Сегодня поговорим о том, что для большинства из нас не является чем-то особенным - о речи. Это именно то, что больше всего отличает человека от всего животного мира. Это именно то, что мы используем в нашей жизни больше всего для коммуникации. Это то, что дает нам знать что нас понимают и дает нам возможность известить других о наших нуждах, желаниях, эмоциях. И это именно то качество, развитие которого очень сильно страдает у наших "других" деток. Да, мы смотрим в глаза
и видим что ребенок все понимает и даже хочет что-то сказать. И мы сидим, теряемся в догадках, не имея возможности обьяснить и доказать кому-то чужому что это правда. По одной простой причине - у ребенка отсутствует речь в нашем с вами понимании. Какой результат? родители расстроены, растерянны, не уверенны в способностях ребенка. Ребенок в свою очередь тоже расстроен и растерян. Он не понимает, почему он не может сказать, почему слова выходят не такими, как он/она хочет и в конце-концов, почему мама-папа не
могут его понять!!! (при условии, что вы проверили слух и зрение и с этим у вас все в порядке или откорректированно).
Есть ли выход из это й ситуации? Есть! И это не зависит от возраста ребенка или взрослого. Есть несколько систем и все они(на мой взгляд) лучше, чем полное отсутствие коммуникации. Что вам нужно? 1. Терпение( если ваш ребенок - "другой", то вам его не занимать). 2.Немного времени (это ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВАЖНО и вам нужно выделит на это хотя бы 10 минут в день). 3. Безусловная вера в своего ребенка и что он сможет делать то что вы хотите. 4. Желание понимать свою дочь/сына и дать
им возможность общаться с вами.
Немного, правда? Большинство из этих пунктов у вас уже есть))).
Какие же у нас есть варианты?
1. Язык знаков (глухонемых) - очень способствует развитию любого малыша, не зависимо от наличия заболевания или абсолютно здорового. Очень помогает на начальных стадиях, когда речи еще нет как таковой вообще.
2. Картинки. Варианты: а) доска общения; расположена в комнате на стене где вы можете размещать все картинки. Можно разделить на секции: еда, дом, улица, общество, книги и т.д. Находите в интернете или журналах подходящие картинки, ламинируете. сзади прикрепляете липучку. Выбираете размер доски - картон, дерево, пластик и закрепляете ее или оставляете мобильной. К ней приклееваете несколько полосок липучки (Velcro). Цель что бы ребенок мог легко снять и повесить картинку
которая ему нужна( в поле досягаемости). картинку прикрепляете к доске. Начинаете с одной картинки. Например, стакан с водой и учите каждый раз когда даете пить показываете картинку и даете ребенку подержать. Другие примеры кровать(спать), дом, двор, тарелка(хочу кушать), банан, яблоко, горшок, телефон, мама, папа, игрушки. Размер и яркость картинки зависят от возраста ребенка. Можно сделать фотографии знакомых и любимых предметов.
б) очень важно иметь картинки при себе. Выберите 4-8 самых важных (туалет, вода, еда, сон, да, нет, не знаю). Заламинируйтев виде таблички и повесьте на шнурок. Носите всегда с собой, на шее руке или поясе, чтобы ребенок всегда мог к вам обратиться. вот пример такой таблицы, повторяю, вы выбераете то, что важнее вам.(В нижний ряд вы можете вставить любые картинки, например фото туалета/горшка, стакан с водпй и тарелку с ложкой)
STOP
DA
HET
можно сделать ее двухстороней. картинки должны быть попроще и четко изображающие то что вам нужно. Можно использовать clipart в Word.
г) Компьютерные программы, когда ребенок может выбрать картинку на экране.
д) Компьютерные устройства типа Dynovoх. Не знаю насколько они распространенны в Европе, но очень часто используются для деток с аутизмом.
3. Вы можете научить читать и использовать слова вместо картинок и научить печатать, но для меня лично, язык знаков идет на первом месте и картинки на втором(если с моторикой большие проблемы, то они выходят на первое место).
Все это называется Общим или Целостным подходом, когда используются все возможности для обеспечения общения с ребенком и понимания его нужд и желаний. Надеюсь, это поможет вам и вашей семье.