Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем и как автоматизировать лечебно-диагностический процесс


ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Еженедельная информационная рассылка

Тавровский Владимир Михайлович
Сайт автора http://vmtavr2.narod.ru

На сайте Лечебно-диагностический процесс можно читать 300 выпусков рассылки, пользуясь оглавлением, или скачать весь архив с оглавлением (имя самораспаковывающегося архива - tavr_ldp.exe, файл с оглавлением - v_index.htm).

Монография
В.М.Тавровский. Автоматизация лечебно-диагностического процесса. ООО "Вектор Бук". Тюмень. 2009.- 464 стр. Цена 350 руб. плюс расходы по пересылке.
Заказы наложенным платежом по E-mail: aimak@mail.ru (Александр Иванович Макаров).
Указывайте Ваш почтовый адрес и количество экземпляров.
Содержание книги здесь.

Бесплатная АВТОНОМНАЯ ВЕРСИЯ АРМа врача поликлиники распространяется без ограничений.
Она рассчитана на тех, кто не хочет ждать, когда появятся условия для системной автоматизации.
Описание и скачивание.

Программа "Автоматизированная оценка функциональности МИС" доступна каждому желающему на сайте www.vmtavr2.narod.ru. Её можно установить на любом компьютере с Windows, а при желании копировать папку с программой на флешку и потом работать прямо с последней

Выпуск 322
1 октября 2013 г.

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Информационные проблемы лечащего врача
и способы их решения.

1. Простота и полнота ввода данных.
Автоматическое формирование выходных форм.

Общеизвестная проблема врача - "писанина". Этим уничижительным термином обозначают всё и ничего не объясняют. А ведь сюда входит важнейшая функция врача - регистрация фактов, врачебных суждений, предпринятых действий и их результатов. Мало того, что это необходимо для последовательности, для преемственности , для текущего и ретроспективного анализа работы, - сам процесс записи в историю болезни всегда побуждает к обдумыванию, к чётким формулировкам, к ответственности за слово. Презрительное "писанина" должно относиться не к регистрации событий, а к несовершенным её способам и ещё к необходимости вручную формировать множество вторичных документов, не нужных самому врачу. Здесь автоматизация должна всё радикально изменить .

Правило, которое надо неукоснительно соблюсти, - однократный ввод данных в систему при многократном их использовании. Одно и то же не должно вводиться дважды. Все сведения нужно накапливать в электронной истории болезни (электронной карте). То, что первоначально вводится не в историю (при разной архитектуре МИС это могут быть лабораторные данные, заключения консультантов, сведения из листка временной нетрудоспособности и проч.), надо передавать в неё автоматически. Потом из истории болезни система должна формировать любые вторичные документы: выписки, направления, рецепты, справки, списки, сводки, отчёты. журналы.

Эти документы суть всего лишь разнообразные комбинации тех или иных элементов истории болезни. Чтобы их действительно можно было комбинировать любым манером, каждый должен быть в истории болезни обособлен, выделен, обозначен для компьютерной программы. Под эту задачу и создаётся структура истории. Если для какой-то выходной формы нужно выделить тяжесть состояния больного, отличить основной диагноз от сопутствующего, указать удостоверение личности, отметить, что хирургическое вмешательство относится к высоким технологиям, и проч. и т.д. и т.п. , то для всех соответствующих элементов (число их исчисляется сотнями) надо заранее предусмотреть в системе определённые места.

Тогда формирование выходных форм с информацией о пациенте (или пациентах) полностью автоматизируется: всё, что для них нужно, уже введено врачом в историю болезни. Тогда достигается и непротиворечивость документов, и их точность, и удобство для всех, кто имеет право на выходную информацию: любой получает всё, что ему нужно, сам, не обращаясь к врачу.

Но вернёмся к вводу данных: здесь не просто замена авторучки клавиатурой компьютера - эдесь, уже в самом начале, можно и нужно позаботиться о полноте и правильности данных. Существует несколько способов ввода , каждый следует использовать в соответствии с видом информации. Есть данные, которые в электронную историю надо вставлять автоматически, без врача: общебольничный номер истории болезни в стационаре, пол пациентки в женской консультации, наименования учреждения и подразделения, на которые настроен АРМ врача, дата взятия на учёт в поликлинике, дата вызова врача на дом и проч. Большинство дат удобно вводить не с клавиатуры, а из календаря на экране. При регистрации врачебных назначений в качестве дня назначения и дня отмены имеет смысл автоматически вставлять сегодняшнюю дату, допуская возможность исправления (но не разрешая даты из будущего).

Самый важный инструмент ввода данных - это предъявляемые на экране справочники. Все наименования для описания медицинского состояния пациента (диагнозы, осложнения, факторы риска, варианты контрацепции, вид травмы, группа диспансерного учёта, исходы и др.) , для социальной характеристики (вид удостоверения личности, медицинское страхование, профессиональные вредности, проблемы семьи и быта, льготная категория и проч.), - всё должно вводиться в историю болезни из заранее заготовленных справочников. То же относится к фамилиям врачей учреждения, к наименованию улиц, медицинских учреждений региона и их подразделений. Из справочников должны браться все назначения врача: консультации, лабораторные, функциональные и рентгеновские исследования, лечебные столы и режимы, медикаменты и процедуры (с дозами и ритмом), прививки, хирургические вмешательства, вид обезболивания.

Ввод из справочников - первый из двух радикальных способов резкого сокращения затрат врача на документацию. Второй способ - текстовые шаблоны для тех компонентов истории болезни, которые представляют собой пространные описания. Таковы анамнез и статус пациента, дневниковые записи врача, протоколы хирургических вмешательств, заключения консультантов, результаты УЗИ, ЭКГ, рентгеновского обследования, биопсии. Сюда же надо отнести некоторые рекомендации при выписке из стационара и памятки пациентам по разным поводам (при аллергии, при водителе ритма, о самообследовании молочных желёз и проч.) .

Шаблон - не упрощение, не обеднение содержания. Наоборот, обширный набор шаблонов обеспечивает полноту информации, без них не достижимую. Конечно, перечисленные тексты описывают индивидуальность пациента. Но ведь каждый раз они составляются не произвольно, а по установившимся в медицине правилам, в соответствии с закреплёнными традицией требованиями к их содержанию и порядку изложения.

Да, анамнез и статус при поступлении в стационар и при первом знакомстве с пациентом в поликлинике - не одно и то же. Конечно, больного гастритом надо описать с одними акцентами, ревмокардитом - с другими, глаукомой - с третьими. Но отсюда следует лишь то, что шаблоны первоначального описания и последующих дневников надо заготовить отдельно для поликлиники и стационара, а внутри каждой специальности - отдельно для каждого из самых частых диагнозов и состояний. И шаблоны протоколов операции надо заготовить для каждого вида хирургических вмешательств, и шаблоны послеоперационных и послеродовых дневников - отдельно для первого дня, для второго-третьего дня и для последующих дней. Сколько их при этом потребуется? Для многопрофильного больнично-поликлинического объединения достаточное число шаблонов исчисляется несколькими сотнями. Много, но вполне осуществимо.

При таком подходе каждый шаблон составляется как программа индивидуального описания. Врачу остаётся внести в готовый текст значения варьирующих характеристик. Количественные характеристики вводятся в отведенные места с цифровой клавиатуры, а все варианты каждой качественной характеристики перечисляются в шаблоне заранее с таким расчётом, чтобы удалить лишнее и оставить нужное. Вместо того, чтобы писать текст, надо, скользя по шаблону, внести несколько цифр и стереть ненужное.

Шаблоны служат не только для упрощения рутинного труда. Они обеспечивают полноту описания и культуру текстов. Они подсказывают врачу, на что именно надо обратить внимание. Молодому врачу они помогают выработать рациональные стереотипы обследования и описания пациента. Наконец, их единообразие облегчает всем ознакомление с историей болезни. И, разумеется, ничто не мешает совершенствовать шаблоны, чтобы с их помощью всегда гарантировать соблюдение тех или иных новых требований к описанию пациента.

Понятно, что шаблоны должны составляться опытными врачами - этим достигается добротность их содержания. Затем их надо подвергать литературной редакции, обеспечивая культуру текста. И еще их надо сформировать так, чтобы врачу действительно оставалось лишь вставить цифры и стереть лишнее. Всё это означает, что шаблоны - не местный, а системный элемент АРМа, они должны включаться в МИС только разработчиком. Иначе не будет ни полноты, ни культуры, ни удобства их использования.

Отметим ещё одно свойство, присущее и шаблонам, и справочникам. В процессе ввода данных они предлагают врачу на экране всё множество возможных вариантов, они создают условия для наиболее точного выбора, для наиболее достоверного отражения в истории того, что обнаружил врач. Кроме шаблонов и справочников, есть и немало других приёмов, нацеленных на удовлетворение главных требований к информации - требований полноты, достоверности и своевременности. Отметим здесь те из них, которые используются при вводе данных и предупреждают те ошибки и описки, которые в работе с бумагой исключить невозможно

Формат полей электронной истории болезни для дат не позволяет ввести немыслимую дату. Программно можно и нужно выявлять и не допускать алогичности: дату рождения, которая означает невозможный возраст, все даты меньше дня рождения пациента, все даты работы с пациентом, если они меньше даты взятия на учёт (в стационаре - меньше даты госпитализации), все даты обнаружения фактов, если они относятся к будущему времени.

Тщательно продуманный программный контроль не позволит врачу забыть ввести группу диспансерного учёта, осуществить неправильный перевод из одной группы в другую, оставить недопустимые пустоты в информации о временной нетрудоспособности, не выделить из нескольких поставленных диагнозов один основной или указать сразу два основных, не отметить серию и дозу введенной вакцины и проч. и т.п. Кое-что на вводе программа сделает за врача: автоматически зафиксирует код диагноза по МКБ, сама рассчитает и запланирует дату ревакцинации, при вводе роста и веса рассчитает и зарегистрирует индекс массы тела. Все эти и подобные им возможности должны быть поставлены на службу врачу при вводе информации.

Резюмируем:

а) автоматизация может и должна не только значительно снизить затраты врача на ввод сведений в историю болезни, но и обеспечить уже на этом этапе полноту и правильность данных (в ещё большей степени это делается на следующих этапах, о чём речь впереди);

б) когда ввод данных организован для врача описанным образом, формирование выходных документов уже не его забота.

Так решается известная всем проблема перегрузки лечащего врача документацией. Существенная проблема, однако не самая важная и сложная. Главная работа врача - не регистрация, а постоянная оценка и переоценка данных, их истолкование для принятия решений. В этой работе у него всегда обилие фактов, богатый арсенал средств, необходимость пользоваться обширным современным объёмом знаний, а ресурсы времени, даже если справиться с рутиной, те же, что век назад. Вот где проблема: как своевременно и правильно обрабатывать огромную информацию для принятия решений. Помочь здесь - самая важная и ответственная задача современных информационных технологий. Об этом - в следующих выпусках.

Недавно было бесплатное обновление курса «С компьютером на Ты за один день». Полезная вещь. Если Вы покупали первую версию, учтите, что обновления будут доступны ограниченное время. Если первой версии у Вас нет, то стоимость новой версии курса «С компьютером на Ты за 1 день 2013» для моих подписчиков - на 20% дешевле. Подробности здесь

Читать архив    В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ   Скачать архив

Вып. 001-008. ПОЧЕМУ МЕДИЦИНА СИЛЬНА, А ВРАЧ СЛАБ?
Вып. 009-012. ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
Вып. 013-021. СТАЦИОНАР.
Вып. 022-033. ПОЛИКЛИНИКА.
Вып. 034-049. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛДП.
Вып. 050-052, 055-056. ССМП.
Вып. 053-054. ОТВЛЕЧЕНИЯ НА СПОРНЫЕ ТЕМЫ.
Вып. 055-070. ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ВРАЧА.
Вып. 070-101. КАЛЕЙДОСКОП.
Вып. 102-116. СОВЕТЫ НЕПРОФЕССИОНАЛА.
Вып. 117-129. ГАЛЕРЕЯ и КОММЕНТАРИИ.
Вып. 159-160,163-165,169,172. ТЕРМИНОЛОГИЯ.
Вып. 151-158,161-162,166-168,170-171,173-180, 199-206. НАБЛЮДЕНИЯ. ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ.
Вып. 181-190. МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГЛАЗАМИ РАЗРАБОТЧИКА.
Вып. 191-198. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ.
Вып. 130-150. КАК ОЦЕНИВАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ.
Вып. 207-218. НА ЗАМЕТКУ ГЛАВНОМУ ВРАЧУ.
Вып. 219-228,231. В ПОИСКАХ ЗДРАВОГО СМЫСЛА.
Вып. 229-230.232-239. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.
Вып. 240-255.280. НА ЗЛОБУ ДНЯ. О КРИТЕРИЯХ. К ЧЕМУ ДОЛЖНА ПРИВЕСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ.
Вып. 256-284. МИС - ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
Вып. 285. Опошление медицины в условиях информатизации здравоохранения.
Вып. 286-287. Идеал, суть, реальность, - на чём основывать МИС.
Вып. 288. Нам бы мониторинги взять и отменить.
Вып. 289. Информационное обеспечение пациента.
ЗАМЕТКИ НЕ СОСТОЯВШЕГОСЯ ПОСТАНОВЩИКА ЗАДАЧ
Вып. 291. Откуда берутся постановщики задач?
Вып. 292-296. Управление здравоохранением на основе МИС "Поликлиника".
Вып. 297. Противоречивые впечатления от достижений техники.
Вып. 298. Отклик читателя.
Вып. 299. На что опереться разработчику МИС?
Вып. 300. Амбулаторная карта или история болезни.
Вып. 301-312. ВРАЧУ, ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНОМУ ВРАЧУ - О СТРУКТУРЕ, ФУНКЦИЯХ И ИНТЕРФЕЙСЕ МИС. Уроки-презентации.
Вып. 313-320. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Вып. 321. Накануне радикальных перемен. С какими представлениями о медицине берутся за неё "информатизаторы" и кому открывают пути

В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ

Между прошлым и будущим Информационные проблемы лечащего врача и способы их решения
2. Напоминания, подсказки, соблюдение правил
3. Поддержка в истолковании информации о пациенте
4. Автоматизация взаимодействие врача с больницей
5. Самоконтроль и самоанализ.
Чем помочь заведуюшему отделением
Что надо обеспечить главному врачу

Буду признателен за вопросы, возражения и замечания. Постараюсь на них ответить.
Просьба в письмах помечать то, что не предназначается для помещения в рассылке.
Если рассылка Вам интересна, порекомендуйте её коллегам.

В.Тавровский. E-mail vmtavr@med.kirov.ru


В избранное