Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1240


"Эконометрика", 1240 выпуск, 28 октября 2024 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Заканчиваем публикацию фундаментального исследования кандидата исторических наук, научного директора Центра изучения перспектив интеграции ЕАЭС Оксаны Корниловой ""Катынское дело" как концепт польской политики памяти". Начало - в No.1239 от 21 октября 2024 г. электронного еженедельника "Эконометрика".

По мнению докторов философских наук, профессора В.А. Туева (Ленинград - Санкт-Петербург) антисоветизм стал своего рода идеологической программой современной российской власти. Или уж, по меньшей мере, очень значимой частью этой программы. Об этом - его статья "А если антисоветизм - в программе власти?".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

"Катынское дело" как концепт польской политики памяти

Оксана Корнилова, кандидат исторических наук, научный директор Центра изучения перспектив интеграции ЕАЭС. История. РФ (histrf.ru)

(Окончание)

При президентстве Бориса Ельцина в 1994 году было подписано соглашение с Польшей о сотрудничестве в сфере мемориализации памяти погибших граждан: российских на территории Польши и польских на территории Российской Федерации. Затем - решение о сооружении польских военных кладбищ в урочище Козьи горы в Смоленской области и под Медным в Тверской области. Речь идёт о межправительственном соглашении "О могилах и местах захоронений жертв войн и репрессий", подписанном 22 февраля 1994 года в Кракове.

В рамках концепта польской политики памяти "Катынское дело" проектируемые кладбища планировались как воинские. Согласно действующим в Польше правилам, к воинским захоронениям прилагаются "кладбищенские книги", содержащие более подробную, чем на именных эпитафиях, информацию. В декабре 1994 года после ознакомления с обязательными правилами и практикой использования надписей на военных и воинских кладбищах Советом охраны памяти борьбы и мученичества было принято решение о подготовке именных надписей для офицеров и полицейских Войска Польского, якобы захороненных на трёх "катынских кладбищах", а также "кладбищенских книг" сначала для Катыни, а затем для Харькова и Медного.

Для надписей на именных табличках была принята сокращённая запись: воинское или полицейское звание, имя и фамилия, дата и место рождения, род занятий, военное или полицейское назначение, год смерти. Всего 1,5 строки набора, около 75 знаков.

В случае "кладбищенской книги" запись должна была быть расширена, чтобы включить более важные военные и гражданские позиции, награды, информацию о семье, краткую информацию об источниках и фотографию. Всего 5 машинописных строк. Содержательное редактирование надписей всех трёх кладбищ и книги Катынского кладбища было поручено сотруднику НХБЗК полковнику, доктору Тарчинскому, организационная и техническая координация всего предприятия - доктору Божене Лойек.

В начале 1995 года было создано три бригады для подготовки надписей: для Катыни - сотрудники Военно-исторического института и Центрального военного архива под руководством доктора Тарчинского; для Харькова - сотрудники Центрального архива МВД и Катынского музея под руководством М. Анджея Тухольского; для Медного - сотрудники Центрального архива министерства вооружённых сил и Полицейской академии в Щитно под руководством доктора Гжегожа Якубовского.

Катынским семьям были разосланы специальные анкеты и обращения с просьбами предоставить биографические данные и фотографии погибших.

В рамках концепта польской политики памяти "Катынское дело" на 55-ю годовщину были назначены церемонии по закладке краеугольных камней в основание будущих польских воинских кладбищ "Катынь" и "Медное".

1995 год был объявлен Международным катынским годом.

25 марта 1995 года в Смоленске были подписаны основные документы о строительстве польских военных кладбищ в Катыни и Медном. Основанием для определения границ кладбищ послужили составленные польскими геодезистами карты с нанесённым рядом могил. Ход границ должен был быть уточнён в результате продолжения исследований, начатых в 1994 году.

Также были уточнены даты церемонии закладки камней в основания будущих кладбищ, подготовленной в рамках "Катынского года и 55-летия катынской расправы". Для Медного это был день 11 июня 1995 года, для Катыни - 4 июля. Церемония собрала большую группу гостей из Польши, в основном "Катынские семьи", а также представителей российской стороны.

В рамках концепта польской политики памяти "Катынское дело" захоронение в Козьих горах под Смоленском имеет б`ольшую значимость, чем захоронение в Медном под Тверью. Прежде всего это показывает, например, уровень представительств делегаций: в Катыни он, как правило, всегда выше, чем в Твери.

Церемонию закладки камней в основание будущих кладбищ в Катыни президент Республики Польша Лех Валенса посетил лично. В Медном президента Республики Польша представлял его личный посланник министр А. Закжевский, который иногда зачитывал послание Леха Валенсы.

17 июля 1995 года Совет охраны памяти борьбы и мученичества объявил открытый конкурс на концепцию пространственного развития польских военных кладбищ в Катыни, Медном и Харькове: он должен был стать базой для разработки проектов реализации кладбищ.

Необходимо было определить площадь, распределение и форму коллективных могил, разработать форму и оформление индивидуальных табличек/эпитафий и общих надписей, определение расположения мест проведения церемоний, а также способов эксплуатации и содержания кладбищ. Особо была подчёркнута необходимость достижения высшей художественной ценности проектируемых мемориалов.

В рамках концепта польской политики памяти "Катынское дело" проектируемые "кладбища должны были иметь экуменический характер, содержать национальные, государственные и религиозные символы, с особым упором на Крест".

1 декабря 1995 года жюри огласило результаты конкурса. Три равные награды получили работы, прошедшие во второй этап. В апреле 1996 года Совет OPWiM организовал поездки выдающихся команд на территории будущих кладбищ с целью местной инспекции для полного рассмотрения внешнего вида и состояния этих мест при проектировании. 1 октября 1996 года конкурсный суд выбрал работу команды в составе: ст. скульптор Здзислав Пидек из Государственной высшей школы изящных искусств в Гданьске, арт. скульптор Анджей Солыга от Академии изящных искусств в Варшаве и архитекторы Веслав и Яцек Сынакевичи. По мнению жюри, они проявили "большое уважение к существующим коллективным могилам и "ямам смерти", к способу их поминовения, а также к деревьям, растущим в этих местах". Идея подземного колокола считалась важной ценностью.

Окончательный облик трёх "катынских кладбищ" обозначен в документе, разработанном совместно с федерацией "Катынские семьи". Постконкурсные рекомендации, включённые в дальнейшие этапы подготовки проекта: "Центром каждого кладбища должны были стать вертикальная стена памяти с именами всех захороненных здесь жертв, подземный колокол и престол-алтарь, а также крест, видимый издалека, как своего рода открытая часовня для молитв и праздников. Ввиду невозможности строительства индивидуальных могил (идентификация останков оказалась невозможной) предполагалось создать коллективные могилы с крестами. В границах кладбищ должны быть национальные и религиозные символы, относящиеся к традициям Второй Польской Республики".

Важное значение в этом отношении имело Постановление Правительства Российской Федерации No.1247 от 19 октября 1996 года, подписанное премьер-министром России Виктором Черномырдиным, о создании мемориальных комплексов на захоронениях советских и польских граждан - жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область). Они получили статус государственных учреждений. На них должны были быть построены польские военные кладбища в рамках, определённых российско-польским протоколом от 25 марта 1995 года.

12 мая 1999 года Совет охраны памяти борьбы и мученичества обратился к российской стороне с просьбой - в соответствии с положениями соглашения от 22 февраля 1994 года - о единовременном освобождении от уплаты пошлины и налога на добавленную стоимость воинской повинности за выполнение скульптурных элементов, их доставку и монтаж.

Работа по составлению "кладбищенских книг", начатая в 1994 году, о чём говорилось выше, завершилась изданием этих книг. В мае 2000 года вышла первая "кладбищенская книга" "Катынь", а в апреле 2003 года - вторая для "Харькова". На организованной Советом OPWiM 18 июля 2002 года встрече представителей Правления и Совета ФРК и "Катынских семей" страны и ассоциации "Семья полицейских 1939" с редакторами двух других книг после обсуждения было принято решение отказаться от записи о семье в биографиях убитых в книги для "Харькова" и "Медного".

Зимой 1999/2000 года в Польше из чугуна (в силу его прочности) изготавливали скульптурные элементы (алтарный комплекс, обелиски с государственными гербами и кресты Virtuti Militari и Сентябрьского похода), а также именные эпитафии.

Колокола с текстом молитвы Богородице и надписями: Katyn, Charkуw, Miednoje были отлиты и затем освящены в знаменитой колокольне Януша Фельчиньского в Перемеле.

Во исполнение подписанного в 1996 году российско-польского соглашения о мемориализации памяти польских граждан продолжилось утверждение концепта польской политики памяти "Катынское дело": на территории Российской Федерации в 2000 году были открыты два польских воинских кладбища - "Katyn" в Козьих горах под Смоленском и "Miednoje" под Тверью. Во исполнение аналогичного польско-украинского соглашения в 2000 году было открыто аналогичное кладбище "Charkow" под Харьковом.

Открытие этих символических "катынских кладбищ" было единой акцией по утверждению концепта польской политики памяти "Катынское дело" периода "холодной войны", завершённой в 2000 году: 17 июня был открыт мемориал в Харькове, 28 июля - в Козьих горах под Смоленском, 2 сентября - под Тверью. Архитектурное решение трёх этих мемориалов идентично.

Архитектурная символика

Семантика трёх первых "катынских кладбищ", призванных зафиксировать в мировой общественной памяти концепта польской политики памяти "Катынское дело" периода "холодной войны" идентична. Отличие мемориала в Козьих горах - там присутствует и деморализация концепта польской политики памяти "Катынское дело" периода Второй мировой войны (польско-нацистское кладбище мая - июня 1943 года).

Оформляются символические (то есть пустые) "ямы смерти" - места, где якобы находились останки. Единственное место, где была возможна хоть какая-то привязка к месту события, - Козьи горы под Смоленском. Здесь центральная часть кладбища "Katyn" в версии 2000 года точь-в-точь повторила очертания могил, устроенных нацистами в 1943 году.

Польские военные кладбища "Катынь" и "Медное" - это символические места памяти, которые с использованием архитектурных форм и элементов мемориализуют концепт польской политики памяти "Катынское дело" на территории нашего государства.

Мы предлагаем сделать небольшой экскурс по этим польским "катынским кладбищам", чтобы разобраться в их символике. Польские мемориалы в Катыни и Медном имеют большое число схожих архитектурных элементов и символов. На входе на территорию "катынских кладбищ" нас встречают столбы с изображением польского гербового орла. Это символическое изображение польских пограничных столбов. Пройдя между ними, посетитель словно попадает на территорию польского государства.

Эта символика первоначального проекта осталась с тех времён, когда в ходе переговоров польская сторона требовала установить для территорий мемориальных кладбищ статус экстерриториальности. В соответствии с этим 1,4 га земли в Смоленской области и 0,18 га в Тверской области должны были быть выведены из правовой сферы Российской Федерации и переданы под юрисдикцию Польши. В настоящее время экстерриториальность распространяется, например, на посольства и военные базы, расположенные на территории других государств.

Если бы польской стороне удалось осуществить задуманное, то рядом со Смоленском оказалось бы полтора гектара территории, принадлежащей стране - участнице НАТО. В ходе переговоров о статусе польских военных кладбищ российской стороне удалось отстоять свою территорию. Однако как напоминание об этом требовании и как символ расхожей польской поговорки "Польская земля там, где польские гробы" на входе возвышаются пограничные столбы, увенчанные одноглавым гербовым орлом.

Согласно концепту польской политики памяти "Катынское дело", к числу общей катынско-медновской символики относятся знак польского ордена Virtuti Militari и юбилейная медаль "Крест Сентябрьской кампании", которые расположены на входе на территорию обоих мемориалов.

29 мая 2000 года польский бригадный генерал в отставке Станислав Наленч-Коморницкий подписал постановление, согласно которому он, "отдавая должное жертве польских воинов, расстрелянных в 1940 году в Советском Союзе", утверждает, что "присвоение 11 ноября 1976 года Серебряного креста No.14384 Катынскому памятнику в Лондоне позволяет перенести знак ордена на катынские кладбища". Далее этот польский генерал "вынес постановление... об умещении этих знаков в архитектурных элементах катынских кладбищ".

Таким образом, на катынском и медновском кладбищах в 2000 году были размещены чугунные копии того самого "эмигрантского" ордена Virtuti Militari No.14384, которым был награждён лондонский "Мемориал Катынь" в 1976 году. Награждение этим "эмигрантским" орденом шло согласно уставу 1933 года, принятому Пилсудским.

До настоящего времени нам не удалось найти информацию о том, было ли согласовано размещение этого русофобского символа с российской стороной.

На всех трёх "катынских кладбищах" было размещено изображение знака "Крест Сентябрьской кампании".

Эта юбилейная медаль была учреждена указом главы польского эмигрантского правительства в Лондоне 1 сентября 1984 года "в память о боях за защиту и независимость Польско-литовского содружества во время военной кампании с Германией и Советским Союзом в 1939 году". Медаль была учреждена к 45-летию начала Второй мировой войны.

На аверсе креста изображён польский гербовый орёл в короне, ниже надпись "wrzesien" (сентябрь), дата "1939" и буквы "RP" (Республика Польша). Слева дата "1.IX" (1 сентября) - день нападения нацистской Германии на Польшу и начала Второй мировой войны. Однако учредители этой юбилейной медали в память о событиях начала Второй мировой войны разместили ещё одну дату "17.IX" - 17 сентября. Согласно официальной польской истории, 17 сентября 1939 года является днём "вероломного вторжения" войск Красной Армии в Польшу и началом "первой советской оккупации". Такая символика "Креста Сентябрьской кампании", очевидно, возлагает равную ответственность на нацистскую Германию и Советский Союз за развязывание и начало Второй мировой войны.

Символические польские кладбища в Катыни, Медном и Харькове имеют ещё много схожих элементов. Один из них - так называемая алтарная группа, состоящая из алтарного стола-жертвенника, католического креста, а также колокола под алтарной стеной. На чугунных алтарных стенах двух мемориалов запечатлены имена и фамилии более 10000 польских граждан, якобы расстрелянных в ходе "катынского преступления".

В соответствии с концептом польской политики памяти "Катынское дело" перечень имён и фамилий на алтарных стенах в "Катыни" и "Медном" основан на ксерокопиях этапных списков, которые Горбачёв передал польской стороне в 1990 году. Ни исторической, ни правовой основы для утверждения, что люди, чьи имена указаны на алтарных стенах, захоронены на территории символических польских кладбищ в "Катыни" и "Медном", в настоящее время не существует.

Обязательным общим элементом всех "катынских кладбищ" (на сегодняшний день их уже четыре) является стена с индивидуальными табличками, на которых указаны имена, фамилии и краткие биографические данные якобы расстрелянных в 1940 году и захороненных на данной территории польских военнопленных.

Установочные данные для этих индивидуальных табличек (имя, фамилия, год рождения) взяты всё из тех же этапных списков, ксерокопии которых Горбачёв передал польской стороне в 1990 году. Польские исследователи и их отечественные последователи называют эти списки "расстрельными" и утверждают, что все указанные в них люди в 1940 году были убиты сотрудниками органов НКВД и захоронены на территории "Катыни" и "Медного".

К каждой индивидуальной табличке-эпитафии с 1994 года собиралась расширенная информация для соответствующих "кладбищенских книг".

На польском символическом кладбище "Katyn" под Смоленском отлиты в чугуне порядка 4400 польских имён и фамилий, на польском кладбище "Медное" в Тверской области - 6311, в "Харькове" - 3435. Дата смерти всех этих людей определена как 1940.

В меморандуме министерства юстиции Российской Федерации (март 2010 года) говорится, что установлен факт расстрела 1803 человек бывших польских военнопленных, из числа которых идентифицировано в трёх местах (Катыни, Медном, Харькове) 22 человека.

Следует отметить, что в настоящее время не существует ни исторической, ни правовой основы для размещения более 10000 польских индивидуальных табличек на польских военных кладбищах "Катынь" и "Медное". Факт расстрела перечисленных в горбачёвских этапных списках людей в 1940 году в Козьих горах или в Медном не доказан. Также не является доказанным факт гибели всех этих людей в 1940 году.

Напомним, что 1940 год как время якобы расстрела польских военнопленных, по распоряжению советских властей, был "установлен", согласно концепту польской политики памяти "Катынское дело" задолго до начала какого-либо экспертного изучения и судебного решения.

При самом первом обсуждении концепции катынского кладбища "Федерация катынских семей" (ФРК) выступила с инициативой не только использования принципов экуменизма и поимённого увековечения "жертв", но и торжественного перезахоронения с воинскими почестями каждого из горбачёвского этапного списка (!).

По факту: экуменизм в виде 4 табличек с символами вер (католической, иудейской, православной, ислама) воплощён был; поимённое увековечение памяти всех "жертв" из горбачёвского этапного списка было осуществлено (алтарная стена и индивидуальные таблички), но индивидуального перезахоронения с воинскими почестями не было. Почему? Может быть, потому, что перезахоранивать было некого?

В соответствии с концептом польской политики памяти "Катынское дело" главным отличием польского кладбища в Kатыни от кладбища в Медном является его центральная часть, которая один в один повторяет границы и оформление захоронения-кладбища, устроенного по инициативе нацистских властей на территории оккупированной Смоленщины в июне 1943 года.

Основная цель зондажных работ в Козьих горах (Катынском лесу), проводившихся в 1991 году по инициативе польских властей, заключалась в поиске кладбища-захоронения, обустройство которого было санкционировано нацистскими властями на территории оккупированной Смоленской области весной - летом 1943 года.

Это соответствовало концепции архитектурно-художественного решения польского кладбища под Смоленском. В польских источниках говорится, что с концепцией кладбища в Катыни "всё было просто" - в его основу положено оформление "первого немецкого кладбища".

Так, в 2000 году в Козьих горах под Смоленском появилась воссозданная в чугуне точная копия нацистского польского захоронения весны - лета 1943 года. Центральная его часть состоит из 6 групповых захоронений и 2 индивидуальных могил генералов М. Сморавиньского и Б. Богатыревича, чьи останки были обнаружены и идентифицированы в 1943 году. В апреле 1943 года немцам было известно, что в Люблине проживают жена и сын Сморавиньского. Однако на опознание тела мужа и отца они приглашены не были. Почему?

Согласно опубликованной в Варшаве в 2000 году "кладбищенской книге", на территории кладбища в Катыни захоронены 3 генерала и 1 контр-адмирал. При сооружении современного кладбища ни генерал дивизии Хенрик Минкевич, ни контр-адмирал Ксаверий Черницкий почему-то не были удостоены отдельных захоронений. Польской стороне, по-видимому, важнее было воссоздать нацистское место памяти, чем отдать должную память своим соотечественникам.

Так же, как Горбачёв своим политическим заявлением, не имевшим никакой историко-правовой основы, подтвердил нацистскую версию катынских событий, так и существующее польское кладбище в Катыни в своей центральной части является архитектурным повторением того места памяти, которое первыми оформили нацисты на оккупированной смоленской земле в 1943 году.

В 1991 году на тех местах, где польские власти планировали построить символические Катынское и Медновское кладбища, проводились зондажные работы. По времени это заняло всего несколько дней.

Время проведения зондажных работ в Катынском лесу (Козьих горах) - 20 и 21 ноября 1991 года. Нет необходимости напоминать, какие события происходили в нашей стране в эти тёмные ноябрьские дни 1991 года. Через месяц - 25 декабря - Горбачёв, чьё политическое признание нацистской версии катынских событий является одним из ключевых в современной якобы "официальной" версии, уйдёт в отставку.

Впоследствии Горбачёв заявлял, что при Козыреве, который подписывал российско-польское соглашение 1994 года, российский МИД был филиалом госдепартамента США, так как действовал в русле его политики, а не национальных интересов своего государства.

Что имеем в итоге? На территории нашей страны существуют два символических польских военных кладбища - "Катынь" в Козьих горах под Смоленском (так называемый Катынский лес) и "Mедное" в Тверской области. В этих местах памяти поимённо увековечены более 10000 польских граждан, якобы расстрелянных в 1940 году по решению советских властей. В настоящее время не существует ни правового, ни исторического обоснования для признания всех этих людей "катынскими жертвами".

Размещённые на Катынском и Медновском кладбищах изображения польских наград (знака ордена Серебряного креста военного ордена Virtuti Militari No.14384 и "Креста Сентябрьской кампании", учреждённых польским эмигрантским правительством в Лондоне) имеют явный антироссийский контекст.

Хотя полякам не удалось добиться статуса экстерриториальности для своих мемориалов, на территории нашего государства существуют символические места памяти, которые с использованием архитектурных форм и элементов мемориализуют русофобский западный вариант событий "Катынского дела".

Современная версия польского концепта политики памяти "Катынское дело" (22 тыс. жертв)

После очередной передачи Польше документов при правлении Бориса Ельцина концепт польской политики памяти "Катынское дело" снова расширил своё содержание и число жертв (1992 год). На этот раз в их число были включены ещё 7305 польских граждан, якобы содержавшихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии и якобы расстрелянных на основании всё того же Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года.

В книге А. Пшевозника (2010) утверждается, что вплоть до 1992 года польская сторона даже не подозревала о белорусских жертвах.

Вследствие того, что до настоящего времени ни в архивах Российской Федерации, ни в архивах Республики Беларусь не было обнаружено крупных массивов документов, касающихся расстрельной операции 1940 года в тюрьмах БССР, история "белорусской Катыни", даже по мнению ведущих польских исследователей, является наименее изученной частью концепта польской политики памяти "Катынское дело".

Согласно концепту польской политики памяти "Катынское дело", "белорусская Катынь" - это расстрел 3870 польских граждан, якобы содержавшихся в тюрьмах Западной Белоруссии, весной (весной - летом) 1940 года, осуществлённый органами НКВД БССР во исполнение решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. Большинство исследователей уверены, что расстрелы проходили в Минске; как наиболее вероятное место захоронений чаще всего называется урочище Куропаты на окраине столицы.

Новоявленные 7305 "украинских" и "белорусских" жертв в рамках концепта польской политики памяти "Катынское дело" также были названы "катынскими жертвами" ("военнопленные Старобельского и Осташковского лагерей НКВД СССР, а также заключённые тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии были казнены в других местах, однако всех их, как и военнопленных Козельского лагеря, мы называем жертвами катынского преступления, так как Катынь, вплоть до 1991 года остававшаяся единственным достоверно известным местом захоронения людей, расстрелянных в той "операции" НКВД СССР, стала символом убийства польских граждан, казнённых, как мы теперь знаем, по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года").

В глобальном контексте второй (1990 год) и третий (1992 год) концепты польской политики памяти "Катынское дело" разделяют распад СССР и изменение политической карты Европы. В это время и возникают понятия "украинская Катынь" и "белорусская Катынь". Как хорошо известно, западные белорусские и украинские территории входят в сферу политических интересов Польши и обозначаются "кресы всхудни" (польские восточные окраины).

Соответственно следующим актом мемориализации концепта польской политики памяти "Катынское дело" стало создание "четвёртого катынского кладбища" в Быковне на окраине Киева (Украина), а также попытки построить "пятое катынское кладбище" в Куропатах на окраине Минска (Белоруссия).

Для материализации третьей схемы Катынь на окраине Киева в 2012 году было открыто очередное польское "катынское кладбище" - "Bykovnja". Оно является ещё более символическим, чем три предыдущих. По словам польского профессора А. Колы, руководившего эксгумационными работами в Быковне, "на базе скелетных останков подсчитано количество жертв в 1688", имена всего лишь 9 человек были обнаружены на 9 предметах (например, имя, нацарапанное на расчёске).

Тем не менее мемориал "Bykоvnja" построили и установили там 3435 табличек с именами польских граждан из "украинского катынского списка" (1994). На церемонии открытия польско-украинского мемориала присутствовали президенты обеих стран. В своих выступлениях оба президента повторили одну и ту же мысль об общности трагических судеб польского и украинского народов перед чудовищной властью советского тоталитаризма.

Нужно отметить, что в последнее время всё чаще польские мемориалы именуются не по их официальным названиям ("Медное", "Харьков", "Быковня"), а "катынскими кладбищами" с добавлением порядкового номера. Так, вместо "Быковня" в средствах массовой информации и исследованиях чаще употребляется словосочетание "четвёртое катынское кладбище".

По подобной схеме польской стороной планировалось развитие ситуации и в Белоруссии. Следуя логике строительства первых четырёх "катынских" кладбищ, на якобы месте захоронения польских граждан в Куропатах польские власти настаивали на сооружении "пятого катынского мемориала".

КОНЦЕПТ польской политики памяти "Катынское дело" с тем политическим контекстом, который изначально был заложен в него нацистской пропагандой и который впоследствии развивался, в том числе и польским эмигрантским правительством, на протяжении десятилетий эффективно использовался в информационной войне против Советского Союза, а в настоящее время - и против Российской Федерации.

К настоящему времени этот концепт закрепился в его третьей схеме и стал метонимом - символом первой и второй "советской оккупации Польши", средством для оправдания преступлений нацизма, приравнивания нацистского режима и советского строя. Мемориализация теоретических построений концепта польской политики памяти "Катынское дело" осуществляется в виде оформления польских реальных и символических захоронений.

Газета "Правда" No.44 (31537) 25 апреля 2024 года, 4 полоса
https://gazeta-pravda.ru

В связи с работой Оксаны Корниловой надо вспомнить фундаментальную книгу Юрия Геннадьевича Мухина "Антироссийская подлость. Научно-исторический анализ. Расследование фальсификации Катынского дела Польшей и Генеральной прокуратурой России с целью разжечь ненависть поляков к русским" (Москва, Крымский мост - 9Д. Форум, 2003. - 761 с.). В этой книге проанализирована масса фактов по рассматриваемой проблеме.

*   *   *   *   *   *   *

А если антисоветизм - в программе власти?

В.А. Туев, доктор философских наук, профессор (Ленинград - Санкт-Петербург)

 "Правда" в очередной раз выдвинула перед своими читателями насущный вопрос для коллективного осмысления. Имею в виду статью Виктора Кожемяко "На гнилом болоте антисоветчины", опубликованную в номере за 16-19 февраля с.г. под рубрикой "А вы что об этом думаете?".

"Речь об отношении к нашему советскому прошлому", - пишет журналист. И, ссылаясь на письма, которые приходят в редакцию "Правды", далее продолжает: "У авторов этих писем нет ни капли сомнения, что совершённое Горбачёвым, Ельциным и их подельниками - это величайшее предательство, которому нет и не может быть оправданий. Но не есть ли предательство и то, как несправедливо и даже извращённо, гнусно, лживо оценивается ныне в буржуазных СМИ многое из социалистической эпохи?"

Факты, приведённые автором интересной и важной статьи, это убедительно подтверждают. Вместе с тем очевидно, что начатый разговор необходимо продолжать. Первую страницу откликов "Правда" уже напечатала в номере за 28 марта. Вот и я решил высказать своё мнение по одной из фундаментальных проблем нынешней нашей государственно-общественной жизни.

На мой взгляд, антисоветизм стал своего рода идеологической программой современной российской власти. Или уж, по меньшей мере, очень значимой частью этой программы.

Недавно известный философ А.Г. Дугин решил удивить своих читателей таким предложением: "Сейчас пора открывать ещё один фронт - фронт в области идеологии, мировоззрения, общественного самосознания. Тоталитарное господство либералов в России - прежде всего в области знаний, науки, образования, культуры, определения ценностных установок воспитания и развития - должно завершиться!"

Очень интересно. Вроде бы уже более 30 лет живём без идеологии, без мировоззрения и тем более - без общественного самосознания. Даже из Конституции РФ все эти "химеры" давно удалены. Так чем же всё-таки живём? Идеологией "либералов"? Да нет же, уважаемый Александр Гельевич, живём мы своего рода "отрицанием" - неким "анти". Это и есть "де факто" теперешняя наша идеология, причём - идеология самой государственной власти, а не "либералов", якобы власти противостоящих.

Согласитесь, нынешняя буржуазная власть в России активно культивирует идеологию антисоветизма. Приведу одно из его незамысловатых определений: "Антисоветизм - система взглядов, направленных против Советской власти, советского образа жизни или Советского Союза". И ведь именно антисоветизм, по моему глубокому убеждению, - это основная идеологическая программа современного российского государства, пусть официально и не провозглашённая. Главное в том, что ныне у нас в ходу грубая и всеохватная ложь как об Октябрьской революции, так и обо всей 70-летней истории Советского государства.

Вот недавно стало фактом каменное молчание официозных СМИ по поводу 100-летней годовщины со дня смерти "великого пролетарского стратега товарища Ленина" (Сталин). И это вполне понятно и объяснимо: для антинародной власти само упоминание имён великих советских вождей в уважительном контексте - сугубо опасно. Это может всколыхнуть историческую память народа и прибавить новые миллионы к числу сторонников возрождения социализма. Поэтому всякое упоминание советского периода нашей истории и тем более его вождей сопровождается "комментариями" про "уничтожение лучших людей", "репрессии", "преследования" и т.п.

Средства распространения лжи о советской истории многообразны. И прежде всего это такая "тяжёлая артиллерия", как учебники истории - школьные и вузовские. Там история советского периода представлена как сплошная цепь ошибок и преступлений власти, якобы многомиллионных репрессий, голода, нищеты и других бедствий народных масс. А ведь школьные учебники обязаны читать все, и читают их в подростковом возрасте, когда идейные установки ещё не сформировались, поэтому всё написанное в такой авторитетной книге, как учебник, принимается за чистую монету.

Но есть и другие способы отуплять людей. Например, в ход пускаются снятые на государственные средства художественные фильмы на историческую тему, призванные представить нашу историю в виде злобной карикатуры, пишутся "исторические" романы, в которых всё советское, особенно действия властей, должно вызывать отвращение. Большими тиражами издаются книги псевдоисториков, таких как В. Суворов (Резун), А. Солженицын, Д. Волкогонов, Л. Млечин, О. Хлевнюк...

Вот один из них, О. Хлевнюк, рассказывает (в который раз!) об "исключительной" роли Сталина в организации "большого террора", "в подготовке и проведении массовых операций 1937-38 гг.". Это "подтверждается всеми документами", широковещательно заявляет "историк". Между тем есть в интернете, на Яндекс.Дзене, информационный канал "Мемуарист", автор которого доказывает, что большинство таких "документов" - подделки хрущёвского и горбачёвско-яковлевского разлива, но антисоветчики аналитические статьи этого автора, как и другие материалы честных историков советской эпохи, знать не хотят - они их просто игнорируют.

Факт, между тем, состоит в том, что и школьные учебники создаются не без участия учёных мужей. Вот среди историков академического профиля фигура крупного масштаба - А.Г. Чубарьян. Это научный руководитель Института всеобщей истории РАН, разрабатывавший в 2013 году проект историко-культурного стандарта для единого учебника истории. Тогда, по указанию президента страны, начали создавать учебник, который стал бы основой для преподавания истории. Раздел этого стандарта, посвящённый советскому периоду истории, по сложившейся уже традиции круто пронизан антисоветизмом. Там, в частности, такие "интересные" подразделы:

- "ГУЛАГ как символ сталинизма";

- "Краткий курс" истории партии и научные "шарашки";

- "Утверждение культа личности".

Как видите, всё "в духе времени": Сталин, Берия, ГУЛАГ. Ничего лучшего для нового учебника у историков РАН не нашлось.

Да ведь кроме подобных "научных изысканий" в стране открываются всё новые и новые памятники предателям и "жертвам незаконных репрессий". Сооружена "Стена скорби" в Москве, возникли сотни монументов памяти - обелисков, закладных камней, памятных знаков, крестов, мемориальных досок, часовен, существуют псевдоисторические музеи "лагерной" тематики... Всего не перечислить. Это и побуждает думать, что антисоветизм - вполне определённо выраженная идеология власти.

При этом существует и так называемый бытийный антисоветизм, распространяемый его субъектами-носителями. Исследователи этого феномена находят много разновидностей таких носителей. Это и граждане, которые при советском строе были "маргиналами", а сегодня стали разного рода "бизнесменами", чаще всего - торговцами-спекулянтами. Это и государственные служащие - чиновники разных степеней и рангов, особенно высших. Это и граждане, чьи предки принадлежали к кулацким семьям и были "репрессированы" по тем или иным основаниям. Среди молодёжи распространён также антисоветизм "за компанию", "позёрский" антисоветизм (как способ привлечь к себе внимание собеседников). Называют, кроме того, множество "смешанных" типов антисоветчиков.

При всём том несомненно, что главный род антисоветизма - это негативные оценки советской истории, распространяемые в широких слоях населения "сверху" - от лица государства. Это прежде всего тот самый антисоветизм, навязываемый "через образование", посредством учебников истории (а также и литературы), о чём уже говорилось. Впрочем, образование - это ведь не только чтение учебников. В школах есть ещё и учителя, которые нередко тоже изу-чали советскую историю уже по "соросовским" и "чубарьяновским" учебникам. Я несколько лет тому назад был знаком с преподавателем истории в колледже. Он был убеждён, что тогдашние учебники истории - это почти божественное откровение. К тому же у него была довольно большая домашняя библиотека, в которой собраны опять-таки сплошь "историки"-антисоветчики. И он говорил, что все коллеги (заворожённые его эрудицией) согласны с ним в своих суждениях о советской истории, то есть преподавать её они будут именно по его "методичкам"...

Ещё один из самых действенных видов антисоветизма "сверху" - "через пропаганду", через телевидение и другие СМИ. Впрочем, сегодня, по моим впечатлениям, наиболее обильную жатву антисоветчина снимает на сайтах интернета. Мне в последнее время приходится много работать на его информационных площадках, и я постоянно встречаюсь с поразительной неосведомлённостью, особенно младшего поколения авторов, о действительной советской истории, как политической, так и истории культуры, в первую очередь - сталинского её периода. Между тем на таких площадках, распространяющих информацию о политике, идеологии и культуре, позиционирует себя, как правило, та часть молодёжи, которой присуща определённо политическая активность. Однако же зачастую приходится сталкиваться с невежественными, а то и просто вздорными, дикими высказываниями о тех или иных событиях советского времени.

Именно здесь особенно усердно "педалируются" некоторые "точки" советской истории сталинского периода, давно уже ставшие "болевыми". Самые "популярные" среди них - репрессии 1937-1938 годов и Великая Отечественная война. Масштабы репрессий многократно (!) преувеличиваются, а объясняются они природой Советского государства, персонально - злой волей Сталина. При этом сталинское государство приравнивается к фашистскому, а Великая Отечественная война - к противостоянию "фашистских" лидеров - Гитлера и Сталина.

Вот несколько вопиющих образчиков из интернета. Некто Валерий Тумаев пишет: "Сталинизм не только не лучше, но хуже фашизма, ибо он гораздо более беспощаден, жесток, несправедлив, аморален, антидемократичен и не может быть оправдан ни надеждами, ни раскаянием. Было бы правильным определить его как сверхфашизм... Сталинизм - это и есть социализм в том смысле, что он представляет собой неизбежный, хотя и непредвиденный результат национализации и коллективизации, являющихся составными частями пути к социалистическому обществу". Но этого В. Тумаеву мало, и он продолжает со ссылкой на "авторитет": "Изучая тоталитарные режимы, доктор философии Ж. Желев в одной из работ написал: "Сталин мог бы носить своего коллегу Гитлера в кармане", потому что... "по сравнению с палачом Сталиным Гитлер просто карлик".

Ещё один "интернетовский" пример, поясняющий, в чём состоит "сталинский фашизм". Некий комментатор "Valerjanki налью" (таких "оригиналов" на Дзене хоть отбавляй) с уверенностью заявляет: "...Преступная сталинская власть допустила, что одна часть населения страны голодала и мёрзла, а другая - годами находилась на коленях в совецком концлагере и "радовалась" лагерной баланде. Третья часть населения была вертухаями - садистами-чекистами. Усатый идол ненавидел свой народ!" Нечто подобное пишет один "современный белогвардеец" (именно так он себя позиционирует): "Сталинская практика террора не щадила никого. Репрессивная машина с одинаковым рвением уничтожала как виновных, так и не виновных... Со смертью Сталина завершился один из самых страшных периодов в нашей истории".

И ведь что примечательно: они, эти ребята, уверены в своём... знании истории! Вот один такой полемист-антисоветчик Андрей Молчанов, возражая своему оппоненту на платформе Яндекс.Дзен, с самоуверенностью "знающего" человека заявляет: "Автор, ты историю хоть читал? Сталин такое же чудовище как Гитлер".

Вряд ли можно сомневаться, что эта уверенность в своей правоте идёт как раз от доверия к школьному учебнику. И попробуйте разуверить этого "знатока истории" - он не воспринимает никакую иную точку зрения на обсуждаемый предмет. Это уже своего рода "воинствующее" невежество! Попробуйте убедить такого в том, что сталинская эпоха была самой великой в советской истории, - я пытался не раз и понял, что в рамках интернетовского формата полемики это почти невозможно. Легче алкоголика сделать трезвенником.

Чтобы читатель понял, что это не исключение в рассуждениях о сталинской эпохе, приведу ещё одно, несколько косноязычное, но выразительное суждение, автор которого Евгений М. - тоже интернетовский "знаток" истории: "Если есть непрерывная борьба за власть с убийствами, арестами, депортациями, то это как раз и значит, что система негодная!! 10 миллионов пострадали в период репрессий! По самым скромным подсчётам! Подсчитать жертвы гражданской войны не представляется возможным! В 1-ю мировую погибло чуть больше. Это ужасно! Счастливое будущее строили или ужасное настоящее? Смысл власти Сталина - власть! И власть абсолютная".

Вот так, и никаких сомнений, ибо всё это навеяно опять-таки школьным преподаванием истории: вспомните историко-культурный стандарт А.Г. Чубарьяна. А ведь есть источники и "покруче" учебников. Таково, например, истолкование самого слова "сталинизм" в авторитетном и многотиражном Большом толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова: "СТАЛИНИЗМ - связанный с деятельностью И.В. Сталина режим личной власти, выражавшийся в жёстком контроле всех сторон жизни общества, массовых репрессиях и т.п.". Вот такое понимание этого термина "узаконено" авторитетнейшим для школьника, да и учителя, источником...

Многим кажется странным и непонятным, зачем это делается. Между тем причина антисоветской истерии, можно сказать, лежит на поверхности. Капиталистическая система утвердилась в стране с 1990-х годов. И утверждение её началось государственным переворотом, происходившим с памятной для многих пальбой из артиллерийских орудий по зданию штаба Советской власти в октябре 1993-го. А новая власть была "легализована" принятой после этого Конституцией государства, которая, по признанию её идеолога Г. Бурбулиса, была протащена через известное "срамное" место. Именно эта Конституция и "узаконила" последующий разгром всех великих завоеваний Великого Октября.

Однако захват власти надо было средствами пропаганды представить для наших граждан "законным" деянием. Поэтому срочно понадобился ложный образ Октябрьской революции и порождённого ею Советского государства как неких "преступлений" большевиков. Именно тогда от третирования Сталина перешли к поношению Ленина. Начались яростные нападки на него как вождя революции, и не только со стороны безответственных журналистов, публицистов, политологов, но и с государственных трибун! Подобно Сталину, он тоже был представлен "исчадием ада", а революция и Гражданская война - его "преступными" деяниями. На этом фоне антигосударственный переворот 1991-1993 годов на уровне официоза стал позиционироваться как "восстановление законности".

Антисоветизм нужен буржуазно-олигархической власти также и для того, чтобы преступное разрушение СССР представить результатом "ошибок", сделанных большевиками. Президент В.В. Путин в телеобращении к гражданам России 21 февраля 2022 года сказал следующее: "...К распаду нашей единой страны привели исторические, стратегические ошибки лидеров большевиков, руководства КПСС, допущенные в разное время в государственном строительстве, экономической и национальной политике. Распад исторической России под названием СССР на их совести..."

Так что Горбачёв и Ельцин, выходит, тут совсем ни при чём... Это не Горбачёв привёл страну к развалу, и не Ельцин этот развал завершил. А ведь ЕБН хорошо понимал, что он делает неоценимый подарок врагам России. Вспомним, что в своём выступлении перед конгрессом США в 1992 году он заявил: "Мир может вздохнуть спокойно: коммунистический идол, который сеял повсюду на земле социальную рознь, вражду и беспримерную жестокость, который наводил страх на человеческое сообщество, рухнул. Рухнул навсегда. И я здесь для того, чтобы заверить вас: на нашей земле мы не дадим ему воскреснуть! (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию) ...Россия окончательно сделала выбор в пользу цивилизации, здравого смысла, общечеловеческого опыта".

По окончании речи Ельцин трогательно прикладывает ладонь к месту, где, как он считает, расположено его сердце. Конгрессмены театрально подходят ближе к трибуне, стоят и аплодируют. Ельцин в умилении кивает головой: отстрелялся. Аплодисменты не утихают.

За этим как раз и последовал расстрел Верховного Совета, который, кстати, в 1990 году избрал Ельцина своим председателем. Подчеркнём, что это был поразительный по варварству случай - впервые за последние 400 лет новейшей истории руководитель страны так расправился со своим парламентом! И как квалифицировать такие действия? Только как беспрецедентное национальное предательство на государственном уровне!

Действия предателей привели к трагическим последствиям, сломавшим судьбы миллионов людей. На территории великой, социально и национально сплочённой страны возникли вооружённые конфликты: Приднестровье, Чечня, Нагорный Карабах, войны в Абхазии и Южной Осетии, перестрелки на границе между Киргизией и Таджикистаном, а также нынешний конфликт на Украине, потребовавший специальной военной операции.

Итак, не что иное, как политика Горбачёва и Ельцина привела к тому, что перестала существовать великая социалистическая держава - СССР. Но это был только пролог к последующему разрушению всего и вся. Уже тогда, в 1990-х годах, рухнула мощная советская экономика: ВВП к 1998 году составлял лишь 43% от того уровня, который имела РСФСР в 1990-м. Это был удар, который по своей гибельности превосходил потери страны в Великой Отечественной войне - они тогда составили 24%.

И вот уже четвёртый десяток лет мы живём в буржуазном государстве. Несмотря на то, что у нас громадные ресурсы - материальные и интеллектуальные, страна тяжело переживает допущенные потери. В международном плане это выглядит таким образом: НАТО - у наших границ; мы неуклонно теряем влияние в постсоветских республиках; а на Украине дело дошло до того, что пришлось начать специальную военную операцию...

Внутри страны к настоящему времени практически полностью уничтожены некоторые отрасли промышленности, такие как авиастроение, которое в советские годы обеспечивало самолётами 40% мировых воздушных трасс. Станкостроение, производившее в СССР около 200 тысяч станков в год, сейчас выдаёт не более 8 тысяч. А ведь именно станкостроение определяет уровень развития промышленности в стране.

Как триумф современного российского сельского хозяйства нам преподносят под фанфары, что Россия наконец-то стала продавать за рубеж своё зерно, а при социализме мы якобы всё только покупали! Но никто не уточняет, что мы сейчас продаём зерно исключительно фуражное (3-й и 4-й сорт), которое покупают страны третьего мира для своего скота. А мы собственное мясное скотоводство давно потеряли: в СССР было около 22 миллионов голов крупного скота (и этого было не вполне достаточно), а сейчас Россия имеет лишь 8 миллионов голов. И хватает? Как бы не так: мы импортируем мясо, не спрашивая, к слову, как его обрабатывали, чем скот кормили и т.п.

Нас уверяют, что Россия "поднимается с колен", и определённые успехи за последние годы, безусловно, есть. Однако первым делом антисоветским правдорубам надо задать вопрос: а кто на колени-то Россию поставил? Ведь в Советском Союзе мы на коленях не стояли! Так кто же допустил провалы в промышленности и сельском хозяйстве, разрушение медицины, культуры, науки, образования, пенсии и зарплаты на уровне выживания?..

Считаю, всё это и есть ответ на вопрос, почему у нас культивируется не идеология со знаком плюс, то есть идеология утверждения настоящего и будущего, а идеология отрицания, борьбы с советским прошлым, то есть некая "антиидеология". Именно она никак не сдаёт своих позиций, несмотря на то, что идейный раскол общества тем самым углубляется, поскольку большая часть его настроена просоветски.

При этом власть не успокаивается на достигнутом. Недавно, к 80-летию снятия блокады Ленинграда, президент многих удивил следующим заявлением: "...Нацисты и их сателлиты воевали не с политическим режимом или идеологией - нет. Их целью были богатейшие природные ресурсы, территории нашей страны и физическое уничтожение большинства граждан".

И чему тогда поражаться, что некоторые наши молодые люди утверждают, будто фашизм и сталинизм - одно и то же. В самом деле, зачем же воевать с "родственными" политическим режимом и идеологией? Сегодня, похоже, остаётся "неясным" лишь единственный вопрос: то ли сталинизм - разновидность фашизма, то ли фашизм - разновидность сталинизма? Теперь вот бандеровщина заявила о себе, - так это разновидность всё-таки фашизма или, может быть... сталинизма?

Между тем даже Ельцин, как мы помним, в своём "отчёте" перед американским конгрессом сказал, что повержен "коммунистический идол" (чем и заслужил бурные аплодисменты конгрессменов). Он при всём его невежестве всё-таки понимал, что именно это - главное для "наших партнёров". Когда же власть сегодняшняя это наконец уразумеет?

Что касается ресурсов, то мы, помнится, в течение трёх десятилетий "делились" ими с теми же "нашими партнёрами" вполне полюбовно. Да и сейчас делимся: к примеру, поставки обогащённого урана в США увеличиваются год от года и в прошлом году превысили миллиард долларов. И никаких вопросов: мы же свои, "буржуинские"... По большому счёту и враг-то у нас один и тот же. Ельцин, как мы видели, именовал его "коммунистическим идолом", а сегодня чаще всего называют большевистским или сталинским "режимом".

Подытожим в завершение: вместо общества всеобщего созидания в стране создано общество, в котором, по выражению З. Прилепина, антисоветизм стал своего рода религией, а западничество - аксиомой. Это общество, в котором господствуют культ чистогана, культ престижного материального потребления и преклонение перед западными "ценностями". И нет сомнения, что антисоветизм необходим нынешней власти не только для того, чтобы оправдать антисоветский государственный переворот, но - и это всё больше выходит на передний план - переложить на Советскую власть ответственность за зияющие провалы буквально во всех областях общественной жизни, а также и в личной жизни абсолютного большинства советских граждан.

В этих условиях важная задача коммунистов и всех патриотических левых сил - разоблачение умственного убожества и лживости антисоветизма, а также утверждение идеологии социальной справедливости, идеологии социалистического общества, культа традиционных ценностей российской цивилизации.

Газета "Правда" No.42 (31535) 19-22 апреля 2024 года, 6 полоса
https://gazeta-pravda.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное