В разделе Произведения опубликованы фрагменты
работы М. Элиаде "Священное
и мирское"
Предисловие к французскому изданию
Эта небольшая книга
была написана в 1956 г. по настоянию профессора Эрнесто
Грасси, который тогда только что открыл в
издательстве "Ровольт"
серию "карманных изданий" Rowohlts Deutsche Enzyklopadie.
Таким образом, она была задумана и создана для широкой публики
как общее введение к феноменологическому и историческому
изучению фактов религий. Я согласился на это рискованное
предприятие, вдохновившись удачным примером французского
ученого Жоржа Дюмезиля, который в 1949 г. выпустил книгу
под названием "Индоевропейское наследие в Риме" (издательство
"Галлимар"). В ней автор обобщил результаты своих исследований
трехсторонней индоевропейской идеологии и римской мифологии.
В этой книге, построенной в форме довольно развернутых цитат
и выводов к ним, читателю преподносилось основное содержание
семи произведений, опубликованных ученым в течение предшествовавших
восьми лет. Прочитать
весь текст
Введение
Все еще помнят, какой резонанс
в мире вызвала книга Рудольфа Отто "Das Heilige" (1917).
Конечно, ее успех обусловлен новизной и оригинальностью
подхода автора. Вместо того чтобы изучать идеи Бога и религии,
Рудольф Отто анализирует различные формы религиозного опыта.
Теолог и историк религий по образованию и психолог по призванию,
он сумел раскрыть содержание религии и ее характерные черты.
Ученый оставил в стороне все то рациональное и спекулятивное,
что есть в религии, и вдохновенно описал ее иррациональную
сторону. Отто прочитал Лютера и понял, что означает для
верующего "живой Бог". Это не Бог философов и не Бог Эразма,
это не какая-то идея, абстрактное понятие, простая моральная
аллегория, это - страшная мощь, проявляющаяся в божьем "гневе".
Рудольф Отто стремится показать в своей книге характерные
черты этого страшного и иррационального опыта. Он обнаруживает,
что священное - mysterium tremendum, majestas - подавляющая
своим могущественным превосходством, - вызывает чувство
ужаса. Он обнаруживает религиозный страх перед mysterium
fascinans, в котором раскрывается во всем совершенстве и
полноте бытие. Отто определяет эти опыты как numineuses
(от латинского numen - бог), т.е. божественные, так как
все они вызваны открытием какого-либо аспекта божьей силы.
Божественное выделяется как нечто ganz andere, как абсолютно
и полностью отличное: оно не похоже ни на человеческое,
ни на космическое. Перед ним человек испытывает чувство
собственной ничтожности, ощущает себя лишь какой-то тварью,
лишь, говоря словами Авраама, с которыми он обратился к
Владыке, "прахом и пеплом" (Бытие, XVIII, 27). Прочитать весь
текст
Готовятся к публикации на сайте: материалы
в раздел Произведения.
Рассылка сайта поможет Вам своевременно узнать
о всех новостях и дополнениях сайта.