Психология

Психология

Новости

Психофизиология 30.12.2018 (Психофизиология) Выявлен белок, ответственный за повышенную тревожность Научные специалисты из Института экспериментальной медицины им. Макса Планка (Германия) выявили белок, ответственный за развитие повышенной тревожности. Эта находка поспособствует разработке эффективных препаратов для терапии данного расстройства. Результаты исследования ученых опубликовал журнал Nature Communications.

Нейропсихология 29.12.2018 (Нейропсихология) Показано, как гиппокамп связан с эксплицитной памятью Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего провели эксперименты с участием людей, обладающих нарушениями в работе височной доли мозга. Они показали связь между нормальным функционированием гиппокампа и сознательной памятью. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Нейропсихология 28.12.2018 (Нейропсихология) Показано, как мозг концентрирует внимание Исследователи из Квинслендского университета (Австралия) при помощи манипуляций с пирамидальными нейронами продемонстрировали, как их активность связана с холинергической системой. Работа опубликована в журнале Neuron.

Социальная психология 26.12.2018 (Социальная психология) Исследователи выявили главные факторы, которые формируют границы личного пространства Каждый день человек защищает свои границы в отношении собственного тела, дома, личных вещей, вкусов и ценностей. Люди, чьи границы четко определены в каждой из этих областей, считаются «суверенными лицами», а люди с плохо определенными границами называются «лишенными». Если ребенок воспитывается в благоприятной семейной атмосфере и его пожелания уважаются и исполняются, ему не требуется дополнительная защита, а его личные границы остаются нетронутыми. Таким образом, уровень личного суверенитета отражает степень, в которой семья готова уважать растущие потребности ребенка.

Клиническая психология 25.12.2018 (Клиническая психология) Ученые выявили новый признак биполярного расстройства У пациентов с депрессивными расстройствами, головной мозг которых демонстрирует пониженную функциональную связь в некоторых участках системы вознаграждения, может развиться биполярное расстройство. Такие выводы опубликовали ученые из Китайской Народной Республики в издании Frontiers in Psychology.

Психогенетика 24.12.2018 (Психогенетика) Найден «бойцовский» ген, который делает людей агрессивными International Journal of Physchophysiology опубликовал данные, полученные учеными Донского государственного технического университета (ДГТУ) и свидетельствующие о том, что люди-агрессоры являются носителями «бойцовского» гена. Его «включение» в человеческом организме научные специалисты связывают со склонностью к асоциальному поведению в разных формах: дракам, применению оружия, бандитизму.

Общая психология 18.12.2018 (Общая психология) Знание результатов генетических тестов влияет на самочувствие не меньше, чем сами результаты Персональный генетический анализ, на основании которого можно оценить риск развития онкологических, психических, гормональных и иных заболеваний, доступен уже миллионам. По идее, эти сведения полезны, так как могут помочь человеку скорректировать его поведение и образ жизни, снижая риск болезни. Но не может ли сам факт знания о генетической предрасположенности или ее отсутствии влиять на здоровье и самочувствие человека, и, если да, то как? Американские ученые провели серию экспериментов, в которых выяснилось, что одно лишь сообщение о «благоприятных» или «неблагоприятных» генах может влиять на физиологические показатели и субъективные ощущения больше, чем сами генетические различия. Выходит, осведомленность может отразиться на состоянии здоровья пациента как позитивно, так и негативно, и таким образом создать искажения при сборе информации и интерпретации влияния генетических полиморфизмов на различные аспекты физиологии и поведения человека.

Нейропсихология 14.12.2018 (Нейропсихология) Определены нейроны длительной боли Нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы провели опыты на мышах и выделили нейроны, которые вызывают длительную боль, побуждая организм ухаживать за раной. Это не те же самые нейроны, которые заставляют отстраняться от причиняющего боль объекта. Работа опубликована в журнале Nature.

Клиническая психология 11.12.2018 (Клиническая психология) Выявлять пограничные расстройства психики предложили по-новому Российские ученые из Пензенского государственного университета предложили по-новому диагностировать нарушения психики. Согласно их данным, показатели работы сердца и мозга, а также речь пациента позволяют эффективно выявлять пограничные психические состояния.

Нейропсихология 10.12.2018 (Нейропсихология) Мозг человека быстрее слышит злые голоса, чем добрые Исследование показало, что наш мозг более быстро реагирует на злые голоса, чем на добрые. Возможно, этот феномен имеет эволюционное происхождение.

Взаимоотношения полов 26.11.2018 (Взаимоотношения полов) Цикличные отношения разрушают психику Цикличные отношения, когда партнеры периодически расстаются и вновь сходятся, разрушительны для психики, заявили американские психологи. Ученые убеждены: для сохранения здоровья лучше не иметь никаких отношений, чем иметь подобные.

Нейропсихология 12.11.2018 (Нейропсихология) Ученые увидели, как «выглядит» грусть в человеческом мозге До недавнего времени нейробиологи мало знали о том, как выглядит меланхолия с научной точки зрения. Было известно, что часть головного мозга — миндалевидное тело — каким-то образом в этом процессе задействована, но сканирование мозга было недостаточно быстрым, чтобы зарегистрировать, что там происходило во время моментальных флуктуаций эмоционального состояния.

Психофизиология 23.10.2018 (Психофизиология) Дыхание через нос помогает запоминанию Шведские ученые из Каролинского института предполагают, что дыхание через нос помогает консолидировать воспоминания, то есть стабилизирует и укрепляет информацию в памяти. Правда, пока экспериментально это было подтверждено только для запоминания запахов.

Нейропсихология 07.09.2018 (Нейропсихология) Предложена новая теория фантомной боли Нейробиолог Макс Ортис-Каталан (Max Ortiz-Catalan) из Технологического университета Чалмерса в Гётеборге предложил новую теорию, объясняющую возникновение фантомной боли – болевых ощущения, которые человек, как ему кажется, испытывает в потерянных конечностях. Теория была им создана в ходе работы над новым методом лечения фантомных болей, в котором используется технология дополненной реальности и машинное обучение.

Нейропсихология 20.08.2018 (Нейропсихология) Подробная карта синапсов мозга приоткрыла завесу над загадкой мышления Представьте карту с каждой звездой в галактике. Карту настолько подробную, что на ней указано, как выглядит каждая звезда, из чего состоит, с какой другой звездой связана великими законами физики космоса. Хотя мы пока не имеет такой астрономической карты небес, благодаря монументальному исследованию, опубликованному на прошлой неделе в Neuron, у нас появилась подобная карта мозга.

Нейропсихология 10.08.2018 (Нейропсихология) Главным инструментом речи оказалась кора больших полушарий Сотрудники Университета Англия Раскин, Кембриджского университета и Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук обнаружили, что число различных сигналов, издаваемых приматами, зависит от доли площади ассоциативной коры от общей площади коры больших полушарий. Со сложностью речевого аппарата и способностью управлять его структурами вокальный репертуар этих животных связан в меньшей степени.

Психология развития 18.07.2018 (Психология развития) Человек физически не может помнить первые два года жизни Не верьте людям, которые утверждают, что помнят свою жизнь чуть ли не с рождения. Самые ранние воспоминания начинают формироваться в возрасте двух лет, поскольку до этого периода мозг просто не обладает способностью к хранению памяти.

Нейропсихология 18.07.2018 (Нейропсихология) С увеличением мозга растет относительный размер ассоциативных зон Анализ детальных трехмерных изображений мозга 2904 людей показал, что у индивидов с крупным мозгом относительный размер ассоциативных зон коры больше, а сенсомоторных и лимбических — меньше, чем у людей с небольшим мозгом. Сходные изменения пропорций мозга наблюдаются в ходе индивидуального развития (у взрослых по сравнению с детьми) и в эволюции (у людей по сравнению с макаками). Отделы коры, для которых характерен опережающий рост, занимают самое высокое положение в функциональной иерархии нейронных сетей: они отвечают за обобщение и интеграцию данных, поступающих из других частей коры. Эти отделы отличаются повышенным энергопотреблением и имеют наиболее густую сеть дендритов; в них повышен уровень экспрессии генов, связанных с работой синапсов и энергетическим метаболизмом. Относительный размер этих отделов положительно коррелирует с IQ, однако корреляция исчезает, если внести поправку на общий размер коры.

Практическая психология 12.07.2018 (Практическая психология) Виртуальная реальность облегчила навязчивый страх высоты Психиатры из Оксфордского университета провели испытания методики, позволяющей бороться с акрофобией (навязчивой боязнью высоты) с помощью технологий виртуальной реальности (VR). Описание работы опубликовано в журнале The Lancet Psychiatry.

Психофизиология 29.06.2018 (Психофизиология) Сюжеты снов могут указывать на болезни человека Принято считать, что если сюжеты снов и говорят о чем-то связанном с состоянием организма, то речь может идти исключительно о психологических проблемах. Но ученые опровергают это мнение — оказалось, что сны могут указывать и на проблемы физического плана.

Психогенетика 26.06.2018 (Психогенетика) Ученые открыли почти 1000 новых генов, связанных с интеллектом Исследователи обнаружили 1016 особых генов, связанных с интеллектом, подавляющее большинство которых ранее было неизвестно науке. Международная группа ученых провела крупномасштабное исследование и обнаружила 190 новых генных локусов и 939 новых генов, связанных с интеллектом, значительно расширив наше понимание наследственных основ когнитивной функции. Авторы работы поделились своим открытием в двух статьях журнала Nature Genetics.

Общая психология/Психология восприятия, Общая психология/Психология сознания, Общая психология/Психология личности (Общая психология/Психология восприятия, Общая психология/Психология сознания, Общая психология/Психология личности) 1987 Симонов П.В. Мотивированный мозг Монография содержит естественнонаучный анализ ключевых понятий общей психологии: потребностей, эмоций, воли, поведения, индивидуальных (типологических) различий, сознания и неосознаваемых проявлений высшей нервной деятельности человека. Этот анализ осуществлен с позиций предложенного автором потребностно-информационного подхода и опирается на данные этологии, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии человека. В заключительных главах рассматриваются вопросы художественного творчества, теории и практики воспитания. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей - биологов, физиологов, психологов, врачей-психоневрологов, педагогов и искусствоведов.

Общая психология (Общая психология) 1979 - Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти Данная хрестоматия продолжает серию хрестоматий по психологии, представляющих собой учебные пособия но курсу общей психологии психологических факультетов университетов. Дается представление об основных закономерностях и фактах, классических и современных исследованиях в области психологии памяти. Рассчитана на студентов, аспирантов и исследователей в области общей психологии и психологии памяти.

Общая психология/Психология восприятия (Общая психология/Психология восприятия) 1986 Толстых А.В. Психология юного зрителя Реформа школы ставит одной из задач подъем на новый качественный уровень эстетического воспитания школьников. В брошюре рассматриваются проблемы зрительской психологии подростков, мотивы, обусловливающие их особый интерес к 'зрелищному' искусству, пути и формы воспитания культурных зрителей, что необходимо для полноценного развития личности школьника. Для учителей и родителей.

История психологии, Общая психология (История психологии, Общая психология) 1981 Никифоров А.С. Этюды о разуме В книге рассказывается о том, как складывались представления о сущности разума, о роли общества в формировании личности о сознательной и подсознательной психической деятельности, о мышлении и речи, о памяти и способностях, о работе мозга во время сна о роли эмоций в интеллектуальной жизни, о воспитании интеллекта и о многом другом, что является неотъемлемым свойством Человека Разумного.