Рождение без насилия

  Все выпуски  

Рождение без насилия


  
                      Информационный канал Subscribe.Ru
-*--------------------------------------------------------------------------
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора. 
Вся ответственность за возможные действия и их 
последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит 
на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь 
ответственен за свои поступки!
_______________________________________________

Рождение без насилия N100 (22 сентября 2003 г.)
_______________________________________________

Архив рассылки, форум, библиотека, новости:
http://birth.ft.inc.ru/

E-mail: birth@ft.inc.ru
(можно заказать предыдущие выпуски и подписаться)
______________________________________________________

Начало нового учебного года всколыхнуло старые 
переживания некоторых родителей на тему "А хорошо ли ему 
будет в школе?" А поскольку многие читатели запомнили, 
что мои дети не ходят в школу ;-) - посыпались письма с 
вопросами. От смешных ("Неужели это правда?!") до 
серьезных ("Как помочь своему ребенку получить все 
необходимые знания?"). Сначала я пыталась отвечать на эти 
письма, но потом решила, что проще будет ответить всем 
сразу - через рассылку.

Сначала - отрывки из писем, которые я получила в 
последние дни.

"То, о чем Вы рассказываете, очень интересно. Я читала и 
слышала про подобные вещи, но действующие лица всегда 
были для меня больше "книжными героями", чем реальными 
людьми. А Вы вполне реальны :)))."

"Меня очень интересует домашнее обучение. Мой сын уже 
сейчас не хочет идти в школу, а я не знаю, как давать ему 
школьные знания. Поделитесь своим опытом, пожалуйста."

"Позвольте задать вопрос (извините, если он звучит 
глупо): Ваши дети действительно не ходят в школу? Правда? 
Мне это кажется невозможным, потому что в России везде 
(как и у нас, на Украине) школьное образование еще очень 
и очень обязательно. Как это - не ходить в школу? 
Расскажите, очень интересно."

"Как не отправлять ребенка в школу, но чтобы другие не 
называли его дебилом? И чтобы он не вырос неучем? Я пока 
не вижу альтернативы школе в нашей стране."

"Скажите, а детей дома Вы сами учите? Когда я начинаю 
прикладывать возможность домашнего обучения к собственным 
детям, сразу возникают сомнения: а захотят ли они учиться 
сами? а смогу ли я их научить? С терпением и терпимостью 
у меня зачастую проблемы, быстро начинаю раздражаться по 
пустякам. Да и дети маму, мне кажется, воспринимают по-
другому, чем постороннего человека-учителя. Посторонний 
дисциплинирует. Или как раз лишает внутренней свободы?"

______________________________________________________

ТЕМА: Кто ходит в школу по утрам... - Часть 1

Попробую начать с самого начала - с тех давних времен, 
когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в 
школу. На дворе был конец 80-х годов - "перестройка" уже 
началась, но в школе еще ничего не изменилось. (А мысль о 
том, что в школу МОЖНО ;-) не ходить, еще не приходила 
мне в голову - ну, попробуйте вспомнить свое детство. 
Ведь многие из вас учились в школе примерно в те же 
времена. Могли ваши мамы додуматься до того, что в школу 
можно не ходить? Не могли. Вот и я не могла.)


КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ

Став родительницей первоклассника, я пошла на 
родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, 
что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками 
сидела толпа взрослых людей (на вид - вполне нормальных), 
и все они усердно записывали под диктовку учительницы, 
сколько клеточек надо отступать от левого края тетради, и 
т.д., и т.п. "А Вы почему не записываете?!" - грозно 
спросили меня. Я не стала рассказывать о своих ощущениях, 
а просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что 
считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. 
(Если будет ;-).)

С тех пор начались наши школьные "приключения". Многие из 
них стали "семейными легендами", которые мы со смехом 
вспоминаем, когда речь заходит про школьный опыт.

(Приведу один пример - "история о выходе из октябрят". В 
то время всех первоклассников еще "автоматически" 
зачисляли в окртябрята, а потом начинали взывать к их 
"октябрятской совести" и т.д. К концу первого класса мой 
сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он 
быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы. А после 
летних каникул (в начале второго класса) объявил 
учительнице, что он "выходит из октябрят". В школе 
началась паника.

Устроили собрание, на котором ДЕТИ предлагали меры 
наказания для моего ребенка. Варианты были такими: 
"исключить из школы", "заставить быть октябренком", 
"поставить двойку по поведению", "не переводить в третий 
класс", "не принимать в пионеры". (Возможно, это был наш 
шанс перейти на обучение эктерном еще тогда ;-) - но мы 
этого не поняли.) Остановились на варианте "не принимать 
в пионеры", что вполне устраивало моего сына. И он 
остался в этом классе, не будучи октябренком и не 
участвуя в октябрятских развлечениях.)

Постепенно мой сын приобрел в школе репутацию "довольно 
странного мальчика", к которому учителя не особо 
приставали, потому что не находили у меня отклика на свои 
претензии. (Поначалу претензий было очень много - начиная 
от формы написания буквы "ы" моим сыном и заканчивая 
"неправильным" цветом его рубашки. Потом они "сошли на 
нет" - я не "шла навстречу" и не "воздействовала" ни на 
букву "ы", ни на выбор цвета рубашек.)

А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу 
о своих новостях (по принципу "что у меня сегодня было 
интересного"). И я стала замечать, что в его рассказах о 
школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: "Я 
сегодня такую интересную книгу начал читать - на 
математике." Или: "Я сегодня начал писать партитуру моей 
новой симфонии - на истории." Или: "А Петя, оказывается, 
здорово в шахматы играет - мы с ним на географии пару 
партий успели сыграть." Я задумалась: а для чего он 
вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается 
совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне 
школы делать.

И тут в моем сознании произошел поистине РЕВОЛЮЦИОННЫЙ 
ПЕРЕВОРОТ ;-)!!! Я подумала: "А может, ему вообще не 
стоит ходить в школу?" Сын охотно остался дома, еще 
несколько дней мы продолжали обдумывать эту идею, а потом 
я пошла к директору школы и сказала, что мой сын больше 
не будет ходить в школу.

Скажу честно: решение уже было "выстрадано", поэтому мне 
было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела 
соблюсти формальности и избавить школу от проблем - 
написать какое-нибудь заявление, чтобы они успокоились. 
(Потом многие мои знакомые мне говорили: "Да, повезло 
тебе с директором, а вот если бы она не согласилась..." - 
да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило 
бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом 
случае были бы немного другими.)

Но директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и 
уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я 
довольно откровенно рассказала ей о своем отношении к 
школе. Она сама предложила мне способ дальнейших действий 
- я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего 
ребенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, 
что мой ребенок (по причине своих якобы "выдающихся" 
способностей) в качестве "эксперимента" будет учиться 
самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же 
школе.

В то время это показалось нам отличным выходом, и мы 
забыли о школе ;-) почти до конца учебного года. Сын 
увлеченно занялся всеми теми делами, на которые у него 
вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и 
озвучивал написанное на "живых" инструментах, а ночами 
сидел за компьютером - обустраивал свою BBS (если среди 
читателей есть "фидошники" - они знают эту аббревиатуру; 
могу даже сказать, что у него был "114-й нод" в Питере - 
"для тех, кто понимает" ;-) ). И еще он успевал читать 
все подряд, изучать китайский язык (просто так - ему это 
было интересно в тот период), помогать мне в моей работе 
(когда я не успевала сама сделать какой-то заказ), 
попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей 
на разных языках и на установку электронной почты (в то 
время это еще считалось очень сложной задачей ;-) - 
приходилось приглашать "умельца"), развлекать младших 
детей... В общем, он был безумно рад обретенной свободе от 
школы. И не чувствовал себя обделенным ;-).

В апреле мы вспомнили: "Ой, пора готовиться к экзаменам!" 
Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно 
читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы 
и сказали, что он готов сдавать. На этом мое участие в 
его школьных делах завершилось. Он сам поочередно 
"отлавливал" учителей и договаривался с ними о времени и 
месте встречи. Все предметы удавалось сдать за одно-два 
посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить 
"экзамен" - или это было просто "собеседование", или что-
то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что 
почти никто не решился поставить по своему предмету "5" - 
хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные 
школьники. Любимой оценкой стала "4". (Но нас это 
нисколько не огорчало - такова была цена свободы ;-).)

В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в 
году иметь "каникулы" (т.е. делать то, что ему 
действительно интересно), а за 2 месяца проходить 
программу очередного класса и сдавать необходимые 
экзамены. После этого он получает справку о переводе в 
следующий класс, так что в любой момент может все 
"переиграть" и пойти учиться обычным способом. (Надо 
отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и 
дедушек - они были уверены, что ребенок скоро "одумается" 
;-), не будет слушать эту "ненормальную" мамашу (меня то 
есть) и вернется в школу ;-). Увы. Не вернулся.)

Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не 
начинать ходить в школу. Но она была "социализированным" 
ребенком: она начиталась детских книжек советских 
писателей, где настойчиво высказывалась мысль о том, что 
пойти в школу - это очень "престижно" ;-))). А я, будучи 
сторонницей "свободного" воспитания, не собиралась ей это 
запрещать. И она отправилась в первый класс. Ее хватило 
почти на два года!!! Только к концу второго класса ей 
(наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она 
объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат. 
(К тому же и она успела внести свою лепту в "копилку" 
семейных легенд - с ней тоже проиходили разные нетипичные 
для этой школы истории.)

У меня просто камень с души упал ;-). Я отнесла директору 
школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое 
детей школьного возраста, которые не ходят в школу. 
Кстати, если кто-то случайно узнавал об этом, меня 
смущенно спрашивали: "А чем больны ваши дети?" - "Ничем", 
- спокойно отвечала я. - "Но тогда ПОЧЕМУ?!!! Почему они 
не ходят в школу?!!!" - "Не хотят". Немая сцена ;-).


МОЖНО ЛИ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ

Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это 
время двое моих детей успели, сидя дома, получить 
аттестаты (раз уж было решено, что это может им 
пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не 
ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и 
пока не собирается на этом останавливаться. Честно 
говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно 
обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не 
мешаю им самим выбирать ту "замену" школе, до которой они 
могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими 
мыслями на этот счет.)

Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно 
считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в 
школу, а все родители обязаны "сдавать" туда своих детей, 
достигших 7-летнего возраста. И если выяснялось, что кто-
то этого не делает - к нему могли прислать сотрудников 
какой-то специальной организации (кажется, в названии 
были слова "охрана детства" - но я в этом не разбираюсь, 
так что могу ошибаться). Чтобы ребенок получил ПРАВО не 
ходить в школу - ему нужно было сначала получить 
медицинскую справку о том, что он "не может посещать 
школу по состоянию здоровья". (Вот почему меня все 
спрашивали, чем больны мои дети!)

Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена 
некоторые родители (которые раньше меня ;-) додумались до 
идеи не "сдавать" детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие 
справки у знакомых врачей.

Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в 
котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК 
(независимо от состояния его здоровья) имеет право 
учиться дома!!! Более того ;-), там даже говорилось, что 
школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что 
выделенные государством деньги на обязательное среднее 
образование они реализуют не с помощью учителей и не в 
помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!

В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы 
написать очередное заявление о том, что и в этом году мой 
ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст 
этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда 
не додумалась, а теперь - спустя 11 лет - уже не помню. 
Кому интересно - ищите в Интернете информацию. Найдете - 
поделитесь: опубликую в рассылке.)

После этого мне сказали: "Платить Вам за то, что Ваш 
ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. 
Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и 
с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя 
принимают у Вашего ребенка экзамены." Меня это вполне 
устроило - брать деньги за освобождение моего ребенка от 
школьных оков мне бы и в голову не пришло ;-). Так что мы 
расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем 
законодательстве.

Правда, через некоторое время я забрала документы моих 
детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и 
с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги 
-но это уже совсем другая история (про платный экстернат, 
который организован проще и удобнее, чем бесплатный - по 
крайней мере, так было в 90-е годы).

А в прошлом году я прочитала еще более интересный 
документ - опять-таки, не помню ни названия, ни даты 
публикации - мне показали его в той школе, куда я пришла 
договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. 
(Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что 
хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч 
записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. 
Выясняется, что ребенку 10 лет ;-). А теперь - самое 
приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня 
спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я 
объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании 
каких-либо классов, поэтому начинать нужно - я полагаю - 
с самого первого!

А в ответ мне показывают официальный документ об 
экстернате, в котором черным по белому написано, что 
ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное 
учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у 
него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не 
спрашивая никаких документов об окончании предыдущих 
классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать 
комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!!

То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет 
в 17 (или раньше, или позже - кому как нравится; вместе с 
моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых 
дяденьки - ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и 
сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый 
аттестат, который всем кажется таким необходимым 
предметом.

Но это - теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я 
(скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к 
дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей 
рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали 
ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно 
быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору 
(приятной молодой женщине с вполне прогрессивными 
взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я 
охотно рассказала ей о своих идеях ;-) - но в конце 
разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь 
другую школу.

Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня 
заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно 
разрешили бы ему "домашнее обучение". С этим никаких 
проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные 
пожилые учительницы, которые составляют в этой школе 
"решающее большинство" (на "педсоветах", где решаются 
спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия "домашнего 
обучения" - чтобы ребенок просто один раз подошел к 
каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо 
отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: 
там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, 
они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать 
всю программу за одно посещение!!! Он ДОЛЖЕН "отработать 
ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ"! Т.е. их абсолютно не 
интересуют реальные знания ребенка - их беспокоит только 
ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят 
абсурдности этой идеи...)

Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные 
работы в конце каждой четверти (потому что не могут же 
они ставить в классном журнале "прочерк" вместо оценки за 
четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса). Кроме 
того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую 
справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще 
не были "сосчитаны" ни в одной поликлинике, и от слов 
"медицинская справка" у меня начиналось головокружение) - 
а иначе он "заразит" других детей. (Ага, заразит 
здоровьем и свободолюбием ;-).) Ну и, конечно, от ребенка 
потребуют участия в "жизни класса": мыть стены и окна по 
субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.

Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили ;-
). Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, 
сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто 
потому, что ей понравился наш разговор.) А именно - мне 
нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы 
не покупать их в магазине. И она тут же позвонила 
библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под 
расписку) все необходимые учебники до конца учебного 
года!

Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без 
прививок и "участия в жизни класса") сдала все экзамены в 
другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.

Но я отвлеклась ;-). Вернемся в прошлый год, когда я 
привела в "первый класс" 10-летнего ребенка. Завуч 
предложила ему тесты по программе первого класса - 
оказалось, что он все знает. Второго класса - почти все 
знает. Третьего класса - многого не знает. Она составила 
для него программу занятий, и через некоторое время он 
успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. "окончил 
начальную школу". И - при желании! - мог бы сейчас прийти 
в любую школу и учиться там дальше вместе со 
сверстниками.

Вот только желания такого у него почему-то нет ;-). 
Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не 
понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


______________________________________________________

Александр Коток приглашает всех на страницы своего сайта, 
посвященного прививкам и гомеопатии. Все, кто хочет 
вырастить здоровых детей, найдут там много интересного.
http://www.homeoint.org/kotok/index.htm

______________________________________________________

Рассылка "Рождение без насилия"
Автор: Ксения Подорова (birth@ft.inc.ru)
Консультант: Ирина Мартынова (irina@ft.inc.ru),
 профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга,
 одна из создателей системы водных родов,
 принявшая более 600 домашних родов
Периодичность: 2-4 раза в месяц
Количество подписчиков: 4519
______________________________________________________
 .
-*--------------------------------------------------------------------------
Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=science.health.birth&email=

http://subscribe.ru/                                mailto:ask@subscribe.ru

  

В избранное