Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс рассылки


Выпуск 1. Новости сайта Николая БОРЫТКО: Приглашаю к сотрудничеству
Дата выпуска:
2007-10-21

Архив рассылки

Написать автору

Новости

Статьи

Гостевая книга

Форум

Уважаемые читатели сайта Николая БОРЫТКО!

В разное время вы подписывались на новости сайта, которые я рассылал нерегулярно и которые доходили не до всех. Основной причиной этого было то, что многие серверы воспринимают массовые рассылки как спам и не пропускают их к адресату. Теперь я предлагаю вам первый выпуск «легальной» рассылки через сервер SUBSCRIBE.RU, которым сам пользуюсь уже достаточно долго.

Обещаю, что теперь материалы будут приходить более регулярно. Да и содержание их будет полнее. С примерной структурой и содержанием рассылки можно познакомиться в этом выпуске.

Итак, приступим.

Содержание выпуска:

1. Новости сайта

2. Тема номера

3. Эпистолярий

4. «Изба-читальня»

5. Тусовка

1. Новости сайта

В этом разделе будет информация об изменениях Сайта Николая БОРЫТКО, а также анонсы подобных изменений, чтобы узнать ваше мнение о том, насколько нужны подобные материалы.

В частности на титульной странице моего сайта появилась форма быстрой подписки на новости сайта, новости кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета и на материалы межвузовской лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании. Приглашаю вас и ваших коллег подписаться на эти рассылки.

В настоящее время я работаю над новой структурой своего сайта. Предполагается, что он станет творческой мастерской для педагогов-исследователей. Кроме информации о себе, я хочу вести на нем школу педагога-исследователя (рекомендации по этапам и основным моментам исследовательской работы), мастер-класс по методологии исследований в образовании (для начинающих и опытных исследователей), помещать описание исследовательских проектов, а также выделить в раздел «Изба-читальня» исследовательские материалы (свои и своих коллег, с которыми сотрудничаю). Конечно же, обновлю раздел полезных ссылок и продолжу гостевую книгу и форум. Что еще? Мне нужны ваши советы. Ведь свой сайт я рассматриваю не как рекламу «себя, любимого», а только как возможность общения с коллегами. Пишите, мне интересно всякое мнение.

2. Тема номера

В этом разделе предполагаются рекомендации по исследовательской работе педагога. Сегодня я предлагаю вам свои размышления по вопросу о конструировании воспитательной деятельности педагога.

Н. М. Борытко

Гуманитарно-целостный подход в конструировании воспитательной деятельности педагога

(Часть 1)

Опубликовано в сборнике: Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. науч. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград, 20–22 мая 2003 г. Волгоград: Перемена, 2003. С. 250–257.

Понимание воспитанника как партнера в воспитательном взаимодействии, а самого процесса воспитания как становления субъектности ребенка и требуемой данным процессом системы действий со стороны педагога обусловливает наше предположение о том, что в исследовании проблем воспитания требуется последовательно представить три модели:

        модель процесса становления исследуемого феномена (свойства, качества или деятельности) как становления субъектного пространства воспитанника;

        модель системы факторов и педагогических условий (или системы типов деятельности воспитанника) как социокультурного пространства развития этого свойства;

        модель педагогической деятельности воспитателя по организации типов деятельности воспитанника (или педагогических условий), предусмотренных предыдущей моделью.

В подобной последовательности моделей, как нам представляется, в большей мере реализуется гуманитарно-целостный подход к педагогической деятельности: обеспечивается ориентация на проблемы человека и человеческую культуру, педагогическая реальность и деятельность воспитателя рассматриваются не от должного, а в объективной логике становления субъектности ребенка.

Рассмотрим последовательно процедуры построения выделенных трех моделей, имея в виду не традиционный структурно-функциональный подход к управлению воспитательным процессом (управляющее воздействие — желаемый результат), а синергетические представления о саморазвитии сложноорганизованных систем.

Причем данная логика, как показывают результаты наших собственных и проводимых под нашим руководством исследований, оказывается применимой для практики воспитания, для исследований в этой сфере и овладения технологиями воспитательной деятельности.

Моделирование процесса становления исследуемого феномена

Первым шагом в исследовании проблем воспитания мы считаем возможно более целостное понимание выделенного феномена, как ориентир в педагогическом целеполагании. Чтобы деятельность воспитателя протекала сообразно объективным закономерностям, их (эти закономерности) следует выявить. Для этого требуется последовательно определить: 1) понимание самого феномена и затем 2) понимание процесса его развития.

Для понимания воспитательного феномена как целостности и педагогической цели педагогу необходимо:

        на основе теоретического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы определить понимание воспитательного феномена как категории педагогики, как целостности, выделенной из более широкой системы личности, деятельности и т. д., для чего выявить типические черты выбранного феномена, которые выделяют его как целостное образование из других качеств, сфер или свойств человека (дать его определение) или типов деятельности;

        выделить связи этого феномена с окружающей средой, более широкой системой (индивидуально-личностным развитием, например), которые есть не что иное, как функции этого образования в более широкой системе, в развитии человека в целом, в его деятельности, поведении и т.д.;

        проанализировать содержание данного феномена (качества, сферы или свойства личности), выделить его элементы, компоненты, составляющие, присущую ему внутреннюю структуру, которая и обеспечивает выполнение выделенных ранее функций (при этом каждая функция феномена должна быть объяснена как функция соответствующего компонента или их единства).

Чтобы выявить динамику становления воспитательного феномена, следует:

        выделить физиологические, психологические и социальные особенности конкретного возрастного периода воспитанников, существенно влияющие на становление данного феномена;

        разработать структуру описания феномена (перечень критериев) применительно к особенностям возраста и описать стадии (уровни, этапы) развития феномена; возможно, первоначальная теоретическая модель затем будет скорректирована или конкретизирована на основании диагностических результатов; как правило, каждая из выделенных стадий процесса иллюстрируется монографическим описанием;

        описать количественные изменения, накопление которых приближает процесс к переходам, «скачкам» из одного состояния в другое, особенности кризисов этих переходов или возможности смягчения кризисов, постепенности переходов;

        определить источники (внутренние силы, факторы) саморазвития феномена, обеспечивающие самодвижение процесса, особенности функционирования этих источников в рассматриваемом возрастном периоде;

        на основе выявления стадий и источников саморазвития разработать модель развития воспитательного феномена, которая служит основой для построения прогноза развития процесса и разработки целей педагогической деятельности.

(Продолжение см. в след. выпуске)

3. Эпистолярий

Этот раздел посвящается переписке с подписчиками, ответам на вопросы, комментариям.

Пока он пуст, хотя поспорить уже есть с кем и с чем.

4. «Изба-читальня»

Материалы и публикации автора рассылки и работающих с ним исследователей.

В основном, здесь предполагаются ссылка на Интернет-ресурсы. Сегодня предлагаю вам познакомиться с моими работами, вышедшими и выходящими в издательстве «Академия». Это учебные пособия с грифом учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования. По ссылкам вы можете перейти на соответствующую Интернет-страницу, чтобы познакомится с этими изданиями подробнее.

Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. 3-е изд.

Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко; Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой.

Педагогика: учеб пособие для студентов педвузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко.

Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко

Эти книги можно приобрести в книжных магазинах, а также в Интернет-магазинах. Рекомендую один из таких магазинов, услугами которого часто пользуюсь: http://www.ozon.ru

На сайте http://www.chtivo.ru/ вы можете сами подобрать себе не только нужную книгу, но и подходящий способ ее приобретения.

5. Тусовка

В этом разделе будут помещаться объявления о моих курсах, семинарах, лекциях и выступлениях. Здесь же будет информация о конференциях и других научных мероприятиях (или ссылки на Интернет-страницы).

Так, 29 октября я буду проводить занятия с аспирантами по специальности «Теория и методика профессионального воспитания» (подготовка к кандидатскому экзамену). Лекции состоится с 15:00 до 18:10 в ауд. 2-41 главного учебного корпуса Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ) по адресу пр. Ленина, 27.

31 октября 2007 г. (15:00 – 18:00) приглашаю на первое заседание Межвузовской лаборатории гуманитарно-целостных исследований в образовании. На этом заседании я предлагаю свое выступление о специфике гуманитарно-целостного подхода в исследовании педагогических явлений и процессов.

Такие планы. А насколько им суждено сбыться — зависит от нас с вами.
Приглашаю к сотрудничеству!

Предлагаю также ознакомится с выпусками двух других рассылок (подписаться на них можно с первой страницы моего сайта):

Новости кафедры педагогики ВГПУ

        Информация о материалах на странице кафедры педагогики на сайте ВГПУ.

        Объявления кафедры педагогики, информация о проводимых научных мероприятиях.

        Документы и рекомендации для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов.

        Материалы сотрудников кафедры педагогики.

Гуманитарно-целостные исследования в образовании

        Информация о материалах межвузовской лаборатории гуманитарно-целостных исследований в образовании на сайте ВГПУ.

        Объявления лаборатории, информация о проводимых ею научных мероприятиях.

        Документы и рекомендации по методологии исследований в образовании.

        Материалы сотрудников лаборатории.



До новых выпусков!  Пишите мне по адресу borytko@nm.ru

Расположение выпуска в архиве рассылок: http://subscribe.ru/archive/science.humanity.borytko/200710/21113020.html
Предыдущий выпуск: http://subscribe.ru/archive/science.humanity.borytko/nav/prev//archive/science.humanity.borytko/200710/21113020.html
Количество подписчиков: Рассылка 'Новости сайта Николая БОРЫТКО'


В избранное