньги из федерального бюджета, не оставляя на чей-то произвол. Зачем? Да затем же, зачем в хорошей семье прежде всего кормят, одевают и учат детей, а потом уже ждут отдачи - и то не обязательно.
Родителей тоже, кажется, собираются лишить пособий на детей. Передать этот вопрос на усмотрение местных органов и сделать дотации адресными. Вроде они все равно слишком маленькие и погоды в семье не делают. Но то, что они маленькие, - это еще одно безобразие. А насчет адресных субсидий тоже можно посомневаться.
В любой школе можно найти детей, у которых мама - домохозяйка, папа временно не работает, а между тем семья "упакована" куда лучше других, потому что у родителей нефиксированные источники доходов. Именно такие семьи, скорее всего, получат и "адресное пособие", потому что это потребует такого количества разнообразных справок и документов, что далеко не каждый работающий родитель возьмется их собирать, а скорее махнет рукой - за это время я больше заработаю. На это, возможно, и рассчитывали лица, готовившие законопроект. Итак, в семью предлагается вкладывать самый минимум, чтобы только обозначить присутствие заботы о семье со стороны государства.
Теперь об учителях. Насколько я поняла, планируется отменить единые тарифные ставки, зарплата в школах также передается в ведение муниципальной власти в зависимости от наличия средств в ее казне. Как вы думаете, какие средства окажутся в наличии? Вот и я о том же... Надбавки учителям за различные виды работ тоже, по всей видимости, будут отменены. Например за проверку тетрадей. Но ведь это несправедливо - любому понятно, что учителя русского языка и математики проверяют работ гораздо больше, чем, например, учителя биологии или обществоведения, не говоря уже о специфическом удовольствии проверить тридцать пять тетрадей, в которых разными почерками и с разными ошибками выполнено одно и то же задание.
А как с классным руководством? Тоже на общественных началах? Это льгота такая - следить за успеваемостью и посещаемостью, отвечать за жизнь и здоровье тридцати - тридцати пяти подростков на турслете или спортивном соревновании?
В интервью РЖ очень продвинутый педагог высказал замечательную идею: учителям много платить не надо, иначе набегут случайные люди.
Продвинутый педагог, видимо, и в школе работает продвинутой, имеющей гранты и спонсоров, иначе он бы знал, кто сейчас работает в массовой школе. В основном это женщины, имеющие - или на момент устройства на работу имевшие - детей школьного возраста. Зачастую "девичья профессия" у них далеко не педагогическая: математику преподают инженеры, физику и химию - тоже, гуманитарные дисциплины - юристы, экономисты, музыкальные критики и архитекторы.
Многие из них искренне любят детей, проходят всякие курсы повышения квалификации, добросовестно относятся к своему делу и не хотят уходить из школы, даже когда причина прихода отпадает. Но факт остается фактом: многие учителя пришли в школу случайно. Что же их там держит? О, чаще всего такие пустяки: радость совместного творчества, когда каждый урок как первый, и после каждого звонка на урок ты выходишь к доске, как актер на сцену, и только от тебя теперь зависит, будет ли интересно публике. Доверие, любовь и уважение - скажете, нет? Да как же нет, когда я сама это неоднократно испытывала. Да, есть не слишком умные ученики, есть болтливые, агрессивные, больные наконец, и всех обучить (ну хоть что-то они ведь все равно узнают) - это такой кайф! (В смысле - огромное моральное удовлетворение.) И это что, повод платить учителям бесстыдно маленькую зарплату? Кстати, на эту же зарплату учителя
часто вынуждены покупать наглядные пособия, оборудование для кабинета, да и тот же мел например. Сейчас существует надбавка в 100 рублей на покупку методической литературы, но и она попадает в категорию отменяемых льгот.
Какая экономия! И на чем: ведь именно от учителя, его самочувствия и самоуважения во многом зависит воспитание столь необходимых для каждой уважающей себя страны достойных и законопослушных граждан. Неужели не понятно, что люди, не любящие детей и работу с ними, все равно долго не продержатся. Ни за какие деньги. Нет, экономят и на этом.
В таком случае хочется предложить - в порядке, так сказать, реализации социальной справедливости - поискать "случайных людей" в правительстве или в Госдуме. Может, и "случайные" топ-менеджеры найдутся? Тоже ведь не работа, а сплошное моральное удовлетворение (в смысле любви, доверия и уважения). Давайте всех посадим на учительскую зарплату с теми же перспективами и посмотрим, кто останется. Тот, стало быть, и "неслучайный".
Что касается отмены льгот сельским учителям, то это начинание, видимо, связано с заботой о состоянии "великой русской литературы": в свое время Булат Окуджава был освобожден от обязательной отработки по распределению в сельской школе, потому что из-за отсутствия личного хозяйства не мог в деревне прокормить и обогреть свою семью, примерно в то же время Александр Солженицын тоже вынужден был уехать в город. В результате страна получила двух замечательных писателей. Возможно, "случайные" министры и топ-менеджеры тоже принесут славу Отчизне как великие ученые или оперные певцы? Вообще, система освобождения от "случайных" людей путем понижения их жизненного уровня несет в себе такие возможности, что просто дух захватывает.
Не так давно в прямом эфире "Эха Москвы" выступал министр образования А.Фурсенко. На вопрос слушателя, планируется ли увеличение заработной платы учителям, он предложил поборникам социальной справедливости понять простую вещь: для того чтобы прибавить учителям, надо у кого-то отнять. Означает ли это, что учителям, глядящим на витрины супермаркетов (я уже не говорю о дорогих бутиках), как на музейные экспозиции, должно быть стыдно за то, что, лелея несбыточную мечту, скажем, о небольшом косметическом ремонте квартиры, они чуть ли не планируют ограбление?
Но это так... лирика. Однако можно внести и конструктивное предложение насчет "у кого отнять?". Можно, например, организовать новый вид экстремального туризма специально для наших законодателей - учительскую зарплату на руки, семью из трех-четырех человек в придачу, потому что часто учителя являются и основными кормильцами семьи, а потом пусть представят себе такую жизнь годами, десятилетиями. А потом еще с этой зарплатой - да на пенсию.
Про пенсии. Однажды один очень высокопоставленный чиновник на вопрос, как он себе представляет жизнь на такие средства, ответил: "Ну, живут же они там как-то..." Видимо, подразумевалось, что "приличные" люди вроде него умеют устраиваться как-то иначе. Те, кто не сумел, - выживают как могут. Или не выживают. Слишком часто наши кормильцы в своих разъяснениях по поводу того, что пенсии малы, сетуют, что пенсионеров слишком много. По-видимому, было бы очень удобно и экономично, если бы их число сократилось вследствие естественной убыли. Ну а пока не "убыли", как-то живут, демонстрируя, в какую ситуацию попадет гражданин, если не сумеет устроиться "как-то иначе".
Сейчас нам, имеющим общий стаж 25-35 лет, говорят, что во всем мире человек всю жизнь отчисляет примерно 20% своей заработной платы в пенсионный фонд, и тогда, естественно, рассчитывает на соответствующую пенсию. Прекрасно. Пусть тогда посчитают, куда ушли 90% заработков людей моего поколения, или по крайней мере всем, кто начал свой трудовой стаж до эпохи новых реформ, высчитывают пенсию по старой схеме. А то сейчас, независимо от того, сколько ты зарабатываешь, пенсия все равно будет 2-3 тысячи, то есть примерно столько, сколько квартплата. И это я еще имею в виду москвичей. Что уж тут комментировать...
Похоже, реформаторы всерьез отнеслись к библейской идее вождения народа по пустыне в течение 40 лет, только вот про манну небесную не подумали и о том, что же делать тем, кого ноги не держат. Очевидно, они обречены на вымирание в первую очередь.
Во вторую, может быть, - сами реформаторы. Подрастет новое поколение с опытом выживания в пустыне и без нравственных обязательств перед страной и обществом. Где ничего не положено - нечего взять. Как нам уже известно, это закон природы.