Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Старение и антистарение

За 2006-12-25

"Старение и антистарение" - Читайте Шекспира, чаще улыбайтесь и тогда ваш ра

УЧЕНЫЕ: ЧТЕНИЕ ШЕКСПИРА СПАСАЕТ МОЗГ ОТ СТАРОСТИ
"Литературно-физиологический" эксперимент, проведенный лингвистом
из Школы английского языка Ливерпульского университета и нейрофизиологами
из Школы психологии Университета Уэльса, доказал, что шекспировские тексты,
в отличие от обычных, заставляют мозг активно работать.

Исследователи объясняют этот феномен неожиданным использованием слов
автором, при котором слово приобретает редко используемый смысловой оттенок
или меняет смысл вовсе. На томограммах испытуемых видно, что при чтении фраз
из Шекспира расширяется область работающих нейронов. Особенно активизируется
область теменной доли и нейроны Сильвиевой борозды, ответственной за
лингвистический анализ. Мозг начинает интенсивно работать.

Ученые считают, что чтение классики - это одна из возможностей заставить
"скрипеть" наши ленивые мозги. Они также предполагают, что для пожилых
людей чтение Шекспира может служить отличным мозговым тренажером, который
не даст мозгу состариться раньше времени. Об этом сообщает Век.

Опубликовано: www.inauka.ru , 25.12.06

*******************************************************

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ОБОСТРЯЕТ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
Группа учёных из Университета Торонто (Канада) изучила влияние
настроения на умственную деятельность человека. В ходе исследований
обнаружено, что хорошее настроение обостряет способность мыслить
разносторонне. В то же время, чувство страха или тревоги влечёт
повышенное внимание к деталям.

Точный механизм выявленного влияния остаётся неясным, но учёные
предполагают, что эти различия могут объясняться различными путями
обработки и фильтрации информации. Для проверки гипотезы учёные
исследовали воздействие настроения на работу 24 студентов, которые
выполняли две задачи. Первая требовала творческого подхода для выявления
нетрадиционной ассоциации. Во второй задаче было необходимо зрительно
сосредоточиться, для того чтобы игнорировать отвлекающую информацию.

Каждый из участников эксперимента выполнял задания несколько раз -
в приподнятом, нейтральном и дурном настроении. Для создания хорошего
настроения использовалось быстро сыгранное произведение Баха, а плохое
создавалось проигрыванием на вдвое замедленной скорости одного из
произведений Прокофьева. Нейтральное настроение обеспечивали
зачитыванием статистических фактов о Канаде.

В результате установлено, что люди в приподнятом настроении хорошо
выполняют задачи на словарные ассоциации, зато у них легче рассеивается
внимание во втором случае. По мнению учёных, в бодром настроении
человек воспринимает больше информации, и его способ мышления ближе
к интуитивному, в результате решение творческих задач становится легче.
На основе проведённых опытов учёные предположили, что при решении
сложных проблем концентрация помогает не всегда, куда эффективнее может
оказаться перерыв, заполненный поднимающими настроение действиями,
с последующим возвращением к решению задачи. Об этом сообщает
"Компьюлента" со ссылкой на Physorg.

Опубликовано: www.inauka.ru , 25.12.06
Комментарий Бориса Каурова.

1. Извечная истина : классика - это на все времена !!!

Этот дискуссионный лист существует при рассылке
"Продлись, продлись, очарованье жизни.."
http://subscribe.ru/catalog/science.health.ageing
Ведущий рассылки: Борис Кауров.
Copyright, 2006, bok***@m*****.ru

   2006-12-25 22:54:51 (#624077)

"Старение и антистарение" - Физкультура для ума сохряняет разум до старости

ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ УМА
Уже в 34 года разум человека не столь проворен, как это было в юности.
Память становится не такой крепкой, забываются имена и цифры. Но
это лишь первый шаг по дороге к старости. Что я вспомню в 74 года?
Именно таков средний возраст группы добровольцев в 2802 старика,
которые недавно участвовали в долгосрочном исследовании, цель
которого - показать, можно ли избежать этих возрастных изменений.
Оказалось, что можно.

Шерри Уиллис (Sherry Willis) из Пенсильванского университета
возглавляет команду ученых, которые работают с пожилыми людьми старше
65 лет. Сроки проведения эксперимента - 1998-2004 гг. Группа добровольцев
была представлена людьми всех слоев общества, рас и частей света. Их о
бъединяло только одно - когда началось исследование, у них не было никаких
признаков возрастного ухудшения познавательных способностей.

Исследователи разделили их на четыре группы примерно по 700 человек в
каждой. Три из них были разделены на специализации (память, логика и
скорость переработки информации), а четвертая была контрольной. <Мы хотели
оценить не только влияние обучения на работу ума, но также и влияние на
способность производить повседневные действия>, - говорит Майкл Мэрсиск
(Michael Marsiske), психолог из Университета штата Флорида.

К концу эксперимента самые пожилые представители групп были
объединены в маленькие группы, в составе которых прошли 10 часовых
занятий на протяжении пяти недель. Те, кто укреплял память, осваивали
мнемонические стратегии, позволяющие запоминать слова, соединяя их
различным осмысленным образом в тексты и визуализируя их. В группе
<логики> учили определять продолжение рядов, таких как <a c e g i...>.
Скорость переработки информации отшлифовывалась практикой
распознавания на экране быстро меняющихся предметов.

По истечении пяти лет исследователи попросили участников оценить
полученные навыки и сообщить, помогло ли обучение эффективнее
справляться с ежедневными обязанностями. Также они независимым
образом оценили способность добровольцев быстро находить лекарства
в аптеке. После обучения 87% из третьей группы, 74% <логиков> и 26%
из тех, кто тренировал память, показали заметные результаты. В течение
пяти лет преимущество над их нетренированными коллегами сохранялось.
<Если раньше третьей группе требовалось почти секунда, чтобы распознать
объект на экране, то после обучения им хватало менее 0,75 секунды, -
рассказывает исследователь. - Обученная группа запоминала список из
12-15 слов, что в три-четыре раза больше по сравнению с контрольной
группой>.

Впоследствии выделенная подгруппа получала <дополнительное ускорение> -
спустя год и спустя три года. Эти люди (особенно из третьей группы) лучше
всего справлялись с такими заданиями, как поиск вещей в кладовке, расчет
сдачи при покупке, а также поиск чисел и лекарств в аптечке.

Представляется, что подобное обучение в значительной степени
компенсировало возрастное снижение познавательных способностей, отмеченное
в контрольной группе. Психологи высказывают надежду, что самые простые
умственные упражнения могут сыграть ключевую роль в профилактике
старческого маразма и других признаков снижения когнитивных способностей,
которые поражают ежегодно во всем мире как минимум 24 млн. человек.

Но речь идет не только о том, чтобы продолжать решать кроссворды или
головоломки-судоку, которые вы так любите. Мозгу надо дать задачу. <Чтобы
был эффект, - отмечают исследователи, - необходимо разнообразить практику,
включая в нее вещи, которые вы не любите и не умеете делать. Мы надеемся
создать обучающие программы, которые были бы более доступны людям и
поощряли бы желание людей напрягать мозги>.

Дэвид Биелло.

Опубликовано: www.sciam.com , 21.12.2006
Комментарий Бориса Каурова.

1. Очередное подтверждение того, что учиться никогда не только не вредно,
но очень даже полезно, особеннно для пожилых людей.

Этот дискуссионный лист существует при рассылке
"Продлись, продлись, очарованье жизни.."
http://subscribe.ru/catalog/science.health.ageing
Ведущий рассылки: Борис Кауров.
Copyright, 2006, bok***@m*****.ru

   2006-12-25 19:06:38 (#623983)