ВОЛОСЫ.ru - лечение облысения, пересадка волос

Выпуск No 42

Взрослые стволовые клетки превращаются в эмбриональные - лечение потери волос?

Недавно идентифицированы стволовые клетки кожи, практически подобные найденным в эмбрионах.

Результаты исследований показывают, что новый тип стволовых клеток действует в коже так же, как определенные стволовые клетки найденные в эмбрионах. Как эмбриональные, эти стволовые клетки могут произвести структурные жировые клетки, кость, хрящ, и даже нервные клетки. Согласно данным международной исследовательской группы HHMI (руководитель Фриде Миллер), эти недавно идентифицированные клетки кожи могут оказаться полезными для лечения кожных ран или даже неврологических расстройств. Эти клетки были обнаружены несколько лет назад у грызунов и человека, но только теперь подтверждены как стволовые клетки. Они способны к самовоспроизведению и могут превратиться в типы клеток, которые составляют кожный слой при правильных условиях. Это особенно интересно в нашей отрасли, потому что кожные стволовые клетки тоже могут сформировать основу для роста волос.

Эта новая работа была издана полностью 4 декабря 2009 в журнале Cell Stem Cells.

Команда Миллер исследовала дерму мыши и человека. Дерма - толстый слой клеток, в котором внедрены волосяные фолликулы и потовые железы. В 2001г эта группа учёных сделала замечательное открытие: они обнаружили клетки, которые отвечают за те же самые факторы роста, заставляющие клетки ствола мозга дифференцироваться. Их назвали полученными предшественниками кожи (SKPs, или skips`). Миллер позже обнаружила, что эти клетки действуют как нервные клетки эмбриона (стволовые клетки, которые производят часть нервной системы и головного мозга). Несмотря на подобие SKPs стволовым клеткам, полученным в чашках Петри, Миллер была первоначально неуверена, как они будут вести себя в организме. Членами команды Миллер был выполнил ряд экспериментов, для проверки SKPs , как они поведут себя подобно стволовым клеткам в организме. Работа показала, что SKPs производят фактор транскрипции под названием SOX2, который производится во многих типах стволовых клеток. Команда использовала генетически модифицированных мышей с генами SOX2, помеченными зеленым флуоресцентным белком, который позволил им отслеживать, где SOX2 находится у животных. Они выяснили, что приблизительно 1 % клеток кожи взрослых мышей содержал клетки SOX2- создания, которые сконцентрированы в волосяном фолликуле. Интересно , когда команда культивировала эти клетки, они начали вести себя как SKPs.

Команда Миллер решила выяснить, будут ли клетки, вместо того, чтобы только обосноваться в фолликулах, фактически давать рост новых волос. Флуоресцентные (меченые) клетки были смешаны с клетками эпидермиса (которые составляют большинство клеток в волосяном фолликуле) и в виде смеси были пересажены под кожу лысых мышей.

Ученые были заинтригованы тем, что у этих мышей начали вырастать волосы. Они также пересадили клетки SKP крыс под кожу мышей. А затем нанесли мышам маленькие колотые раны и пересадили в них флуоресцентный SKPs. В течение месяца множество пересаженных клеток появилось в рубце, показав, что они внесли свой вклад в процесс заживления ран. SKPs были также найдены в новых волосяных фолликулах в « излеченной» коже. Участие клеток и в заживлении раны, и в росте волос, позволило сделать вывод, что SKPs - фактически, являются стволовыми клетками кожи. Миллер заявила, что это открытие дополняет работу исследователя Элейн Фучс (HHMI), которая доказала, что эпидермальные стволовые клетки участвуют в возобновлении верхнего слоя кожи.

Миллер считает, что объединение этих данных, полученных экспериментальным путем, является возможным путём для лечения выпадения волос. Как только, механизм будет достаточно изучен.

Продвигаясь вперед, Миллер менее заинтересована в исследовании косметических результатов, чем лечения нервных заболеваний и болезней мозга. Она ищет «сигналы», которые могут инициировать ранозаживляющую способность стволовых клеток кожи. Если такой сигнал может быть найден и скопирован, Миллер сможет однажды использовать для лечения хронических заболеваних крем. Другое возможное применение: улучшение в процессе пересадки кожи, т.к. на сегодняшний день возможна только пересадка эпидермиса, а не всего кожного слоя.

Д-р А.Волков. Клиника "Волосы.РУ"