Жажда вечной жизни

Найден ген продления жизни на диете

03.05.07 Мембрана

Нематоды (C. elegans) — один из популярных объектов исследования у биологов. Несмотря на простоту этого червя, для некоторых деталей физиологии (и соответствующих участков генетического кода) опыты с ним могут многое рассказать и об особенностях работы организма
человека (фото Siler H. Panowski).Эндрю Диллин (Andrew Dillin) и его коллеги из американского института биологических исследований Солка (Salk Institute for Biological Studies) нашли в черве-нематоде ген, отвечающий за взаимосвязь между диетой и продолжительностью жизни. Авторы работы говорят, что её результаты помогут в поиске аналогичного механизма и у людей.

Исследователи определили ген PHA-4 как ключевой для установления связи между количеством потреблённых калорий и продолжительностью жизни. У червей, которым удалили данный ген, диета на срок жизни не влияла. В то же время при повышенном уровне выражения гена PHA-4 у червя-нематоды наблюдалось повышение срока жизни, при условии "сидения на диете".

Надо отметить, что учёные уже семь десятков лет знают: некоторое ограничение в калориях (но без доведения до опасного для здоровья голодания) способствует росту продолжительности жизни. Во всяком случае это верно в отношении тех же червей, мух, дрожжей, собак и мышей, с которыми ставили соответствующие опыты.

Правда, недавно появилось исследование, показывающее, что переносить рост продолжительности жизни с мыши на человека — некорректно. Для нас эффект умеренного голодания будет куда более слабым. И, всё же, он вполне может работать. Если это так — учёным ещё предстоит выявить все тонкости его механизма.

Здесь опыты с нематодами, как ни странно, помогут лучше узнать особенности соответствующего механизма и у людей. Поскольку, объясняет Диллин, у млекопитающих, включая человека, есть гены, подобные гену PHA-4 у нематоды.

Эти гены играют ключевую роль в развитии организма, а затем — в регулировании глюкагона, гормона, обладающего главной ролью в поддержании уровня глюкозы в крови, особенно, при голодовке.

Отчёт об исследовании его авторы опубликовали в журнале Nature.

Теперь же они намерены найти конкретные гены, идентичные по роли гену PHA-4, у других видов. А возможное раскрытие этого механизма у людей позволило бы создать лекарства "долголетия", достигающие аналогичного эффекта без необходимости в диетах.

Специалисты ВОЗ представили список из 10 "волшебных" продуктов питания
13.04.07  ИТАР-ТАСС

Здоровый образ жизни должен обязательно включать 10 видом продуктов питания. К такому выводу пришли специалисты Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/.

Это - яблоки, морковь, капуста, зеленый чай, помидоры, острый перец чилли, брокколи, лук, кресс салат и черника. Все они обладают уникальным сочетанием активных элементов, которые укрепляют иммунную систему организма, уничтожают раковые клетки, поддерживают хорошую работу сердца, сосудов, а также клеток головного мозга.

Регулярное употребление данного набора продуктов помогает не только бороться с болезнями, но и позитивно влияет на психологическое состояние и настроение человека, отмечают специалисты.

Ужинайте креветками – они помогают похудеть и снизить уровень холестерина в крови
13.04.07 АМИ-ТАСС

Любители креветок могут возрадоваться - исследование показало, что вещество хитозан, полученное из креветок, полезно в борьбе против ожирения и высоких уровней холестерина. Учёные из Университета Jahangirnagar в Бангладеш проверили эффект хитозана на массе тела лабораторных крыс.

Как диетическая добавка хитозан не только уменьшил уровни холестерина, но, что более значительно, увеличил отношение "хорошего" /частицы вещества, которые необходимы для правильного функционирования нашего организма/ холестерина против "плохого", который способствует развитию атеросклероза.

Эти результаты показывают, что хитозан, произведенный от креветки, может быть не только вкусным, но и полезным источником пищи, понижая риски сердечно-сосудистых заболеваний и связанные с ними осложнения.

Однако врачи предостерегают, что к обогащенным хитозаном добавкам должны быть присоединены необходимые антиокислители, чтобы минимизировать степень окислительного воздействия на печень.

Ограничение питания улучшает митохондрии
27.03.07 Мобиол

Как известно, ограничение калорийности питания (calory restriction - CR) увеличивает продолжительность жизни.

Благодаря этому феномену интерес к исследованию клеточных и молекулярных процессов, сопровождающих CR, не ослабевает в течение многих десятилетий.

В работе, опубликованной в мартовском номере PLoS medicine, показано, что ограничение калорийности питания сопровождается как повышением количества мышечных митохондрий, так и ростом эффективности их работы.

Митохондрии начинают вырабатывать больше АТФ при меньшем потреблении кислорода. При этом достоверно падает и уровень окислительного повреждения митохондриальной ДНК.

Эффекты сохраняются при сочетании ограничения калорийности с физической нагрузкой.

Тем, кто захочет воспроизвести этот эффект на себе следует помнить, что благотворные эффекты CR проявляются только на фоне полноценного потребления макро и микронутриентов.

Соя и брокколи служат хорошей защитой против рака груди и яичников
20.04.07 АМИ-ТАСС

Природа открывает человеку всё больше "секретной" пищи, которая помогает бороться с такими серьёзными заболеваниями, как рак. Исследователи в Университете Калифорнии /Лос-Анджелес, США/ провели эксперименты, чтобы рассмотреть защитный эффект брокколи и белка сои против агрессивных раковых опухолей в грудной и яичниковой области.

Когда эти продукты потребляется вместе, в результате пищеварения из них формируется состав, названный diindolylmethane, который затрагивает подвижность раковых клеток в груди и яичниках и препятствует их распространению.

Единственное замечание онкологов в этом положительном открытии касается сои - её потребление может быть проблемным для людей, у которых раковые образования насыщены эстрогеном, а действие сои как раз аналогично работе эстрогенов в организме. Соя является питательной и здоровой едой, но всё же рекомендуется дозировать её уровни.

Сочетание со спиртным делает ягоды еще полезнее
20.04.07 МедНовости

Сочетание с алкоголем усиливает действие антиоксидантов, содержащихся в ягодах и фруктах, полагают ученые из США и Таиланда, исследование которых опубликовано в Journal of the Science of Food and Agriculture.

К выводу о полезности фруктово-ягодных алкогольных коктейлей специалисты таиландского Университета Касетсарт и Департамента сельскохозяйственных исследований США пришли в ходе изучения разнообразных способов консервации и хранения свежих ягод.

По подсчетам исследований, сочетание со спиртным усиливает действие антиоксидантов, содержащихся в клубнике, приблизительно на треть. Точно таким же образом добавление спиртного сказывается и на свойствах ежевики.

Полезность антиоксидантов объясняется способностью этих соединений связывать свободные радикалы – активные молекулы со свободной химической связью, которые наносят ущерб клеточным мембранам и ДНК. Таким образом, повышенное потребление фруктов и ягод снижает риск развития онкологических, сердечно-сосудистых и других заболеваний. В ягодах в больших количествах содержатся такие антиоксиданты как полифенолы и антоцианины.

По словам экспертов-диетологов, некоторые способы приготовления действительно могут усилить благотворные свойства фруктов и овощей, например, облегчая всасывание содержащихся в них полезных веществ. В то же время ученые предупреждают, что никакие антиоксиданты не смогут компенсировать вред здоровью, который причиняет неумеренное употребление алкогольных напитков.

Малина защищает от рака крови
25.04.07 Свобода

Исследователи из медицинской школы Питсбургского Университета (University of Pittsburgh School of Medicine) обнаружили, что некоторые антоцианины, натуральные красящие вещества, содержащиеся в пищевых продуктах и красном вине, благодаря своим антиоксидантным (антиокислительным) свойствам, могут уничтожать опухолевые клетки при лейкемии.

Лейкемия, или лейкоз, это злокачественное заболевание кроветворной системы, приводящее к замещению нормальных клеток опухолевыми, лейкозными.

Согласно прогнозу Национального онкологического института (National Cancer Institute) в 2007 году в США будет диагностировано примерно 44 тысячи новых случаев лейкоза, и примерно 22 тысяч смертных случаев будет связано с этим заболеванием. Имеющиеся средства для лечения лейкемии, такие как химиотерапия и облучение, часто повреждают здоровые клетки и ткани и могут вызывать нежелательные последствия спустя годы.

Специалисты из Питсбургского университета изучали вещество из группы антоцианинов, цианидин-3-рутинозид (cyanidin-3-rutinoside), которое извлекли из малины западной или ежевикообразной (Rubus occidentalis). Ученые пришли к выводу, что оно вызывает у лейкозных клеток апоптоз — запрограммированную смерть, при этом здоровые клетки остаются неповрежденными. Результаты этого исследования показывают, что найденное вещество может быть перспективным, нетоксичным потенциальным лекарственным средством для лечения лейкемии.

Цинк заставляет волосы прорастать!
13.04.07 Медикус

Результаты исследования, проведенного в клинике дерматологии при университете Гамбурга Эппендорфе, опубликованные в газете "Врачебная практика" (ФРГ), показывают, что седые или белые волосы содержат значительно меньшие концентрации цинка.

Поэтому при соответствующих проблемах с волосами имеет смысл провести терапию препаратами, содержащими цинк.

Врачи клиники г-н C. Peter и г-н E. Hoting провели лечение 108 пациентов с лысиной в течение шести месяцев таблетками с активным веществом - сульфатом цинка. В 13% случаев выпадение волос остановилось полностью, а почти у каждого третьего пациента по крайней мере частично.