Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 919


"Эконометрика", 919 выпуск, 3 сентября 2018 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Тринадцать этапов инновационного процесса выделено в статье А.И. Орлова.

Исходные позиции построения цифровой экономики обсуждает Валерий Вениаминович Предтеченский в статье "К диалектике коммунной ОГАС".

Поздравляем с Новым Учебным Годом!

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

УДК 303.732.4: 005.521:633.1:004.8

JEL: M21, C02

Орлов А.И.,

д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., профессор,

зав. лаб. экономико-математических методов в контроллинге, МГТУ им. Н.Э. Баумана

Тринадцать этапов инновационного процесса

Аннотация. Инновационный процесс - от идеи до серийного выпуска - разбит на 13 этапов. Цель их рассмотрения - выявление наиболее целесообразных вариантов организационно-экономической поддержки деятельности создателей новшеств со стороны специалистов по экономике и управлению, а также обоснование наиболее естественных "точек перехода" - моментов коммерционализации новшеств (смены собственника). Показана целесообразность создания Центра сопровождения разработки инноваций, включающего специалистов по маркетинговым исследованиям, разработке бизнес-планов, проведению экспертиз, управлению рисками и др.

Ключевые слова: инновации, менеджмент, экономика, организация производства, контроллинг, системный подход, организационно-экономическое моделирование.

Alexander I. Orlov,

Dr.Sci.Econ., Dr.Sci.Tech., Cand.Phys-Math.Sci., professor,

head of Laboratory of economic-mathematical methods in controlling, BMSTU

THIRTEEN STAGES OF THE INNOVATIVE PROCESS

Abstract. The innovation process - from idea to serial release - is divided into 13 stages. The purpose of their consideration is to identify the most expedient options for organizational and economic support for the creators of innovations by specialists in economics and management, as well as the rationale for the most natural "transition points" - the moments of commercialization of innovations (change of ownership). The expediency of creating the Center for Support for Innovation Development, including experts in marketing research, developing business plans, conducting expert examinations, risk management, etc. is shown.

Keywords: innovation, management, economics, production organization, controlling, system approach, organizational and economic modeling.

1. Введение

Понятие "инновация" внутренне противоречиво. Действительно, ИН+НОВАЦИЯ - внедренное новшество. Но если внедрено - то уже не новшество. Если же есть только идея, но нет внедрения, то речь идет о новшестве, но не об инновации. Мы полагаем, что надо говорить не об инновации как данности, а об инновационном процессе - от идеи до развернутой реализации.

Различные авторы выделяют то или иное количество этапов инновационного процесса. Наша цель - указать возможные способы организационно-экономической поддержки деятельности создателей новшеств со стороны специалистов по экономике и управлению, выделить наиболее естественные "точки перехода" - моменты коммерционализации новшеств (смены собственника). Для определенности, имеем в виду новшества, порожденные творческой деятельностью сотрудников технических кафедр университета, скажем, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Для реализации этой цели выделим тринадцать этапов инновационного процесса.

2. Этапы инновационного проекта

Рассмотрим предлагаемую нами классификацию типовых этапов развития инновационного проекта.

Начальный этап 1 инновационного проекта - формирование идеи, которая ляжет в его основу. Рождение идеи - это творческий процесс. Автором идеи является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Юридической защиты авторство не имеет. Адресного финансирования формирование идеи обычно не предполагает. Коммерциализация идеи в отдельных случаях возможна, но обычно необходима дальнейшая проработка идеи.

Этап 2 "Оформление интеллектуальной собственности" состоит в формировании коллектива собственников инновационного проекта, их долевого или иного участия в расходах и доходах по мере движения по траектории инновационного проекта. В случае более одного собственника этап заканчивается подписанием договора, участниками которого могут быть как физические, так и юридические лица. По мере движения по траектории инновационного проекта могут быть подписаны новые договора по оформлению интеллектуальной собственности.

В частности, важны три потенциальные конфликтные зоны. Во-первых, если новая идея возникла при выполнении производственного задания, то необходимо урегулировать взаимоотношения между творческим коллективом организацией. Вполне естественно, что организация претендует на часть интеллектуальной собственности. Однако, если эти претензии распространяются на всю интеллектуальную собственность, то творческий коллектив теряет стимул к дальнейшему развитию идеи. Во-вторых, необходимо оформить состав творческого коллектива и распределение интеллектуальной собственности внутри него. В-третьих, требуют урегулирования взаимоотношения с не входящими в творческий коллектив сотрудниками, выполняющими вспомогательные функции. По завершении этапа 2 возможна коммерционализация, в частности, выход на Интернет-аукцион.

Этап 3 "Защита интеллектуальной собственности" состоит в подготовке и оформлении патентов и иных правовых документов, фиксирующих и защищающих права на интеллектуальную собственность, сопутствующую инновационному проекту в процессе движения по его траектории. Наличие патентов, несомненно, повышает рыночную стоимость инновационного проекта, поскольку демонстрирует положительные результаты экспертизы при выдаче патента. Однако получение патентов и иных правовых документов растянуто во времени.

Этап 4 "НИР по тематике инновационного проекта". Часто (но не всегда) первоначальная идея нуждается в развитии. Иногда нужны фундаментальные исследования, чаще необходимы разработки, относящиеся к прикладной науке. Результаты этапа 4 отражаются в виде научных публикаций, отчетов, докладов на научно-технических конференциях, представлений на выставках, в Интернете. С точки зрения коммерционализации инновационных проектов результаты этапа 4 подтверждают и развивают первоначальную идею. Они дают потенциальным покупателям основания для участия в Интернет-аукционе, демонстрируя поддержку идеям авторов проекта со стороны научной общественности.

Этап 5 "Разработка опытного образца". Правильность исходной идеи требует обоснования, реализация в виде опытного образца. Большое психологическое воздействие на потенциальных покупателей оказывает демонстрация действующего устройства. Поэтому выделяем этап 5, на котором осуществляет переход от "слов" к "железу". Основным итогом этапа 5, который во многих случаях естественным образом вытекает из этапа 4, является т.н. "a-модель" - устройство, посредством которого автор/разработчик подтверждает соответствие заявленным техническим решениям. Речь идет об опытном образце изделия, который демонстрирует возможности будущего серийного изделия. Естественно, он подвергается техническим испытаниям, и информация о достигнутых характеристиках доступна потенциальным покупателям. Достаточно часто этап 5 растянут во времени. Именно на этапе 5 возможность коммерциализации инновационного проекта становится очевидной и является заметным фактором его движения по траектории развития.

Первые пять этапов породившие идею творческие коллективы обычно выполняют самостоятельно. Но затем начинаются сложности.

Этап 6 "Маркетинговые исследования". Судя по опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах новшеств, составляя календарные планы перехода к промышленному производству. Сроки и стоимость такого перехода коллективы разработчиков, как правило, приводят в своих заявках, адресованных потенциальным покупателям. Однако маркетинговая составляющая заявки обычно проработана плохо, поскольку члены технических творческих коллективов не владеют методами маркетинговых исследований.

Необходимость маркетинговых исследований становится очевидной именно после создания опытного образца (этап 5), когда продемонстрирована возможность достижения научно-технической цели проекта. На предыдущих этапах обсуждения характеристик потенциальных потребителей также ведутся, но обычно на уровне кабинетных маркетинговых исследований с использованием экспертных оценок. После этапа 5 наряду с развертыванием кабинетных исследований потребителей и конкурентов переходят к полевым исследованиям.

Этап 6 может быть проведен уже после смены собственника. Обычно реализация инновационного проекта переходит от творческого коллектива к малому венчурному предприятию.

Этап 7 "Оценка эффективности". Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки (заявки на коммерциализацию) инновационного проекта, то следующим этапом является оценка эффективности при внедрении проекта. Желательна подготовка подробного или сокращенного бизнес-плана, включающего организационный план, производственный план, финансовый план и др. Должны быть оценены различные характеристики экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов. В бизнес-план включают результаты маркетинговых исследований, оценку и методы управления рисками при реализации проекта. Подготовкой бизнес-планов должны заниматься специалисты в области организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности. Наличие квалифицированно подготовленного бизнес-плана значительно увеличивает шансы на дальнейшую успешную коммерциализацию проекта.

Этап 8 "Экспертиза". На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания. Особенно необходима независимая экспертиза заявки на коммерциализацию и бизнес-плана инновационного проекта перед проведением Интернет-аукциона с целью повторной смены собственника и передачи инновационного проекта для дальнейшей реализации крупному предприятию (организации) способной организовать массовый выпуск.

Этап 9 "Интернет-аукцион". В результате Интернет-аукциона может быть принято решение о реализации или о передаче прав на использование результатов, полученных в ходе выполнения инновационного проекта. Интернет-аукцион может быть проведен практически на любой стадии жизненного цикла - от оформления прав на интеллектуальную собственность до внедрения результатов, однако наиболее естественное его место - при переходе от малого предприятия к крупному.

К заказчикам и инвесторам целесообразно обращаться с бизнес-планом, используя современные информационные технологии проведения Интернет-аукционов. Подчеркнем ведущую роль "электронных" экономических связей субъектов инновационной деятельности, необходимость развития информационной культуры и цифровой культуры, роль мощного центрального игрока, обеспечивающего использование систем электронной коммерции и средств организационно-технологического обеспечения в соответствии с современными достижениями цифровой экономики.

Кратко перечислим основные бизнес-процессы Интернет-аукциона высоких технологий. Организационно-технологическая схема системного использования средств электронной коммерции предусматривает ведение информационных реестров, необходимых при подготовке и проведении аукционов и конкурсов, мониторинге жизненного цикла инновационных проектов. Целесообразно использование методологии структурированного анализа и конструирования (методологии SADT - IDEF0) при разработке структурно-функциональной схемы бизнес-процессов Интернет-аукциона высоких технологий. К составляющим структурно-функциональной схемы бизнес-процессов Интернет-аукциона высоких технологий относится, прежде всего, информационная, организационно-методическая и инструментальная среда, соединяющая интересы продавцов и покупателей информации об инновационных технологиях и/или прав на них. Выделим основные составляющие бизнес-модели: партнерская сеть, передача/приобретение информации, комплекс услуг по продвижению, доведению технологий до внедрения, предоставлению инвестиций. Очевидна роль системы баз данных (реестров), в частности, при распространении (рассылке) информации при проведении Интернет-аукциона высоких технологий, подготовке проектов к рассмотрению.

Этап 10 "Подготовка к внедрению - ОКР и "b-модель" (технологическая подготовка производства)". Необходимый этап жизненного цикла инновационного проекта (который приобретает всё больше черт инвестиционного проекта) - опытно-конструкторские работы, позволяющие перейти от опытного образца к серийному производству. Этап завершается подготовкой т.н. "b-модели" - устройства и/или набора технологической документации, посредством которого автор/разработчик подтверждает технологическую воспроизводимость научно-технической идеи. Речь идет о прототипе будущего серийного изделия вместе с технологической документацией. Технологическую подготовку выпуска изделия целесообразно увязывать с возможностями завода-изготовителя, а потому проводить силами заказчика после проведения Интернет-аукциона и получения всей необходимой документации от коллектива разработчиков первоначальной идеи. При этом должна быть обеспечена возможность консультаций со стороны коллектива разработчиков первоначальной идеи. Возможны и иные варианты. Например, если коллектив разработчиков первоначальной идеи действует в составе научно-производственного объединения (НПО), то этап 9 может быть проведен силами "материнского" НПО.

Этап 11 "Внедрение и выход на рынок". Реализация проекта, например, начало серийного выпуска и продажи изделия, знаменует собой завершение инновационной составляющей проекта и переход к типовой ситуации производства продукции в современных условиях.

Этап 12 "Контроль после внедрения". Однако коллектив разработчиков, как правило, должен продолжать осуществлять контроль и авторский надзор за выпуском изделия, адекватно реагируя на предложения изготовителей и рекламации потребителей. Возможность и необходимость авторского надзора должна быть закреплена в договорах, заключенных по итогам Интернет-аукциона.

Этап 13 "Оценка эффективности реализации проекта". Очевидно, должны быть оценены краткосрочные и долгосрочные последствия реализации проекта - социальные, технологические, экологические, экономические, политические, т.е. "предоставлена обратная связь". В частности, для инвесторов представляет интерес (дисконтированный) срок окупаемости и другие показатели эффективности проекта.

3. Многообразие траекторий инновационного проекта

Проанализируем различные варианты типовых траекторий инновационного проекта в области высоких технологий. Базовый вариант имеет вид

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -11 - 12 - 13.

Здесь приведены порядковые номера описанных выше этапов.

Отметим, что этапы 6 и 7, как правило, используют процедуры на основе экспертных оценок, поэтому для адекватного отражения роли экспертиз представим базовый вариант в виде

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 (8) - 7 (8) - 8 - 9 - 10 -11 - 12 - 13.

Выход на коммерционализацию, в частности, на Интернет-аукцион, т.е. на связку этапов 8 - 9, возможен не только после этапа 7. Так, вариант траектории

1 - 2 - 3 - 8 - 9 - 4 - 5 - 6 (8) - 7 (8) - 10 -11 - 12 - 13.

соответствует продаже патента, после чего покупатель проводит НИР для детального изучения явления и проходит через все остальные этапы траектории инновационного проекта.

Однако покупатель патента может довести проект до стадии коммерческой привлекательности и продать его через Интернет-аукцион:

1 - 2 - 3 - 8 - 9 - 4 - 5 - 6 (8) - 7 (8) - 8 - 9 - 10 -11 - 12 - 13.

После выхода на рынок может произойти еще одна смена собственника:

1 - 2 - 3 - 8 - 9 - 4 - 5 - 6 (8) - 7 (8) - 8 - 9 - 10 -11 - 8 - 9 - 12 - 13,

например, выведшее продукцию на рынок малое предприятие продает технологически отраженное и проверенное на покупателях производство крупной фирме, которая разворачивает массовый выпуск нового товара. Итак, выписанная последней траектория предусматривает троекратную смену собственника инновационного проекта через Интернет-аукцион.

Вполне рациональной выглядит схема, когда для технологической отработки товара создается малое предприятие, которое покупает идею, доводит ее до промышленного выпуска, а потом продает производство крупной фирме:

1 - 2 - 3 - 8 - 9 - 4 - 5 - 6 (8) - 7 (8) - 10 -11 - 8 - 9 - 12 - 13.

Более часто встречающейся является ситуация, когда первоначальный владелец передает проект малому предприятию после этапа 5 (разработки опытного образца):

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 8 - 9 - 6 (8) - 7 (8) - 10 -11 - 8 - 9 - 12 - 13.

Именно такой вариант (с упором на роль малого предприятия) часто рекомендуется использовать рядом российских структур.

Отметим, что этап 8 (экспертиза) в скрытой или развернутой форме присутствует и на ранних этапах траектории. Так, базовый вариант при подробном анализе естественно представить в виде

1 - (8) - 2 - (8) - 3 - (8) - 4 - (8) - 5 - (8) - 6 (8) - (8) - 7 (8) -

- (8) - 8 - 9 - (8) - 10 -(8) - -11 - 12 (8) - 13 (8).

Каждый этап, обозначенный (8), состоит в принятии на основе экспертных оценок решения о продолжении или прекращении проекта. Очевидно, прекращение проекта приводит к потере средств, вложенных в проект. Другими словами, речь идет о рисках, связанных с выполнением инновационных проектов.

Рассмотрим начальные этапы траектории проекта 1-5. Обычно они связаны с деятельностью коллектива разработчиков исходной идеи. Выше, в качестве базовой, рассматривалась схема

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - ...

Однако не менее распространенными являются схемы начального участка

1 - 4 - 5 - 2 - 3 - ...

(сначала сделан опытный образец, а потом - по итогам его создания - решаются проблемы формирования и защиты интеллектуальной собственности),

1 - 2 - 4 - 5 - 3 - ...

(авторство идеи не вызывает споров, а закрепление интеллектуальной собственности происходит после демонстрации работоспособности идеи),

1 - 2 - 4 - 3 - 5 - ...

1 - 4 - 2 - 5 - 3 -...

1 - 4 -2 - 3 - 5 - ...

(промежуточные варианты, показывающие, что две подтраектории, состоящие из этапов 2-3 и 4-5 соответственно, могут быть пройдены в произвольном порядке).

Преобразуя начальные участки первых восьми из указанных выше траекторий с помощью пяти только что выписанных вариантов начального участка, получаем на основе каждой из них еще 5 траекторий, так что всего имеем уже 8 6 = 48 траекторий.

Однако и это не все. При движении по 25 траекториям из 48 этапы 6 и 7 выполняются последовательно один за другим. Однако ясно, что бизнес-план целесообразно разрабатывать на основе данных о том конкретном предприятии, на котором будет осуществляться проект. Следовательно, может оказаться целесообразным проводить Интернет-аукцион не между этапами 7 и 10, а между этапами 6 и 7 в соответствии с траекториями

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 8 - 9 - 7 - 10 -11 - 12 - 13,

1 - 4 - 5 - 2 - 3 - 6 - 8 - 9 - 7 - 10 -11 - 12 - 13

и др.

Перечень возможных траекторий на этом далеко не закончен. Можно представить себе проведение маркетинговых исследований в самом начале согласно траектории

1 - 2 - 3 - 6 - 4 - 5 - 8 - 9 - 7 - 10 -11 - 12 - 13

или же оформление и защиту интеллектуальной собственности непосредственно перед выходом на Интернет-аукцион

1 - 6 - 4 - 5 - 2 - 3 - 8 - 9 - 7 - 10 -11 - 12 - 13.

Из сказанного следует, что на процедуры коммерционализации (на Интернет-аукционы) могут быть выставлены инновационные проекты на различных этапах их жизненного цикла, с самыми разными наборами выполненных этапов. Следовательно, набор документации, представляемой на Интернет-аукцион, должен быть гибким с целью учесть особенности конкретных инновационных проектов. Целесообразно обеспечить возможность контактов разработчиков и потенциальных покупателей.

4. Схема организационно-экономической поддержки инновационных исследований

Перейдем к разработке организационно-технологической схемы коммерционализации на примере системного использования средств электронной коммерции для целей Интернет-аукциона высоких технологий. Чтобы спроектировать такую схему, необходимо найти наиболее рациональный способ обеспечения участников инновационного процесса всеми необходимыми видами организационно-экономической поддержки.

Для успешного осуществления инновационной деятельности, кроме научно-технических коллективов, предлагающих заявки к рассмотрению, заказчиков, реализующих проекты, и инвесторов, обеспечивающих финансирование, необходима структура, занимающаяся организационно-экономическим обеспечением - маркетинговыми исследованиями, подготовкой бизнес-планов, проведением экспертиз, использованием информационных технологий. Очевидна необходимость создания Инновационного центра (ИЦ) - аналитического консультационного центра, предназначенного для организационно-экономической поддержки конкретных инновационных исследований в области наукоемких технологий при подготовке и проведении Интернет-аукциона высоких технологий. Роль и задачи аналитического консультационного центра вытекают из структуры проектируемой системы Интернет-аукциона высоких технологий. Среди задач выделим поведение организационно-экономических экспертиз конкретных инновационных проектов и разработку их бизнес-планов (с привлечением специалистов в конкретных областях). Инновационный центр немыслим без постоянного прогнозирования научно-технического прогресса в области наукоемких (высоких) технологий, а также спроса на продукцию высокотехнологичных отраслей промышленности. Сердцевиной деятельности ИЦ является организация и проведение Интернет-аукционов высоких технологий.

Отдельно выделим структурно-функциональную схему маркетинговой поддержки конкретных инновационных исследований в наукоемких областях при проведении Интернет-аукциона высоких технологий. Она включает схемы осуществления полевых и кабинетных маркетинговых исследований с целью изучения рынков в области проведении Интернет-аукциона и выявления предпочтений потребителей при разработке конкретных инновационных проектов. А также схемы организационно-экономической поддержки творческих коллективов по вопросам стратегии и тактики завоевания рынка (планирование рекламной кампании, разработка рекламного бюджета и др.), стратегического маркетинга и обеспечения конкурентоспособности.

Очевидна необходимость разработки структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, а также ее компонентов для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. Как показано выше, Интернет-аукционы по инновационным проектам в области высоких технологий могут быть проведены после осуществления тех или иных стадий инновационных проектов. При подготовке к Интернет-аукциону заявитель готовит необходимую документацию по своему проекту, прежде всего бизнес-план.

Разработка структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий соответствует, таким образом, логике построения и рассмотрения бизнес-планов инновационных проектов. Такие планы строятся и оцениваются по тем же схемам, что и бизнес-планы в иных сферах деятельности, однако с учетом специфики инновационной деятельности. Итак, заказчик и инвестор для принятия решений на Интернет-аукционе нуждаются в бизнес-плане.

Должен быть проработан организационно-экономического компонент. В частности, необходима разработка таких компонентов структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, как блок оценки экономической эффективности инновационных проектов, требующих инвестиций, и блок оценки рисков инновационных проектов. Эти компоненты необходимы для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. В частности, нами разработаны методы оценки устойчивости чистой текущей стоимости NPV к малым отклонениям значений дисконт-функции [1], а также основанный на вероятностно-статистическом моделировании (с использованием экспертов) подход к оценке инновационных рисков [1].

Процедуры экспертного оценивания нужно применять не только на заключительном этапе, но и на всех остальных этапах анализа инвестиционного проекта.

Не менее важна разработка компонента маркетинговой поддержки. Блок маркетинговой поддержки инновационных проектов - компонента структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий. Изучение рынка проводится путем непосредственного наблюдения, с помощью анализа данных о продажах и опроса потребителей, экспериментальными методами - выпуском пилотных (т.е. пробных) партий товара, и т.п. Все возможности маркетинга используются при проведении организационно-экономической поддержки инновационных проектов.

Базовой целью Инновационного центра (ИЦ), занимающегося организационно-экономической поддержкой инновационных проектов в области высоких технологий, является повышение эффективности коммерциализации технологий (изобретений), а в качестве основной проблемы выступает проблема сбыта (смены собственника) разработанных технологий/изобретений через Интернет-аукционы. Структура ИЦ должна состоять из следующих основных составляющих: 1) информационная; 2) экономическая; 3) правовая (юридическая). Реализация всех трех составляющих основана на интенсивном использовании современных информационных технологий. Компьютерная составляющая ИЦ должна обеспечивать информационный обмен при подготовке Интернет-аукционов и проведение самих Интернет-аукционов.

Выделим следующие основные стадии модели разработки и трансфера технологий. Поиск (создание) технологии - процесс генерации идеи, получения альтернативных концепций и технологий, их анализ и принятие решений с выбором тех, что соответствуют требованиям потребителя. Разработка - предполагает проведение НИОКР и включает совершенствование, подробную разработку, изготовление образцов по выбранной на первой стадии технологии, конструкторскую и технологическую подготовку производства. Проверка (экспертиза) - разработанная технология подвергается испытаниям, при необходимости - полевым, оценивается экспертами. Внедрение - окончательная доработка, внесение нужных изменений, внедрение технологии пользователем, переход к массовому выпуску.

В этой модели присутствуют четыре основные роли. Распространитель (заказчик) - знакомит потенциальных разработчиков и пользователей с соответствующими технологиями, консультирует их и т.д. Процесс взаимодействия строится по схемам с обратной связью. Его основная работа - на стадиях поиска и внедрения технологий. Спонсор (инвестор) - осуществляет организационную и финансовую поддержку деятельности (включая работу распространителей, разработчиков, а также тех, кто занимается внедрением). Его основная работа - на стадиях разработки, проверки (экспертизы) и внедрения. Разработчик - осуществляет разработку идеи, лабораторные исследования, создание опытных образцов и проведение полевых и иных испытаний результатов НИОКР. Его основная работа - на стадиях разработки и проверки. Реализатор технологии (специалист по внедрению) - решает вопросы продаж, подготовки потребителей, преодоления различного рода трудностей. Его основная работа - на стадиях экспертизы (проверки) и внедрения. Для достижения успеха трансфера технологий необходимо выбрать наиболее адекватные методы и приемы для каждой из стадий процесса.

7. Заключительные замечания

Подведем итоги научно-исследовательской работы, кратко описанной в настоящей статье (см. также [2, 3]). Предложена классификация этапов жизненного цикла инновационных проектов и структурная схема основных бизнес-процессов инновационной деятельности с использованием Интернет-аукционов. Выделены 13 базовых стадий (этапов) развития инновационного проекта и проанализированы различные варианты траектории развития такого проекта.

Разработана организационно-технологическая схема системного использования современных информационных технологий (средств электронной коммерции) для целей проведения Интернет-аукциона высоких технологий. Организационно-технологическая схема предполагает создание ядра системы - Инновационного центра (ИЦ). Обоснована необходимость развертывания ИЦ - аналитического консультационного центра, предназначенного для организационно-экономической поддержки конкретных инновационных исследований в области наукоемких технологий при подготовке и проведении Интернет-аукциона высоких технологий. Цель и задачи Инновационного центра (ИЦ) - аналитического консалтингового центра, его роль в создании системы развития инновационных работ вытекают из структуры проектируемой системы Интернет-аукциона высоких технологий. Разработана структурно-функциональная схема бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, а также ее компонентов для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. Предложено управлять развитием инновационными процессами на основе разработки и исполнения бизнес-планов инновационных проектов. Разработан организационно-экономический компонент структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий. Он включает блок оценки экономической эффективности инновационных проектов, требующих инвестиций, и блок оценки рисков инновационных проектов. Разработан блок маркетинговой поддержки инновационных проектов как компонента структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, а также типовые диаграммы основных бизнес-процессов трансфера технологий через Интернет-аукционы [2, 3].

В целом предлагаемая концепция организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности впервые описана в [4]. Она может быть полезна для тех отраслей народного хозяйства, в которых используются те или иные механизмы коммерционализации результатов инновационной деятельности. В то же время ее применение, например, при разработке инновационно-инвестиционных проектов создания ракетно-космической техники [5] нецелесообразно.

В представленной в настоящей статье концепции большую роль играют экспертные методы [6, 7]. Обратим внимание на подход, основанный на использовании сетей экспертов [8], и на большую роль медианы Кемени [9]. Экспертные оценки незаменимы при анализе рисков инновационной деятельности [5], в частности, могут с успехом применяться для оценивания вероятностей редких событий [10]. Обзор многообразия экспертных технологий дан в [11].

Перспективные подходы к разработке организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности могут быть основаны на идеях системной нечеткой интервальной математики [12], разработок в области перспективных математических и инструментальных методов контроллинга [13], организационно-экономического, математического и программного обеспечения контроллинга, инноваций и менеджмента [14].

Литература:

1. Орлов А.И. Аддитивно-мультипликативная модель оценки рисков при создании ракетно-космической техники // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. No. 102. С. 78-111.

2. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н.Анисимов, А.А.Колобов, И.Н.Омельченко, А.И.Орлов, А.М. Иванилова, С.В. Краснов; Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. Научное издание. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 728 с.

3. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. - М.: Издательство "Экзамен", 2008. - 621 с.

4. Орлов А.И. Инновационная деятельность: организационно-экономическое обеспечение и Интернет-аукционы. - Проблемы информационной экономики. Выпуск VII. Стратегия инновационного развития российской экономики: Сб. научных трудов / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2008. - С.325-345.

5. Орлов А.И., Цисарский А.Д. Модель оценки рисков проектов при создании ракетно-космической техники // Вестник НПО им. Лавочкина. 2017. No.3. С. 89-94. 

6. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

7. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. - М. : КноРус, 2011. - 568 с.

8. Орлов А.И. Сети экспертов в неформальной информационной экономике будущего. - Теория активных систем / Труды международной научно-практической конференции (17-19 ноября 2009 г., Москва, Россия). Том I. Общая редакция - В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. - М.: ИПУ РАН, 2009. - С. 279 - 287.

9. Жуков М.С., Орлов А.И. Использование экспертных ранжировок при расчетах кредитного риска в банке // Инновации в менеджменте 2017. No. 1(11). С. 18-25.

10. Орлов А.И., Савинов Ю.Г., Богданов А.Ю. Опыт экспертного оценивания условных вероятностей редких событий при разработке автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Том 14. No. 4(2). С.501-506.

11. Орлов А.И. Теория экспертных оценок в нашей стране // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. No. 93. С. 1-11.

12. Орлов А.И., Луценко Е.В. Системная нечеткая интервальная математика. Монография (научное издание). - Краснодар, КубГАУ. 2014. - 600 с.

13. Орлов А.И., Луценко Е.В., Лойко В.И. Перспективные математические и инструментальные методы контроллинга. Под научной ред. проф. С.Г. Фалько. Монография (научное издание). - Краснодар, КубГАУ. 2015. - 600 с.
14. Орлов А.И., Луценко Е.В., Лойко В.И. Организационно-экономическое, математическое и программное обеспечение контроллинга, инноваций и менеджмента: монография / под общ. ред. С. Г. Фалько. - Краснодар : КубГАУ, 2016. - 600 с.

Публикация:

Орлов А.И. 13 этапов инновационного процесса // Инновации в менеджменте. 2017. No.4 (14). С.46-54.

*   *   *   *   *   *   *

К диалектике коммунной ОГАС. Исходные позиции построения цифровой экономики

Валерий Вениаминович Предтеченский

"... главное в моделировании, да и вообще в применении математических методов в экономике, - правильный выбор цели и строгое обоснование исходных предпосылок. В противном случае, даже несмотря на грамотное выполнение всех математических преобразований и вычислений, можно придти к неверным выводам, незаметным на первый взгляд".

(Глушков В.М.,  Валах В.Я. Что такое ОГАС. М., "Наука", 1981. С. 99)

Предпосылки

Г. Гегель:

"Всё есть становление" (Наука логики. Т. 1, "Мысль", М., 1970. С. 41).

"Чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же" (там же, с. 140).

"...бытие и ничто суть противоположность во всей... непосредственности... Истину как бытия, так и ничто представляет собою единство их обоих, это единство есть становление" (Энциклопедия философских наук. Т. 1. Н.Л. С. 222).

И, следовательно, наоборот: становление есть единство бытия и ничто - функция предметного мира.

"Я... придерживаюсь того мнения, что философия в такой же степени, как и геометрия, должна быть закономерным построением, которому можно обучать так же, как геометрии" (Работы разных лет. Т. 2, М., 1971. С. 322. Гегель - Синклеру, набросок письма, середина октября 1810 г.).

То есть внешняя объективность воспринимается нами геометрично.

"...сознание имеет перед собой лишь количественную определенность, над которой легко производятся подобающие (алгебраическим. - В.П.) действия, и можно спокойно умножать величину одной линии на величину другой; но в результате умножения этих самых величин получается также качественное изменение - переход линии в плоскость, поскольку появляется некоторое отрицательное определение; оно и вызывает ту трудность, которую можно устранить, если уразуметь особенность этого определения и простую суть дела..." (Наука логики. Т. 1, с. 402-403).

Суть дела функциональна. Поэтому и восприятие диалектично: чувственное, "линейное" ощущение умножается "линейным" же умом - в функцию разумения.

"Логическое по своей форме имеет три стороны: α) абстрактную, или рассудочную, β) диалектическую, или отрицательно-разумную, γ) спекулятивную, или положительно-разумную (конкретную. - В.П.).

Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, то есть всякого понятия или всего истинного вообще" (Энциклопедия философских наук. Т. 1. Н.Л. С. 201-202).

Таким образом, имеем не только принцип трехлинейного состояния, но и логику субъективного отражения объективного, неразрывного движения от абстрактного через действующее к конкретному в этих трех, качественно отличных друг от друга, моментах развития целого предмета.

К. Маркс:

"...самое лучшее в моей книге: 1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или меновой стоимости (на этом основывается всё понимание фактов), 2) исследование прибавочной стоимости (прибавочного продукта. - В.П.) независимо от ее особых форм: прибыли, процента, земельной ренты и пр." (Соч., т. 31, с. 277 (Маркс К. и Энгельс Ф. Письма о "Капитале". 1948. С. 122. Письмо Энгельсу, 24.08.1867)).

Двойственный характер труда выступает трудовым базисом, на котором основано ВСЁ понимание трудовых фактов, включая появление прибавочного продукта для социального развития.

"Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" (Соч., т. 23, с. 178 (Капитал, ч. 1, отд. 2-й, гл. 4. Купля и продажа рабочей силы. ГИПЛ, 1955. С. 173)).

"...распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности" (Соч., т. 20, с. 206).

"Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. В существующих до сих пор суррогатах коллективности - в государстве и т.д. - личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса. Мнимая коллективность, в которую объединялись до сих пор индивиды, всегда противопоставляла себя им как нечто самостоятельное; а так как она была объединением одного класса против другого, то для подчиненного класса она представляла не только совершенно иллюзорную коллективность, но и новые оковы. В условиях действительной коллективности индивиды в своей ассоциации и посредством нее обретают вместе с тем и свободу (Маркс К. и Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. С. 55-56).

Ф. Энгельс:

"Социал-демократическая партия не имеет ничего общего с так называемым государственным социализмом, системой огосударствления в фискальных целях, которая ставит государство на место частного предпринимателя и тем объединяет в одних руках силу экономической эксплуатации и политического угнетения рабочего" (Энгельс Ф. Социал-демократическая программа 1891 г. Соч., т. 22, с. 623 и 235, "Абзац 9").

П. Лафарг:

"Коммунизм существует в скрытом виде в глубинах экономической жизни и ждет только рокового часа революции, чтобы проявиться наружу.

Близок час, так жадно и напрасно ожидаемый в течение бесчисленных веков. Еще немного, и человечество вернется к коммунизму; оно найдет свое потерянное счастье и омоется от низких интересов и страстей, эгоистических и антисоциальных нравов собственнического периода. Оно победит тогда еще бесконтрольные экономические силы и доведет до совершенства лучшие и благороднейшие качества человека.

Счастливы, трижды счастливы люди, которым суждено увидеть это обновление!" (За и против коммунизма. Собственность и ее происхождение (1895). ГИПЛ: М. 1959. С.190).

В.И. Ленин:

"...Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет" (ПСС, т. 34, с. 193).

"Социалистическое государство может возникнуть лишь как сеть производительно-потребительных коммун, добросовестно учитывающих свое производство и потребление, экономящих труд, повышающих неуклонно его производительность и достигающих этим возможности понижать рабочий день до семи, до шести часов в сутки и менее" (ПСС, т. 36, с. 185).

То есть социалистическое государство как коммунная сеть есть государство диктатуры пролетариата.

А.С. Макаренко:

"Программа имеет великое значение... Мы сознательно рассчитывали на великое значение всякой перспективности, даже такой, в которой нет ни одного пряника, ни одного грамма сахара" (Собр. соч. в 4 томах, т. 2, с. 121. Педагогическая поэма).

"Снисходя к слабости человеческой природы, мы терпим и теперь некоторые мотивы личного удовлетворения, мотивы собственного благополучия, но мы неизменно стремимся воспитывать широкие мотивации коллективного интереса" (там же, с. 145).

Смысл существования коллектива - в его программном развитии.

В.М. Глушков:

"*) Первым информационным барьером называется порог сложности управления экономической системой, превосходящей возможности одного человека... Необходима комплексная автоматизация управленческого труда, при которой всё большая и большая часть информационных потоков замыкается вне человека" (Основы безбумажной информатики. Изд. 1. Введение. 1982).

Долой бюрократию и всякое волюнтаристское управление людьми!

А.В. Петровский:

"...организованность - реальная способность группы к самоуправлению" (Развитие личности и проблема ведущей деятельности. Вопросы психологии.  1987. No. 1, с. 67-75).

Отсутствие группового самоуправления есть дезорганизация коллектива.

Таким образом, исходные предпосылки приводят нашу жизнь к целесообразной деятельности (в труде) по науке, коллективно, самоуправляемо, без начальства и подчинения.

Увидеть, представить себе научное общественное воспроизводство и рационально управлять им можно только так, как это делают все производственники, - в координатно-функциональной форме (http://www.eifgaz.info/predtechensky-22-15.htm).

Основные этапы реализации самоуправления цифровой экономики

1. Производственная структура

1.1. Структурирование имеющейся технологии производства продукта труда или комплекса продуктов определенного назначения.

1.2. Корректировка структуры при определении рабочих мест производства, исходя из пятичасового рабочего дня и количественного состава рабочего коллектива - 100 человек.

1.3. Распределение членов коллектива по рабочим местам согласно производственной структуре и спецподготовке сотрудников.

2. Коллективное обучение - 3 часа в день.

2.1. Общеобразовательная и специальная коллективная подготовка членов коллектива до инженерного уровня (высшего образования) с основами программирования - 1-2 года.

2.2. Освоение смежных и остальных технологических специальностей коллектива до уровня взаимозаменяемости, самоуправления - систематически.

2.3. Получение экономических знаний о движении продуктов труда в обществе и вне его, а также об экологическом и социальном воздействии этих продуктов (становление социальной значимости коллектива) - освоение программированной социальной коммунной сети (коммунной ОГАС).

3. Становление и работа самоуправляемого коллектива.

3.1. Систематическая ротация специалистов коллектива по всем рабочим местам, включая управленческие, согласно подготовке сотрудников, начиная с освоенных смежных специальностей.

3.2. Программирование коллективного технологического процесса, а также коллективной рабочей силы (программирование свободного времени) - подготовка коммунного функционирования воспроизводства коллектива в наглядном виде.

3.3. Передача опыта коллективного программирования работ другим предприятиям и подготовка сети коллективов, рабочей корпорации.

4. Расчет внутриколлективных развивающих потребностей.

4.1. Производственные (технологические) потребности.

4.2. Бытовые коллективные потребности (воспроизводства рабочей силы).

4.3. Социальные потребности коллектива.

4.4. Расчет возможностей коллективного самообеспечения.

5. Расчет внешнего удовлетворения потребностей коллектива:

5.1. Натуральным обменом между предприятиями (бартер).

5.2. Стоимостным обменом между предприятиями (рынок).

5.3. От социума государственной или рабочей корпорации (по потребностям коллективов).

6. Завершающий этап подготовки коммунной ОГАС.

6.1. Расчет потребительной стоимости продукта труда.

6.2. Информирование коммунистического и рабочего движения.

6.3. Создание сети мирового научного коммунистического и рабочего взаимодействия.

6.4. Программирование защиты от внешних реакционных и агрессивных воздействий.

6.5. Немедленное внедрение коммунной ОГАС после взятия власти в стране.

Приложения

А.С. Макаренко:

"Неудача многих детских учреждений происходила от того, что у них не выработался стиль и не сложились привычки и традиции, а если они начинали складываться, переменные инспектора наробразов регулярно разрушали их, побуждаемые к этому, впрочем, самыми похвальными соображениями. Благодаря этому соцвосовские "ребенки" всегда жили без единого намека на какую бы то ни было преемственность не только вековую, но даже и годовалую...

На небесах и ближе к ним, на вершинах педагогического "Олимпа", всякая педагогическая техника считалась ересью.

На "небесах" ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. Впрочем, это была всё та же старомодная душа, над которой упражнялись еще апостолы. Предполагалось (рабочая гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо: "Относитесь к детству с благоговением...", "Бойтесь помешать природе..."...

Были разговоры и о дисциплине. Базой в этом вопросе были два слова, часто встречающиеся у Ленина: "сознательная дисциплина". Для всякого здравомыслящего человека в этих словах заключается простая, понятная и практически необходимая мысль: дисциплина должна сопровождаться пониманием ее необходимости, полезности, обязательности, ее классового значения. В педагогической теории это выходило иначе: дисциплина должна вырастать не из социального опыта, не из практического товарищеского коллективного действия, а из чистого сознания, из голой интеллектуальной убежденности, из пара души, из идей. Потом теоретики пошли дальше и решили, что "сознательная дисциплина" никуда не годится, если она возникает под влиянием старших. Это уже не дисциплина по-настоящему сознательная, а натаскивание и, в сущности, насилие над паром души. Нужна не сознательная дисциплина, а "самодисциплина". Точно так же не нужна и опасна какая бы ни была организация детей, а необходима "самоорганизация" (личностная самоорганизация. - В.П.)...

Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди...

С вершин олимпийских кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты. Когда люди "Олимпа" (Брегель и Джуринская. - В.П.) приезжают ко мне, у них не открываются глаза, и живой коллектив ребят им не кажется новым обстоятельством, вызывающим прежде всего техническую заботу" (Собр. соч. в четырех томах. Т. 2. М. Изд. "Правда", 1987. Педагогическая поэма, 10. У подошвы Олимпа. С. 145-151).

Завещание В.М. Глушкова:

"Концепция того, что нужно от техники, у меня возникла довольно скоро, поэтому задолго до окончания работы по ознакомлению я выдвинул концепцию не просто отдельных государственных центров, а сети с удаленным доступом и т.д., т.е. вложил в понятие коллективного пользования соответственное современное техническое содержание.

И мы разработали первый эскизный проект Государственной сети вычислительных центров, который включал в себя около 100 центров в крупных промышленных городах, центрах экономических районов (тогда 100, а теперь нужно 200 примерно). Эти центры соединяются широкополосными каналами, и по ним распределяются по территории в соответствии с конфигурацией системы связи все остальные центры, занятые обработкой экономической информации. Их число мы определяли тогда в 10 тыс., а сейчас 20 тыс. Это крупные предприятия, министерства, а также кустовые центры, которые обслуживают мелкие предприятия. Характерным было наличие распределенного банка данных и возможность безадресного доступа из любой точки этой системы к любой информации, после автоматической проверки полномочий запрашивающего лица. Был разработан ряд вопросов, связанных с защитой информации. Кроме того, в этой двухъярусной системе главные вычислительные центры обмениваются между собой информацией не путем коммутации каналов и коммутации сообщений, как принято сейчас, с разбивкой на письма, а я предложил соединить эти 100 или 200 центров широкополосными каналами в обход каналообразующей аппаратуры с тем, чтобы можно было переписывать информацию, скажем, с магнитной ленты во Владивостоке на ленту в Москве без снижения скорости. Тогда все протоколы сильно упрощаются, и сеть приобретает новые свойства. Это пока нигде в мире не реализовано...

А тем временем, начиная с 1964 г. (времени внесения проекта), против меня стали открыто выступать харьковский экономист Либерман, Белкин, Бирман и др. Большинство из них сейчас либо в США, либо в Израиле. Бирман - экономический консультант фирмы "Дженерел электрик". Они все поуезжали" ("Заветные мысли для тех, кто остается", ж. "Марксизм и современность" No. 1/2004).

Координатный метод диалектики Коммунной ОГАС (Трудовая гармония. См. http://predtechenskij-valerij.id1945.com/labour_harmony.htm).

Резюме

Таким образом, весь период существования государственного социализма шла борьба между сторонниками научного коммунизма и адептами бюрократического демократического капитализма. Сталин не мог не знать о подавлении коммун А.С. Макаренко единоличниками-управленцами-бюрократами, разобщающими трудовой народ, и вел с этими врагами трудового народа жесткую политическую борьбу. Но у государственно-монополистического способа производства, по определению Ленина -  последней ступеньки между капитализмом и коммунной сетью, была экономическая потребность в бюрократии. Бороться же против бюрократизма с помощью бюрократии даже всесильному Сталину было не под силу...

И только диалектико-научно организованная, автоматизированная коммунно-сетевая общественная система - синтез трудов марксистов Макаренко и Глушкова и их последователей - может быть единственным ориентиром подлинных коммунистов во имя ликвидации эксплуатации человека человеком, спасения человечества от убиения мировым капитализмом и дальнейшего гармоничного развития производительных сил. 

(Из доклада на круглом столе  "Нравственно-формализованные основы цифровой экономики" 25.12.2017  в плане подготовки секции  "Будущее экономики России: роль цифросферы"  в рамках предстоящего VI Московского экономического форума  "Россия и мир: образ будущего")

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное