Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Net-культура
http://russ.ru/netcult
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/journal/archives/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Ирина Терентьева

Идеальный портал: сладкая мечта пользователя:

Как сделать Интернет удобным? Как превратить его в действительно 
эффективное орудие труда? Как лучше всего структурировать сетевые ресурсы и
службы? Вопросы далеко не праздные.

Как рядовой пользователь Интернета, за три года работы в Сети я так 
намытарилась, пробираясь по гипертекстовым джунглям, по уши проваливаясь в 
информационную трясину и то и дело теряя ориентацию, что молчать о 
наболевшем больше нет никакого терпения.

Поисковые машины при каждом запросе вываливают необозримую кучу ссылок. 
Рубрикаторы морочат и злорадствуют, пока ты бегаешь по их хитрым 
лабиринтам. Порою за спиной мерещится хихиканье изобретателей дьявольски 
запутанных каталогов, где в поисках, например, ссылок на "кибер-философию",
можно понапрасну лечь костьми. И не уговаривайте меня, удобных мне 
каталогов я еще не встречала.

Когда я услышала слово "ПОРТАЛ", произнесенное многозначительным тоном, то 
подумала: "Вот оно, воспарение над ландшафтами Рунета!" Однако, как 
оказалось, рано обрадовалась, ибо недостаточно свободно владею английским 
языком, чтобы пользоваться всеми заморскими радостями. Отставание же 
русских порталов от западных в техническом аспекте страшно удручает.

Немного подробнее об этом.

ПОРТАЛАМИ в какой-то момент стали называть себя западные поисковые системы,
претендующие на то, чтобы быть "Главными вратами" Сети. Основной принцип -
удовлетворение запросов пользователя по принципу "Чего изволите?"

(У Темы Лебедева в Н.Ж.М.Д. (http://www.tema.ru/rrr ) на главной странице 
давным-давно появился смешной лакей со словами: "В какой кодировке, барин, 
подавать прикажете?" Этот слуга - точно угаданный архетип, лежащий в основе
идеи портала.)

Основные функции Web-порталов таковы: упрощение поиска данных, общение, 
новости и торговля. В замечательной статье "Ваш дом в Web" Дэвида Лидски, 
опубликованного в PC Magazine RE, 10, 1998 
http://pcmag.newman.ru/9810/109845.HTM подробно рассматриваются все эти 
аспекты и сравниваются разные порталы по качеству удовлетворения следующих 
пользовательских потребностей:

Организация сообществ
Индивидуальная настройка
Электронная почта Web
Поиск в каталогах
Новости и финансы
Дискуссии
Доски сообщений
Покупки
Краткие рекламные объявления
Игры и ПО
Мгновенная пересылка сообщений
Бесплатные базовые страницы

Лучшим порталом на тот момент в 1998 году признавался "Excite" 
http://www.excite.com .

Это один из самых навороченных порталов, где после настройки получаете 
сразу и бесплатно: Mail (в том числе voice-mail) + Clubs + Chat + My Excite
Start Page + Portfolio.

Кроме того: прогноз погоды всегда будет показываться именно для указанного 
вами района. То, что касается разделов "Новости", "Спорт", "Финансы", 
"Гороскоп", "Покупки", то там есть возможность редактирования структуры: вы
выбираете только интересующие вас конкретные подразделы из обширного 
предложенного списка. После настройки системы, загрузив страницу 
http://www.excite.com/#my вы увидите желанную именно вам оперативную 
информацию. Причем, внешний вид страницы тоже можно менять по своему вкусу.
Кому показалось мало: можно еще заказать бесплатные визитки (нюанс: $1.87 
for shipping, и только в США), послать анимированную открытку, от которой 
адресат гарантированно придет в восторг, и узнать, сколько времени вам 
надо, чтобы отработать съеденный десерт (например, среднее мороженное будет
стоить организму 1 час 8 минут велопробега или "игры с ребенком").

В настоящее время, наиболее удобный портал, на мой взгляд, это "Yahoo!" В 
отличие от винегретной композиции "Excite", тут все сделано во внятной 
классической манере. Возможности индивидуальной настройки отлично 
проработаны на http://my.yahoo.com . Не поленитесь внимательно просмотреть 
список (причем еще не полный!) того, что предоставляет этот портал: Address
Book Briefcase Calendar Chat Classified Ads Clubs Computers Email 
Employment Finance & Quotes Games Maps Message Boards Net Events Pager 
People Search Personals Profiles Shopping Sports Travel TV Listings Weather
Yahoo! Home Page Yellow Pages .

В другом известном портале "Нетскейп" http://www.netscape.com реализована 
еще одна полезная идея: если человек настроен на деловой лад, то может 
работать с бизнес-решениями портала, если - на отдых, то - с 
развлекательными.

Сначала "портальные войны" бушевали, в основном, между Yahoo!, Netscape и 
AOL. Во втором эшелоне - Lycos, Infoseek и CNet с ее сайтом Snap! С 1998 
года спохватилась AltaVista. Потом началось развитие корпоративных и 
тематических порталов, бизнес-порталов, интеллектуальных бизнес-порталов и 
т.д. Возникли такие, например, мощные сервера, как "ZDNet" 
http://www.zdnet.com (вычислительная техника), "eGroups" 
http://www.egroups.com (общение в группах по разным темам), "FileForum" 
http://fileforum.efront.com (новинки П.О. в бета-версиях), "Business Week 
Online" http://businessweek.com (бизнес) многие другие.

В 1999 году в Америке заговорили о том, что после бурного роста, 
популярность порталов начала падать. Вот несколько мнений о причинах этого 
процесса.

PCDigest.net (по материалам Reuter, InfoWorld, Cnet) Май 23, 1999: 
"Постоянный рост количества информационных вебсайтов приводит не к 
возрастанию читательской аудитории в Интернете, а к уменьшении числа 
посетителей отдельных ресурсов. Исследование, проведенное компанией Media 
Metrix, показало, что такие сети, как Lycos, Go Network и Excite с марта по
апрель потеряли значительное количество посетителей."

Bridget Leach, аналитик Giga Information Group: "По мере того, как 
пользователи становятся более опытными в области веба, они все меньше 
нуждаются в помощи со стороны порталов. Теперь они заходят прямо на нужный 
им сайт".

Джим Лаудербек, директор ZDTV: "Сегодняшние порталы помогают искать и 
покупать. Но по мере развития программных средств и самих сетей такие 
функции все больше будет брать на себя интеллектуальное ПО (агент), что 
сделает узлы-порталы просто ненужными.

Для того, чтобы сделать покупку через Интернет: достаточно лишь указать, 
что вы хотите приобрести и сколько готовы заплатить. Если ваша цена 
продавца устраивает, интеллектуальный агент берет на себя роль посредника, 
согласовывает все детали сделки и доводит ее до конца. Едва ли понадобятся 
порталы и онлайновым сообществам, которые будут создаваться вокруг общих 
интересов."

А в это время у нас в России процесс портализации только набирает ход. 
Ресурсы, которые хотели бы называться российскими порталами, лишь пытаются 
приблизится к некоторым качественным параметрам западных порталов. Чтобы 
убедиться в этом, достаточно просто зайти на адреса: "Кирилл и Мефодий" 
www.km.ru , "ИнфоАрт" www.infoart.ru , "RBC" www.rbc.ru , Yandex 
www.yandex.ru , "Алгоритм" www.algo.ru , "Порт" www.port.ru и др.

В упомянутой статье Дэвида Лидски сделан грустный вывод: "Нет в России 
порталов... Примерно так можно сформулировать итоги наших попыток найти 
полноценный российский портал Интернета. Мы изучили почти два десятка 
известных поисковых систем, каталогов ресурсов, тематических узлов и пр., 
но, увы, хотя многие узлы достаточно близко подошли к реализации этой идеи,
до логического конца ее не довел никто."

От лица простых пользователей хочется торжественно внести на рассмотрение 
просьбу уважаемым разработчикам Интернет-порталов по поводу каталогов: 
предоставьте, пожалуйста, НАМ выбор способа рубрикации с возможностью 
изменять структуру вложений разделов. Привейте древесной идее "проводника" 
принцип браузерской организации закладок (пусть, тот, кому это надо, на 
экране сможет развернуть всю древесную структуру до последней ветки). И 
дайте ему на выбор несколько типов структурирования, чтобы он затем мог 
изменить и максимально удобно приспособить их для себя, любимого. Причем, в
каждом типе рубрикатора должны содержаться полностью все ресурсы, но 
взаимосвязи будут очевидным образом отличаться (например одни сайты раздела
"литература", посвященные книгоизданию, относятся к "бизнесу", другие - 
содержат художественные произведения и относятся к "искусству"). То есть 
нужны альтернативные варианты приоритетности связей между адресами сайтов и
разделов, в зависимости от целей пользовате!
ля.

Удобства такого портала для пользователя очевидны:

Можно сделать удобный собственный рейтинг ресурсов.
Создать новые разделы, в соответствии с личными надобностями.
Удалить из рубрикатора те разделы, которые считаешь лишними, чтобы ускорить
поиск по оставшимся ресурсам.
Хорошо бы иметь возможность запаролить вход на некоторые разделы (например,
если в семье есть дети - на сайты "до 16").
Если нужно для дела - разделить сайты с первичной информацией (факты, 
авторские художественные произведения) и сайты с комментариями, 
мониторингами и рейтингами, т.е. вторичной информацией, грубо говоря, 
разнести: вот - сайты по теме раздела, а вот - обзоры и анализ этих сайтов.

И нельзя позабыть про выделение методологически важного раздела "о Сети, 
как таковой".

Тот, кто первым предложит на рынке качественное воплощение мечты 
потребителей, будет увенчан лаврами славы и откусит кусок рынка.

И пусть нам всем станет хорошо!

А теперь анекдот из жизни актера Сени Фурмана.

В составе пассажиров, отлетающих за рубеж , он впихивается в автобус, 
который должен отвезти их к трапу самолета. В давке Сеню притискивают к 
высокому пузатому немцу. По мере усиления сдавливания немец все больше 
пучит глаза, багровеет и тужится что-то сказать по-русски. Наконец, он с 
сильным акцентом громко говорит Сене: "Пусть... дадут... еще... автобус!" 
На что, посреди ужасного шума и гама толпы, приплюснутый к немцу Сеня тихо 
отвечает, глядя ему прямо в глаза: "Пусть!"

Надеюсь, ответ разработчиков веб-сервисов пользователям будет более 
действенным.

А к этой их работе еще привлечь бы и методологов-профессионалов, да наших 
ученых-нетменов для создания "периодической системы элементов Интернета". 
Потребность в этом обусловлена тем, что простое наблюдение и накопление 
сведений грозит превращением этого процесса в бессмысленное 
коллекционерство, как предупреждал Л.Н.Гумилев, основоположник науки об 
этносах. А прогнозы на предстоящее развитие Рунета интересны не только 
простым пользователям, но и потенциальным инвесторам...

Пока же нам остается лишь сладко мечтать о том, как в ХХI веке все типы 
носителей информации соединятся нечто этакое, управляемое голосом, и 
имеющее вид, например, изящного аксессуара 
(http://www.nevapress.spb.ru/sisters/hypostasis/netgirl/inet.htm).

В преддверии 2000 года хочу пожелать всем творческих удач, великих 
свершений, и пусть у зеленой елки, как в песенке Буратино со старинной 
пластинки:

"Звуки музыки разливаются,
В вихре танца мы весело кружимся.
Что задумано, то сбывается,
Свет и счастье нас ждет впереди...."

----------------------------------------------------------------------------
Обсуждение материалов "Net-культуры" http://russ.ru/forums/msg/940/940.html
Бессрочная ссылка http://russ.ru/ssylka/current.htm
Невод http://russ.ru/netcult/nevod

Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie


----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное