Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1040


"Эконометрика", 1040 выпуск, 28 декабря 2020 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В статье "Как Сталин освободил рубль от доллара" Александр Самсонов рассказывает о сталинском плане создания общего "недолларового" рынка.

Опасны не только издержки цифровизации, но и цифровизация сама по себе. И опасность эта будет грозить уже не только кучке богачей, но и всем гражданам и особенно - беднейшим. Об этом - в статье Рустема Вахитова "Цифровая узда".

Проблемам экономики сельского хозяйства посвящена статья Владимира Пузия "Живем... с колес".

Одной из наиболее таинственных сторон индустриализации, стартовавшей 90 лет назад, является вопрос об источниках ее финансирования. Этому вопросу посвящена статья проф., д.э.н. В.Ю. Катасонова "Золотой фундамент стройки".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Как Сталин освободил рубль от доллара. Сталинский план создания общего "недолларового" рынка

Александр Самсонов

Реформа 1947 года

Советская денежная система выдержала испытание войной. Так, денежная масса в Германии за годы войны возросла в 6 раз (хотя немцы свозили к себе товары со всей Европы и значительной части СССР); в Италии - в 10 раз; в Японии - в 11 раз. В СССР же денежная масса за годы войны увеличилась только в 3,8 раза.

Однако Великая Отечественная война породила ряд отрицательных явлений, которые необходимо было устранить. Во-первых, появилось несоответствие между количеством денег и потребностями товарооборота. Существовал излишек денег. Во-вторых, появилось несколько родов цен - пайковые, коммерческие и рыночные. Это подрывало значение денежной зарплаты и денежных доходов колхозников по трудодням. В-третьих, крупные денежные суммы осели у спекулянтов. Причём разница в ценах по-прежнему давала им возможность обогащаться за счёт населения. Это подрывало социальную справедливость в стране.

Государство сразу после завершения войны провело ряд мероприятий направленных на укрепление денежной системы и рост благосостояния населения. Покупательный спрос населения увеличивался путём увеличения фондов заработной платы и снижением платежей в финансовую систему. Так, с августа 1945 года начали отменять военный налог с рабочих и служащих. Окончательно налог отменили в начале 1946 года. Не проводили больше денежно-вещевые лотереи и снизили размер подписки на новый государственный заем. Весной 1946 года сберкассы начали выплачивать рабочим и служащим компенсацию за неиспользованные во время войны отпуска. Началась послевоенная перестройка промышленности. Произошёл некоторый рост товарного фонда за счёт перестройки промышленности и за счёт сокращения потребления вооруженных сил и реализации трофеев. Для изъятия денег из обращения продолжали развертывание коммерческой торговли. В 1946 году коммерческая торговля приобрела довольно широкий размах: была создана широкая сеть магазинов и ресторанов, расширен ассортимент товаров и снижена их цена. Завершение войны привело к падению цен на колхозных рынках (более чем на треть).

Однако к концу 1946 года отрицательные явления не были полностью устранены. Поэтому курс на денежную реформу сохранили. К тому же выпуск новых денег и обмен старых денег на новые был необходим для того, чтобы ликвидировать деньги, которые попали за рубеж, и улучшить качество денежных знаков.

По свидетельству наркома финансов СССР Арсения Зверева (управлял финансами СССР с 1938 года) впервые Сталин поинтересовался о возможности денежной реформы в конце декабря 1942 года и потребовал представить первые расчёты в начале 1943 года. Поначалу денежную реформу планировали провести в 1946 году. Однако из-за голода, который был вызван засухой и неурожаем в целом ряде советских регионов, начало реформы пришлось отложить. Только 3 декабря 1947 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об отмене карточной системы и начале денежной реформы.

Условия денежной реформы были определены в Постановлении Совмина СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 года. Обмен денег проводился по всей территории Советского Союза с 16 по 22 декабря 1947 года, а в отдаленных районах завершился 29 декабря. При перерасчете заработной платы деньги обменивались так, что зарплата оставалась без изменения. Разменная монета размену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу. По денежным вкладам в Сбербанке суммы до 3 тыс. рублей также подлежали обмену один к одному; по вкладам от 3 до 10 тыс. рублей сокращение накоплений произвели на одну треть суммы; по вкладам более 10 тыс. рублей изъятию подлежало две трети суммы. Те граждане, которые хранили крупные суммы денег дома, могли обменять по курсу 1 новый рубль к 10 старым. Относительно льготные условия обмена денежных накоплений были установлены для держателей облигаций государственных займов: облигации займа 1947 года переоценке не подлежали; облигации массовых займов меняли на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 года обменивали в соотношении 5:1. Денежные средства, которые находились на расчётных и текущих счетах кооперативных организаций и колхозов переоценивались из расчёта 5 старых рублей на 4 новых.

Одновременно правительство отменило карточную систему (раньше других государств-победителей), высокие цены в коммерческой торговле и ввело единые пониженные государственные розничные цены на продовольственные и промышленные товары. Так, на хлеб и муку цены были снижены в среднем на 12 % против действующих пайковых цен; на крупу и макароны - на 10% и т. д.

Таким образом, в СССР были ликвидированы отрицательные последствия войны в области денежной системы. Это позволило перейти к торговле по единым ценам и уменьшить денежную массу в три с лишним раза (с 43,6 до 14 млрд. рублей). В целом реформа была успешной.

К тому же у реформы был социальный аспект. Спекулянтов прижали. Это восстанавливало попранную в годы войны социальную справедливость. На первый взгляд казалось, что пострадали все, ведь у каждого на 15 декабря имелись какие-то деньги на руках. Но обычный рабочий и служащий, живущий на зарплату, у которого к середине месяца оставалось уже не много денег, пострадал только номинально. Он даже без денег не остался, так как уже 16 декабря начали выдавать зарплату новыми деньгами за первую половину месяца, что обычно не делали. Зарплату обычно выдавали помесячно после завершения месяца. Благодаря этой выдаче рабочих и служащих в начале реформы обеспечили новыми деньгами. Обмен 3 тыс. рублей вклада 1:1 удовлетворял подавляющую часть населения, так как люди не имели значительных средств. В расчёте на всё взрослое население средний вклад на сберкнижке не мог быть более 200 рублей. Понятно, что со спекулянтами потеряли часть своих денег "стахановцы", изобретатели и другие немногочисленные группы населения, имевшие сверхприбыли. Но с учётом общего снижения цен, они, не выиграв, всё же пострадали не сильно. Правда, могли быть недовольными те, кто хранил большие суммы денег дома. Это касалось спекулятивных групп населения и часть населения Южного Кавказа и Средней Азии, которые не знали войны и по этой причине имели возможность вести торговлю.

Надо отметить, уникальность сталинской системы, которая смогла изъять из денежного обращения большую часть денег и при этом большинство простых людей не пострадало. При этом весь мир был поражён тем, что всего спустя два года после завершения войны и после неурожая 1946 года основные цены на продовольствие были сохранены на уровне пайковых или даже снижены. То есть почти всё продовольствие было в СССР доступно каждому.

Это для Западного мира было неожиданностью и неожиданностью обидной. Капиталистическую систему буквально вбили в грязь по самые уши. Так, Великобритания, на территории которой четыре года не шла война и которая пострадала в войне неизмеримо меньше, чем СССР, ещё в начале 1950-х годов не могла отменить карточную систему. В это время в бывшей "мастерской мира" шли забастовки шахтёров, которые требовали обеспечить им уровень жизни как у шахтёров СССР.

Как Сталин освободил рубль от доллара

Советский рубль с 1937 года был привязан к американскому доллару. Курс рубля исчислялся к иностранным валютам на основе доллара США. В феврале 1950 года Центральное статистическое управление СССР по срочному заданию И. Сталина пересчитало валютный курс нового рубля. Советские специалисты, ориентируясь на покупательную способность рубля и доллара (сравнивали цены на товары) и вывели цифру 14 рублей за 1 доллар. Ранее (до 1947) года за доллар давали 53 рубля. Однако, по словам главы Минфина Зверева и главы Госплана Сабурова, а также присутствовавших при этом событии, китайского премьера Чжоу Эньлая и руководителя Албании Энвера Ходжи, Сталин 27 февраля перечеркнул эту цифру и написал: "Самое большее - 4 рубля".

Постановление Совета министров СССР от 28 февраля 1950 г. перевело рубль на постоянную золотую основу, привязка к доллару была отменена. Золотое содержание рубля устанавливалось на уровне в 0,222168 грамма чистого золота. С 1 марта 1950 года была установлена покупная цена Госбанка СССР на золото в 4 руб. 45 коп. за 1 грамм чистого золота. Как отметил Сталин, СССР, таким образом, был защищен от доллара. США после войны имели долларовые излишки, которые хотели сбросить на другие страны, переложив свои финансовые проблемы на других. В качестве примера бессрочной финансовой, а значит, и политической зависимости от Западного мира Иосиф Сталин приводил Югославию, где правил Иосип Броз Тито. Югославская валюта была привязана к "корзине" доллара США и английского фунта стерлингов. Сталин фактически предсказал будущее Югославии: " ... рано или поздно Запад Югославию "обвалит" экономически и расчленит политически... ". Его пророческие слова сбылись в 1990-е годы.

Впервые национальные деньги были освобождены от американского доллара. По данным Экономического и Социального совета ООН, Европейской и Дальневосточной комиссий ООН (1952-1954 гг.) решение Сталина почти вдвое увеличило эффективность советского экспорта. Причем в тот период - промышленного и наукоёмкого. Это произошло за счёт освобождения от долларовых цен стран-импортеров, занижавших цены на советский экспорт. В свою очередь, это привело к росту производства в большинстве советских отраслей промышленности. Также Советский Союз получил возможность избавиться от импорта технологий США и других стран, которые ориентировались на доллар и ускорить собственное технологическое обновление.

Сталинский план создания общего "недолларового" рынка

Перевод на "сталинский золотой рубль" большей части торговли СССР со странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданной в 1949 году, а также с Китаем, Монголией, Северной Кореей, Вьетнамом и рядом развивающих стран вёл к формированию финансово-экономического блока. Появлялся общий рынок, который был свободен от доллара и значит политического влияния США.

В первой половине апреля 1952 года в Москве прошло международное экономическое совещание. На нём советская делегация во главе с зампредседателя Совмина СССР Шепиловым предложила учредить общий рынок товаров, услуг и капиталовложений. Он был свободен от доллара США и создавался в противовес Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) и экспансии США. В это время уже вовсю действовал план Маршалла. Экономика большинства стран Европы оказалась в зависимости от Соединенных Шатов.

Члены СЭВ и Китай ещё в 1951 году заявили о неизбежности тесного сотрудничества всех стран, которые не хотят подчинять доллару США и диктату западных финансовых и торговых структур. Идею поддержали такие страны, как Афганистан, Иран, Индия, Индонезия, Йемен, Сирия, Эфиопия, Югославия и Уругвай. Эти страны стали соорганизаторами Московского форума. Интересно, что предложение поддерживали и некоторые западные страны - Швеция, Финляндия, Ирландия, Исландия и Австрия. Всего в Московском совещании приняло участие 49 стран. За время его работы было подписано более 60 торговых, инвестиционных и научно-технических соглашений. Среди основных принципов этих соглашений были: исключение долларовых расчётов; возможность бартера, в том числе и для погашения долгов; согласование политики в международных экономических организациях и на мировом рынке; взаимный режим максимального благоприятствования в кредитах, инвестициях, кредитах и научно-техническом сотрудничестве; таможенные и ценовые льготы для развивающихся государств (или их отдельных товаров) и т. д.

Советская делегация предложила на первом этапе заключать двусторонние или многосторонние соглашения по таможенным, ценовым, кредитным и товарным вопросам. Затем планировали провести постепенную унификацию принципов внешнеэкономической политики и создать "общеблоковую" зону торговли. На заключительном этапе планировали создать межгосударственную расчетную валюту с обязательным золотым содержанием (рубль к этому был уже подготовлен), что вело к завершению создания общего рынка. Понятно, что финансово-экономическая интеграция вела и к политической интеграции. Вокруг СССР бы объединились не только социалистические, но и народно-демократические и бывшие колонии, то есть развивающиеся государства.

К сожалению, после гибели Сталина, власти СССР и большинства других стран СЭВ отошли от предложений великого вождя, постепенно подпадая под власть доллара (а их элиты под власть "золотого тельца"). О великом сталинском проекте постарались "забыть". Более того, ввиду социально-экономических и политических авантюр Хрущева пришлось сильно девальвировать "сталинский золотой рубль" (в 10 раз) и уменьшить его золотое содержание. В конце 1970-х годов золотое содержание советского рубля де-факто вообще ликвидировали. Со времен Хрущева внешняя советская торговля стала переходить в подчиненное положение по отношению к долларовой системе. Стоимость товаров, поставленных из Союза в капиталистические страны, рассчитывалась в условных "инвалютных рублях" по курсу 1 долл=0,6 инвалютного рубля. Вдобавок Советский Союз стал "донором" развивающихся стран и стал снабжать Западный мир дешевым энергетическим и промышленным сырьем. А золотой запас, который создали при Сталине, стали стремительно терять.

Идея "советской глобализации" на финансово-экономическом уровне и свободе от доллара США, зависимости от Федеральной Резервной Системы США, ныне актуальна как никогда. Собственно ничего и придумывать не надо. Всё уже дал России Иосиф Сталин. Надо только проявить политическую волю и довести его замыслы до логического завершения. Тогда Россия будет полностью независима на финансово-экономическом приоритете, подорвет власть ФРС, западных ТНБ и ТНК и получит мощный инструмент для "русской глобализации". Россия получит мощный инструмент для развития национальной экономики и развития благосостояния народа.

Источники:

Забытая идея без срока давности // http://www.rg.ru/bussines/rinky/482.shtm.

Зверев А. Записки министра. М., 1973.

Как рубль "освободили" от доллара // http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/kak_rubl_osvobodili_ot_dollara_2010-03-01.htm.

Мартиросян А. Б. 200 мифов о Сталине. Сталин после войны. 1945-1953 годы. М., 2007.

Мухин Ю. За что убит Сталин? М., 2004.

Мухин Ю. Сталин - хозяин СССР. М., 2008.

Против диктата доллара // http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/protiv_diktata_dollara_2010-06-04.htm.

https://topwar.ru

*   *   *   *   *   *   *

Цифровая узда

Рустем Вахитов

1.

В 1908 г. великий русский писатель, публицист, общественный деятель граф Лев Николаевич Толстой выпустил брошюру под названием "Не могу молчать!".

В ней он выражал свое горячее возмущение казнями восставших крестьян, которые совершались тогда по всей России по приказу царского правительства (вспомним, что в 1908 г. совсем недавно закончилась первая русская революция и свирепствовала реакция). 

Начал он свой рассказ с описания повешения 12 крестьян, которое состоялось майским утром в городе Херсоне. С точки зрения царского суда они, разумеется, были преступниками. Они напали на усадьбу помещика Елисаветградского уезда. Толстой осуждал любое насилие, в том числе и учиненное крестьянами. Но при этом злостными преступниками напавших все же не считал. Писатель понимал, что сделали они это не просто так - не бесясь с жиру, как недоросли - выходцы из богатых высших классов, а из-за голода, невыносимых условий своей крестьянской жизни, наконец, от жгучей обиды. 

Посудите сами. В 1900 г. в южных губерниях России земельный надел на одну крестьянскую душу составлял 1,7 десятины, при том, что даже по нормам, введенным самим царским правительством, чтоб прокормить семью, крестьянину было нужно 15 десятин. В то же время помещики, чья численность составляла около 1% населения (приблизительно 140 тыс. человек, или 30 тыс. семей), владели 40 миллионами десятин земли, которая была куда плодороднее, чем у крестьян. При этом 155 богатейших российских помещиков имели наделы по 50 тысяч десятин каждый! 50 тысяч десятин против 1,7 десятины простого южнорусского крестьянина! 

Разумеется, не все из помещиков были миллионерами-латифундистами. Немало было мелкопоместных дворян. Но все же и их наделы было не сравнить с крестьянскими. Средний надел помещика в начале ХХ века составлял 286 десятин на одну душу, а крестьянина - 2,6 десятины, то есть в 100 раз меньше! Помещик прекрасно жил в доме с множеством комнат, пользовался всеми благами цивилизации, вволю ел, пил, мог получить образование и дать образование своим детям, мог рассчитывать на хорошее лечение. Крестьяне теснились в одной избе, где вместе на полу спали и взрослые, и дети, да еще на ночь туда же загоняли и скотину. Образование ограничивалось церковноприходской школой или в лучшем случае земской школой. Из врачей - земский доктор, один на весь уезд. Зато тяжелой работы и связанных с ней болезней вроде грыжи было вдоволь... 

Вши, высокая детская смертность, низкая продолжительность жизни были обычным делом. Да еще через каждое десятилетие по деревням прокатывался голод. Мясо большинство крестьянских парней впервые в жизни пробовали только в армии...

Стоит ли удивляться тому, что озверевшие от такой жизни крестьяне нападали на помещичьи усадьбы!

Во всяком случае русский писатель Лев Толстой это хорошо понимал (тем более, быт крестьян он знал не понаслышке). Вот как Толстой написал об этих 12 несчастных, которых повесили в Херсоне майским утром 1908 г.: "Двенадцать человек из тех самых людей, трудами которых мы живем... двенадцать таких людей задушены веревками теми самыми людьми, которых они кормят, и одевают, и обстраивают и которые развращали и развращают их".

Под "теми самыми людьми" Толстой имел в виду представителей своего сословия. Лев Толстой был помещик - такой же, как и елисаветградский дворянин, на имение которого напали эти 12 несчастных мужиков. Но писатель сочувствует вовсе не собрату по классу, который, вероятно, тоже пострадал: возможно, мужики его избили, не говоря уже о том, что отобрали и попортили его имущество. Толстой сочувствует всей душой крестьянам. Потому что на их стороне правда. Они сеют и растят хлеб, они кормят помещиков, чиновников, заводчиков, и при этом живут полуголодной, невыносимой жизнью, недостойной честного человека труда. На то Лев Толстой и был великий писатель, что умел духовно развить себя, преодолеть узкие, классовые стереотипы, вбиваемые ему с детства, узкий классовый эгоизм, который толкал таких как он помещиков на путь равнодушия и жестокости. Настолько преодолел, что перешел на сторону несправедливо страдающего большинства...

И вот в наши дни на трибуну Госдумы Российской Федерации выходит праправнук Льва Николаевича Толстого - журналист Петр Олегович Толстой, который оказался в парламенте по списку "Единой России" и занял там высокий пост заместителя председателя. Петра Толстого обеспокоило попадание в открытый доступ данных российских граждан, которое произошло в ходе реализации нацпроекта "Цифровая экономика". Но как вы думаете: Петра Толстого, в отличие от его прапрадела Льва Николаевича интересовала судьба простых россиян, бюджетников, пенсионеров, безработных? Увы! Не те пошли нынче Толстые... Послушаем самого депутата: "Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу вам сообщить, что буквально на днях в общий доступ попали персональные данные 2 миллионов граждан России, в том числе паспортные данные членов правительства, вице-премьеров, министров, заместителей министров, статс-секретарей, вице-спикера Государственной думы, нашего с вами коллеги Александра Дмитриевича Жукова. Все эти данные оказались открыты, в общем доступе..."

Праправнук мятежного графа не заявляет, что его беспокоит судьба какого-нибудь Ивана Ивановича, простого рабочего из провинции, чьи скудные сбережения на счетах Сбербанка могут быть украдены кибермошенниками. Нет, его тревожит объявившаяся прозрачность вице-спикера Госдумы РФ Александра Дмитриевича Жукова, который действительно человек не бедный - был членом наблюдательного совета Сбербанка и нацсовета Центробанка, официально имеет доход около 5 миллионов рублей в год (кстати, именно господин Жуков осчастливил народ "монетизацией льгот" в 2005 г.). Интересует его и сохранность средств Вячеслава Викторовича Володина, которому также есть, за что беспокоиться: в 2016 г. его годовой доход составлял более 62 миллионов рублей (это не говоря уже об угодьях его матушки, "простой пенсионерки", на которую записаны активы на сотни миллионов рублей).

Причина сей трогательной заботы Петра Олеговича также понятна. Он и сам, прямо скажем, не на "макарошках" сидит. Его официальные доходы приближаются к доходам Александра Дмитриевича. Иными словами, он принадлежит к тому же классу, что и вице-спикеры Думы, министры, их замы, статс-секретари, об опасности для счетов и недвижимости которых Петр Олегович говорил с такой болью в голосе... Наследник великого классика-графа - на стороне богатого меньшинства...

2.

Показательно, что Петр Толстой обратил внимание только на этот аспект компании по цифровизации - угрозу для денег на банковских счетах и для собственности, которые могут быть присвоены мошенниками, если персональная информация гражданина из официальной базы данных утечет в Сеть. Спору нет, это угроза вполне реальна и ей нужно научиться противостоять. Тысячи и тысячи наших граждан действительно могут лишиться своих сбережений и собственности, если цифровизацию проводить форсированными темпами, как требует того путинско-медведевское правительство. А оно не оставляет даже времени для серьезной проработки законопроектов... 

Но только давайте смотреть правде в глаза: эта угроза в гораздо большей степени касается богатых граждан, чем бедных. Иначе говоря, она более реальна для Петра Олеговича и его друзей - депутатов и министров, чем для большинства россиян. Еще год назад исследование экономистов ВШЭ выявило, что 89% всех финансовых активов, лежащих в банках России (денег на счетах, акций, драгметаллов и т.д.), принадлежит всего лишь 3% богатейших россиян (это около 500 тыс. человек из 140 млн). В то время как 20% самых малообеспеченных россиян располагают лишь 4% от общей суммы на банковских счетах в России! При этом, чем меньше доходы россиянина, тем скорее он хранит свои деньги не у банкиров, а в домашней банке, "в кубышке", что является, собственно говоря, самой надежной защитой от кибермошенников. Ни один хакер, какие бы хитроумные программы он ни разрабатывал, не сможет увести ваши деньги, если они лежат в виде купюр под половицей (правда, тогда на них может покуситься обычный вор, орудующий отмычками, а не программами, или бизнесмены с чиновниками, которые раздувают инфляцию).

Конечно, для наших небогатых граждан и потеря небольшого вклада - очень болезненная утрата. Это деньги, которые они подолгу откладывали на черный день или на какую-нибудь большую покупку... Но с другой стороны, профессионалов в области компьютерных взломов вряд ли заинтересует счет, где лежат 50 или 100 тысяч рублей, если есть такие счета, где хранятся миллионы и десятки миллионов и даже не в рублях... Также как вряд ли кибермошенников заинтересует разбитая хрущевка в спальном районе провинциального города, а вот огромная квартира в центре Москвы - очень даже заинтересует... 

Вместе с тем опасны не только издержки цифровизации, но и цифровизация сама по себе. И опасность эта будет грозить уже не только кучке богачей, но и всем гражданам и особенно - беднейшим.

Недавно я был на одной очень интересной научной конференции. Молодая исследовательница - "полевой социолог" сделала там доклад, который, честно говоря, раскрыл мне глаза на подлинные цели цифровизации всей России, каковой с упорством, достойным лучшего применения, добивается наша власть (как известно, с 2018 г. запущена нацпрограмма "Цифровая экономика", на которую выделены огромные деньги - около 1,2 трлн рублей). Исследовательница побывала с коллегами в отдаленной области России. Руководство этой области осуществило эксперимент по частичной цифровизации. Они свели воедино две компьютерные базы данных, которые ранее никогда не соприкасались, потому что принадлежали двум разным ведомствам: первая - ГИБДД, вторая - региональной бирже труда. В первой базе были указаны все жители этой области, владеющие транспортными средствами, во второй - все, кто стоял на учете как безработный и получал пособие. Результатом стало исключение около 4000 (четырех тысяч!) граждан из числа получателей пособий на том основании, что они указывали в заявлениях, что не имеют средств к существованию, а на самом деле владели личными автомобилями. 

Опять-таки трудно спорить с тем, что среди "официальных безработных" иногда встречаются вполне обеспеченные лица. Те же социологи приводили конкретные примеры, когда скупой муж-миллионер заставлял свою неработающую жену оформиться на бирже труда из соображений "хоть несколько тысяч, но попадут в семейный бюджет из государственного". Но в основной массе это были все же обычные, небогатые граждане. Ну имели они старые "Жигули" и может, даже таксовали на них, но ведь копеечного пособия на жизнь просто не хватит... 

И тут меня, как я уже говорил, осенило. Кампания по цифровизации - это продолжение той же тенденции, которую показала пенсионная реформа. Власть хочет максимально избавиться от груза социальной ответственности. А для этого нужно произвести строгий учет: кто, сколько и за что получает от государства. Дабы сократить число таких граждан, как выражается один политик, - "в разы". 

Ведь суть цифровизации состоит вовсе не в том, что у каждого гражданина будет цифровой электронный паспорт, в котором у каждого будет свой идентификационный номер, о чем только и говорят сегодня СМИ, а вслед за ними - простые граждане. Суть - в объединении всех баз данных на граждан и создании по каждому гражданину электронного документа, в котором были бы аккумулированы все сведения о нем. Допустим, сегодня есть отдельная база данных ГИБДД, где указано: какие у человека имеются транспортные средства, база данных налоговых служб, где указаны доходы человека, база данных поликлиники, где содержится информация о состоянии его здоровья, база данных банка со сведениями о его счетах, база данных жэка, где указано, как он платит или не платит за ЖКХ. А после цифровизации будет единая база данных. И человек уже не сможет отказаться платить по кредиту под тем предлогом, что у него нет денег: по запросу легко можно будет узнать, что в таком-то банке у него имеется вклад. Или человек не сможет получить пособие по безработице или повышенную пенсию, потому что на его жену записана машина... Я уж про выгоды для налоговых служб не говорю.... Даже журнал "Форбс" в статье об "электронном паспорте гражданина" открыто признает: "Одновременно с новостью о возможном введении и внедрении электронных паспортов появилась и новость о том, что ФНС в будущем сможет получать в кредитных организациях больше данных о счетах налогоплательщиков в рамках нового порядка направления запросов от налоговой службы в банки ... введение таких паспортов облегчит принудительное взыскание налогов...". (Олег Абелев "Электронные паспорта: к чему клонит государство?// "Форбс" 09.10.2018) Это не рассуждения излишне эмоциональных  граждан на сомнительных сайтах интернета! Это заключение из солидного, признанного во всем мире экономического журнала!

Наши власть имущие потеряли немало денег в результате падения цен на нефть на мировом рыке и введения против России западных санкций. Они желают добрать недостающее - путем повышения налогов, повышения пенсионного возраста и вот теперь еще - учета и контроля в сфере социальных выплат и сбора налогов. Собственно, для этого и нужна цифровизация. В результате кампании цифровизации каждый человек в России должен оказаться как на ладони у нашего государства. А оно, как все мы знаем, жалости не знает: заберет все, что есть, а даст - на копейки...

3.

После всего сказанного инициатива господина Толстого о том, чтобы цифровать данные граждан только с их согласия, приобретает несколько иной смысл. Толстой заявил в своей речи: "Любая обработка данных гражданина должна производиться только с его согласия, и это согласие должно быть осознанным, добровольным и заявленным в определенном порядке". Вообще-то формально все это правильно. Но очевидно, что уже сейчас богатые россияне имеют в этом плане гораздо большие преимущества, чем бедные.

Богатый человек, если заболеет, идет лечиться в коммерческую клинику, а то и едет для этого за границу. А там у него, конечно, не потребуют согласие на использование персональных данных. Бедный россиянин, у которого поднялась температура, идет в государственную поликлинику по месту жительства. А там врач с ним даже разговаривать не будет, пока он не подпишет такое согласие. Стоит пациенту начать ерепениться, то ему объяснят, что в противном случае ему не смогут оказать качественную медицинскую помощь. Так что пусть он с температурой 39 едет в коммерческую клинику, где один прием будет стоить полторы тысячи рублей... Бедный пациент подписывает и его данные мигом оказываются в компьютере... 

Богатый россиянин не покупает себе сам телефон с сим-картой. Скорее всего, он воспользуется аппаратом, который предоставила ему его компания (тем более что договор на корпоративную мобильную связь позволяет снизить налог на прибыль). А бедный идет в офис МТС, просит там сим-карту, а ему объясняют, что для того, чтобы купить ее, нужно дать продавцам отксерокопировать паспорт... Конечно, компания также предоставит оператору мобильной связи данные сотрудников, но рядовым работникам оператора они, скорее всего, будут недоступны, а в случае индивидуальной покупки - совсем другое дело... 

Не удивлюсь если результатом работы комиссии, которую возглавил Петр Олегович по предложению Вячеслава Викторовича, станет возможность для богатых россиян законно уклоняться от цифровизации, а для бедных - необходимость сделать все свои данные, а также доходы и расходы прозрачными для государства. В конце концов в дореволюционной России так и было: там существовало крестьянство, относимое к податным сословиям (то есть крестьяне обязаны были платить подати государству). Если они этого не делали, им не выдавали паспорта и они не имели права покидать свою деревню. А были дворяне, которые подати не платили и имели документы, позволявшие им беспрепятственно передвигаться по всей империи и в зарубежье. Не зря ведь наши власть имущие любят повздыхать о "России, которую мы потеряли"...

Впрочем, дело не только в "ностальгии по феодализму" у наших власть имущих. Честно говоря, это мировая тенденция. 23 марта 2019 г. газета "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью Нелли Боулз под названием "Человеческое общение теперь - роскошь. Раньше гаджеты были признаком статуса. Теперь символ статуса - отказ о них". Собственно, основная мысль статьи выражена в названии: если раньше представители западной элиты имели дорогие телефоны, компьютеры, планшеты, и этим отличались от простых американцев, французов и немцев, то теперь все ровно наоборот. В социальных сетях посредством айфонов сидят теперь люди бедные, живущие на низших этажах западного общества. А миллионеры общаются при помощи простеньких телефонов без интернета, а своих детей посылают в частные школы, где вообще обучение проводится по старинке и запрещены "умные телефоны", суперкомпьютеры и прочие технологические "чудеса" (эти школы в Америке так и называют: tech-free private schools). "Жизнь без мобильного телефона хотя бы в течение дня, выход из социальных сетей, отказ от электронной почты - все это стало символом высокого статуса", - пишет колумнист "Нью-Йорк таймс". В общем-то это логично: высокие технологии  при капитализме - прежде всего инструмент манипуляции бедными массами, а значит сами манипуляторы пользуются ими исключительно в служебное время и исключительно для извлечения прибыли...

Как говорится, добро пожаловать в этот "дивный, новый мир"!

г. Уфа

http://sovross.ru/articles/1846/44170

*   *   *   *   *   *   *

Живем... с колес

Владимир Пузий

Залогом экономического процветания села представляют "реформаторы" созданные ими "рыночные условия". Но то, что в экономике сельского хозяйства происходит, это результат государственной политики, которая фактически выливается и в прямое регулирование цен на продукцию села со стороны органов власти государственного и местного уровня. Это мне перед началом уборки урожая довелось еще раз увидеть. 

На совещание в областном министерстве сельского хозяйства собрались собственники и специалисты элеваторов. О готовности к приему зерна нового урожая. Начали с того, что объявили присланные из Минсельхоза России минимальные закупочные цены, при которых проводятся государственные закупки зерна, так называемые "интервенции" в отношении зерна нынешнего урожая. Известно, что государственные закупочные интервенции, товарные интервенции проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. 
Сложившиеся в области на сегодня рыночные цены на остатки зерна 2018 года. Пшеница третьего класса торгуется от 9350 до 11 880 рублей за тонну. Ячмень - от 9300 до 10 500 рублей. Рожь - от 7 тысяч до 8500 рублей. Цены на пшеницу четвертого-пятого классов на 5-10 процентов ниже третьего класса. 

Однако минимальные закупочные цены, "интервенции", на зерно нынешнего урожая, по расчетам Минсельхоза России, на пшеницу третьего класса объявлены 8600 рублей без учета налога на добавленную стоимость 7819 рублей. На рынке в последнее время оно продавалось по 11 880 рублей за тонну, а цена установлена меньше на 4000 рублей: четвертого класса - 7600 и пятого - 6800 рублей. Закупочную цену для ячменя назначили 8100 - на 2400 свалили. И рожь - 6700, тогда как давали 8500 рублей, это в какую сторону разница? Убыль - около 30 процентов.

На деле это становится фактически директивной установкой для владельцев элеваторов и прочих коммерсантов, они за нее тут же ухватились. Вот и на сей раз. Через две недели после того, как на совещании в минсельхозе области объявили присланные из Москвы минимальные закупочные цены, мне позвонили купцы и называют именно минимальные закупочные цены и предлагают по ним продать зерно. Притом что в те июньские дни в продаже пшеница 3-го класса урожая 2018 года стоила почти 12 тысяч рублей за тонну. В одночасье рыночная цена упала до минимальных закупочных цен, объявленных Минсельхозом с целью "не допустить ограбления селян". 

Но это последний глоток воздуха. С тем и встречаем каждый раз новую уборочную страду. Скопили денег для начала. А чтоб продолжать, комбайны чтоб работали, нужно дизельное топливо. Но чтоб его купить, продаем уже с первого бункера намолоченное зерно и по самой невыгодной цене. Да зарплату работникам не выплатишь вовремя - к прокурору. А также пора платить налоги. 

Деваться некуда, продаем зерно по обвалившейся цене, живем с колес. Так что к моменту, когда цены поднимутся, уже и торговать нечем. В этом-то вся беда. 

Такая ситуация складывается фактически в связи с объявлением минимальных цен на зерно по стране. Это последствия крайне разорительной ценовой политики в отношении сельского хозяйства. А по законам экономики она творит чудеса. Вот ныне Минсельхоз установил для "интервенции" в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах цену на мягкую пшеницу 3-го класса по 11 100 рублей за тонну.
То есть в прошлом году здесь это зерно продавали еще дороже, имея при этом самую низкую себестоимость. В последние годы в благоприятных южных округах производство зерна, соответственно, выросло, и в рекордном 2017 году, например, в Краснодарском крае, превысило 14 миллионов тонн при урожайности 57 центнеров с гектара. В итоге здесь высокая рентабельность и желанный доход. 

Тем более было бы оправданно эту минимальную южную цену более чем в 11 тысяч рублей за тонну зерна объявить для северных и всех неблагоприятных территорий, чтоб сохранить там растениеводство и удержать их в освоенном и обжитом состоянии. Она бы и была ориентиром для формирования рыночной цены в этих регионах.

Но, к сожалению, минимальные цены для закупочных "интервенций" установлены всем федеральным округам, но с большим снижением по мере удаления округов от благоприятных природных зон. По Уральскому округу - 9600 рублей с учетом НДС за тонну зерна, по Приволжскому - 8600, а по Сибирскому и Дальневосточному округам - 8400 рублей. 

Тем не менее задача провозглашена благородная: государственными закупками не допустить падения сегодняшней цены ниже объявленной минимальной в защиту производителя зерна.

Однако почти за два десятилетия "интервенций" на рынке зерна всё выходит боком для хлеборобов, особенно с неблагоприятными почвенно-климатическими условиями. Им остается мечтать, чтобы везде сложился естественно-приемлемый финансовый климат, какой есть сегодня хоть в одной отрасли растениеводства нескольких южных регионов. 

Ну, а наша Оренбургская область в зоне рискованного земледелия продолжает бороться за выживание при минимальных ценах закупочной "интервенции" в ожидании их спасительных для нас всплесков. А они случаются, как сообщают в печати, когда из-за новых рекордов в экспорте зерна вдруг обнаруживается его нехватка у себя дома. И тогда производитель может накинуть цену на остаток зерна и выручить денежку для затыкания дыр. 

В такой обстановке государственная политика много лет на "свободном рынке" добивается усиления "экспортной направленности" сельского хозяйства уже и с прямым регулированием за счет государственного кармана. И с начала нынешнего года публикуются заявления, что Минсельхоз России будет регулировать цены на зерно на внутреннем рынке. 

С учетом того, что цена зерна на внешнем рынке благоприятна для экспортеров, то это, естественно, по высокому мнению, приводит к корректировкам цены на внутреннем рынке. По оценке Минсельхоза, при текущих высоких внешних ценах на зерно 240 долларов за тонну, или около 15,5 тысячи рублей, цены на внутреннем рынке не будут расти в среднесрочной перспективе. Ради прибыли для экспортеров. Такова задача.

И отсюда высшая гордость: экспорт зерна превысил по выручке экспорт вооружения из России. А возникли внутренние нехватки? Но теперь не будем - "недоедим, но продадим". И сами есть будем. Министерство инициировало субсидирование перевозки зерна из Сибири в европейскую часть страны, что позволит обеспечить потребности мукомольного, хлебопекарного и комбикормового производства, а также уравновесить цены. 

Заполнить опустевшие склады по низким ценам. Ради экспорта. 

Все подобные радения правительства постоянно вызывают вопросы. Почему же власть только в отношении сельского хозяйства переходит к такому регулированию? Почему беспрепятственно, безостановочно и опережающими темпами повышаются цены на промышленные товары и любую продукцию для села - с первого дня капитализма в России утвердившийся так называемый диспаритет, рост их неравновесия с ценами продукции сельского хозяйства.

Самый наглядный пример - скачущие вверх цены на топливно-смазочные материалы. Давно уже миновали годы, когда крестьяне протестными выступлениями добивались сезонных снижений цен на бензин и дизельное топливо, что облегчало жизнь и труд в поле. После присоединения (вразрез с национальными интересами) к Всемирной торговой организации все льготы быстро свели практически к нулю для большинства сельхозтоваропроизводителей. 

Мы с огромным трудом сегодня покупаем тонну дизтоплива за 48 тысяч рублей, то есть почти за 10 тонн первого свеженамолоченного зерна. А ведь эти продукты были равны по ценовому весу. Вот как обесценили крестьянский труд. Что видно и по зарплате. В 2018 году работникам сельского хозяйства области начислили в среднем за месяц всего-то по 16 тысяч рублей. Недалеко даже до официально признаваемой нищеты. 
Не лучше и ныне. За последние пять лет три года летом объявляли чрезвычайные ситуации в большинстве районов области. Так и сегодня. И постоянная непогода в условиях экономики. И потому область, видимо, получит опять в два с лишним раза меньший каравай из знаменитой оренбургской янтарной пшеницы, чем в среднем в советские годы. Возможно, близко к прошлогоднему, когда собрали лишь 2 миллиона тонн зерна. 

В одном из относительно благополучных - Асекеевском районе пока намолачивают по 20 центнеров зерна озимых с гектара, а в Октябрьском - по 6 центнеров. В среднем по области - 10 центнеров, яровые дадут меньше. И что за это получишь от перекупщиков по предлагаемой ими минимальной цене закупочной "интервенции"?

Очень тяжко каждому из немногих уцелевших бывших колхозов и совхозов, но еще в большей беде деревни, села и вся область среди развалин животноводческих ферм и других производственных предприятий. Одна из крупнейших житниц с ее знаменитым на весь мир "степным золотом" - пшеницей вот уж почти три десятилетия прозябает, хиреет и ветшает, словно в оккупации, и впрямь в результате интервенции бесхозяйственных "реформаторов". 

Бюрократические игры в "интервенцию" и в иные руководящие забавы не столь безобидны и в действительности приводят к последствиям по всей стране, дающим основания сравнивать их с результатами войны повсюду. 
Люди проходят от Москвы до самых окраин и в большинстве областей видят разоренное полеводство, а во всех - и животноводство, для восстановления которых судьба будущего обязывает поднять детей своей земли в трудовой поход, превосходящий и всесоюзный поход на освоение целины.

Если исходить из интересов народа, то уже сегодня жизненно необходим устойчивый, без резких падений по годам уровень закупочных цен на продукцию села, обеспечивающий рост производства и развитие культурно-бытовых условий для достижения городского уровня жизни. Эта поставленная Советской властью задача еще более важна сегодня для самого существования страны, когда при колониальном капитализме из-за обнищания опустошаются и становятся безлюдными бескрайние просторы тысячелетней великой державы. 

http://sovross.ru/articles/1877/45208

*   *   *   *   *   *   *

Золотой фундамент стройки

Валентин Катасонов

Одной из наиболее таинственных сторон индустриализации, стартовавшей 90 лет назад, является вопрос об источниках ее финансирования.

В литературе по истории индустриализации чаще всего встречаются такие описания источников: бесплатная рабочая сила ГУЛАГа; почти бесплатный труд крестьян, насильно согнанных в колхозы; награбленное большевиками  церковное имущество; доставшееся им в наследство от царского режима золото; проданные на Запад картины и другие произведения искусства из Эрмитажа и других музеев и т.п. Иногда добавляются и некоторые другие экзотические позиции. 

Когда-то и я без особых сомнений и колебаний воспринимал подобные версии источников финансирования строек первых пятилеток. До тех пор, пока не стал разбираться в статистике, относящейся к тому времени (конец 1920-х - начало 1940-х годов). Статистика, конечно, неполная и не всегда надежная. Но все равно это лучше, чем произвольные сочинения историков, не подкрепленные документами и цифрами. 

Свои расчеты я начал не с источников, а с результатов первых пятилеток. Не вызывает никаких сомнений, что за годы индустриализации до начала Великой Отечественной войны (несколько более 12 лет) в СССР было построено 364 города, сооружено и введено в эксплуатацию более 9 тысяч предприятий (все это хорошо документировано). В расчете на день в рамках того отрезка нашей истории получается по два промышленных предприятия! Были предприятия разного калибра. И крупные типа Сталинградского тракторного завода или Днепрогэса, и мелкие типа мукомольных фабрик или небольших станций по ремонту тракторов. В первую пятилетку, согласно документам правительства и ЦК ВКП(б), количество крупных предприятий, введенных в действие, составило 1500. Кроме того, проводилась реконструкция ранее действовавших производственных объектов (в том числе тех, которые были построены еще до революции).
А что такое предприятие с точки зрения капитальных затрат на его создание? Объект капитальных вложений состоит из пассивных и активных элементов основных фондов. Пассивные элементы - здания, сооружения, коммуникации. Активные элементы - машины, оборудование, инструменты; короче говоря, орудия производства. Если пассивные элементы могли создаваться трудом местных рабочих (в том числе заключенных, о чем любят писать многие литераторы и историки), то с активными элементами этот вариант не проходит. 

Россия и до революции очень мало производила собственных орудий (средств) производства, импортируя их с Запада (особенно из Германии, в меньшей степени из Англии и США). А в конце 1920-х годов собственного производства средств производства почти не осталось. Индустриализацию можно было проводить только путем масштабного импорта машин, оборудования, специальной аппаратуры и инструментов. А это все требовало валюты. Я проводил прикидочные оценки того, какие капиталовложения были необходимы Советскому Союзу для того, чтобы построить более девяти тысяч предприятий. Также пришлось оценить, какая доля в этих инвестициях приходилась на валютную часть (закупки машин и оборудования, монтажно-строительные и пусконаладочные работы, обучение персонала для эксплуатации оборудования и т.п.). Конечно, оценки очень примерные, но, надеюсь, порядок сумм мне удалось все-таки определить правильно. Тех, кому интересна моя внутренняя "кухня" расчетов, могу адресовать к моей книге: "Экономика Сталина" (М.: Институт русской цивилизации, 2016).

Результат моих оценок таков: на обеспечение индустриализации импортными машинами и оборудованием минимально необходимые валютные ресурсы должны были составить 5 (пять) миллиардов "рузвельтовских" долларов США (золотое содержание доллара после переоценки доллара США в 1934 году на основе указа президента Франклина Рузвельта понижалось примерно в полтора раза и определялось пропорцией: 1 тройская унция драгоценного металла = 35 долл.). Это не менее 500 млрд современных долларов США (на начало текущего десятилетия). В среднем на одно предприятие приходилось валютных затрат, эквивалентных сумме немного более 500 тысяч "рузвельтовских" долларов.

А какими валютными ресурсами располагал Советский Союз накануне старта индустриализации? По данным Госбанка СССР, на 1 января 1928 года золотовалютные резервы страны составили лишь немного более 300 млн золотых рублей (1 золотой рубль = 0,774 г чистого золота). Округленно это примерно 150 млн "старых" долларов США, или 260-270 млн "рузвельтовских" долларов. Вроде бы неплохо. Можно закупить машины и оборудование на 500-550 средних предприятий. Но надо учитывать, что в том же году внешний долг СССР был равен 485 млн золотых руб. То есть международная долговая позиция страны была таковой, что она выступала чистым должником, долговое сальдо превышало 180 млн золотых рублей. Начинать индустриализацию с таких позиций было сложно, ее можно было даже назвать самой настоящей авантюрой. Особенно учитывая, что страна находилась в достаточно жесткой торгово-экономической блокаде.
И тем не менее индустриализация стартовала. И закупки машин и оборудования осуществлялись. Так чем Советский Союз оплачивал эти закупки? Уж, конечно, не трудом обитателей ГУЛАГа, который было трудно конвертировать в валюту (я сейчас не обсуждаю вообще фантастические цифры численности обитателей ГУЛАГа; имеющаяся статистика и документы свидетельствуют, что число заключенных соответствовало максимум 3 процентам численности трудоспособного населения страны). 

Очевидно, что валюту давал в первую очередь советский товарный экспорт. Чаще всего историки говорят об экспорте пшеницы и некоторых других зерновых. Но статистика показывает, что зерновые не были главной экспортной статьей. Так, в 1928 году на хлеб (зерно) приходилось лишь 7%. Производство зерновых в результате коллективизации заметно увеличилось, но основная часть продукции колхозов шла в города и на стройки пятилеток. Коллективизация не только давала дополнительное количество сельхозпродукции, но и высвобождала миллионы рабочих рук, которые нужны были на площадках индустриализации.

Более значительные, чем зерно позиции в товарном экспорте занимали: нефть и нефтепродукты (16%), лес и пиломатериалы (13%); на масло также приходилось 7%. А самой крупной товарной группой были пушнина и меха (17%). Во второй половине 1920-х годов годовые объемы экспорта товаров составляли от 300 до 400 млн долл.

Да, мы начали наращивать объемы экспорта с конца 20-х годов. Но происходило наращивание прежде всего не стоимостных, а физических объемов экспорта. Происходил своего рода "бег на месте". Почему? Потому, что в западном мире начался экономический кризис, который привел к падению цен на товарных рынках - как национальных, так и мировом. Падение цен происходило на рынке машин и оборудования. Некоторые авторы отмечают, что, мол, ветер дул в паруса советской индустриализации. Мол, нам повезло, мы покупали средства производства по низким ценам. Это верно. Но дело в том, что падение цен происходило также на рынках сырья, причем еще в большей мере, чем на рынках готовой продукции. Да, вероятно, товарный экспорт давал основную часть валюты для индустриализации, но валютная выручка давалась нам дорогой ценой. Если в период 1924-1928 гг. среднегодовой физический экспорт товаров из Советского Союза составлял 7,86 млн т, то в 1930 году он подскочил до 21,3 млн т, а в 1931 году - до 21,8 млн т. В последующие годы вплоть до 1940 года средний физический объем экспорта был равен примерно 14 млн т. Но согласно моим расчетам, экспортной выручки максимум хватало на покрытие лишь половины всех тех валютных затрат, которые были фактически произведены в годы довоенной индустриализации. 
Другой источник - золото. Но не золото, которое якобы было унаследовано от царской России. Этого золота уже совсем не осталось к середине 1920-х годов. Оно активно вывозилось из страны по разным каналам и под разными предлогами. Среди них так называемое "золото Коминтерна" (вывоз драгоценного металла для помощи зарубежным коммунистам в проведении мировой революции). Также "паровозное золото". Это золото, выведенное из хранилищ Госбанка для закупки паровозов и подвижного состава в Швеции. Операция проводилась Троцким, который ради того, чтобы провернуть эту аферу, на время занял пост наркома путей сообщения. Паровозов Советский Союз из Швеции не получил, а золото бесследно исчезло (скорее всего, осело в банках Швеции, Швейцарии и США). Об этих и многих других перипетиях царского золота в первые годы после Октябрьской революции 1917 года читатель может узнать из моей книги "Золото в мировой и российской истории XIX-XXI вв." (М.: "Родная страна", 2017).

Но золото действительно использовалось для финансирования индустриализации. Только золото, которое добывалось в стране. В 1920-е годы объемы добычи сильно просели даже по сравнению с дореволюционными. В отдельные годы послереволюционного десятилетия годовая добыча измерялась всего несколькими тоннами. К концу 1920-х гг. Советский Союз выходит на дореволюционный уровень (в 1928 г. было добыто 28 т). Данные о добыче в 30-е годы до сих пор не рассекречены, но по разным вторичным источникам можно понять, что к середине десятилетия добыча вышла на уровень, равный примерно 100 т металла в год. А к концу десятилетия некоторые называют цифру годовой добычи до 200 т в год.
Заканчивая тему золота, хочу сказать, что определенную роль сыграл и такой источник драгоценных металлов, как сеть магазинов Торгсин (скупка драгоценных металлов и валютных ценностей у населения и иностранцев в обмен на дефицитные потребительские товары). Максимальные объемы принятого от граждан золота были зафиксированы в 1932 году - 21 т и в 1933 году - 45 т. Правда, после существенного улучшения продовольственного снабжения городов с середины 1930-х годов скупка драгоценных металлов через магазины Торгсин стала резко падать.

Непропорционально большое внимание уделяется такому источнику получения валюты, как распродажа художественных ценностей Эрмитажа и других музеев страны. Была создана специальная организация "Антиквариат" (в ведении Наркомата внешней торговли), которой были переданы картины из разных музеев в количестве 2730 единиц. В фонде "Антиквариата", как отмечают специалисты, наиболее ценных произведений искусства не было. Продажи проходили в условиях мирового экономического кризиса, когда спрос был низким. Реализовано было менее половины фонда - 1280 картин, остальные вернулись на свои места. В общей сложности выручка от реализации художественных ценностей музеев составила около 25 млн золотых рублей. 

Существует рассчитанная на не очень грамотных людей версия, что, мол, индустриализацию в Советском Союзе проводили иностранные компании. Сначала в основном американские, потом английские и частично французские. А за несколько лет до начала войны - германские. Что значит "проводили"?

Некоторые полагают, что иностранный бизнес пришел в Советский Союз со своими инвестициями. Нет, они приходили в нашу страну не с деньгами, а для того, чтобы заработать. Они выступали в качестве поставщиков машин и оборудования, они осуществляли проектирование предприятий, проводили строительно-монтажные и пусконаладочные работы на предприятиях, они обучали наших соотечественников управлять машинами и оборудованием и т.п. Особо следует отметить американскую фирму Альберта Куна, которая первая пришла на советский рынок, спроектировала и построила 500 крупных и крупнейших промышленных объектов. Среди них такие гиганты, как Днепрогэс, Сталинградский и другие тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автомобильный завод и др.

Ведущими торговыми партнерами в годы первой пятилетки стали гиганты американского бизнеса General Electric, Radio Corporation of America, Ford Motor Company, International Harvester, Dupont de Nemours и другие. Но еще раз подчеркну: они приходили к нам не с деньгами, а за деньгами. Для нас момент был крайне благоприятный, в мире бушевал экономический кризис. Западные компании, даже гиганты бизнеса, открыто нарушали или хитростью обходили многочисленные запреты западных правительств на сотрудничество с СССР (до конца 1929 г. торгово-экономическая блокада нашей страны была, пожалуй, более жесткой, чем нынешние санкции Запада в отношении Российской Федерации; кризис блокаду ослабил).

Почти никаких долгосрочных банковских кредитов Советскому Союзу Запад не давал. Кое-какие банковские кредиты мы, конечно, получали, но это были краткосрочные деньги, торговые кредиты. Экспортно-импортный банк США с 1934 года кредитовал примерно 2/3 советских закупок на американском рынке. Но это были краткосрочные кредиты, тем более их получателями были не российские импортеры, а американские экспортеры. Америка несмотря на свою нелюбовь к Советскому Союзу вынуждена была скрепя сердце разрешать подобное кредитование для поддержки американского бизнеса, оказавшегося в тяжелейшем положении. Можно еще добавить, что были коммерческие кредиты. Фактически это были отсрочки платежей, которые предусматривались контрактами на поставку оборудования, строительно-монтажные работы и т.п. работы и услуги (обычно основная часть платежей переносилась на срок после пуска объекта). 

Распространена такая конспирологическая версия, что, мол, все-таки Запад деньги Сталину на индустриализацию давал, причем немалые. Мол, советская индустриализация - проект мировой закулисы, которая готовила к военному столкновению две страны - Германию и Советский Союз. Германию западный (почти исключительно англосаксонский) капитал действительно финансировал. Об этом сегодня уже можно почитать во многих книгах. Например, в книге известного американского историка и политолога Э. Саттона "Уолл-стрит и приход Гитлера к власти". В подобных работах действительно содержится множество документальных подтверждений того, как банкиры и крупные бизнесмены Запада финансировали Гитлера, привели его к власти, а затем вливали в германскую экономику миллиарды долларов и фунтов стерлингов для ее подготовки к военному броску на восток. Удивительно, но ни одного документального подтверждения того, что Запад каким-то образом помогал проводить индустриализацию в СССР, нет.

Желающие познакомиться подробнее с вопросом источников и методов финансирования индустриализации в Советском Союзе могут обратиться к моим книгам. Кроме упомянутой уже книги "Экономика Сталина" могу рекомендовать также свою книгу "Россия и Запад в ХХ веке. История экономического противостояния и сосуществования" (М.: Институт русской цивилизации, 2015).

http://sovross.ru/articles/1836/43856

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное