Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интернет без секретов: курс молодого бойца" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Net-культура http://russ.ru/netcult ---------------------------------------------------------------------------- Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives Список авторов РЖ http://russ.ru/journal/archives/authors Поиск по РЖ http://russ.ru/search ---------------------------------------------------------------------------- Ирина Терентьева Идеальный портал: сладкая мечта пользователя: Как сделать Интернет удобным? Как превратить его в действительно эффективное орудие труда? Как лучше всего структурировать сетевые ресурсы и службы? Вопросы далеко не праздные. Как рядовой пользователь Интернета, за три года работы в Сети я так намытарилась, пробираясь по гипертекстовым джунглям, по уши проваливаясь в информационную трясину и то и дело теряя ориентацию, что молчать о наболевшем больше нет никакого терпения. Поисковые машины при каждом запросе вываливают необозримую кучу ссылок. Рубрикаторы морочат и злорадствуют, пока ты бегаешь по их хитрым лабиринтам. Порою за спиной мерещится хихиканье изобретателей дьявольски запутанных каталогов, где в поисках, например, ссылок на "кибер-философию", можно понапрасну лечь костьми. И не уговаривайте меня, удобных мне каталогов я еще не встречала. Когда я услышала слово "ПОРТАЛ", произнесенное многозначительным тоном, то подумала: "Вот оно, воспарение над ландшафтами Рунета!" Однако, как оказалось, рано обрадовалась, ибо недостаточно свободно владею английским языком, чтобы пользоваться всеми заморскими радостями. Отставание же русских порталов от западных в техническом аспекте страшно удручает. Немного подробнее об этом. ПОРТАЛАМИ в какой-то момент стали называть себя западные поисковые системы, претендующие на то, чтобы быть "Главными вратами" Сети. Основной принцип - удовлетворение запросов пользователя по принципу "Чего изволите?" (У Темы Лебедева в Н.Ж.М.Д. (http://www.tema.ru/rrr ) на главной странице давным-давно появился смешной лакей со словами: "В какой кодировке, барин, подавать прикажете?" Этот слуга - точно угаданный архетип, лежащий в основе идеи портала.) Основные функции Web-порталов таковы: упрощение поиска данных, общение, новости и торговля. В замечательной статье "Ваш дом в Web" Дэвида Лидски, опубликованного в PC Magazine RE, 10, 1998 http://pcmag.newman.ru/9810/109845.HTM подробно рассматриваются все эти аспекты и сравниваются разные порталы по качеству удовлетворения следующих пользовательских потребностей: Организация сообществ Индивидуальная настройка Электронная почта Web Поиск в каталогах Новости и финансы Дискуссии Доски сообщений Покупки Краткие рекламные объявления Игры и ПО Мгновенная пересылка сообщений Бесплатные базовые страницы Лучшим порталом на тот момент в 1998 году признавался "Excite" http://www.excite.com . Это один из самых навороченных порталов, где после настройки получаете сразу и бесплатно: Mail (в том числе voice-mail) + Clubs + Chat + My Excite Start Page + Portfolio. Кроме того: прогноз погоды всегда будет показываться именно для указанного вами района. То, что касается разделов "Новости", "Спорт", "Финансы", "Гороскоп", "Покупки", то там есть возможность редактирования структуры: вы выбираете только интересующие вас конкретные подразделы из обширного предложенного списка. После настройки системы, загрузив страницу http://www.excite.com/#my вы увидите желанную именно вам оперативную информацию. Причем, внешний вид страницы тоже можно менять по своему вкусу. Кому показалось мало: можно еще заказать бесплатные визитки (нюанс: $1.87 for shipping, и только в США), послать анимированную открытку, от которой адресат гарантированно придет в восторг, и узнать, сколько времени вам надо, чтобы отработать съеденный десерт (например, среднее мороженное будет стоить организму 1 час 8 минут велопробега или "игры с ребенком"). В настоящее время, наиболее удобный портал, на мой взгляд, это "Yahoo!" В отличие от винегретной композиции "Excite", тут все сделано во внятной классической манере. Возможности индивидуальной настройки отлично проработаны на http://my.yahoo.com . Не поленитесь внимательно просмотреть список (причем еще не полный!) того, что предоставляет этот портал: Address Book Briefcase Calendar Chat Classified Ads Clubs Computers Email Employment Finance & Quotes Games Maps Message Boards Net Events Pager People Search Personals Profiles Shopping Sports Travel TV Listings Weather Yahoo! Home Page Yellow Pages . В другом известном портале "Нетскейп" http://www.netscape.com реализована еще одна полезная идея: если человек настроен на деловой лад, то может работать с бизнес-решениями портала, если - на отдых, то - с развлекательными. Сначала "портальные войны" бушевали, в основном, между Yahoo!, Netscape и AOL. Во втором эшелоне - Lycos, Infoseek и CNet с ее сайтом Snap! С 1998 года спохватилась AltaVista. Потом началось развитие корпоративных и тематических порталов, бизнес-порталов, интеллектуальных бизнес-порталов и т.д. Возникли такие, например, мощные сервера, как "ZDNet" http://www.zdnet.com (вычислительная техника), "eGroups" http://www.egroups.com (общение в группах по разным темам), "FileForum" http://fileforum.efront.com (новинки П.О. в бета-версиях), "Business Week Online" http://businessweek.com (бизнес) многие другие. В 1999 году в Америке заговорили о том, что после бурного роста, популярность порталов начала падать. Вот несколько мнений о причинах этого процесса. PCDigest.net (по материалам Reuter, InfoWorld, Cnet) Май 23, 1999: "Постоянный рост количества информационных вебсайтов приводит не к возрастанию читательской аудитории в Интернете, а к уменьшении числа посетителей отдельных ресурсов. Исследование, проведенное компанией Media Metrix, показало, что такие сети, как Lycos, Go Network и Excite с марта по апрель потеряли значительное количество посетителей." Bridget Leach, аналитик Giga Information Group: "По мере того, как пользователи становятся более опытными в области веба, они все меньше нуждаются в помощи со стороны порталов. Теперь они заходят прямо на нужный им сайт". Джим Лаудербек, директор ZDTV: "Сегодняшние порталы помогают искать и покупать. Но по мере развития программных средств и самих сетей такие функции все больше будет брать на себя интеллектуальное ПО (агент), что сделает узлы-порталы просто ненужными. Для того, чтобы сделать покупку через Интернет: достаточно лишь указать, что вы хотите приобрести и сколько готовы заплатить. Если ваша цена продавца устраивает, интеллектуальный агент берет на себя роль посредника, согласовывает все детали сделки и доводит ее до конца. Едва ли понадобятся порталы и онлайновым сообществам, которые будут создаваться вокруг общих интересов." А в это время у нас в России процесс портализации только набирает ход. Ресурсы, которые хотели бы называться российскими порталами, лишь пытаются приблизится к некоторым качественным параметрам западных порталов. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто зайти на адреса: "Кирилл и Мефодий" www.km.ru , "ИнфоАрт" www.infoart.ru , "RBC" www.rbc.ru , Yandex www.yandex.ru , "Алгоритм" www.algo.ru , "Порт" www.port.ru и др. В упомянутой статье Дэвида Лидски сделан грустный вывод: "Нет в России порталов... Примерно так можно сформулировать итоги наших попыток найти полноценный российский портал Интернета. Мы изучили почти два десятка известных поисковых систем, каталогов ресурсов, тематических узлов и пр., но, увы, хотя многие узлы достаточно близко подошли к реализации этой идеи, до логического конца ее не довел никто." От лица простых пользователей хочется торжественно внести на рассмотрение просьбу уважаемым разработчикам Интернет-порталов по поводу каталогов: предоставьте, пожалуйста, НАМ выбор способа рубрикации с возможностью изменять структуру вложений разделов. Привейте древесной идее "проводника" принцип браузерской организации закладок (пусть, тот, кому это надо, на экране сможет развернуть всю древесную структуру до последней ветки). И дайте ему на выбор несколько типов структурирования, чтобы он затем мог изменить и максимально удобно приспособить их для себя, любимого. Причем, в каждом типе рубрикатора должны содержаться полностью все ресурсы, но взаимосвязи будут очевидным образом отличаться (например одни сайты раздела "литература", посвященные книгоизданию, относятся к "бизнесу", другие - содержат художественные произведения и относятся к "искусству"). То есть нужны альтернативные варианты приоритетности связей между адресами сайтов и разделов, в зависимости от целей пользовате! ля. Удобства такого портала для пользователя очевидны: Можно сделать удобный собственный рейтинг ресурсов. Создать новые разделы, в соответствии с личными надобностями. Удалить из рубрикатора те разделы, которые считаешь лишними, чтобы ускорить поиск по оставшимся ресурсам. Хорошо бы иметь возможность запаролить вход на некоторые разделы (например, если в семье есть дети - на сайты "до 16"). Если нужно для дела - разделить сайты с первичной информацией (факты, авторские художественные произведения) и сайты с комментариями, мониторингами и рейтингами, т.е. вторичной информацией, грубо говоря, разнести: вот - сайты по теме раздела, а вот - обзоры и анализ этих сайтов. И нельзя позабыть про выделение методологически важного раздела "о Сети, как таковой". Тот, кто первым предложит на рынке качественное воплощение мечты потребителей, будет увенчан лаврами славы и откусит кусок рынка. И пусть нам всем станет хорошо! А теперь анекдот из жизни актера Сени Фурмана. В составе пассажиров, отлетающих за рубеж , он впихивается в автобус, который должен отвезти их к трапу самолета. В давке Сеню притискивают к высокому пузатому немцу. По мере усиления сдавливания немец все больше пучит глаза, багровеет и тужится что-то сказать по-русски. Наконец, он с сильным акцентом громко говорит Сене: "Пусть... дадут... еще... автобус!" На что, посреди ужасного шума и гама толпы, приплюснутый к немцу Сеня тихо отвечает, глядя ему прямо в глаза: "Пусть!" Надеюсь, ответ разработчиков веб-сервисов пользователям будет более действенным. А к этой их работе еще привлечь бы и методологов-профессионалов, да наших ученых-нетменов для создания "периодической системы элементов Интернета". Потребность в этом обусловлена тем, что простое наблюдение и накопление сведений грозит превращением этого процесса в бессмысленное коллекционерство, как предупреждал Л.Н.Гумилев, основоположник науки об этносах. А прогнозы на предстоящее развитие Рунета интересны не только простым пользователям, но и потенциальным инвесторам... Пока же нам остается лишь сладко мечтать о том, как в ХХI веке все типы носителей информации соединятся нечто этакое, управляемое голосом, и имеющее вид, например, изящного аксессуара (http://www.nevapress.spb.ru/sisters/hypostasis/netgirl/inet.htm). В преддверии 2000 года хочу пожелать всем творческих удач, великих свершений, и пусть у зеленой елки, как в песенке Буратино со старинной пластинки: "Звуки музыки разливаются, В вихре танца мы весело кружимся. Что задумано, то сбывается, Свет и счастье нас ждет впереди...." ---------------------------------------------------------------------------- Обсуждение материалов "Net-культуры" http://russ.ru/forums/msg/940/940.html Бессрочная ссылка http://russ.ru/ssylka/current.htm Невод http://russ.ru/netcult/nevod Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie ---------------------------------------------------------------------------- Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html ---------------------------------------------------------------------------- (с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/ Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
В избранное | ||