Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1048


"Эконометрика", 1048 выпуск, 22 февраля 2021 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В статье "Основы экономики будущего" 2008 г., написанной к 85-летию со дня рождения В.М.Глушкова (1923 - 1982), А.Самарский рассказывает о предшественнике содидарной информационной экономики - проекте ОГАС.

В статье "Государство и работник" В.А. Барсуков предлагает читателям универсальное изучение социальных отношений олигархического государства и угнетаемого труженика.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Основы экономики будущего. К 85-летию со дня рождения В.М.Глушкова (1923 - 1982)

А. Самарский

Проблемы научного устройства общества волновали ученых не одно столетие. Издавна люди пытались понять его суть. Над этим бились величайшие умы, в ходе этого появлялось множество гипотез, теорий, утопий. В процессе того, как стихийно изменялись общественные отношения, изменялись и представление о них. Задачей мыслителей всех времен было установление господства разума над стихийностью действий человека или хотя бы понимание природы этих действий. К сожалению, и сегодняшние общественные отношения можно охарактеризовать как стихийные, несмотря на то, что существует целый ряд наук, описывающих их. Основной недостаток в том, что они лишь описывают уже сложившиеся отношения, при этом используя устаревшие научные методы. Отличие настоящей прогрессивной науки в том, что она может дать не только описание, но и логическое объяснение причин явлений исходя из их сути, соответственно дать прогноз - куда и как развиваться, исходя из того, как будет лучше с точки зрения развития общества в целом, а не отдельных групп людей или стран.

Уже давно ученые пришли к тому, что невозможно правильно организовать жизнь людей в обществе, не организовав правильно экономику. Современная экономика строится на основании закона спроса и предложения на рынке. В каждом единичном случае все как будто происходит по воле людей, но если взять не двух людей, а больше, то договориться им всем будет сложнее, поэтому мера обмена товара - цена - будет устанавливаться как среднее. От отдельного человека, как и от целой группы уже ничего не зависит - цена становиться сверхчеловеческой силой, которая управляет их поведением на рынке. Узнать нужное количество продуктов заранее невозможно, люди выпускают товар на рынок наугад. Поэтому, если взять масштаб страны, сознательно управлять экономическими процессами становится вовсе невозможно. Что могут сделать люди в этом случае - это, установив закономерности, пытаться не нарушать баланс спроса и предложения, чтобы продуктов производилось ровно столько, сколько нужно. И, может быть, это и удавалось бы, но человечество производит столько всего, что узнать необходимое количество товаров не представляется никакой возможности. Даже несмотря на то, что огромные усилия предприятий и корпораций направлены на расчет и прогноз, мир все сильнее страдает от периодических кризисов перепроизводства. Необходимость в научных методах чувствуется все острее.

В ХХ веке вместе с развитием ряда фундаментальных наук возникла новая междисциплинарная наука - кибернетика. Ученые-кибернетики поставили своей целью сформировать принципы научной организации управления в обществе благодаря правильному обмену информацией. Отцом-основателем кибернетики считается американский ученый Норберт Винер. Он очертил основные принципы этой науки, но особого развития в США кибернетика не получила. Из всего многообразия сторон этой науки должное развитие получила лишь разработка и производство компьютеров.

Наибольший вклад в развитие кибернетики внес наш соотечественник Виктор Михайлович Глушков. Более двадцати пяти лет он был руководителем крупнейшего научного центра по кибернетике и вычислительной технике - Института кибернетики АН УССР. Под его руководством было создано несколько поколений вычислительных машин, которые в свое время являлись лучшими мировыми образцами. Но главным делом его жизни было создание автоматизированной системы управления экономикой (ОГАС).

Такую задачу поставило правительство исходя из экономических трудностей начала 60-х годов. Особенностью советской экономики было то, что рыночные механизмы были ограничены и для эффективного управления требовалось надлежащее планирование на основе математического расчета. Чем больше росла советская экономика, тем сложнее было вести расчеты. Естественно, это касалось не только СССР, но там, где средства производства находятся в частной собственности, управление в рамках экономики в целом было в принципе невозможно из-за коммерческой тайны, которая делает невозможным получение необходимой расчетов оперативной информации.

Глушков на этот счет говорил, что общество за свою историю пережило два кризиса управления, т. н. "информационных барьера". По началу проблем не было: материальная база была скудная из-за примитивных орудий труда, соответственно и деятельность человека была примитивная. "Первый информационный барьер" возник в условиях разложения общинно-родового хозяйства вследствие развития орудий труда. Решением проблемы стало возникновение товарно-денежных отношений и установление иерархической системы управления, когда старший начальник управляет младшими, а те уже - исполнителями. Попросту говоря, появилось разделение труда и обмен между отдельными производителями.

Начиная с 30-х годов двадцатого столетия, считает Глушков, становится очевидным, что наступает "второй информационный барьер", когда уже не помогают ни иерархия в управлении, ни товарно-денежные отношения. Причиной такого кризиса оказывается невозможность даже множеством людей обеспечить управление экономикой. Виктор Михайлович говорил, что в 30-х годах для решения проблем управления нашим тогдашним хозяйством требовалось производить порядка 1014 математических операций в год, а в средине 70-х - уже примерно 1016. Если принять, что один человек без помощи техники способен произвести в среднем 106 операций, то есть 1 миллион операций в год, то получится, что необходимо около 10 миллиардов человек, для того, чтобы экономика оставалась хорошо управляемой. Единственный выход - использовать для обработки экономической информации электронно-вычислительные машины (ЭВМ), которые и быстрее, и точнее человека.

Естественно, предполагались не просто компьютеры, а сеть компьютеров в масштабах всей страны - прототип Интернета, а точнее сеть, функционально намного шире, где современный Интернет был бы лишь одной из составляющих.

К середине 1964 года Глушков разработал эскизный проект ОГАС. Предполагалось, что вся производственная информация прямо с предприятий, имеющих автоматизированную систему управления (АСУП), будет поступать в управляющие системы регионов (РАСУ) и далее - отраслей (ОАСУ). Сеть должна была объединить 100-200 крупных вычислительных центров в промышленных городах и экономических центрах. Оттуда обработанная информация поступала в единый общегосударственный центр. С помощью механизмов обратной связи осуществлялся контроль исполнения и постоянная корректировка управленческих решений. Т. е. система легко работала в условиях постоянного изменения производственной среды и могла сама проводить корректировки решений в простых ситуациях. На практике это привело бы к постепенному переходу рычагов управления от бюрократического аппарата к более продвинутым "органам". Ведь электронная машина и решения принимала бы быстрее, и просчитывала намного больше вариантов, и не спешила бы домой в конце рабочего дня, и не делала бы ничего "по блату". Кроме простого ускорения обработки информации, это давало возможность просчитывать наперед все потребности производства и оптимизировать усилия и средства.

Учитывая огромные скорости вычисления, процессом производства можно было управлять в реальном масштабе времени, "на ходу" устраняя ошибки и недоработки. Для рыночной экономики эта задача неразрешима. Например, по подсчетам известного кибернетика Стаффорда Бира еще в начале 70-х годов для того, чтобы узнать результат каких-либо действий правительства в экономике, нужно было ждать 9 месяцев - такой средний срок получения экономических показателей и обработки их бюрократическими инстанциями. Поскольку механизмы рыночной экономики очень запутаны, то результат можно увидеть лишь по тому, какой в конечном итоге будет прибыль. Но и прибыль показывает реакцию на всю совокупность действий и решений, а не на какие-то конкретные. Поэтому действовать приходится часто "вслепую". А вот для экономики, построенной по научному типу, мерой служит не прибыль, а точный расчет.

Глушков предложил ввести электронные деньги на 20 лет раньше чем на Западе. Они для расчета с населением в "переходной" период логически взяли бы на себя функции "живых" денег и постепенно вытеснили бы их. Таким образом, наука вытесняла рыночные методы. Найти конкретную техническую реализацию для осуществления расчета каждого отдельного человека с государством и с другим человеком в повседневной жизни без денег - дело не сложное. Например, сейчас почти у каждого человека есть мобильный телефон. Технически очень просто осуществить, чтобы можно было управлять своим электронным счетом со своего мобильного телефона из любого места, где есть покрытие. В таком случае необходимость в кошельке отпадает сама собой.

Огромное преимущество перед западными странами состояло в том, что у нас была плановая экономика, была государственная собственность, не было конкуренции и коммерческой тайны, что позволяло объединять усилия, легко собирать и обрабатывать информацию для разумного управления экономикой. Этот же факт наполнял феномен электронных денег совершенно иной сущностью, чем в западных странах. Просчитанный с помощью ЭВМ научно обоснованный прогноз мог плавно превращаться в государственный план, выполнение которого с помощью той же самой системы сбора и автоматизированной обработки информации можно было в деталях контролировать в режиме реального времени и на ходу вносить коррективы, как в планы, так и в ход их исполнения.

Здесь нужно сделать оговорку, дабы избавится от лишних иллюзий и заблуждений касающихся ОГАС. Никто не считал ОГАС панацеей, и не думал, что введение системы сразу же решит все экономические проблемы. Тем более никто не думал, что машина будет управлять вместо человека. Машина, по словам Глушкова, это только инструмент, который многократно усиливает человеческие возможности в области управления. Благодаря ОГАС руководители всех уровней имели бы возможность всегда получать свежие, точные и своевременные данные, а уже на основе их принимать решения. Также система упрощала управление, посему начальников требовалось не так много - это позволяло значительно сократить, а позже и вовсе отказаться от бюрократии.

К сожалению, в 1965 году проект был отклонен правительством - посчитали, что он требует слишком много средств и можно обойтись без него, частично усилив рыночные методы управления государством. На что Глушков ответил, что к середине 80-х СССР ожидают большие экономические трудности. Его прогноз полностью оправдался.

Развитие кибернетики на этом не прекратилось, но она утратила свою главную цель - помочь обществу научно организовать свою жизнь. ОГАС был введен лишь частично - в виде автоматических систем управления на предприятиях. Но частичные методы проблемы не решили.

Тем не менее, Виктор Михайлович продолжал развивать свои взгляды. Например, такая проблема: как вычислить потребность в том или ином товаре? В рыночной экономике это можно узнать по соотношению спроса и предложения. А если взять ту же рыночную экономику, но в более зрелом виде - в виде монополий и корпораций, то там на этот закон уже не ориентируются. Нет разных производителей, есть один производитель и много потребителей с разными вкусами. Если все делать конвейерным способом, то продукт получается однообразным. С другой стороны, конвейерный способ наиболее эффективный. Как же быть, где "порог конвейерности"? Оказалось, что и эта проблема легко решается. Например, французская фирма "Рено" уже тогда больше половины автомобилей делала по индивидуальным заказам. Хотя "порог конвейерности" при этом был очень высокий. Просто на конечной фазе непосредственно узнавали, какая окраска угодна будущему владельцу, какая обивка, какие особые мелочи. С помощью системы, подобной ОГАС, можно узнавать потребность в любом товаре, и не производить лишнего. А если бросать товар на рынок в надежде, что кто-нибудь купит - это огромное расточительство.

Большое внимание Глушков уделял прогнозированию. Для составления научно-обоснованного плана, говорил он, необходимо создание многовариантной гипотезы, в которой даются оценки относительной важности различных конкретных целей, а также времени и ресурсов, которые понадобятся для их достижения. Точный прогноз невозможно просчитать без компьютера, но компьютера самого по себе мало. Он должен быть связан с прогнозируемым процессом, для того, чтобы постоянно получать информацию. Чем быстрее и чаще - тем точнее будет прогноз. При этом желательно, чтобы учитывались все обстоятельства, влияющие на процесс. Например, нужно построить современный завод. Строительство рассчитано на 5 лет. Для эффективного строительства нужно учитывать многое: и материалы, и транспорт, и наличие средств, рабочей силы, усовершенствование технологий за эти 5 лет. Никакой директор, даже с огромной командой менеджеров, этого не сделает так, как автоматизированная система ЭВМ. Но для расчетов нужно своевременно получать всю необходимую информацию, следовательно, те органы, которые отвечают за материалы, транспорт, рабочую силу, технологии - должны давать вовремя эту информацию, т. е. тоже быть автоматизированными и соединенными в одну сеть. Это позволит сделать объект и быстрее, и надежней, и дешевле. Здесь прогноз составляется не на домыслах, и даже не на мнениях экспертов, а на математических расчетах, что намного надежней. Между таким прогнозом и планом практически нет разницы. Не зря профессионалы говорят, что лучший прогноз - это план.

Всем известно, что мир постоянно изменяется, следовательно, мы должны быть готовыми к этому. Человечество должно так организовать свою деятельность, в т. ч. и производственную, чтобы постоянно учитывать изменения, предвидеть их - значит строить свою жизнь сознательно, а не полагаться на удачу. Правильно организованная экономика позволяет устранить пережитки периода экономической стихии и перешагнуть "второй информационный барьер". Это значит - правильно распределить и ресурсы, и время человека, не тратить их впустую, тратить на развитие человека как личности, а не как винтика большого механизма.

Экономика, построенная не по научному типу, в прямом смысле становится опасной для людей. Производится и предлагается на рынок фиктивный товар - товар, который предназначен для утоления несуществующей потребности. В итоге - производятся ненужные потребности, потом они сполна удовлетворяются, и все это делается лишь с одной целью - стимуляции рыночной экономики. Иначе она не будет функционировать. В итоге на сегодняшний день не более 30% товаров соответствуют базовым потребностям человека, а все остальные товары удовлетворяют ненужные потребности. Например, производство оружия создает потребность в войне. Торговля оружием, как известно, наиболее прибыльная в мире. Человек разумный превратился в Человека потребляющего, и это не только моральная проблема. Чтобы одни потребляли без меры, другие должны заниматься рутинным изнуряющим трудом, в глубине души надеясь стать такими же потребителями. И для одних, и для других это происходит в ущерб творчества и развития своих способностей.

Развитие новых экономических идей тормозится тем, что существующая экономика и экономическая теория объявляются единственно правильными, вечными и неизменными. Тот суррогат экономической теории, который дается в вузах под названием "экономикс" давно устарел. На смену ему должна прийти современная экономическая теория, основанная на новейших достижениях науки и техники, критически относящаяся к каким-либо "вечным истинам". Мир изменяется ежесекундно, поэтому принцип развития должен быть положен в основу новой экономики.

Уже сегодня управление внутри крупных корпораций строят не на основе товарно-денежного обмена, а на научных принципах, на основе применения автоматизированных систем учета и контроля производства. Корпорации гораздо эффективнее, чем более мелкие формы собственности, однако они - только этап к дальнейшему обобществлению, к установления научно-обоснованного способа производства и распределения в масштабах всего общества. Будущее без новых экономических отношений между людьми - это не будущее, это затянувшееся прошлое. Поэтому уже сейчас нужно изучать и развивать принципы экономики будущего.

http://propaganda-journal.net/111.html

*   *   *   *   *   *   *

Государство и работник

В.А. Барсуков

В последнее время в обществе замечено: официальная статистика и услужливая социология стали страдать избыточным украшательством, искажающей односторонностью и умолчанием.

Тем больше ценности приобретают независимые исследования, честные, беспристрастные выводы. Именно это отличает публикации автора газеты "Советская Россия", советского инженера Вячеслава Барсукова - будь то анализ грабительских реформ ЖКХ или аморальный пенсионный передел. Сегодня он предлагает читателям универсальное изучение социальных отношений олигархического государства и угнетаемого труженика. 

Публикуемые Росстатом данные о зарплатах работников вызывают недоумение и возмущение граждан ввиду их очевидного несоответствия реальности и явного стремления скрыть от граждан, в какую глубокую бедность опустили их в богатейшей стране либерал-реформаторы за 27 лет правления.

На просьбы граждан навести порядок в сфере зарплат, а именно - установить справедливую цену труда простого работника и устранить чудовищное расслоение работников по заработкам, руководители государства, включая президента РФ, неизменно отвечают, что они эти проблемы знают и считают необходимым... ужесточить порядок адресной помощи бедным, чтобы она доставалась тем, кто в ней действительно нуждается (?!) Почему государство либерал-реформаторов десятилетиями уклоняется от решения этих острейших проблем общества и явно не собирается их решать?

1. Экономика

Валовой внутренний продукт (ВВП) применяется в мире как обобщающий показатель состояния экономики страны; по доходам он распределяется между трудом, капиталом и государством (налогами) в соответствии с социально-экономическими приоритетами государства.

В процессе проводимых с 1992 г. "реформ" ВВП России, по данным ООН, к 1998 г. обрушился до 57,4% от уровня 1990 г., к 2007 г. он восстановился, а в 2017 г. составил уже 117,9% от уровня 1990 г. Показатели России наиболее корректно сравнивать с показателями стран "семерки" и Китая, как наиболее близких к России по масштабам экономик, территорий, населения, внешнеполитических задач. А это сравнение оказывается не в пользу России: за тот же период (1990-2017). ВВП стран "семерки" вырос до 158,3%, а Китая - в 12,2 раз от уровня 1990 г.

Но среди экономистов все более утверждается мнение о непригодности использования ВВП как обобщающего показателя состояния экономики. Вот и в данном случае возникает естественный вопрос: каким образом российские либерал-реформаторы, уничтожившие в процессе "реформ" важнейшие отрасли промышленного производства, разгромившие и обезлюдившие село, паразитирующие на распродаже национальных природных ресурсов и советского экономического наследия, смогли "сохранить лицо" и с помощью показателя ВВП продемонстрировать обществу и миру экономический прогресс по отношению к 1990 г.?

Разгадка курьеза состоит в том, что показатель ВВП кроме выпуска сектора производства учитывает также выпуск сектора услуг, основной продукцией которого являются доходы банкиров, биржевиков, риелторов, спекулянтов, ростовщиков и пр. Вот общеизвестный пример: компания "Сибнефть" была приобретена олигархом у государства за $100 млн, а затем продана ему же за $13 млрд; с огромного дохода от сделки уплачен налог и этот доход автоматически включается в сектор услуг ВВП страны. Другой пример: Люксембург поражает мир высочайшим уровнем жизни населения, хотя практически ничего не производит, кроме финансовых услуг (доля производства в ВВП 12%); но что будет в мире, если все страны последуют примеру благоденствующего Люксембурга и вместо производства займутся финансовыми операциями. Еще один интересный момент: согласно международному стандарту SNA-2008 в ВВП надлежит включать услуги по предоставлению в аренду жилья, предоставляемые собственником жилья самому себе, причем по рыночным ценам (это нужно для сопоставимости ВВП стран с различными величинами собственного и арендуемого жилья); а в некоторых странах с этого странного дохода даже берут налоги. С 2011 г. эти странные жилищные услуги граждан самим себе включаются также и в ВВП России, что сразу дало прибавку к ВВП в размере 8,5 трлн рублей.

Приравнивание продукции реального производства и доходов от финансовых и прочих услуг (по сути цифр, фиксируемых на бумажных и электронных носителях) привело к извращению цели и искажению действительной картины экономики. 

Показатель "производство" более корректно характеризует состояние экономики. Если в Советской России в 1990 г. доля производства в ВВП составляла 53,8%, то в современной России она упала до 38,3%. По данным ООН в 2017 г. объем производства России составил 84,6% от уровня 1990 г., в странах "семерки" за период 1990-2017 гг. он вырос до 125,8%, а в Китае - в 10,1 раза. Но мощный рост услуг (в 1,6 раза) с лихвой закрыл в ВВП современной России брешь от падения производства.

Кроме того, за период "реформ" производство России утеряло качество, приобрело черты, характерные для экономически слаборазвитых стран и полуколоний: в структуре производства преобладает простейшая продукция, продукция отверточных производств и вывоз из страны сырья и полуфабрикатов, производство находится в зависимости от иностранных технологий, компонентов, комплектующих, инвестиций, важнейшие предприятия принадлежат нерезидентам и работают на их процветание.

2.  Доля труда в ВВП

Целью социалистического государства СССР был народ-труженик, его благосостояние и безопасность.

За последние тридцать лет существования СССР (1960-1990) реальный средний заработок работника вырос в 3,1 раза. В 1990 г. в СССР 138,5 млн работников произвели валовой национальный продукт (ВНП) (ВНП фактически соответствовал ВВП, поскольку переток заработков и прибылей резидентов и нерезидентов через границу был мизерен) на сумму 1 000 млрд рублей. 65,2% ВНП (652,5 млрд руб.) составили доходы населения, в т.ч. 46,4% ВНП (464,3 млрд руб.) - заработная плата и 21,0% ВНП (210,4 млрд руб.) - выплаты из общественного фонда потребления (примерно пополам в денежной и натуральной форме).

По завершении трудовой деятельности граждане получали пенсионное обеспечение, которое было одной из рутинных конституционных функций государства. Выплата пенсий 60 млн пенсионеров и других социальных пособий гражданам производилась из бюджета госсоцстрахования, который формировался в государственном бюджете страны за счет социальных отчислений предприятий (62%) и государственных дотаций (38%), а сами пенсии назначались и выдавались гражданам комиссиями при местных органах власти. Каждый работник мог быстро посчитать свою пенсию, заглянув в расчетные листки по зарплате за последний год.

30 млрд рублей (3% ВНП) государство направляло на строительство социальных объектов (жилищ, школ, медучреждений и т.д.)

Целью государства либерал-реформаторов является благосостояние и безопасность правящей элиты, а население рассматривается как трудовой компонент процесса создания благ, затраты на который (зарплаты, пенсии, социальные услуги) согласно законам рынка подлежат постоянному сокращению. Изменение статуса работника, который из цели государства превратился в средство, инструмент достижения цели, привело к кардинальному изменению его материального положения.

В 2018 г. 71,726 млн работников страны создали ВВП в размере 103,876 трлн рублей и получили в качестве оплаты труда (компенсации) 35,181 трлн рублей (33,9% ВВП), из которых 26,7% ВВП (27,706 трлн руб.) составила заработная плата и 7,2% ВВП (7,475 трлн руб.) составили страховые социальные взносы, уплаченные работодателями в пользу работников. Обратим внимание на тревожную цифру: доля заработной платы в ВВП пореформенной России сократилась почти вдвое по сравнению с советским периодом.

В таблице (см. исходную статью) представлено распределение ВВП между трудом, капиталом и государством в России, странах "семерки" и Китае.

Из таблицы следует, что доля зарплаты наемных работников в ВВП составила в России 0,267, в странах "семерки" - 0,415, в Китае - около 0,420. Это означает, что за выпуск ВВП на сумму 1 доллар США по паритету покупательной способности валют (далее USD) работники ОЭСР и Китая получают от собственника по 0,42 USD, а российские работники - по 0,27 USD, или 64,3% заработанного (в т.ч. простые работники, составляющие 70% занятых, - по 0,16 USD, или 37% заработанного).

Степень цивилизованности государства, как известно, определяется его отношением к малым и старым. С началом "реформ" (1992) пенсионное обеспечение в России прекратилось, заработанные гражданами пенсионные права были заменены нерегулярными подачками в размере, как правило, ниже прожиточного минимума пенсионера. С 2002 г. эти подачки трудовым пенсионерам были оформлены законом как пенсионная система (она в общих чертах действует доныне). При этом впервые в России был введен кастовый порядок пенсионного обеспечения:

а) трудовые  пенсионеры (их численность на 01.01.2019 составляет 43,865 млн человек) получают пенсии в зависимости от выплаченных с их заработков страховых пенсионных взносов. Как отработанный трудовой материал и обуза общества, они отделены от государства; их пенсионным обслуживанием занимается Пенсионный фонд (107 000 чиновников с правами и привилегиями госслужащих, 2,5 тысячи шикарных офисов по всей стране), который содержится на средства пенсионеров. Расчет размера пенсии запутан до такой степени, что его может назвать только пенсионный чиновник;

б) лица, выполнявшие важные для государства функции по управлению и охране, получают привилегированное государственное обеспечение (их численность на 01.01.2019 составляет 2,975 млн человек). Они состоят на учете в силовых, прокурорско-судебных и других государственных структурах и получают пенсию от них за счет бюджета.

В последние годы государство принимает решительные меры по сокращению расходов на содержание трудовых пенсионеров:

а) с 2015 г. право на трудовую пенсию имеют только лица со стажем не менее 15 лет (ранее было 5 лет) и с заработка которых уплачены страховые пенсионные взносы не менее установленного размера. Эта мера отсекает от трудовой пенсии лиц, работающих в неформальном секторе, к которым по данным Росстата, относится каждый пятый занятый. Государство не защищает право граждан на труд, и чтоб выжить, многим приходится соглашаться с любыми условиями "хозяина" и работать без официального оформления. В старости им остается надеяться только на социальную пенсию по старости, которая выдается при наступлении возраста на 5 лет выше установленного пенсионного возраста в размере, который вдвое ниже порога бедности, установленного ООН (с 01.04.2019 - 5284 руб., или 179 USD);

б) с 2016 г. трудовые пенсии снижены на 10% (на 600 млрд руб. в год) и прекращена индексация пенсий работающим пенсионерам с целью выкраивания средств на поддержание банковского сектора и развитие спорта;

в) с 2019 г. пенсионный возраст для трудовых пенсионеров ступенчато увеличивается на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин). Когда цикл перехода на новый пенсионный возраст завершится:

- численность пенсионеров по старости снизится на 10,2 млн человек, или на 28% (в т.ч. мужчин на 37% и женщин на 24%);

- и без того едва сводящие концы пожилые люди "подарят" государству каждый примерно по миллиону рублей из заработанных пенсионных средств;

- 15% мужчин в возрасте 60-65 лет (0,61 млн) и 4% женщин в возрасте 55-60 лет (0,22 млн) вовсе не доживут до заработанной ими пенсии.

Государство либерал-реформаторов "с целью более эффективного и рационального использования бюджетных средств" на порядок снизило объемы строительства социальных объектов по сравнению с советским периодом и одновременно провело широкую ликвидацию социальных объектов из советского наследства. За 27 лет правления либерал-реформаторы ликвидировали 45% учреждений дошкольного воспитания, практически все дома пионеров, станции юных техников, детские и юношеские спортивные школы, пионерские лагеря, 40% школ, 59% больниц, 75% санаториев и домов отдыха. Система фельдшерско-акушерских пунктов на селе планомерно разрушена до такой степени, что государству либерал-реформаторов под давлением возмущенного населения приходится теперь заниматься ее восстановлением.

3. Распределение зарплаты

Однако оплату труда в России некорректно определять одной средней цифрой по всей стране по причине огромного расслоения занятых по заработкам.

Неравномерность распределения заработков в СССР, определяемая показателем Р90/Р10 (отношение наибольших заработков в девятом и первом децилях), составляла 3,40 (1986).

В СССР тарифные ставки и должностные оклады по всем отраслям экономики были установлены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 No.1115. Так, инженеры производственного предприятия в зависимости от опыта получали оклад от 160 до 260 рублей, а директор в зависимости от категории предприятия - от 290 до 400 рублей. Соотношение окладов начинающего специалиста и директора предприятия находилось в пределах 1,8-2,5.

Заработки в средних школах были установлены приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 No.94: учителя в зависимости от опыта работы получали оклад от 130 (стаж до 3 лет) до 170 (стаж более 18 лет) рублей, директора школ получали оклад в зависимости от численности учеников в пределах от 180 (до 100 учеников) до 260 (свыше 1600 учеников) рублей. Соотношение окладов начинающего учителя и директора школы находилось в пределах 1,4-2,0.

Средняя зарплата в СССР в 1990 г. составила 275 рублей. Самые высокие заработки в стране были у высококвалифицированных рабочих угольной (622-669 руб.), газонефтедобывающей (456-675 руб.) и металлургической (451-641 руб.) промышленности; считалось нормальным, что их заработки превышают оклады не только директоров, но и министров.

Минимальная зарплата в СССР была установлена в размере 70 рублей и введена постепенно по отраслям в течение 1973-1975 г.; тогда она составляла половину среднего заработка по стране. Ее размер был повышен только с ноября 1991 г., когда в результате горбачевской перестройки денежное обращение в стране было нарушено, и она стала составлять 1/10 среднего заработка

Неравномерность распределения заработков в странах ОЭСР аналогична таковой в СССР и последние тридцать лет практически не меняется. В 2017 г. она составила 3,39; наименьшие значения ее отмечены в Швеции (2,12) и Италии (2,25), а наибольшие - в США (5,07) и Израиле (4,86). Однако высокая неравномерность заработков в некоторых экономически развитых странах не вызывает раздражения в обществе ввиду значительности доходов простых работников. В 2018 г. в среднем по ОЭСР средний заработок составил 3463 USD (в т.ч. в США 5258 USD и в Израиле 3138 USD), что втрое выше средней зарплаты в целом по России.

Рассмотрим для примера, как решаются вопросы организации и распределения зарплаты в США. Там действует Базовая система оплаты труда служащих федеральной гражданской службы, предусматривающая 15 классов сложности труда работника, месячные оклады которых варьируются от $1587 до $8883 (2019). В пределах каждого класса сложности имеются 10 квалификационных ступеней, позволяющих повышать оплату специалиста до 23%. Учителя школ являются такими же государственными служащими, как работники полиции, армии, органов управления и обладают теми же льготами и привилегиями; согласно данным департамента труда правительства США в 2014 г. средняя зарплата учителя средней школы составила $4944, а директора школы - $7648 (в 1,5 раза выше).

В частном секторе экономики США оплата труда регулируется государством путем установления часового минимума оплаты. С 2009 г. он установлен в размере $7,25 (в 29 штатах он повышен в пределах до $13,25) и в 2018 г. составил 1/5 среднего часового заработка в стране ($35,42).

Установленный государствами стран ОЭСР минимальный часовой заработок в среднем составляет 7,3 USD; наибольший его размер отмечен в Австралии, Люксембурге и Франции (в пределах 11,1-12,1 USD).

Неравномерность распределения заработков в современной России позволяют определить довольно точно данные очередного обследования распределения численности работников по размерам заработной платы, проведенного Росстатом в апреле 2019 г. Результаты обследования представлены на графике (см. исходную статью).

По горизонтальной оси графика представлены все работники страны, выстроенные в ряд в порядке роста заработков; положение каждого работника в ряду определяется в процентах от начала ряда.

По вертикальной оси указаны размеры заработков работников в количестве средних заработков по стране.

Для сравнения указана кривая распределения заработков в СССР и в странах ОЭСР. До работника с положением 70% кривые для СССР-ОЭСР и для России совпадают, а затем кривая для России начинает медленно отрываться вверх, а начиная с работника с положением 92% буквально взмывает ввысь. Менеджмент с молчаливого согласия государства забирает значительную часть заработка простых работников, в результате чего неравномерность распределения заработков в России взлетела до 6,64.

График показывает, что занятые в России по размерам заработков четко делятся на три группы. Ввиду значительного расслоения работников их заработки необходимо рассматривать отдельно по каждой группе, чтобы не уподобиться Росстату, который представляет обществу средние по стране цифры, которые не характеризуют ни одну из групп занятых, а потому лишены информативности и полезности и вызывают раздражение населения.

Рассмотрим эти три группы занятых, используя статистические данные 2018 г.

Первая группа - охватывает 70% работников с положением в ряду 1-70%, или 50,208 млн человек. На эту группу приходится 0,405 фонда официальной зарплаты страны, средний заработок в группе составил 18 601 рубль, или 692 USD (это 0,58 среднего заработка по стране, который составил 32 190 руб.).

Порог бедности ООН принимает по рекомендациям Всемирного банка; в 1980-х гг. банк определял его для жарких стран Африки и Азии в размере 1,25 USD, позднее он постепенно поднимал его до 2,15 USD, 4,30 USD и даже до 5,40 USD. Однако для суровых условий северных стран (в России только содержание очень скромного по мировым нормам жилья обходится по 3 USD на душу в день) ныне применяется порог бедности 10 USD. Исходя из этой нормы, средний работник первой группы может содержать на грани бедности семью в составе двух человек (включая самого работника). Но необходимо помнить, что в России свои заработки простые работники добывают как правило за счет значительных переработок на основной работе или занятости на нескольких ставках или работах.

Эту группу занятых эксперты определяют как бедные работающие, их заработок в 1,5 раза ниже, чем в самых нищих странах ЕС Болгарии и Румынии, втрое ниже, чем в Венгрии, Словакии, Латвии и Литве.

Вторая группа охватывает 22% занятых с положением в ряду 70-92%, или 15,780 млн человек. Они имеют более высокие заработки вследствие занятости в важных для государства секторах (банки, добыча, охрана государства) или проживания  в богатых метрополиях. Они получают 0,306 фонда официальной зарплаты страны, их средняя зарплата составляет 44 711 руб. (1,39 средней по стране), или 1663 USD.

Третья группа охватывает 8% занятых с положением в ряду 92-100%, или 5,738 млн человек. Это лица, составляющие касту высшей бюрократии и менеджмента. Они получают 0,290 фонда официальной зарплаты страны, их средняя зарплата составляет 116 653 руб. (3,62 средней по стране), или 4430 USD. Курьезность ситуации состоит в том, что именно эти люди загубили экономику России, опустили в глубокую бедность народ, создали условия для вымирания населения, и за эти деяния они вознаградили себя высокими доходами и привилегиями.

Формально соотношение средних заработков работников первой, второй и третьей групп составляет 1 : 2,4 : 6,3, но это соотношение не отражает истинного отрыва доходов работников третьей группы от доходов остальных работников. Во-первых, с целью скрыть чудовищное расслоение работников по заработкам Госкомстат России с 2003 г. пересмотрел порядок учета заработков, исключив из них поступления нерегулярного характера (бонусы, приобретение за счет предприятия квартир, услуг отдыха и т.д.), что привело к снижению учитываемых заработков менеджмента в 2,2 раза. Во-вторых, высокое служебное положение открывает работникам третьей группы широкий доступ к множеству других источников доходов, включая криминальные (примеры - Сердюков, Улюкаев, Гайзер, Кузнецов, Захарченко и т.п.) В-третьих, для лиц третьей группы, как правило, основными поступлениями средств являются не заработки, а доходы от собственности (акции, дивиденды и другие операции с ценными бумагами); так, в 2016 г. по данным ФНС доходы от операций с ценными бумагами составили 7,2 млрд рублей, причем 2/3 их не облагались налогами как инвестиции (на них приобретались новые акции и доли в предприятиях).

На жалобы граждан на чудовищный раскол работников по заработкам президент РФ неизменно отвечает утверждением о том, что высший менеджмент России должен получать доходы на уровне высшего менеджмента передовых стран, но он по умолчанию отказывает в аналогичном праве остальным работникам, признавая таким образом неравенство прав граждан и клановый характер государства. Более того, государство способствует расколу общества по доходам: с 2001 г. в России введена плоская шкала налогов на персональные доходы с единым тарифом 13%, в то время как в странах мира действует многоступенчатая шкала налогов с максимальными тарифами 55% (Австрия), 52% (Нидерланды), 50% (Бельгия, Израиль, Словения), 48% (Португалия), 45% (Германия, Франция, Великобритания, Греция, Австралия, Япония) и т.д. Среди 36 стран ОЭСР плоская шкала налогов применяется только в четырех небольших странах: Чехии и Венгрии (по 15%), Эстонии (20%), Латвии (23%).

Государство десятки лет уклоняется от выполнения требований граждан по установлению справедливой оплаты труда простого работника и ликвидации чудовищного раскола занятых по заработкам, потому что эти факторы составляют основу "новой" экономической системы, потому что они являются теми принципами, теми "китами", на которых она стоит и при отсутствии которых она рухнет.

Либерал-реформаторы в процессе реформ много усилий потратили для формирования этих факторов, для обращения советского труженика в дешевый трудовой компонент процесса производства. Для этого были проведены: конфискация советских сбережений населения; "либерализация цен" и обрушение денежного обращения; сокращение эмиссии денег с целью блокирования экономики; ваучеризация и акционирование с целью передачи в частные руки наиболее доходных предприятий; уничтожение лучших предприятий для устранения конкурентов иностранному капиталу и создания условий для безработицы и обесценения труда; создание мощнейших внутренних силовых структур; развязывание рук бизнесу для ограбления работника (ликвидация государственных и профсоюзных мер защиты работника от произвола работодателя, высочайшие в мире проценты по кредитам, теневые зарплаты без пенсионных отчислений, отсутствие контроля за качеством продуктов питания и пр.). В процессе "реформ" уже к 1998 г. средняя зарплата упала до 32% от уровня 1990 г. (это уровень 1955 г.), но затем стала медленно подниматься и к 2018 г. достигла в целом по России 76,3% от уровня 1990 г. (это уровень 1987 г.).

Свидетельством глубокого неуважения населения и проведения по отношению к нему политики геноцида является устанавливаемая правящими либерал-реформаторами минимальная зарплата в России. В 1999-2000 гг. она составила 15 USD в месяц (0,09 USD в час) и была в 40 раз ниже средней минимальной зарплаты в странах ОЭСР. По нормам ООН на минимальную месячную зарплату российский работник мог прожить один день на грани бедности. Только к 2008 г. минимальная часовая зарплата была поднята до 1 USD, а с 01.01.2019 она установлена в размере 2,5 USD и остается ниже, чем в странах Латинской Америки и ряде стран Азии (Филиппины, Таиланд, Ирак и др.) и Африки (Алжир, Конго и др.)

Государство приняло решение с 2019 г. приравнивать минимальную зарплату к прожиточному минимуму трудоспособного человека во II квартале предыдущего года (с 01.01.2019 - 11 280 руб., или 420 USD), но прожиточный минимум устанавливается тем же государством в весьма ущербном виде; он не предусматривает обеспечение жильем, отдыхом, нормальным питанием, необходимыми образовательными, медицинскими, информационными и культурными услугами. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН утверждает, что цивилизованный прожиточный минимум должен составлять 25 000 рублей, а цивилизованный средний заработок 90 000 рублей, а совет Торгово-промышленной палаты РФ считает, что минимальная зарплата должна составлять 30 000 руб., а средняя - 65 000 руб. (ОТР, 10.06.2019, 03.07.2019). Именно рост благосостояния народа должен быть главной целью национальных проектов, а не частные "макроэкономические" задачи, от реализации которых народ не чувствует никакой пользы.

Простые работники России грабятся дважды.

Во-первых, их грабят менеджеры, которые забирают себе около трети их заработка. При переходе к цивилизованному порядку распределения заработков (Р90/Р10=3,4) средний заработок в третьей группе упадет вдвое (до 60 320 руб.), во второй группе упадет на 20% (до 34 930 руб.), зато в беднейшей первой группе возрастет в 1,5 раза (до 27 800 руб.).

Во-вторых, их грабят собственники предприятий, выплачивающие за труд менее 2/3 его действительной цены. При ведении цивилизованной цены труда все заработки возрастут на 56%, а фонд зарплаты страны возрастет на 15,5 трлн руб. за счет роста затрат собственников предприятий на труд до цивилизованных норм.

В результате этих двух мер средний заработок по стране в целом станет 50 055 руб., в т.ч.: а) в беднейшей первой группе работников возрастет в 2,32 раза (до 43 230 руб.) и 70% занятых и их семьи выйдут из затяжной тридцатилетней бедности; б) во второй группе возрастет в 1,25 раза (до 55 870 руб.); в) в третьей группе снизится на 19,6% (до 93 800 руб.). Соотношение заработков в первой, второй и третьей группах составит 1 : 1,3 : 2,2.

4. Росстат совершенствует статистику по зарплате

Статистический учет заработков наемных работников в странах проводится по официальным данным налоговых, трудовых или профсоюзных органов. Но в современной России фонд зарплаты наемных работников и его доля в ВВП, определяемые по данным официальных органов, так позорно низки, что Росстату пришлось ввести специфическую национальную добавку к заработкам работников, которую он назвал "оплата труда наемных работников и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами" (далее - скрытые доходы). Величину скрытых доходов Росстат назначает ежегодно самостоятельно в размере выявленной им разницы между фактическими расходами и официальными доходами населения (в 2018 г. она объявлена в размере 13,063 трлн руб., или 12,58% ВВП).

Однако квалифицировать скрытые доходы как зарплату рядовых работников нет никаких оснований. Росстат определил занятость в неформальном секторе в размере 20,1% занятых, или 14,581 млн человек (2018). Они работают на небольших предприятиях и у индивидуальных предпринимателей за мизерную подачку (около 10 000 руб.), а годовой фонд их т.н. зарплаты не превышает 2 трлн рублей, что очень далеко от заявленной Росстатом величины скрытых заработков.

В процессе проводимой Горбачевым М.С. "перестройки" скрытые доходы появились в СССР, но советское государство изучило их более серьезно. По данным Госкомстата СССР в 1990 г. их источником служили реализация самогона (35%), спекуляция дефицитными товарами (23%), обман покупателей (24%), хищения государственного имущества (6%), наркотики, проституция и контрабанда (5%), уход индивидуальных предпринимателей и кооператоров от налогообложения (4%), взятки должностным лицам от кооператоров (3%).

Вот такой же честный анализ скрытых доходов необходимо сделать и Росстату, ибо всем ясно, что не на зарплаты простых работников, а на доходы от теневого и криминального бизнеса приобретаются дворцы, яхты, самолеты, ценные бумаги, наполняются банковские счета. Тем не менее Росстат ежегодно упорно включает скрытые доходы в фонд зарплаты страны, и таким простым приемом в 2018 г. повысил в отчетности фонд зарплаты с 27,706 трлн руб. до 37,394 трлн руб. (рост на 35,0%), реальный средний заработок - с 32 190 руб. до 43 445 руб., а долю труда в ВВП - с реальных и мизерных 33,9% до цивилизованных 46,8%.

В отчетах для международных организаций Росстат помещает скрытые доходы в статью "Социальные страховые отчисления работодателей в пользу работников" (графа 4 таблицы), что совершенно неуместно, и потому автор  перенес их в более подходящую для них статью "Валовая прибыль и валовой смешанный доход собственников" (графа 5 таблицы).

Категория "скрытые доходы" объясняет, каким образом мизерные средние заработки в регионах (так, в 2017 г. средний заработок в 16 регионах Центрального федерального округа, без Москвы и Московской области, составил 27 562 руб., в т.ч. для простых работников, составляющих 70% занятых, - 15 990 руб.) в результате их консолидации превращаются в солидный росстатовский средний заработок по стране (39 167 руб.).

Отнесение Росстатом 26% фонда зарплаты страны к скрытым доходам означает признание аналогичной доли ненаблюдаемой экономики, с которой не может или не желает покончить государство.

5. Вымирание населения

Динамика численности населения есть самый точный показатель степени доверия населения к государству, веры в его обещания и планы, она есть самая объективная оценка деятельности государства, выраженная народом. Одновременно она есть и показатель степени заботы государства о сохранении и приращении населения.

После Великой Отечественной войны народ твердо верил в быстрое восстановление, и в стране наблюдался беби-бум. Естественный прирост населения РСФСР достигал 1,958 млн (1958), но впоследствии стабилизировался: в 1970-1979 гг. он составил в среднем 0,788 млн человек в год, в 1980-1989 гг. - 0,795 млн человек в год. Подъем естественного прироста населения до 0,988-0,968 млн человек наблюдался в начале горбачевской перестройки в 1986-1987 гг., но вскоре население осознало разрушительный характер перестройки и произошел сокрушительный обвал естественного прироста до 0,104 млн человек (1991).

В процессе "реформ" правящие либерал-реформаторы проводили политику геноцида населения, что засвидетельствовано Государственной думой 15.05.1999. Естественный прирост населения сменился "естественным" вымиранием, которое достигло максимума 0,959-0,930 млн человек в 1999-2002 гг. После принятия майских указов президента РФ от 2012 г. "естественное" вымирание населения некоторое время было близко к нулю (2012-2016), но по мере провала решений указов доверие населения к власти стало падать, а вымирание расти: 0,136 млн в 2017 г., 225 млн в 2018 г.

При отсутствии "реформ" и нормальном эволюционном развитии России за период 1990-2018 гг. естественный прирост населения составил бы 23,1 млн человек, а численность населения на 01.01.2019 составила бы 171,1 млн человек. Но фактически численность населения составила 146,781 млн человек, а без учета присоединившихся Крыма и Севастополя (2,350 млн) и чистого миграционного прироста за период 1990-2018 гг. (7,044 млн) - всего 137,4 млн человек. Полные демографические потери населения России от "реформ", как от страшной войны, составили 33,7 млн человек, а по численности населения Россия отброшена назад на 40 лет, к началу 1979 г.

Утилитарное отношение государства к населению как производителю благ для правящей элиты привело к низкой цене труда, а дешевый труд лишает Россию стимулов к экономическому развитию и обрекает население на беспросветную бедность, стрессы, болезни, депрессию, утерю веры в будущее и как следствие - на вырождение и вымирание. Богатейшая страна с нищим населением не может иметь привлекательного международного имиджа, она вызывает у партнеров недоумение, настороженность, жалость или презрение.

Но вымирание населения России имеет одну зловещую особенность.

За период между переписями 1989 и 2010 гг. численность населения России снизилась на 4,165 млн человек, в т.ч. русских на 8,849 человек: с 119, 866 млн (это составляло 81,53% от общей численности населения России, равной 147,022 млн человек) до 111,017 млн человек (это оставляло 77,40% от общей численности населения, равной 143, 436 млн человек). Однако цифру по убыли русских надо удваивать, поскольку за 22 года между переписями 5,1 млн составил официальный чистый миграционный прирост русских и 3,1 млн скрытый миграционный прирост (в соответствии с предоставленным Конституцией РФ гражданам правом выбирать национальность при переписи многие, особенно украинцы и белорусы в смешанных семьях, назвались русскими; это подтверждается балансами миграции по национальностям).

Не так давно руководители государства рапортовали народу о своем великом успехе: в 2015 г. обнаружен естественный прирост населения аж на 32 038 человек. Но проследив распределение естественного прироста по регионам, обнаруживаем удручающую картину: прирост в регионах с преобладающим нерусским населением составил плюс 139 278 человек, а прирост в регионах с преобладающим русским населением - минус 107 240 человек. Разница этих двух цифр и дала прирост 32 038 человек в целом по стране.

Если в советский период численность русских каждые 10 лет стабильно росла на 6 млн человек, то при правлении либерал-реформаторов она за каждые 10 лет убывает до 8 млн человек. Это служит свидетельством продолжения проведения государственной политики геноцида русского народа, являющегося по сути единственной центростремительной силой страны, его единственной надежной скрепой.

6. Заключение

Итак, подведем итоги.

Целью социалистического государства СССР был народ-труженик, его благосостояние и безопасность. За последние тридцать лет существования СССР (1961-1990) производимый национальный доход вырос в 4,1 раза, реальный средний заработок - в 3,1 раза, численность населения - в 1,4 раза (с 212 млн до 290 млн).

Целью государства либерал-реформаторов является благосостояние и безопасность правящей элиты, а народу отводится место трудового компонента процесса производства благ, затраты на который подлежат постоянному сокращению. Правящая элита России занята личным обогащением и развлечениями, она не переживает за народ, не живет его проблемами, не связывает свою судьбу с судьбой народа, она видит в нем только источник благ, данный ей свыше. У нее нет ни интереса, ни профессионализма для решения высоких национальных задач. В России за последние 28 лет (1990-2018) производство сократилось до 84,6% (это уровень 1984 г.), официальная средняя заработная плата основной массы работников (70% занятых) - до 42% (это уровень 1967 г.), численность населения - до 92,5% (это уровень 1979 г.). Пореформенная Россия выпала из общемирового тренда социально-экономического развития и с каждым годом все более отстает по важнейшим показателям от остальных стран мира. По основным показателям современная Россия отброшена назад от текущего времени на 34-47 лет.

Для сравнения: за тот же период (1990-2018) в странах ОЭСР производство выросло до 125,8%, заработки - до 134,5%, численность населения - до 122,5%. За тот же период в Китае производство выросло в 10,1 раза, заработки - в 13,5 раза, население - до 123,0%.

Приведение системы оплаты труда к цивилизованным нормам снизит напряженность в обществе, решит ряд социально-экономических проблем, остановит вымирание русского населения и движение страны к угасанию и распаду. Оно поднимет и авторитет России на международной арене, как страны более успешной и привлекательной. Причем для нормализации оплаты труда (в пределах, указанных выше) не требуется ни финансовых затрат, ни повышения производительности, достаточно лишь отказа правящей элиты от принципа приоритетности собственных интересов над интересами нации, от отношения к народу как к дешевому ресурсу для производства благ, от построенной либерал-реформаторами несправедливой модели общества.

http://sovross.ru/articles/1882/45357

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное