На сайте "Управление ЛДП" -
http://vmtavr2.narod.ru
. можно читать первые 200 выпусков рассылки, пользуясь оглавлением, или скачать весь архив с оглавлением (имя самораспаковывающегося архива - tavr_ldp.exe, файл с оглавлением - v_index.htm).
Инсталляторы и обновления
25
программ системы управления ЛДП
- там же.
Вышла из печати монография В.М.Тавровский. Автоматизация лечебно-диагностического процесса. ООО "Вектор Бук". Тюмень. 2009.- 464 стр. Цена 350 руб. плюс расходы по пересылке.
Заказы наложенным платежом по E-mail: aimak@mail.ru (Александр Иванович Макаров).
Указывайте Ваш почтовый адрес и количество экземпляров.
Выпуск 203 31 марта 2009 г.
Наблюдения. Заметки. Реплики.
МИНИСТР И ОБЫКНОВЕННЫЙ РЕЦЕПТ
Меня попросили изменить в АРМе врача распечатку рецепта - чтобы соответствовала приказу министерства. Надо же! До всего у министра доходят руки. Любопытно, что же этими руками сделано.
Приказ от 12 февраля 2007 года № 110. Два года прошло. То ли приказы долго идут сверху вниз, то ли никто не видит смысла их исполнять... А правда, есть ли смысл? Как правильно выписать рецепт, студентов учат одинаково уже лет полтораста. Министр не доверяет медицинским академиям? Неправильно (не по правилам медицинской науки) выписанный рецепт не пропустит аптекарь, которого тоже учат тому же. И аптекари вышли из доверия? Что понадобилось министру?
Чем новым в деле выписки лекарств он озаботился?
Содержанием - нисколько, что и следовало ожидать. Значит, формой. Она давно не менялась, но ведь это и хорошо, раз неизменно содержание. Впрочем, хочется же чего-то новенького. И вот любуйтесь - форма № 107-1/у.
Если бы только любоваться! Её ведь печатать надо, типографский заказ делать, платить за него. А в автоматизированной системе - специальную функцию добавлять. Интересно, во имя чего? Чтобы в левом верхнем углу непременно красовалось полное наименование министерства, а в правом - номер рождённого им приказа? Зачем?
Зачем, если указывается возраст больного, ещё специально подчёркивать, "детский" это рецепт или "взрослый"? Зачем указывать время, в течение которого рецепт действителен? И, даже если это имеет какой-то смысл, почему разрешается использовать только три конкретных срока: 10 дней, 2 месяца и год?
Подумал ли наш министр, что несуразицы снижают уважение к документу, к приказу и к автору? Что всё это ни врачу, ни провизору, ни больному не нужно? Что это удорожает бланк рецепта и делает его менее компактным? А вот ещё требование: "На оборотной стороне ... печатается таблица следующего содержания: Приготовил Проверил Отпустил". При компьютерных технологиях это означает, что, выдавая рецепт, надо дважды вставлять бланк в принтер. Кому
понадобилось так тратить время врача?
Ни о чём таком никто не думал. Были вещи поважнее: приказ содержит подробную инструкцию, как именно надо заполнять эту форму. Оказывается, и писать надо разборчиво, причём чернилами или шариковой ручкой, и подписываться врач должен, и исправления не допускаются. Ну, всё разъяснил министр необразованным врачебным массам. Не приказ, а луч света в тёмном царстве.
Но особенно сильное впечатление оставляет пункт 9 этой инструкции: "9. Допускается оформление рецептов с использованием компьютерных технологий, за исключением графы "Rp" (название лекарственного средства, его дозировка, количество, способ и продолжительность применения)". Вот замечательно! Именно главное содержание рецепта НЕЛЬЗЯ ПЕЧАТАТЬ! Извольте писать от руки. Как врачи пишут, знают все. Давно я учил фармакологию, а всё ещё помню
пример из учебника, где на рисунке показано, как выписанный врачом аспирин всеми читался как "лизол". И вот теперь, когда рецепт можно напечатать, именно эту деталь министерство намерено непременно сохранить.
Собственно, только из-за этого 9-го пункта я и затеял сегодняшний выпуск. В нём, как мир в капле воды, отражается отношение министра и министерства к автоматизации работы врача, а то и вообще понимание работы врача.
Но и это - не главное. Главное, что меня попросили внести изменения в функцию выдачи рецепта. Не кто-нибудь попросил - руководитель крупной больницы. Значит, к больнице придираются. В этом-то весь смысл: создать врачам (приказом!) неудобные условия и потом в любой момент пускать в дело контроль, замечания, акты и санкции. Старые бланки выбросим, новые закажем дороже, компьютерные программы сделаем менее эффективными, врачам создадим бессмысленные
неудобства, контролёрам зададим работу.
Так с рецептом. Так со стандартами обследования и лечения. Так с пресловутым "Единым информационным пространством". Мы наблюдаем, как вся бюрократическая машина - от министра до стоящего над врачом малосведущего контролёра - бессмысленно и некомпетентно регламентирует детали врачебной работы: как лечить, что и как писать, даже чем писать. То-то есть что контролировать, то-то работы у всех, то-то будет что сказать о реализации национального проекта
"Здоровье"!
Этому натиску бюрократии - в большом и в малом - не видно пределов. На что надеяться? Только на вечные вещи. На здравый смысл и нравственное здоровье подавляющего большинства врачей. На то, что строгость российских законов умеряется необязательностью их исполнения. И на то, что можно смеяться. Над приказами тоже.
В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ
Вып. 001-008. ПОЧЕМУ МЕДИЦИНА СИЛЬНА, А ВРАЧ СЛАБ?
Вып. 009-012. ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
Вып. 013-021. СТАЦИОНАР.
Вып. 022-033. ПОЛИКЛИНИКА.
Вып. 034-049. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ.
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
Вып. 050-052, 055-056. СТАНЦИЯ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Вып. 053-054. ОТВЛЕЧЕНИЯ НА СПОРНЫЕ ТЕМЫ.
Вып. 055-070. ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ВРАЧА.
Вып. 070-101. КАЛЕЙДОСКОП.
Вып. 102-116. СОВЕТЫ НЕПРОФЕССИОНАЛА.
Вып. 117-129. ГАЛЕРЕЯ и КОММЕНТАРИИ.
Вып. 130-150. КАК ОЦЕНИВАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ.
Вып. 159-160,163-165,169,172. ТЕРМИНОЛОГИЯ.
Вып. 151-158,161-162,166-168,170-171,173-180. НАБЛЮДЕНИЯ. ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ.
Вып. 181-190. МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГЛАЗАМИ РАЗРАБОТЧИКА.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ.
Вып. 191. Врач и автоматизированная бюрократическая вертикаль.
Вып. 192. Что такое "управление качеством медицинской помощи"?
Вып. 193. Бюрократия и медицина (бюрократия или медицина?).
Вып. 194. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.1.
Вып. 195. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.2.
Вып. 196. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.3.
Вып. 197. Иллюстрации к сказанному: учётные документы.
Вып. 198. Иллюстрации к сказанному: фельдшеризм или помешательство? документы.
НАБЛЮДЕНИЯ. ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ.
Вып. 199. С чем сравнить лечебно-диагностический процесс?
Вып. 200. Меняется ли врач в условиях автоматизации.
Вып. 201. Содержание монографии "Автоматизация лечебно-диагностического процесса".
Вып. 202. Чужая колея.
В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ
НАБЛЮДЕНИЯ. ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ
Автоматизация как необратимое радикальное вмешательство.
О классификации программ медицинского назначения.
О классификации систем автоматизированного управления ЛДП.
Буду
признателен за вопросы, возражения и замечания. Постараюсь на них ответить.
Просьба в письмах помечать то, что не предназначается для помещения в рассылке.
Если рассылка Вам интересна, порекомендуйте её коллегам.