Онкология : новости сайтов, сети и науки

Информационный Канал Subscribe.Ru

ОНКОЛОГИЯ: НОВОСТИ САЙТОВ, СЕТИ И НАУКИ. (№45-H)

Дайджест новостей онкологии (01.10. - 15.10.2002.)

01.10.2002.

Зеленый чай полезен, особенно курильщикам.
Согласно результатам нового исследования, чай, наряду с фруктами, можно внести в список продуктов, составляющих основу здорового питания. Было показано, что чай обладает противораковым действием, способен защитить от заболеваний сердца и болезни Паркинсона.
Антиоксиданты, содержащиеся в чайных листьях, помогают клеткам восстановиться после длительного пребывания на солнце, стресса, работы с химическими веществами.
Кроме того, потребление чая приводит к снижению холестерина в крови. В новом исследовании принимали участие 16 добровольцев - 8 мужчин и 8 женщин. В течение первых трех недель они питались под строгим наблюдением ученых и получали в качестве напитка жидкость, имитирующую чай - воду, содержащую эссенцию со вкусом чая. В течение последующих трех недель они пили настоящий чай по 5 чашек в день. Было показано, что потребление чая приводило к снижению содержания "плохого" холестерина на 10%, в то время как содержание "хорошего" холестерина оставалось неизменным.
В другом эксперименте участвовало 140 добровольцев-курильщиков. Целью исследование было получение ответа на вопрос - может ли чай способствовать восстановлению клеток, пострадавших от курения. Следить за этим можно по концентрации в моче вещества 8-OhDG, которое указывает на наличие повреждения клеток. В течение 4 месяцев добровольцы пили либо зеленый чай, либо черный чай, либо воду. Было показано, что питье зеленого чай способствовало снижению концентрации 8-OhDG на 25%. Однако концентрация этого вещества оставалась на том же уровне для людей, потреблявших черный чай и воду.
LIKAR.INFO

Греция: за курение в общественных местах - штраф или тюрьма.
С сегодняшнего дня в Греции за курение в общественных местах штрафуют на 90 евро или заключают в тюрьму до трех месяцев. Согласно распоряжению правительства, курение запрещено в общественных учреждениях, на частных предприятиях, на всех рабочих местах, особенно строго это касается работающих в системе здравоохранения и образования. Полностью запрещено курить в общественном транспорте, включая такси, и даже на речных и морских судах. В кафе и ресторанах можно курить только в специально выделенном помещении. Курение допускается в ночных заведениях, а также в восточных национальных кафе. С нового года в Греции будет запрещена реклама табака.
Аккумулятор новостей

Балтимор: ущерб здоровью от мобильника компенсировать не будут.
Вчера суд в Балтиморе признал необоснованным иск жителя штата Мериленд Кристофера Ньюмэна к производителю мобильных телефонов компании Motorola, от которой он требовал $800 млн. за причиненный его здоровью ущерб.
Ньюмэн утверждает, что обнаруженный у него рак мозга стал прямым следствием того, что с 1992 по 1998 годы он пользовался сотовыми телефонами "Моторолы" старой конструкции, подвергаясь тем самым радиоактивному излучению.
Однако, изучив последние научные исследования в данной области, включая доклад, подготовленный Национальным институтом рака, судья Кэтрин Блейк пришла к выводу, что конкретных доказательств негативного воздействия мобильников на здоровье человека не найдено. На этом основании иск Ньюмэна был отклонен.
Компании, работающие в сфере беспроводной связи, внимательно следили за процессом в Балтиморе, понимая, что в случае признания вины Motorola, он может стать первым звеном в нескончаемой цепи многомиллионных исков.
Аккумулятор новостей

США: американцы стали меньше курить.
Американцы выкурили в 2001 году 422 миллиарда сигарет, что на 2% меньше, чем в 2000 году. Министерство сельского хозяйства США считает, что причиной снижения числа курильщиков в стране стали "угроза рака, агрессивная антиникотиновая кампания, рост цен и неприятие обществом курильщиков".
Четвертый год подряд производство сигарет в США падает - в 2001 году их произвели 580 миллиардов, это на 15 миллиардов штук меньше чем годом ранее. Между тем в 2002 году количество произведенных сигарет останется на уровне 2001 года.
"Американская табачная промышленность стабилизировалась после повышения цен и увеличения налогов в течение последних лет", - говорится в отчете министерства.
Между тем потребление никотина может и в дальнейшем уменьшиться, если законодатели продолжат свою жесткую кампанию по ограничению курения в общественных местах, считают в министерстве сельского хозяйства США.
Аккумулятор новостей

Число иракских детей, страдающих лейкемией, возросло в 2 раза.
Число иракских детей, страдающих лейкемией, возросло в 2 раза, передает корреспондент РИА "Новости". Эту информацию со ссылкой на доклад Программы ООН по Ираку опубликовал во вторник иракский журнал "Аль-Рафидайн".
Также в 2 раза увеличились случаи заболевания раком среди женщин. Если в 1990 году из 100 тыс. иракских женщин раком груди болело 326, то в 2000 году уже 633.
Причина роста раковых заболеваний в Ираке - использование войсками США во время войны в Персидском заливе в 1991 году запрещенных видов оружия, в том числе обедненного урана.

02.10.2002.

Медики нашли способ победить рак легких.
В ходе исследования причин возникновения и особенностей развития мелкоклеточного рака легких, проведенного онкологами из больницы Хаммерсмит при Имперском лондонском колледже, было установлено, что ткани пораженного этой формой рака легкого содержат избыточное количество одной из молекул, которая, по мнению медиков, имеет непосредственное отношение к делению раковых клеток. По словам руководителя исследовательской группы профессора Майкла Секла, уничтожение этой молекулы позволит замедлить, а может быть и остановить рост раковых клеток.
Это открытие представляется тем более важным, что в настоящее время пациенты с этой формой рака умирают в 97% случаев, поскольку раковые клетки оказываются резистентны к химиотерапии. На основании полученных данных ученые надеются разработать формулу препарата, с помощью которого можно будет лечить пациентов с таким диагнозом.
Медики, правда, не спешат делать слишком обнадеживающие прогнозы, поскольку рост клеток при мелкоклеточном раке легких обусловлен множеством факторов, большинство которых пока остаются неизвестными. Тем не менее, открытие британских ученых внесло существенный вклад в изучение специфики этого заболевания, и вычленение молекулы само по себе является шагом вперед в решении этой проблемы. Более подробно в результатами этого исследования можно познакомиться в журнале Европейской молекулярно-биологической организации.
MIGnews.com

Сорняк побеждает рак.
Ядовитые сорняки, которые первые американские поселенцы называли "трубки дьявола" из-за производимого ими галлюциногенного эффекта, возможно, подарят надежду пациентам с раком мозга.
Как удалось выяснить ученым, химическое вещество, содержащееся в сорняке Джимсона - дурно пахнущем растении, растущем на обочинах дорог в Америке и Азии - может остановить неконтролируемый рост раковых клеток.
Кустарник с белыми цветами, известный также под такими названиями, как дурман вонючий, зеленый дракон и священный дурман, является родственником ядовитого паслена и используется в народной медицине.
Лекарственные свойства этого соединения пока доказаны лишь опытами на культурах ткани, сообщение о которых во вторник появилось в British Journal of Cancer.
В лабораторных условиях японские ученые ввели молекулу DSA, содержащуюся в сорняке Джимсона, в клетки мозга больного раком. Глиома - разновидность злокачественной опухоли головного мозга, труднее всего поддающаяся лечению. Её возникновение заканчивается для больного смертью. Инъекция DSA позволила остановить рост раковых клеток.
Раковые клетки зачастую останавливаются в развитии на довольно ранней стадии. DSA инициирует их созревание или дифференциацию, в результате чего они теряют способность к распространению внутри организма.
LIKAR.INFO

Самообследование не спасает от рака груди.
Самостоятельный осмотр груди на предмет рака является напрасной тратой времени. Как показало исследование китайских врачей, проведенное с участием 260 тысяч женщин, эта процедура не снижает уровень смертности от рака молочной железы.
«Не смотря на то, что мы тратим все силы и время, обучая женщин методике самообследования, пациентки не способны выявить опухоль на ранней стадии развития», – сообщает доктор Дэвид Томас (David Thomas), руководитель исследования.
Томас является сотрудником Онкологического исследовательского центра имени Фреда Хатчинсона (Fred Hutchinson Cancer Research Center) в Сиэтле. По его словам, результаты исследования, проведенного в Шанхае, не означают, что женщины должны прекратить самообследование, однако не стоит преувеличивать ценность этой методики.
«Если женщина предпочитает самообследование, это очень хорошо, но она должна осознавать, что эффективность способа не доказана», – говорит Томас. Томас подчеркнул, что самостоятельный осмотр не является заменой маммографии.
По словам Томаса, в бедных странах, где маммография не доступна всему населению, представители здравоохранения не должны тратить свои и так ограниченные средства на обучение методике самообследования, им необходимо сконцентрироваться на других программах, например иммунизации населения.
Доктор Кимберли Ван Зи (Kimberly Van Zee), хирург Memorial Sloan-Kettering Cancer Center в Нью-Йорке, считает, что определенная ценность самообследования все-таки есть. Однако обучение населения этому методу в странах, где нет необходимого оборудования для проведения маммографии и других скриннинговых обследований - не главное.
«Необходимо проинформировать пациенток, что самообследование не является самым важным. Женщина должна регулярно обследоваться с помощью других методов», – считает Ван Зи.
Доктор Томас сообщил, что теоретически, самообследование способствует обнаружению маленьких раковых образований на ранней стадии развития опухоли, когда ее еще можно вылечить. Несмотря на обширную образовательную программу, проведенную среди шанхайских женщин, уровень смертности от рака груди не снизился в группе, где женщины самостоятельно проводили обследование.

03.10.2002.

Швеция: разгадана тайна пищевого акриламида.
Акриламид, соединение, вызывающее симптомы рака у животных, образуется во время жарки и печения, показали два исследования. Ранее ученые в Швеции обнаружили, что содержание этого вещества в чипсах превышает уровень, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения для питьевой воды.
Печеный хлеб становится вкуснее, чем сырое тесто в результате реакции Мейлларда. В присутствии сахара высокая температура разлагает белки, придавая пище более ярко выраженный вкус и характерную золотистую корочку. При этом образуется и акриламид. Картофель и некоторые злаковые богаты аминокислотой аспарагином, похожей на акриламид. Как обнаружил Моттрэм, нагревание аспарагина в присутствии сахара до 185 градусов вызывает его превращение в акриламид.
Обработка пищи при более высокой температуре, как и увеличение продолжительности этой обработки, приводит к увеличению образования акриламида. Пока это вещество не было обнаружено только в вареных блюдах, возможно, из-за того, что их обработка происходит при более низкой температуре.
У крыс и дрозофил акриламид вызывает изменения, приводящие к раку, – но в концентрациях, в тысячи раз превышающих содержание этого вещества в повседневной человеческой диете. Пока нет прямых данных, указывающих на аналогичное влияние акриламида на людей.
Аккумулятор новостей

Германия: фонд "German Cancer Aid" наступает на табачные компании.
Германское правительство объявило о беспрецедентном повышении налогов на продажу табачных изделий. Это решение, ставшее причиной крупного политического скандала, было принято под давлением и немецкой Ассоциации потребителей.
Министр здравоохранения Германии Улла Шмидт заявила о своем намерении потребовать от немецких парламентариев повышения налогов на табачные изделия на 0.05 евро с каждой сигареты. В этом случае цена на среднестатистическую пачку сигарет, составляющая сейчас около 3 евро, поднимется до 5 евро, то есть достигнет среднего для стран ЕЭС уровня. По прогнозам экспертов, эта мера увеличит государственные доходы на 7 миллиардов евро, которые планируется направить на финансирование программ улучшения общественного здоровья, а также на проведение образовательных мероприятий.
Против повышения налогов выступили представители компаний, производящих и перепродающих табачные изделия. Так, глава немецкого профсоюза работников пищевой промышленности заявил, что повышение налогов нанесет существенный ущерб благосостоянию страны и репутации правительства, так как приведет к сокращению числа рабочих мест в табачной промышленности более чем на 25%.
Кстати, независимые обозреватели не исключают, что на самом деле "просочившееся" в немецкие средства массовой информации заявление Уллы Шмидт на самом деле было всего лишь попыткой правительства Германии оценить возможную реакцию общественности на повышение налогов на табачные изделия.
Медицинский вестник

Свердловская область. Уральских онкогематологических больных будут лечить в Швеции.
3 октября в Екатеринбурге состоялась встреча посла Швеции в России Свена Хирдмана и председателя правительства Свердловской области Алексея Воробьева. Свен Хирдман приехал в Свердловскую область с делегацией шведских бизнесменов для знакомства с общей экономической и социальной ситуацией на Среднем Урале и для открытия дней Швеции в Екатеринбурге. Свен Хирдман уже бывал в Свердловской области четыре года назад, и ему особенно интересно было узнать о том, как развивается уральская экономика после кризиса 1998 года.
Как сообщает "Новый Регион", на встрече посла Швеции и Алексея Воробьева было обсуждено развитие металлургии и машиностроения Среднего Урала, а также рост внешнеторгового товарооборота и реальных доходов населения. Была затронута и тема инвестиций в экономику области, а также возможность партнерских отношений Среднего Урала и Швеции в вопросе лечения онкогематологических больных, поскольку у Швеции есть богатый опыт работы в этом направлении. По окончании встречи посол поблагодарил Алексея Воробьева за подробную информацию и пообещал внимательно ее изучить, а также рассмотреть вопрос открытия в Свердловской области представительства Швеции.

04.10.2002.

Генная терапия может явиться причиной лейкоза?
Во Франции приказом правительства приостановлены все опыты в сфере генной терапии. У одного из пациентов, подвергавшегося этому виду лечения, обнаружилась лейкемия.
Пациент — ребёнок — страдал от тяжёлого, и теоретически опасного для жизни заболевания, под названием "тяжелый комбинированный иммунодефицит" (не путать с ВИЧ/СПИД, это не вирусное, а генетическое заболевание).
Таких-детей называют "bubble children" — "дети в пузырях". Природный иммунитет у таких детей отсутствует, поэтому они вынуждены постоянно пребывать в абсолютно стерильных помещениях или ёмкостях, "пузырях", в которые им подаются стерилизованные воздух, пища и вода. Причиной этого ужасного заболевания является один-единственный мутировавший ген.
Пациент парижской больницы Necker-Enfants Malades относился как раз к таким. После того, как ему провели курс лечения, обнаружилось, что он болен лейкемией.
Между тем, немного раньше британские доктора сумели таким же способом вылечить тяжёлый комбинированный иммунодефицит у полуторагодовалого Риса Эванса (Rhys Evans). В настоящее время он, как и большинство других пациентов, подвергшихся генной терапии, чувствуют себя хорошо.
Тем не менее, британские медики не могли проигнорировать сообщение от французских коллег. На полное прекращение экспериментов в Объединённом Королевстве не пошли, однако надзор за опытами в сфере генной терапии там будет усилен.
Аккумулятор новостей

Суточный ритм оберегает от рака?
Не исключено, что некоторые гены, ведающие суточными ритмами млекопитающих, способны защищать организм от онкологических заболеваний. Подтверждением этой гипотезы служат эксперименты, выполненные сотрудниками Бэйлорского медицинского колледжа. В пятницу эта работа биологов из Техаса появилась на страницах журнала Cell.

07.10.2002.

Нобелевская - за апоптоз.
В Стокгольме сегодня объявлены имена лауреатов Нобелевской премии 2002 года по медицине и физиологии. Ее получили исследователи из Англии Сидни Бреннер и Джон Салстон и их американский коллега Роберт Хорвиц - за выдающиеся достижения в изучении генетических механизмов формирования органов и тканей и запрограммированной гибели клеток. 75-летний уроженец ЮАР Бреннер шесть лет назад основал и с тех пор возглавляет Институт молекулярных наук в Беркли, штат Калифорния. 60-летний Салстон работает в кембриджском Центре имени Сэнгера, а 55-летний Хорвиц - в Массачусетском Технологическом институте.
Радио Свобода

Рак молочной железы и курение.
Канадские врачи вновь подтвердили существование связи между онкологическими заболеваниями молочной железы и курением. Собранные в Ванкувере и Квебеке статистические данные свидетельствуют о том, что у женщин, которые пристрастились к сигаретам еще до достижения двадцати лет и так и не расстались с этой привычкой, шансы возникновения злокачественных опухолей груди возрастают на семьдесят процентов. В пятницу это сообщение появилось в лондонском медицинском еженедельнике Lancet.
Радио Свобода

Новый метод химиотерапии в нейроонкологии.
Американские нейрологи выполнили эксперименты на обезьянах, которые могут стать основой новых методов борьбы с опухолями мозга. Такие злокачественные новообразования плохо лечатся с помощью химиотерапии, так как молекулы лекарственных веществ крайне медленно диффундируют из кровяного русла в ткани головного мозга. Исследователи из Национального института неврологических заболеваний и инсультов доказали, что противораковые препараты можно вводить непосредственно в ствол мозга через очень тонкий катетер. Детальное описание этих опытов представлено в статье, опубликованной в последнем выпуске Journal of Neurosurgery.

08.10.2002.

Рак – болезнь расистская и выбирает белых мужчин.
В США сравнили этнические/расовые различия в заболеваемости 4 основными видами рака. Проанализировали 917 000 случаев заболевания у мужчин и 862 000 - у женщин. Выяснилось, что 84% всех случаев рака приходится - на белокожих мужчин.
На афро-американцев пришлось 9% случаев, испано-американцев - 3%, уроженцев Гаваев и коренных индейцев - менее чем по 1%. При этом смертность от рака была самой высокой среди индейцев и уроженцев Аляски, смертность от колоректального рака и рака молочной железы - у афро-американцев, сообщает Медицинское информационное агентство.
MIGnews.com

Иркутская область. В Приангарье 32 тысячи жителей больны раком.
Около 32 тыс. жителей Приангарья страдают онкологическими заболеваниями. На областном семинаре по временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе об этом сообщила главный врач областного онкодиспансера (главный онколог Иркутской области) Виктория Дворниченко.
Наибольшее число онкобольных - в Иркутске, Братске, Ангарске, Усолье- Сибирском. 70% из них нуждаются в качественном, комбинированном лечении. Часще всего люди болеют раком легких, затем идет рак желудка, молочной железы, кожи. В последние годы число заболевших раком кожи возросло в пять-шесть раз. Количество заболевших раком молочной железы в последние годы увеличилось на 11%.
Виктория Дворниченко сообщила, что рак по-прежнему болезнь пожилых людей.
REGNUM.RU

09.10.2002.

Открыт новый ген рака груди.
Группа американских ученых из Cold Spring Harbor Laboratory и University of Washington идентифицировала новый ген супрессора опухолей, отсутствующий или неактивный в 60% случаев рака груди, а также измененный при раке легких. Ген, названный DBC2 (deleted in breast cancer), по всей видимости, связан только с ненаследственным раком груди, наблюдающимся в 90% зарегистрированных случаев.
Также ученым удалось продемонстрировать, что полипептид Dbc2, белковый продукт открытого гена, останавливает рост раковых клеток и способен приводить к исчезновению опухоли.
Исследователи полагают, что их открытие будет способствовать лучшему пониманию причин возникновения рака груди и может помочь в разработке новых методов его лечения. Статья об исследовании появится в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences).
Биоинформатика

Вакцина от хеликобактера.
Определена полная последовательность генов микроорганизма Геликобактер Пилори, вызывающего язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Эта бактерия, которой заражена половина населения планеты, не только является причиной язвенной болезни, но также способствует развитию злокачественных опухолей.
Как оказалось, ее наследственный код содержится в 1590 генах. Функции семидесяти процентов этих генов уже установлены, остальные еще предстоит выяснить. Информация о структуре бактериального генома принесет пользу для поиска новых средств борьбы с этой инфекцией, в частности, для создания вакцины. Исследование, опубликованное в журнале "Нейчур", выполнено в Институте геномных исследований в штате Мэриленд. В этом научном центре были определены четыре из пяти бактериальных геномов, установленных к настоящему времени.
Солвей Фарма

И вновь о пользе маммографии.
Американские ученые в дискуссиях относительно необходимости проведения скрининговых маммографий женщинам в возрасте после 50, в очередной раз показали эффективность этого метода для профилактики развития рака молочной железы.
На очередной встрече членов Американского Общества Терапевтической радиологии было показано, что женщины ежегодно проходящие маммографию, подвергают себя меньшему риску развития рака молочной железы, чем женщины, которые не проходят этого исследования или делают это не ежегодно.
В исследование было включено 1600 женщин, у которых был поставлен диагноз «Рак молочной железы». Все пациентки были разделены на три группы: 192 пациентки никогда не проходили маммографии, 695 пациенток проходили маммографию нерегулярно и 703 пациентки, которые проходили ежегодную маммографию.
По результатам исследования, как и следовало ожидать, наиболее «безопасные» формы рака были у женщин третьей группы, а наиболее опасные у первой. Вторая группа заняла срединное положение. Важно, что по результатам обследования пациенткам первой группы в 61% была возможность провести консервативное удаление опухоли и лишь 29% пришлось провести мастэктомию. Пациенткам первой же группы, которые никогда не проходили маммографию, эти цифры равняли по 41% соответственно.
Солвей Фарма

Имбирь смягчает осложнения лучевой терапии.
Корень желтого имбиря содержит вещество, которое может стать основой препаратов для смягчения негативных эффектов противораковой лучевой терапии. Это соединение, называемое куркумином, издавна применяется в восточной медицине, а в последнее время его испытывают в качестве средства лечения болезни Альцгеймера и рака кишечника. Эксперименты на животных, проведенные в Рочестерском университете, свидетельствуют о том, что куркумин препятствует возникновению радиационных ожогов. Механизм действия куркумина пока еще не выяснен, однако японские ученые недавно установили, что это вещество подавляет синтез сигнального белка интерлейкина-8, который принимает непосредственное участие в первых этапах воспалительного процесса.

10.10.2002.

Ген агрессивности рака простаты.
Сотрудники Мичиганского университета идентифицировали ген, который проявляет особую активность в метастазирующих опухолях предстательной железы. Исследователи не утверждают, что включение этого гена способствует проникновению клеток злокачественных новообразований простаты в другие органы, однако считают такой вариант вполне вероятным. Если это действительно так, то онкологи впервые получат возможность выявлять ранние стадии наиболее агрессивных форм рака простаты. В четверг эта работа появилась в журнале Nature.
Радио Свобода

Генная терапия против метастазирования.
Британские онкологи работают над созданием нового метода генной терапии, направленного на предотвращение расползания злокачественных опухолей молочной железы. Клетки этих опухолей обладают повышенной чувствительностью к внешним химическим сигналам, которые служат для них приказом начать миграцию к другим органам и тканям. Сотрудники лондонского Кингз-колледжа отрабатывают методику внедрения в наследственный аппарат таких клеток фрагментов ДНК, способных снизить восприимчивость к таким сигналам. Исследователи полагают, что это позволит ограничить подвижность раковых клеток и тем самым уменьшить вероятность образования метастазов.
Радио Свобода

Россия: вакцина против рака шейки матки - многообещающие результаты.
Испытания вакцины против папилломавируса человека (HPV), который в 95% случаев отвечает за развитие рака шейки матки перешли в заключительную стадию. Если предварительные результаты исследования будут подтверждены, то в ближайшие годы возможно появление коммерческой вакцины, спасающей женщин от этого грозного заболевания.
До 95% диагностированного рака шейки матки сопряжено с инфицирование вирусом папилломы человека (HPV). Вакцина направлена на профилактику заражения вирусами типов 6, 11, 16 и 18. Типы 6 и 11 ответственны за развитие остроконечных кондилом. Вирусы типа 16 и 18 в 70% ответственны за развитие рака шейки матки.
В исследовании приняли участие 1100 женщин в возрасте от 16 до 23 лет. Вакцинация проводилась трехкратно с перерывами в 6 месяцев. Сравнение проводилось с группой получавшей плацебо.
В результате проведенной вакцинации, все женщины выработали специфический иммунитет против вируса папилломы человека. Важно отметить, что вакцинация проходила очень хорошо, и только у одной женщины было отмечено незначительное повышение температуры тела в ответ на введение вакцины.
Если дальнейшая (заключительная) фаза испытаний подтвердит эффективность вакцины против папилломавируса человека, то новая вакцина, которая спасет тысячи жизней, может появиться в течение 2-3 лет.

11.10.2002.

Япония: приправа кэрри защищает гурманов от рака?
Возможно, популярная приправа кэрри не только придает блюдам изысканный вкус и аромат, но и.... защищает гурмана от рака. Такое предположение сделали ученые из японского Университета Кумамото, обнаружившие, что один из компонентов этой приправы - куркума - обладает высокой биологической активностью и подавляет активность некоторых проопухолевых факторов.
Согласно представленным ими в последнем номере журнала "Cancer" данным, действующим веществом куркумы является куркумин - пигмент, придающий куркуме характерный желтый цвет. Попав в ткани, он подавляет активность проонкогенного (то есть способствующего превращению нормальных клеток в злокачественные) ядерного фактора транскрипции каппа-В, а также снижает содержание в крови интерлейкина-8, провоцирующего развитие лимфом, опухолей иммунной системы.
Пока в распоряжении ученых имеются только данные, полученные на клеточных культурах (противоопухолевый эффект этого вещества изучался на культурах клеток поджелудочной железы человека). Поэтому говорить о "лечебном" эффекте кэрри слишком рано.
Аккумулятор новостей

p53 может участвовать в гормон-индуцируемой устойчивости к раку.
Опухолевый репрессор р53 возможно играет роль в гормонально индуцируемой устойчивости к раку груди. Статья об этом опубликована в журнале PNAS.
Эпидемиологические исследования показали, что женщины, перенесшие полноценную беременность в репродуктивном возрасте, в дальнейшем гораздо реже страдают от рака груди. Аналогичные исследования на крысах указывают на то, что как ранняя беременность, так и введение эстрогена и прогестерона, модулирующих беременность, снижают вероятность возникновения рака груди в результате воздействия канцерогенных веществ. В проведенном исследовании указывается на то, что в клетках менее подверженных раку животных содержится большое количество белка р53. Исследователям удалось доказать, что такое высокое содержание опухолевого репрессора связано именно определенным влиянием гормонов, а не является свойством дифференцированных клеток груди. В дальнейшем ученые намерены разработать гипотезу, обосновывающую то, что "гормоны беременности" предохраняют организм от рака.
Биоинформатика

Кофеин в помощь лучевой терапии.
Обнаружено еще одно химическое вещество, которое усиливает действие проникающего излучения на злокачественные опухоли. Об этом говорят лабораторные исследования, проведенные британскими онкологами из Бристольского университета.
Терапевтическая эффективность облучения возрастала втрое, если в культуру клеток раковой опухоли кишечника сразу после сеанса добавляли кофеин. Это объясняется тем, что кофеин резко повышает гибель раковых клеток от радиации. Для лечебной практики новый метод пока неприемлем, поскольку большие дозы кофеина могут оказаться небезопасными для больных. Однако английские ученые рассчитывают вскоре найти химические аналоги кофеина, не вызывающие побочных эффектов. По мнению профессора онкологии Гордона Мак-Ви, клинические испытания радиационной терапии в сочетании с такими препаратами могут начаться уже через полтора года.
Солвей Фарма

США: некоторые слабительные приводят к раку.
Федеральное Управление США по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами предложило запретить употребление слабительных, содержащих фенолфталеин, который в России издавна продавался под названием "пурген".
Как показали исследования на животных, большие дозы этого вещества могут привести к раковым заболеваниям. По мнению экспертов Управления, современная медицина располагает обширным арсеналом абсолютно безопасных слабительных, что и позволяет полностью отказаться от препаратов на основе фенолфталеина.

13.10.2002.

Электрический прибор оказался лучше лекарств.
Использование устройства, разрушающего раковые клетки при опухолевом поражении печени, позволяет значительно продлять жизнь пациентов. Как установили американские врачи, в случае, если пациенту было отказано в операции, этот способ заметно эффективнее, чем химиотерапия. Хотя устройство применяется уже в течение ряда лет, по утверждению авторов исследования, его эффективность доказана впервые. Это исследование было проведено под руководством Аллана Сиперштейна (Allan Siperstein) из Кливленда, который сравнивал эффективность системы RITA с традиционным подходом к лечению неоперабельных опухолей печени на 225 пациентах за период с 1996 по 2000 год. Оказалось, что использование устройства, разрушающего пораженные болезнью клетки радиоволнами, имеет преимущества.
Было обнаружено, что через три года после проведенного лечения с использование аппарата RITA (часто вместе с химиотерапией) в живых оставались 38 процентов пациентов с первичным раком печени и 60 процентов пациентов, у которых раковые клетки попали в печень из пораженного опухолевым процессом кишечника. Однако при назначении одних химиопрепаратов показатель не превышает десяти процентов.
Ученые отметили, что этот метод лечения сопряжен и с определенным риском. К опасностям относятся риск инфицирования раны и необходимость проведения переливания крови пациентам. Несмотря на это доктор Сиперштейн надеется, что результаты исследования убедят большее число врачей рекомендовать пациентам именно этот метод, который продляет жизни.
Как отмечают ученые, которые доложили результаты своего исследования на конференции Американского колледжа хирургов в Сан-Франциско, при постановке диагноза рака печени лишь около десяти процентов пациентов могут быть прооперированы. Большинству обычно остается лечение химиотерапевтическими препаратами, которое для большинства оказывается неэффективно.

14.10.2002.

Голландия: бороться с раком поможет Philips.
Компания Philips сообщила на днях о выпуске нового пакета ПО, который использует технологию магнитно-резонансного изображения (МРИ) для более точного выделения места раковой опухоли у пациентов, которые нуждаются в лучевой терапии. Технология позволит подвергать вредному воздействию радиации меньшее количество здоровых тканей, сообщает в своем пресс-релизе нидерландская компания. По словам представителей компании, новое ПО, получившее название AcQSim Mr., первое в своем роде. Оно будет особенно необходимо для пациентов с раком простаты, мозга, головы, шеи и позвоночника, а также с саркомой мягких тканей конечностей.
Как заявил доктор Гари Фридман, онколог, занимающийся вопросами лучевой терапии в онкологическом центре Фокс Чейз в Филадельфии, работавшем вместе с Philips над новой технологией, исследования показали, что использование изображений, полученных с помощью МРИ, повысило точность планирования лечения опухолей, особенно в мягких тканях, как при раке простаты. Используя при моделировании технологию МРИ, врачи могут разрабатывать более точный план лечения, не задевая в процессе облучения большую площадь здоровых тканей. К сожалению, пока использование нового ПО при лечении доступно лишь для больных в США.

Рак легких молодеет.
Развитым странам угрожает резкий рост заболеваемости раком легких, связанный с увеличением количества курящих молодых людей. Такое заявление сделал Десмонд Кэрни, профессор Университетского колледжа в Дублине и генеральный секретарь Международной ассоциации по изучению рака легких.
Кэрни подчеркнул, что еще двадцать лет назад рак легких в основном поражал пожилых мужчин, но в настоящее время болезнь резко молодеет и распространяется среди женщин. По словам ирландского онколога, девяносто пять процентов случаев гибели от онкологических заболеваний легких вызваны табачным дымом. Согласно медицинской статистике, лишь тринадцать процентов больных подобными формами рака живут более пяти лет после установления диагноза.

Универсальный противораковый белок.
Две группы американских исследователей обнаружили белок, играющий важнейшую роль в возникновении почти всех видов злокачественных опухолей человека. Он служит основным функциональным блоком фермента теломеразы.
Нормальное действие этого белка в составе теломеразы обеспечивает сохранение генетического материала при клеточном делении и предотвращает как преждевременное старение клетки, так и ее переход в режим неограниченных делений, запускающий развитие рака. Идентификация ключевого белка теломеразы открывает путь к созданию принципиально новых методов диагностики и лечения абсолютного большинства раковых заболеваний. Препараты, которые смогут блокировать гиперактивность теломеразы, окажутся универсальными противораковыми средствами.
Солвей Фарма

Онкологи всех стран, объединяйтесь!
"Онкологи всех стран, объединяйтесь!" Примерно таким мог бы быть лозунг "eDiamond" - нового проекта английского Министерства здравоохранения, представляющего собой базу данных результатов маммографических исследований. В течение двух лет врачи четырех крупнейших госпиталей Великобритании будут заносить в базу "eDiamond" все сделанные маммограммы, а их коллеги из других лечебных учреждений - обращаться к ней по каналам ISDN за "подсказкой" в случае неясности в диагнозе. Если проект окажется успешным, к созданию "eDiamond" будут подключены все госпитали страны.
Кстати, для того, чтобы данные "eDiamond" можно было использовать в любой больнице, разработчику программного обеспечения для нее - компании "IBM" - пришлось решить немало технических проблем. Дело в том, что изображения, выдаваемые каждым маммографом, немного отличаются друг от друга, что затрудняет их интерпретацию постороннему специалисту. Поэтому "eDiamond" не просто "складирует" получаемые изображения, но еще и обрабатывает их, приводя к единому стандарту.
Создатели "eDiamond" учли даже такую тонкость, как конфиденциальность вносимых в базу данных - все входящие в нее изображения не содержат имени или фамилии пациента.
Медицинский вестник

Кемеровская область. На совещании губернатора области обсуждены перспективы развития отдела иммунологии рака Кемеровского научного центра СО РАН.
На совещании губернатора Кемеровской области Амана Тулеева обсуждены перспективы развития отдела иммунологии рака Кемеровского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, сообщает пресс-служба администрации Кемеровской области. В совещании приняли участие заместители губернатора Татьяна Машковская и Константин Курилов, начальник департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Константин Шипачев и начальник названного научного центра Андрей Глушков.
Принято решение об оказании содействия отделу иммунологии рака в проведении научных исследований по разработке новых методов раннего прогнозирования профилактики онкологических заболеваний, в первую очередь, у рабочих ведущих отраслей промышленности Кузбасса, о развитии научной школы по молекулярной иммунобиотехнологии и повышения уровня образования по проблемам онкологии.
Принято решение обсудить с руководством СО РАН перспективы организации в г. Кемерово Института иммунологии канцерогенеза СО РАН на базе отдела иммунологии рака. Для приобретения первоочередного оборудования для отдела иммунологии рака Кемеровскому научному центру СО РАН до конца этого года будет выделено из областного бюджета 1,5 млн. рублей.
Кроме того, планируется выделение дополнительных площадей в Кемеровском областном онкологическом диспансере для расширения лабораторной базы и проведение капитального ремонта.
Департаменту охраны здоровья населения дано поручение оказать содействие Кемеровской государственной медицинской академии, Кемеровскому областному онкологическому диспансеру и Отделу иммунологии рака в организации Центра совместного пользования оборудованием. В бюджете Кемеровской области планируется, начиная с 2003 года, целевое финансирование биотехнологического проекта Отдела иммунологии рака в размере 3 млн. рублей в течение 5 лет. Для молодых ученых Отдела иммунологии рака КемНЦ СО РАН, прошедших специализацию по молекулярной биотехнологии в профильных НИИ СО РАН, для улучшения жилищных условий предусмотрено в течение 5 лет выделить 10 квартир, в том числе 2 квартиры уже в 2002 году.

15.10.2002.

Цены на сигареты резко возрастут.
Всемирная организация здравоохранения призывает правительства всего мира значительно поднять цены на сигареты и табак. По мнению ВОЗ, этот шаг позволит спасти жизни миллионов людей. Официальные представители сообщили, что эти меры будут более эффективными в бедных странах, где насчитывается большое число курильщиков. Это также будет препятствовать курению среди молодежи.
Был также процитирован доклад Всемирного Банка, в котором высказано предположение, что увеличение цен на 10% заставить бросить курить до 40 миллионов человек, а миллионы не начнут курить вообще.
'Это увеличение цен спасет жизнь десяти миллионов человек. Девять миллионов предотвращенных смертей будет в развивающихся странах', - говорится в заявлении ВОЗ.
По мнению ВОЗ, если правительства стран считают повышение цен на 10% слишком резким, первичное повышение может быть в объеме 5%.
'Увеличение цен на табак является эффективным вмешательством в здоровье общества, особенно молодежи'.
Этот призыв прозвучал в преддверии саммита ВОЗ, который прошел сегодня. Представители 192 стран встретились для обсуждения новой международной конвенции по борьбе с курением.
Обсуждение Структуры конвенции по контролю табачной продукции начались в 1999 году и продолжатся до следующего года.
В конвенции страны возьмут на себя обязательство запретить рекламу и использование терминов 'мягкий' и 'сниженное содержание смол', которые ВОЗ признало вводящими потребителя в заблуждение.
Страны также объединятся в борьбе с контрабандой табачной продукции и будут обмениваться информацией и результатами исследований, которые могут быть использованы в судебных процессах против табачных компаний.
Медновости

Томаты против рака простаты.
Так называемая "средиземноморская диета", в которую входят различные томатные соусы и другие блюда на основе томатов, чрезвычайно эффективна против такой распространенной болезни, как рак предстательной железы.
В этом убедились медики из Новой Зеландии, проведя соответствующие исследования. По их данным, мужчины, в рационе которых ежедневно присутствуют томатные супы, политые кетчупом спагетти и другие подобные блюда, на 18 процентов реже заболевают раком предстательной железы. Как считают ученые, все дело в содержащихся в томатах антиоксидантах, которые защищают организм человека от заболевания раком.
Солвей Фарма

Прививки от туберкулеза и оспы защищают от рака.
Немецкие специалисты пришли к выводу, что прививки против туберкулеза и оспы снижают риск заболеть раком кожи.
Проведенное учеными Геттингенского и Эрлангенского университетов совместное исследование, в котором приняли участие 603 пациента, больных меланомой, и 627 здоровых людей, показало, что для тех, кто в детстве был привит против оспы или туберкулеза, риск заболеть меланомой снижается на 75%. По словам руководителя исследования, геттингенского профессора Клауса Кельмеля, без учета возраста риск уменьшается вдвое. При этом прививка против туберкулеза обеспечивает более надежную защиту от рака, чем прививка от оспы. Однако наличие обеих прививок, судя по всему, не приводит к дополнительному снижению риска, сообщает "Deutsche Welle".
Электронные Вести